Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации

 

Комментарий к статье 42

 

  1. Гражданство, как и многие правоотношения, имеет соответствующие формы документального подтверждения. В каждом государстве устанавливается своя система документов, подтверждающих гражданство человека. В Российской Федерации система документов, удостоверяющих гражданство, предусмотрена в ст. 10 комментируемого Закона и раскрыта в п. 45 Положении (см. комментарий к ст. 10). Согласно ст. 10 комментируемого Закона система основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются специальным федеральным законом.

В этой связи после вступления комментируемого Закона в силу возможно возникновение вопроса о действии документов, которые ранее были установлены в качестве документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации, в случае если их срок не истек. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 также устанавливал систему документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 настоящего Закона документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являлись удостоверение личности гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации, до их получения — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица. Таким образом, система документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации по Закону РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, может отличаться от документов, которые действуют в соответствии с комментируемым Законом.

С этой целью комментируемая статья сохраняет юридическую силу документов, которые были выданы ранее и считались документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации.

  1. Условием сохранения юридической силы документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, является их оформление надлежащим образом и действие на 1 июля 2002 г. Под надлежаще оформленным документом следует понимать документ, выданный в порядке, установленном законодательством, уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления (должностным лицом) и содержащий необходимые реквизиты (место и время составления, наименование, подписи, печати и т.п.). Надлежащее оформление документа подразумевает также его состояние, позволяющее идентифицировать информацию, содержащую в нем, а также отсутствие непредусмотренных записей. Например, согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, наличие в паспорте гражданина Российской Федерации сведений, отметок и записей, не предусмотренных законодательством, делает его недействительным. Такой паспорт гражданина Российской Федерации к моменту предъявления следует признать оформленным ненадлежащим образом и ничтожным.

Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 43

 

  1. Настоящая статья определяет порядок решения вопросов гражданства Российской Федерации в переходный период. Рассмотрение вопросов российского гражданства и принятие по ним решений к моменту вступления в силу комментируемого Закона осуществлялось согласно ст. 41 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 в сроки по заявлениям по вопросам гражданства до 6 месяцев, по ходатайствам — до 9 месяцев. Очевидно, что к моменту вступления в силу комментируемого Закона в органах, ведающих делами о гражданстве, находились на рассмотрении документы по вопросам российского гражданства и решения по ним еще приняты не были. В этой связи в комментируемой статье устанавливается правило, что рассмотрение в этом случае заявлений по вопросам гражданства и принятие соответствующих решений осуществляется на основании комментируемого Закона о гражданстве, с момента вступления его в силу. Исключением являются лишь правила, установленные ч. 2 настоящей статьи.
  2. Особенностью содержания ч. 1 комментируемой статьи является наличие в ней неопределенности термина «заявления по вопросам гражданства». Если комментируемый Закон определяет заявление в качестве основного документа, инициирующего рассмотрение вопроса о гражданстве Российской Федерации, то Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 устанавливал два таких документа: заявление и ходатайство. Отличие документов заключалось в разных основаниях, участии разных органов, ведающих делами о гражданстве, и составе административных процедур производства по гражданству. Таким образом, ч. 1 комментируемой статьи не дает однозначного ответа, распространяется ли ее действие только на заявления по вопросам гражданства или в том числе на ходатайства, поданные в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1. Очевидно, что термин «заявление» используется в комментируемом Законе в более широком смысле относительно терминологии Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 и охватывает понятие ходатайства по вопросам российского гражданства, которые были приняты к рассмотрению до 1 июля 2002 г. В подтверждение отмеченному Положение в п. п. 56 — 59 устанавливает порядок рассмотрения в переходный период не только заявлений, но и ходатайств по вопросам гражданства, принятых к рассмотрению до вступления комментируемого Закона в силу.
  3. В части 2 комментируемой статьи устанавливается исключение из общего правила, согласно которому рассмотрение обращений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с ч. 1 ст. 43 комментируемого Закона. Исключение заключается в сохранении действия норм Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 при принятии решения о вопросе гражданства Российской Федерации, в случае если они устанавливают более льготный режим приобретения и прекращения российского гражданства. Такой подход основывается на положении ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Именуемое в теории права «переживание» Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 обусловлено тем, что данный Закон предусматривал более льготные основания приобретения и прекращения российского гражданства, чем комментируемый Закон на момент вступления в силу. В частности, Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 предусматривал следующие основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации:

