Статья 49. Правоспособность юридического лица

Комментарий к статье 49 ГК РФ

 

  1. При характеристике граждан как возможных участников гражданских правоотношений в первую очередь говорится об их правоспособности и дееспособности.

Право- и дееспособность именуют правосубъектностью (иногда в составе правосубъектности выделяют также сделкоспособность, деликтоспособность, трансдееспособность).

Применительно к юридическим лицам такой подход неприемлем. «Рождение» юридического лица означает, что оно обладает правоспособностью и дееспособностью (а если выделять сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в соответствующих случаях чаще всего — о правосубъектности юридического лица.

Правосубъектность суть не право, не сумма прав и не суммарное выражение полномочий, а социально-правовая способность лица. Сущность гражданской правосубъектности может быть охарактеризована как основанная на нормах гражданского права юридическая способность юридического лица быть участником гражданско-правовых отношений <1>. Правоспособность юридического лица — это способность иметь гражданские права и нести гражданско-правовые обязанности.

———————————

<1> Красавчиков О.А. Гражданская правосубъектность как правовая форма // Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права: Избранные труды: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2. С. 31 — 32.

 

  1. В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи закреплено общее правило о правосубъектности юридических лиц: она носит специальный характер (является специальной). Юридическое лицо может вступать лишь в те гражданско-правовые отношения, благодаря участию в которых достигаются цели деятельности, предусмотренные в учредительных документах («можно то, что разрешено»). Если, предположим, учредительными документами установлено, что данное юридическое лицо должно производить карандаши, то именно этим оно и может заниматься, но не оказанием образовательных услуг, выполнением работ и пр.
  2. Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций (см. ст. 50 ГК и комментарий к ней). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (здесь торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами (п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы (см. п. 4 ст. 52 ГК и соответствующий комментарий).

Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключений):

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— иные организации, если это предусмотрено законом.

Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.

  1. Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <1>. В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, разработка, испытание и ремонт авиационной техники, разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники и т.д.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

 

Положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с лицензированием, в том числе: использование атомной энергии; производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций; деятельность по проведению организованных торгов и т.д. Лицензирование этих (и некоторых других) видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (например, Федеральными законами от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и др.).

Кроме того, особенности лицензирования устанавливаются федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как оказание услуг связи, теле- и (или) радиовещание, частная детективная (сыскная) и частная охранная деятельность, а также образовательная деятельность.

Лицензирование осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно имеет гражданско-правовой эффект. С получением лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью, указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей деятельностью не входила.

  1. При рассмотрении правил комментируемой статьи, как представляется, необходимо обратить внимание на неоднозначность терминов «цель деятельности», «предмет и цели деятельности», «виды деятельности». Нередко в них вкладывается разный смысл. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями. В качестве основной цели деятельности этих субъектов названо извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Поскольку это основная цель, постольку подразумевается наличие иных (неосновных, факультативных) целей деятельности.

Вместе с тем в соответствии со ст. 113 ГК РФ устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия. Если на этом акцентируется внимание в специальной норме об унитарном предприятии, значит, в данном случае под целью разумеется нечто иное, нежели извлечение прибыли. Впрочем, это не означает отказ от основной цели в смысле п. 1 ст. 50 ГК РФ — извлечения прибыли.

Понятие предмета деятельности в законе не дается. Однако указано, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК). При этом коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

По-видимому, в п. 1 ст. 2 ГК РФ содержится родовое понятие видов деятельности: предоставление имущества в пользование, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг. Под предметом деятельности унитарного предприятия можно понимать конкретизированный уставом перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься данное предприятие (например, осуществление оптовой и розничной торговли продуктами питания).

Цели такой деятельности не исчерпываются стремлением извлечь прибыль. Более того, с точки зрения социально-экономической (а иногда и юридической) это вообще не основная цель. Например, унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны (имеют целью) обеспечить сохранность вверенного им жилого фонда, создать гражданам надлежащие условия для проживания и т.д. Для достижения этих целей в предмет их деятельности включаются ремонт жилых домов и инженерного оборудования, уборка придомовой территории и т.д.

Когда в законе говорится о лицензировании, то также нередко имеются в виду различные понятия. Например, кредитная организация подлежит государственной регистрации и имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Таким образом, в данном случае, во-первых, налицо специальная правоспособность; во-вторых, правоспособность появляется с момента получения лицензии. В большинстве других случаев юридическое лицо правоспособно с момента создания, а получение лицензии только расширяет объем правоспособности.

  1. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в комментируемую статью (в абз. 3 п. 1) включено указание, в соответствии с которым в случае, предусмотренном законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в саморегулируемой организации или выданного самой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и требований в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <1>. В этом Законе указано, что членство в саморегулируемых организациях является добровольным (п. 1 ст. 5). Но здесь же предусмотрена возможность установления федеральными законами обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности (п. 2 ст. 5).

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

 

Обычно если закон предписывает обязательное членство в саморегулируемой организации, то соответствующее указание адресовано физическим лицам. Так, обязательное членство в саморегулируемых организациях устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <1>, согласно которому арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (ст. 20). Аналогичные правила содержатся в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» <2>. Но здесь предусмотрена возможность осуществлять оценочную деятельность физическим лицом не только самостоятельно, занимаясь частной практикой, но и на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, который соответствует условиям, установленным ст. 15.1 этого Закона. Следовательно, юридическое лицо может участвовать в оценочной деятельности (заниматься ею «руками» оценщика) только при условии соблюдения требований, установленных нормами указанной статьи Закона (и ст. 16 этого же Закона).

