Статья 59. Передаточный акт

Комментарий к статье 59 ГК РФ

 

  1. Комментируемая статья в своей прежней («дореформенной») редакции устанавливала требования к передаточному акту, который должен был составляться при слиянии, присоединении и преобразовании, а также к разделительному балансу, который требовался при разделении и выделении. Но Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, принятый в рамках модернизации ГК РФ, отказался от термина «разделительный баланс», предусмотрев необходимость составления в случаях реорганизации передаточного акта.

В Концепции развития законодательства о юридических лицах (утверждена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 16 марта 2009 г.) на этот счет указывалось, что «в ГК не учитывается отсутствие необходимости составления передаточного акта и разделительного баланса в таких процедурах реорганизации, как преобразование, слияние и присоединение, ибо в них осуществляется переход всех прав и обязанностей лишь к одному юридическому лицу», а также что «передаточный акт в процедурах слияния, присоединения и преобразования должен иметь учетное, а не правоустанавливающее значение. В этих случаях отсутствие в указанном акте упоминания о каком-либо праве или обязанности не может означать их прекращения в связи с исключением из государственного реестра реорганизованного юридического лица». Результатом этих рассуждений явился отказ от понятия «разделительный баланс». Однако, как следует из комментируемой статьи, документ, называемый передаточным актом, тем не менее обязателен для составления во всех случаях реорганизации, в том числе при преобразовании, слиянии и присоединении.

  1. Содержание передаточного акта должно отражать все права и обязанности, переходящие в результате правопреемства. В этом смысле положения комментируемой статьи до внесения в нее изменений Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ расценивались как не вполне верные, поскольку речь в них шла о правопреемстве «по всем обязательствам» реорганизованного юридического лица. Однако не менее важно для кредиторов знать и о судьбе вещных прав, а также иных прав и обязанностей, переходящих в результате реорганизации. По этому поводу Концепция развития законодательства о юридических лицах содержала замечание о противоречии имеющейся в комментируемой статье формулы универсальному характеру правопреемства, происходящего при реорганизации, а также предложение о необходимости упомянуть в ГК РФ о правопреемстве юридических лиц в публичных правах и обязанностях (налоговых, лицензиях и т.п.), а также в трудовых правоотношениях.

В результате редакция комментируемой статьи, вступившая в силу с 1 сентября 2014 г., обязывает лиц, проводящих реорганизацию, включить в передаточный акт не только положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, но и порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Вместе с тем совершенно понятно, что лица, составляющие передаточный акт, могут обладать неполной информацией обо всех перечисленных выше обстоятельствах. В этом смысле надлежащее исполнение ими обязанности по отражению в передаточном акте всех прав и обязанностей подлежит оценке с учетом критериев добросовестности (в субъективном смысле этого понятия). Иными словами, тот, кто составлял передаточный акт, не может быть привлечен к какой-либо ответственности, если не знал и не должен был знать о наличии соответствующего обязательства.

  1. Утвержденный передаточный акт представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц либо для внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, с приложением ряда документов, в том числе передаточного акта.

Вместе с тем нельзя не заметить того, что содержание представленного в регистрирующий орган передаточного акта фактически никоим образом не влияет и не может повлиять на дальнейший ход процедуры реорганизации, поскольку регистрирующий орган не наделен полномочиями по проверке указанных документов на предмет учета в них всех прав и обязанностей, переходящих в порядке правопреемства. В этом смысле положения абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, закрепляющие такое основание для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, как отсутствие в передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, вряд ли могут быть применены на практике. Регистрирующий орган не обладает, да и не может обладать информацией обо всех требующих отражения в этих по существу учетных документах правах и обязанностях каждого из юридических лиц. Третьи лица, в том числе кредиторы реорганизуемого юридического лица, не имеют возможности обратиться к регистрирующему органу с требованием о приостановлении реорганизации или с иным аналогичным требованием, основанным на неверно составленном передаточном акте, этим лицам предоставлены лишь гарантии, перечисленные в ст. 60 ГК РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code