Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

Комментарий к статье 51 ГК РФ

 

  1. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Таким образом, с точки зрения формально-юридической благодаря государственной регистрации «рождается» новый субъект гражданского права — юридическое лицо.

Именно с момента государственной регистрации юридическое лицо правоспособно, т.е. может иметь гражданские права и нести обязанности (до этого юридического лица просто не существует).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, является Закон о регистрации юридических лиц.

Комментируемая статья до 1 сентября 2014 г. существовала в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ. Сравнивая с тем, что было ранее, можно отметить появление ряда новых норм (включенных в абз. 2 — 3 п. 2, п. п. 3 и 4, абз. 1 п. 5 (частично новое правило), п. п. 6 и 7). Введение данных правил в ГК РФ носит отнюдь не юридико-технический характер, но обусловлено концептуальными соображениями. Система государственной регистрации юридических лиц несовершенна. В частности, это проявилось в том, что, стремясь создать максимально благоприятные условия для развития предпринимательства (бизнеса), закон установил сверхлиберальные правила регистрации юридических лиц (не проверялось содержание документов, представляемых при государственной регистрации, не был создан механизм обеспечения того, чтобы данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), соответствовали действительности и т.д.). В результате появилась масса злоупотреблений (в том числе обилие фирм-однодневок).

В этой связи потребовалось менять систему государственной регистрации юридических лиц. В комментируемую статью включены основные начала, на которых должна базироваться эта система. Введение в ГК РФ таких начал потребовало изменений и дополнений многих законов и других нормативных актов (будут и другие изменения и дополнения).

  1. Применяя правила комментируемой статьи, в первую очередь следует определиться с тем, что же подлежит государственной регистрации. В прежней редакции этой статьи говорилось о государственной регистрации юридического лица, о том, что данные регистрации включаются в ЕГРЮЛ, а также указывалось, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в указанный реестр.

В Законе о регистрации юридических лиц говорится о государственной регистрации юридических лиц при их создании, регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и т.д.

Очевидно, в комментируемой статье воплощено понятие государственной регистрации, содержавшееся в прежней редакции статьи. Акт государственной регистрации юридического лица входит в юридический состав, порождающий юридическое лицо. Этот акт совершается путем внесения записи о создании юридического лица и иных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Со дня внесения соответствующих записей в реестр юридическое лицо считается созданным.

В период существования юридического лица могут вноситься изменения в учредительные документы юридического лица — они подлежат государственной регистрации. Если изменяются иные данные, внесенные в реестр, не связанные с изменениями учредительных документов, то в ЕГРЮЛ должны быть внесены соответствующие изменения. В том числе в реестр вносятся записи при реорганизации и ликвидации юридических лиц (см. ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК и соответствующий комментарий).

  1. В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице, указанные в Законе о регистрации юридических лиц (ст. 5). В частности, указываются сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, его учредителях, размере уставного капитала, лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о филиалах и представительствах юридического лица и т.д.
  2. В абз. 1 п. 2 рассматриваемой статьи провозглашается один из принципов государственной регистрации — открытость сведений Единого государственного реестра юридических лиц (иногда этот же принцип именуют принципом гласности или, говоря об открытости сведений, отмечают публичный характер государственной регистрации).

Обстоятельные правила, обеспечивающие открытость и общедоступность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в ст. ст. 6, 7, 7.1 Закона о регистрации юридических лиц и подзаконных актах. В частности, в ст. 7.1 данного Закона установлены правила опубликования сведений о юридическом лице в случаях, предусмотренных законом. Сведения, подлежащие опубликованию, в том числе уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица, а также ряд иных сведений (о создании юридического лица, об уменьшении или увеличении уставного капитала, об изменении места нахождения юридического лица и др.) вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сведения, содержащиеся в этом реестре, подлежат размещению в сети Интернет.

В ст. 6 Закона о регистрации юридических лиц устанавливается, что сведения и документы, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, предоставляются в виде:

— выписки из реестра;

— копии документов, содержащихся в реестре;

— справки об отсутствии запрашиваемой информации. Здесь же указан субъект, уполномоченный установить форму и порядок предоставления сведений, предусмотрен максимальный срок предоставления информации (пять дней) и т.д.

Статьей 7 указанного Закона определено, что информация предоставляется за плату, если иное не предусмотрено законом. Указано, что размер платы устанавливается Правительством РФ, а также определено направление использования средств, «заработанных» за счет предоставления информации, — исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации. Здесь же предусматривается, что в случаях и в порядке, которые установлены законом и актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в реестре сведения и документы ряду органов (правоохранительным, судам и др.).