— признание гражданства Российской Федерации (ст. 13);

— приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18);

— приобретение гражданства Российской Федерации по обстоятельствам, облегчающим его прием в части проживания на территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 19);

— восстановление в гражданстве Российской Федерации лиц, прекративших гражданство в результате следования гражданству родителей, опекунов, без свободного волеизъявления, и т.п. причинам (ст. 20);

— выход из гражданства (ст. 23).

Наличие в комментируемом Законе положения, предусматривающего возможность применения прежнего порядка приобретения гражданства по заявлениям, принятым к рассмотрению до 1 июля 2002 г., по мнению Конституционного Суда РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 528-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Светлосанова Игоря Борисовича и Светлосановой Изабеллы Аркадьевны на нарушение их конституционных прав положением части первой статьи 44 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»), согласуется с принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающим сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, притом что законодателем был к тому же предусмотрен больший, чем закрепленный общим правилом, срок с момента официального опубликования закона до его вступления в силу.

Кроме того, в другом решении Конституционный Суд РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 250-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Новиковой Валентины Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 13 и частью второй статьи 19 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», частью второй статьи 43 и частью первой статьи 44 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации») отметил, что сохраняющие свое действие положения Закона от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, которыми предусматривается более льготный по сравнению с комментируемым Законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, закрепляют, таким образом, дополнительную гарантию права на гражданство и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие требования Конституции РФ.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 528-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Светлосанова Игоря Борисовича и Светлосановой Изабеллы Аркадьевны на нарушение их конституционных прав положением части первой статьи 44 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации») для иностранных граждан и лиц без гражданства, родившихся на территории РСФСР и имевших гражданство бывшего СССР, действующим законодательством также установлен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации, согласно которому они, проживая на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о непрерывном в течение пяти лет проживании на территории Российской Федерации, в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 14 комментируемого Закона.

  1. При рассмотрении настоящей статьи следует обратить внимание на несогласованность ее положений с абз. 5 ч. 1 ст. 44 комментируемого Закона. Рассматриваемое положение предусматривает действие в целом Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 на переходный период. В то же время ст. 44 комментируемого Закона ограничивает действие Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 рамками п. п. «а» — «в» ст. 18, ч. 3 ст. 19, ст. ст. 20 и 41. Кроме того, действие норм, определяющих более льготный режим прекращения гражданства Российской Федерации в переходный период, настоящей нормой не предусматривается.

 

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Комментарий к статье 44

 

  1. В целях приведения законодательных актов о гражданстве в соответствие с комментируемым Законом, а также устранения множественности норм по одним и тем же вопросам в настоящей статье устанавливается перечень нормативных правовых актов, отдельных положений (структурных единиц) нормативных правовых актов, которые утрачивают силу одновременно со вступлением комментируемого Закона. Подобный подход основан на традиционном принципе юридической логики — lex posteriror derogat prior (последующий закон отменяет предыдущий).
  2. Законодательные акты о гражданстве, которые согласно настоящей статье утрачивают силу, являются юридически обоснованными и исчерпывающими. В целях исключения возможности противоречия комментируемому Закону какого-либо из приведенных актов, они изложены в статье в виде хронологического перечня. Перечень составлен в соответствии с установленными в Российской Федерации правилами законодательной техники и представлен:

— законодательными актами, подлежащими признанию утратившими силу полностью (абз. 2 — 4 ч. 1 ст. 44);

— законодательным актом, подлежащим признанию утратившим силу частично (Закон от 28 ноября 1991 г. N 1948-1) (абз. 5 ч. 1 ст. 44);

— законодательными актами, которыми ранее вносились изменения в Закон от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 (абз. 6, 7 ч. 1 ст. 44);

— структурной единицей — ст. 11 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», подлежащей признанию утратившей силу (абз. 8 ч. 1 ст. 44).

