Статья 61. Ликвидация юридического лица

Комментарий к статье 61 ГК РФ

 

  1. О реорганизации юридических лиц как их прекращении с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам см. комментарий к ст. 57 ГК РФ.
  2. Пункт 1 комментируемой статьи вновь изложен в редакции, существовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ. Напомним, что эти изменения предусматривали возможность перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица в порядке правопреемства к другим лицам в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
  3. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в ГК РФ, не является исчерпывающим.

Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось.

К основаниям добровольной ликвидации юридического лица следует отнести и невозможность достижения юридическим лицом целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности становится невозможным или существенно затрудняется. Однако такая ликвидация возможна только по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица.

Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:

— признание недействительной государственной регистрации юридического лица, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

— осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— систематическое осуществление общественной и религиозной организацией, благотворительным и иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям;

— иные случаи, предусмотренные законом.

Угроза применения такой санкции (принудительной ликвидации) к «нарушителям» понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

  1. Признание недействительной государственной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, уже предусматривалось ГК РФ в качестве основания для принятия решения учредителями (участниками) юридического лица о его ликвидации <1>, т.е. относилось к основаниям добровольной ликвидации.

———————————

<1> Исключено ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.

 

  1. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требования законодательства о достоверности адреса юридического лица <1>.

———————————

<1> Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц.

 

При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц, допущенном при осуществлении своей деятельности <1>.

———————————

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2013 г. N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».

 

  1. Отсутствие в комментируемой статье конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или если вредные последствия таких нарушений устранены. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц <1>.

———————————

<1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация».

 

  1. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридического лица могут быть заявлены прокурором (ст. 1253 ГК; ст. 18 Закона о некоммерческих организациях), органами страхового надзора (п. 10 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела в Российской Федерации), налоговыми органами (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»), федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. 43 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»), антимонопольным органом (ст. 23 Закона о защите конкуренции), органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).

  1. Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников). Решения уполномоченных государственных органов (органов местного самоуправления) о ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения должны соответствовать в том числе требованиям правовых актов, регулирующих их деятельность. В частности, решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:

а) наименование учреждения с указанием типа;

б) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур;

г) наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

 

9. О банкротстве юридических лиц см. комментарий к ст. 65 ГК РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code