Вместе с тем открытость сведений государственного реестра не может быть беспредельной. Так, в абз. 2 п. 1 ст. 6 вышеназванного Закона установлено, что сведения о номере, дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, могут быть предоставлены только органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ (данное ограничение не действует при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей).

  1. В абз. 2 п. 2 комментируемой статьи закреплен принцип публичной достоверности.

Суть данного принципа в том, что сведения, содержащиеся в государственных реестрах, должны считаться истинными (соответствующими действительности). Если субъект полагается на данные государственных реестров, то он должен признаваться добросовестным. Он получил сведения из реестра, и ему не нужно другими способами собирать какую-либо информацию о том или ином юридическом лице (например, о том, соответствуют ли сведения, содержащиеся в реестре, уставу, кто может заключать договор от имени данного субъекта и т.д.). Государство в соответствующем случае должно гарантировать защиту интересов такого субъекта.

Вместе с тем если субъекту известно, что сведения, содержащиеся в реестре, не соответствуют действительности, но он ссылается на данные реестра, то его нельзя считать добросовестным. Например, если при заключении договора от имени юридического лица выступает субъект, обозначенный в реестре как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (предположим, генеральный директор), но контрагенту по договору известно, что в действительности генеральным директором является другой субъект, то поведение такого контрагента не может считаться добросовестным. Ссылка на то, что он «поверил» реестру, несостоятельна.

  1. Если лицо добросовестно полагается на данные реестра о юридическом лице, но в реестре отсутствуют какие-либо сведения или в нем содержатся недостоверные данные, то юридическое лицо не может ссылаться на такие данные (которых нет в реестре), а также на недостоверность сведений, имеющихся в реестре. Например, в реестре в качестве генерального директора хозяйственного общества указан гражданин N. Некий субъект, добросовестно полагаясь на данные реестра, заключает договор с соответствующим обществом, от имени которого действует гражданин N. Впоследствии это общество не может ссылаться на то, что гражданин N. уже не является генеральным директором, поскольку полномочия прекратились, или на то, что он никогда не был генеральным директором, и т.д. и т.п.

Введение указанного правила призвано стимулировать юридические лица к тому, чтобы в реестре содержались достоверные данные и чтобы в него своевременно вносились изменения. Оно же призвано защитить лиц, добросовестно полагающихся на данные реестра.

Указанные негативные для юридического лица последствия не наступают, если несоответствующие действительности данные включены в реестр помимо воли этого юридического лица, в частности, в результате неправомерных действий третьих лиц или должностных лиц регистрирующих органов.

  1. Юридическое лицо должно представлять для включения в реестр данные, соответствующие действительности (достоверные данные), и в установленные сроки. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения этих обязанностей оно должно возместить возникшие у кого-либо в результате указанного нарушения убытки (абз. 3 п. 2 рассматриваемой статьи).
  2. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона о регистрации юридических лиц). Очевидно, что в этот срок орган, осуществляющий государственную регистрацию, должен провести проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ. Необходимость такой проверки обусловлена стремлением обеспечить публичную достоверность реестра (см. п. п. 1, 5 — 7 настоящего комментария).

При наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных в этот орган документах, он должен отказать в государственной регистрации (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц).

Вопреки ожиданиям <1> в комментируемой статье не нашлось места указанию об обязательной проверке соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов, вносимых в них изменений и т.д.

———————————

<1> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 52.

 

  1. Регистрирующий орган должен сообщать заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава и предстоящем включении новых данных в реестр (абз. 1 п. 4 комментируемой статьи).

Рассматривая это правило, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, регистрирующий орган несет такую обязанность лишь в случаях, установленных Законом о регистрации юридических лиц. Порядок доведения соответствующей информации до заинтересованных лиц также должен устанавливаться законом. Возможно создание некой группы норм, предусматривающих заключение договоров на информационное обслуживание, во исполнение которых извещение могло бы производиться посредством электронной почты и по иным каналам связи (телефон, факс и т.д.) <1>.

———————————

<1> Концепция развития законодательства о юридических лицах // Вестник гражданского права. 2009. N 2. С. 26 — 27.

 

Во-вторых, такие сообщения должны направляться заинтересованным лицам. Естественно, что в первую очередь имеются в виду участники юридического лица. Однако, думается, в некоторых случаях к числу заинтересованных лиц могут относиться органы государственной власти и местного самоуправления и, быть может, кредиторы юридического лица. Как представляется, правила о том, кого нужно (можно) считать заинтересованными лицами, следует включить в Закон о регистрации юридических лиц. Возможно, заинтересованных лиц следует делить на несколько групп. В частности, можно выделить тех заинтересованных лиц, которым обязательно должно направляться сообщение о предстоящей регистрации. В другую группу заинтересованных лиц могут быть включены субъекты, выразившие волю на получение рассматриваемых сообщений, разумеется, имеющие заинтересованность и действующие в пределах закона. В определенных случаях необходимость направления сообщения обусловлена стремлением обеспечить публично-правовые интересы, и соответствующая обязанность может быть предусмотрена иным законодательством (например, антимонопольным).