  1. Периоды действия законодательных актов, приведенных в комментируемой статье, следующие:

— Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 г. «О порядке приема в гражданство РСФСР»: 8 июля 1981 г. — 1 июля 2002 г.

— Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 г. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР вопросов, связанных с приемом в гражданство РСФСР»: 29 июня 1981 г. — 1 июля 2002 г.

— Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке приема в гражданство РСФСР»: 8 июля 1981 г. — 1 июля 2002 г.

— Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (за исключением п. п. «а» — «в» ст. 18, ч. 3 ст. 19, ст. ст. 20 и 41): 6 февраля 1992 г. — 1 июля 2002 г.

— п. п. 2 — 4, 7 — 18 Закона Российской Федерации от 17 июня 1993 г. N 5206-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР»: 14 июля 1993 г. — 1 июля 2002 г.

— Федеральный закон от 6 февраля 1995 г. N 13-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»: 9 февраля 1995 г. — 1 июля 2002 г.

— ст. 11 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»: 1 июня 1999 г. — 1 июля 2002 г.

Следует обратить внимание, что в соответствии с абз. 5 ч. 1 комментируемой статьи положения пунктов «а» — «в» ст. 18, ч. 3 ст. 19, ст. ст. 20 и 41 Закона от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, предусматривающих более льготный по сравнению с Федеральным законом о гражданстве порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, продолжают действие после 1 июля 2002 г. Это правило действует в отношении лиц, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до 1 июля 2002 г.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ по жалобе Пузикова В.Д. (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 318-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины Пузикова Владимира Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 44 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации») признание утратившими силу положений Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, касающихся приобретения гражданства Российской Федерации в результате его признания по рождению, не исключает возможность приобретения лицами, родившимися на территории РСФСР, имевшими гражданство СССР, гражданства Российской Федерации по рождению. Кроме того, вопрос о приобретении заявителем гражданства Российской Федерации после вступления в силу комментируемого Закона может быть разрешен в соответствии с этим Федеральным законом в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П «По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации».

  1. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным законом о гражданстве необходимо и на уровне Президента РФ и Правительства РФ. Во-первых, это связано с необходимостью реализации отдельных положений комментируемого Закона. Комментируемый Закон в п. «д» ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 29, ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 38 предполагает принятие Президентом РФ Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В свою очередь, реализация Положения требует принятия нормативных правовых актов, которыми на сегодняшний день являются:

— Приказ ФМС России от 21 февраля 2013 г. N 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия» (абз. 3 п. 36.1 Положения);

— Приказ МИД России от 10 июля 2012 г. N 11434 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (п. 33, абз. 3 п. 37, п. 44, абз. 3 п. 54);

— Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. N 207 «Об утверждении порядка государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку» (абз. 10 п. 10);

— Административный регламент исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации (Приказ ФМС России от 19 марта 2008 г. N 64) (п. 33, абз. 3 п. 37, п. 44, абз. 3 п. 54);

— Приказ Минобороны России от 3 июня 2004 г. N 168 «Об утверждении формы ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации» (абз. 2 п. 12.1), и др.

— Приказ Минобразования России от 18 февраля 2004 г. N 735 «Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» (абз. 10 п. 10).

Во-вторых, как и с законодательными актами, необходимо приведение нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с комментируемым Законом. Указом Президента РФ одновременно с введением Положения были признаны утратившими силу следующие акты:

— Указ Президента РФ от 10 апреля 1992 г. N 386 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» — период действия: 23 апреля 1992 г. — 19 ноября 2002 г.

— Указ Президента РФ от 27 декабря 1993 г. N 2299 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации — период действия: 24 января 1994 г. — 19 ноября 2002 г.

— Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. N 2007 «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» — период действия: 26 октября 1994 г. — 19 ноября 2002 г.

— Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 865 «О внесении дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» — период действия: 23 мая 2000 г. — 19 ноября 2002 г.