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

<2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

 

В силу ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» <1> аудиторская организация должна быть членом одной из саморегулируемых организаций (иначе ей нельзя заниматься аудиторской деятельностью).

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

———————————

<1> Там же. N 48. Ст. 5711.

 

В соответствии со ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ существует несколько видов национальных объединений саморегулируемых организаций (например, национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство). При этом национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательственного членства.

В соответствии с п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Таким образом, «отталкиваясь» от уже существующих отдельных указаний, «рассеянных» в отдельных законах, сформулировано общее правило о том, что объем правосубъективности юридического лица может зависеть от того, является ли оно членом определенной саморегулируемой организации и имеет ли выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ.

Очевидно, что подобные правила будут предусматриваться в законах и впредь. (Членство в саморегулируемой организации и указанный допуск вводятся вместо лицензирования.)

  1. В абз. 1 п. 3 комментируемой статьи обозначены моменты возникновения и прекращения правосубъективности юридических лиц (см. об этом ст. 51 ГК и комментарий к ней).

Кроме того, в абз. 2 п. 3 определено, в какой момент происходит расширение объема правосубъектности юридического лица, если (а) для занятия определенной деятельностью требуется лицензия, либо (б) членство в саморегулируемой организации, либо (в) получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ.

Определен также момент, в который в соответствующих случаях прекращается право осуществлять определенного рода деятельность.

Обозревая всю совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу наделения правами заниматься определенными (отдельными, указанными в законе) видами деятельности, а также по поводу прекращения таких прав, как представляется, их можно разделить на три группы (уровни правового регулирования).

Наиболее общие правила даны в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи: право возникает соответственно с момента получения лицензии или в указанный в ней срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия лицензии, членства в саморегулируемой организации или свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Второй уровень правового регулирования образуют специальные нормы, которые, поскольку иное не установлено законом, распространяются на все случаи, когда требуется получение лицензии или членство в саморегулируемой организации либо получение свидетельства о допуске.

Так, в силу ст. 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности субъект, получивший лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Указано, какой день считается днем принятия решения. Предусмотрено, что лицензия действует бессрочно. Законом устанавливаются правила переоформления лицензии (в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования и т.п. (ст. 18)), а также довольно обстоятельно регламентируются отношения по поводу приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии (ст. 20).

Вместе с тем, как отмечалось, положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования использования атомной энергии, производства и оборота этилового спирта и т.д. (см. п. 4 настоящего комментария). Такие отношения регулируются специальными (разрозненными) нормами, которые определяют порядок (условия и пр.) лицензирования определенного вида деятельности (третий уровень правового регулирования). Например, порядок лицензирования банковских операций установлен Законом о банках и банковской деятельности.

Нечто подобное, хотя и менее детализированно, установлено и в отношении саморегулируемых организаций. Так, в силу ст. 7.1 Закона о саморегулируемых организациях лицо приобретает права члена саморегулируемой организации с даты внесения предусмотренных законом сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации. В отношении лиц, прекративших свое членство в организации, в реестре, кроме прочего, должна содержаться подлежащая размещению на официальном сайте информация о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения.

Разрозненные правила о членстве в саморегулируемых организациях формулируются в различных Законах («О несостоятельности (банкротстве)», «Об оценочной деятельности» и др.). В основном речь идет о членстве физических лиц в саморегулируемых организациях, однако, как отмечалось (п. 6 настоящего комментария), соответствующие нормы в некоторых случаях касаются и юридических лиц (например, в сфере оценочной деятельности).

В Градостроительном кодексе РФ достаточно обстоятельно регулируются отношения по поводу приема субъектов в члены саморегулируемой организации и прекращения членства (ст. ст. 55.6 — 55.7).

  1. При нарушении установленных законом требований о допустимости отдельных видов деятельности только на основании лицензии, членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ наступает предусмотренная законом ответственность. Кроме того, юридическое лицо в таких случаях может быть ликвидировано по решению суда (см. подп. 2 п. 3 ст. 61 и соответствующие комментарии).
  2. В п. 4 комментируемой статьи подчеркивается ведущая роль Гражданского кодекса РФ при определении гражданско-правового положения юридических лиц и порядка их участия в гражданском обороте. Соответствующие общие (наиболее важные, иногда исчерпывающие) правила содержатся именно в ГК РФ. Применительно к юридическим лицам отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридическим лицам, созданным для осуществления деятельности в определенных сферах, могут вводиться специальные правовые нормы, предусматривающие особенности гражданско-правового положения таких юридических лиц. Такие нормы могут вводиться только федеральными законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ — п. 6 ст. 3 ГК). Причем и «другие» законы, и «иные» правовые акты должны соответствовать ГК РФ (п. 4 комментируемой статьи, п. п. 2 — 5 ст. 3 ГК).

В ряде случаев принятие специальных законов запрограммировано самим ГК РФ. Так, в силу п. 7 ст. 66 Кодекса особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

В ст. 97 ГК РФ сосредоточены основные правила о публичных акционерных обществах, в ее п. 7 (последнем) указано, что дополнительные требования к созданию и деятельности, а также прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются Законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах. Запрограммировано также принятие законов о производственных кооперативах (п. 2 ст. 106.1), о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 1 ст. 113), о негосударственных пенсионных фондах и т.д.

Справедливости ради надо отметить, что иногда нормы Гражданского кодекса «подгоняются» под нечто уже существующее. Так, в силу п. 3 ст. 123.15 ГК РФ положения Кодекса о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». (Такая «юридическая техника» в ГК представляется неприемлемой.)

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code