В-третьих, сообщения о предстоящей государственной регистрации должны направляться заблаговременно. Очевидно, подразумевается, что сообщение должно быть направлено с таким расчетом, чтобы заинтересованное лицо до государственной регистрации могло отреагировать, если оно не согласно с предстоящей регистрацией. Как указано в абз. 2 п. 4, такое лицо может направить возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава или предстоящего включения данных в реестр.

Регистрирующий орган обязан рассмотреть такие возражения. Разумеется, что, не являясь юрисдикционным органом, регистрирующий орган не рассматривает споры. И потому если возражения обоснованные и есть основания для отказа в государственной регистрации (ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц), то регистрирующий орган отказывает в регистрации. Если же возражения есть проявление произвола заинтересованного лица или сводятся к указанию обстоятельств, не являющихся основаниями для отказа в государственной регистрации (ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц), то регистрирующий орган должен произвести государственную регистрацию. Вероятно, в Законе следует предусмотреть возможность приостановления государственной регистрации (указав основания, порядок, срок приостановления).

Порядок и срок рассмотрения возражений заинтересованных лиц и принятия соответствующего решения должны предусматриваться Законом о регистрации юридических лиц.

  1. Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, установленных п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц.

Среди оснований указаны, в частности, такие факты (обстоятельства), как непредставление заявителем необходимых для регистрации документов, несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, когда такая форма обязательна, возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в реестр и т.д.

Решение об отказе в регистрации должно содержать основание отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные в п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц (п. 2 этой же статьи Закона).

Естественно, что отказ в государственной регистрации, а также уклонение от регистрации могут быть обжалованы в суде. Суд может обязать произвести государственную регистрацию, если отказ или уклонения являются необоснованными.

  1. Признание государственной регистрации юридического лица недействительной возможно при грубых (!) нарушениях закона, допущенных при создании юридического лица. Причем только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер. Например, регистрация произведена по заявлению лица, которое в действительности не изъявляло соответствующую волю (регистрация по украденному или потерянному паспорту).

Порядок признания государственной регистрации недействительной — судебный.

Признание регистрации юридического лица недействительной влечет ликвидацию юридического лица (см. ст. 61 ГК и комментарий к ней).

  1. В период создания юридического лица либо впоследствии в реестре по каким-либо причинам могут оказаться недостоверные данные или (может и достоверные) внесенные в реестр с нарушением закона. Например, об учредителях, о лице, могущем без доверенности выступать от имени юридического лица, и т.д. Естественно, что включение таких данных может быть оспорено в суде. При наличии к тому оснований суд может признать соответствующую запись в реестре недействительной и во исполнение этого обязать регистрирующий орган аннулировать такую запись.
  2. В п. 7 комментируемой статьи устанавливаются следующие основания гражданско-правовой ответственности органа, осуществляющего государственную регистрацию:

1) незаконный отказ в государственной регистрации. Основания отказа предусмотрены ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц. Отказ по иным причинам (не указанным в законе) является незаконным;

2) уклонение от государственной регистрации. Под уклонением как основанием ответственности регистрирующего органа следует понимать несовершение регистрирующим органом регистрационных действий при отсутствии к тому законных оснований. Причем обычно под уклонением (от чего-либо) понимается умышленное действие (бездействие). Как представляется, в данном случае форма вины правового значения не имеет. Ответственность регистрирующего органа должна наступать как в том случае, когда вина выражена в форме умысла, так и при неосторожности (простой или грубой);

3) включение в государственный реестр недостоверных данных о юридическом лице (например, о месте его нахождения);

4) нарушение предусмотренного законом порядка государственной регистрации.

Во всех случаях ответственность наступает при наличии вины регистрирующего органа. Нет вины — нет ответственности. Об отсутствии вины может свидетельствовать, например, введение этого органа в заблуждение (учредителями, органами юридического лица), если регистрирующий орган совершил все необходимые действия по проверке представленных ему данных, которые он должен проверять.

Ответственность за указанные нарушения всегда может выражаться только во взыскании убытков. Могут взыскиваться как реальный ущерб, так и упущенная выгода (см. ст. 15 ГК).

Убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации. (В Законе о регистрации юридических лиц говорится, что в соответствующих случаях ущерб возмещает регистрирующий орган.)

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code