Аналогичным образом были обновлены нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

 

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 45

 

  1. Определение порядка вступления в силу федерального закона является необходимым условием его юридического действия. Действие федерального закона связывается с несколькими обстоятельствами его принятия во времени. К ним относятся даты принятия, подписания и вступления федерального закона в силу. Применительно к комментируемому Закону это:

— 19 апреля 2002 г. — дата принятия (дата принятия Государственной Думой РФ в окончательной редакции);

— 31 мая 2002 г. — дата подписания;

— 1 июля 2002 г. — дата вступления в силу.

Первые две даты указывают на соблюдение обязательных стадий законодательного процесса и, таким образом, определяют в целом юридическое действие федерального закона, но не устанавливают момент, с которого это действие возникает. В этой связи традиционным для отечественной юридической техники является установление порядка вступления в силу федерального закона посредством закрепления в нем соответствующей нормы.

  1. Вступление в юридическую силу федерального закона традиционно связывается с необходимостью обнародования, что следует из принципа non obligat lex nisi promulgate (закон не обязывает, если он не обнародован). Наиболее часто встречаемой формой обнародования нормативных правовых актов в современных государствах является их опубликование. В Российской Федерации вступление в силу федеральных законов связано с требованиями ч. 3 ст. 15 Конституции РФ об обязательности официального опубликования федеральных законов. Порядок и источники официального опубликования федеральных законов и иных нормативных правовых актов установлены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Источниками официального опубликования первоначального текста комментируемого Закона являются: Собрание законодательства РФ (2002, N 22, ст. 2031), Российская газета (5 июня 2002 г., N 100), Парламентская газета (5 июня 2002 г., N 104). В последующем официальных опубликований текста комментируемого Закона (переиздания) не осуществлялось.

Вступление федерального закона в силу может быть установлено в общем или специальном порядке. Общий порядок предполагает вступление федерального закона в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после его официального опубликования. Однако в этом случае может возникнуть неопределенность в дате вступления в силу нормативного правового акта, связанная с определением даты первого официального опубликования, исчисления 10-дневного срока и т.д. Поэтому в отношении ряда федеральных законов, в числе которых комментируемый Закон, используется специальный порядок вступления его в силу. Это предполагает наличие в федеральном законе специальной нормы, устанавливающей иной порядок, а именно конкретный срок его вступления в силу, как это имеет место в комментируемой статье (1 июля 2002 г.). Кроме того, в федеральном законе могут быть определены и иные условия и обстоятельства, с которыми связывается вступление акта в силу.

  1. С датой вступления в силу комментируемый Закон связывает действие отдельных своих положений. На 1 июля 2002 г. настоящий Закон определяет:

1) признание гражданами Российской Федерации лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день вступления в силу комментируемого Закона (ч. 1 ст. 5);

2) действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации (ст. 42);

3) порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу комментируемого Закона (ч. 1 ст. 43);

4) приведение нормативных правовых актов в соответствие с комментируемым Законом (ст. 44).

  1. Установление в комментируемой статье даты вступления Федерального закона в силу является его вступлением в силу лишь de jure. Фактическое же вступление в силу становится возможным после принятия всех необходимых актов, направленных на его реализацию. Например, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, вступило в силу 19 ноября 2002 г. Таким образом, de facto комментируемый Закон вступил в силу по истечении 9 месяцев после даты вступления, установленной в Федеральном законе. Однако такая ситуация является лишь частной иллюстрацией к общей проблеме принятия, вступления в силу и эффективности федеральных законов в Российской Федерации.
  2. В дальнейшем изменения и дополнения в комментируемый Закон вступили в силу в следующем хронологическом порядке:

— 15 декабря 2003 г. — Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»;

— 1 января 2005 г. — Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»;

— 11 января 2006 г. — Федеральный закон от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

— 7 августа 2006 г. — Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции»;

— 19 декабря 2007 г. — Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство»;

— 14 октября 2008 г. — Федеральный закон от 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

— 31 декабря 2008 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 301-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

— 12 июля 2009 г. — Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

— 13 ноября 2012 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»;

— 14 июля 2013 г. — Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 7 и 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— 1 сентября 2013 г. — Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— 3 ноября 2013 г. — Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 299-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

— 2 мая 2014 г. — Федеральные законы от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и N 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 27 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

— 4 августа 2014 г. — Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— 5 июля 2014 г. — Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code