Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Комментарий к статье 62 ГК РФ

 

  1. В целях реализации обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о его ликвидации, сообщить об этом в уполномоченный государственный орган Федеральной налоговой службы РФ разработана и утверждена форма уведомления о ликвидации юридического лица <1>. Результатом такого уведомления является внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (о порядке и сроках внесения записи в ЕГРЮЛ см. ст. ст. 8, 20 Закона о регистрации юридических лиц).

———————————

<1> Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

 

Указанная запись свидетельствует о наличии изменений, происходящих в объеме гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации (см. ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

  1. Новым является возложение обязанности на лиц, принявших решение о ликвидации, опубликовать сведения о принятии данного решения. Такая публикация является отличной от публикации, размещенной ликвидационной комиссией в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 63 ГК РФ.
  2. В зависимости от видов юридических лиц сообщения о ликвидации могут направляться в различные государственные органы.

В частности, Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» определено, что такие сведения представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты при ее создании <1>.

———————————

<1> См.: абз. 2 п. 3 ст. 11 Закона о торгово-промышленных палатах.

 

Сообщения о ликвидации общественного объединения <1>, профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации <2>, религиозной организации <3> представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

———————————

<1> См.: ст. 26 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

<2> См.: п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

<3> См.: п. 4 ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

 

В Банк России представляются сведения о ликвидации кредитной организации <1>.

———————————

<1> См.: ч. 1 ст. 23 Закона о банках и банковской деятельности.

 

  1. В практике арбитражных судов возникал вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц <1>, судам разъясняется, что указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.

———————————

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.

 

Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (п. 11 указанного Обзора).

  1. Так как п. 4 комментируемой статьи установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия).

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав <1>.

———————————

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code