Глава VIII.1. УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 41.1. Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы

 

Комментарий к статье 41.1

 

  1. Глава VIII.1 была введена Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в целях определения правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. В Пояснительной записке к законопроекту было отмечено, что Федеральный закон подготовлен в целях предотвращения «фактического лишения» гражданства Российской Федерации сугубо в административном порядке — посредством т.н. «изъятия паспортов» — в случаях выявления уполномоченными подразделениями Федеральной миграционной службы Российской Федерации или ее территориальных органов фактов выдачи отдельным лицам паспортов гражданина Российской Федерации и (или) иных основных документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, с нарушением соответствующих процедур, которые были предусмотрены Законом РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 или предусмотренных в комментируемом Законе.

До принятия главы VIII.1 достаточно часто возникали ситуации, когда отдельным лицам (бывшим гражданам СССР, проживавшим на момент распада Советского Союза не в РСФСР, а на территории других союзных республик), получившим в уполномоченных государственных органах России документы о приобретении гражданства Российской Федерации в период после 6 февраля 1992 г., отказывалось в выдаче новых общегражданских паспортов гражданина Российской Федерации во время очередной замены этих основных документов (например, по достижении лицом 20 или 45 лет, при смене фамилии, при заключении или расторжении брака и т.п.).

При этом отказы в выдаче новых общегражданских паспортов или иных основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, возникали, как правило, по мотивам отсутствия в информационных реестрах МИД России, МВД России, ФМС России сведений, подтверждающих наличие у указанных лиц российского гражданства, и (или) вследствие установления сотрудниками ФМС России фактов неприобретения либо неправомерного оформления российского гражданства этим лицам в предыдущие годы, в том числе и в случаях нарушения установленных процедур выдачи указанных паспортов и иных документов самими должностными лицами органов, которые были уполномочены на осуществление таких функций в предшествующий период (сотрудники паспортных столов и др.).

В этой связи комментируемая глава предусматривает установление новых оснований приобретения гражданства Российской Федерации для определенной категории лиц — бывших граждан СССР, которые прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и которым каким-либо уполномоченным государственным органом, ведавшим делами о гражданстве Российской Федерации, в период до 1 июля 2002 года был выдан паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий наличие российского гражданства, но которые не прошли при этом необходимые процедуры по приобретению гражданства Российской Федерации, предусматривавшиеся ранее действовавшим Законом РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 или предусмотренные комментируемым Законом.

  1. Основными формами приобретения гражданства Российской Федерации, устанавливаемыми настоящей главой, является признание гражданства Российской Федерации, которое применятся в отношении лиц, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи и их несовершеннолетние дети, и прием в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.
  2. Рассматриваемая глава носит временный характер. Положения главы VIII.1 применяются с 13 ноября 2012 г. до 1 января 2017 г.
  3. При применении положений комментируемой статьи следует отметить особенности ее конструкции, связанные с формулированием требования об отсутствии гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве. С учетом логического толкования положений ч. 1 комментируемой статьи следует исходить из соответствия одному из требований: отсутствию гражданства иностранного государства или отсутствию действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, наряду с соответствием иным требованиям, установленным в норме. В противном случае применение требования об отсутствии гражданства иностранного государства в совокупности с отсутствием действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, что возможно при буквальном (лексическом) толковании, противоречит логике комментируемого Закона, например ст. 6, и в целом принципам регулирования вопросов гражданства и миграции. Наличие у гражданина гражданства иностранного государства, как следствие, предоставляет ему право нахождения на территории данного иностранного государства.
  4. В ч. 5 комментируемой статьи содержатся гарантии об освобождении от административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления о признании их гражданами Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации или о выдаче вида на жительство.

 

Статья 41.2. Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации

 

Комментарий к статье 41.2

 

  1. Настоящая статья определяет основания признания лиц гражданами Российской Федерации и по смыслу выступает одной из форм подтверждения гражданства Российской Федерации. В целях реализации права на гражданство Российской Федерации в комментируемой статье определяется круг лиц, которые могут быть признаны гражданами Российской Федерации, компетенция органов государственной власти по признанию гражданства Российской Федерации, обстоятельства, исключающие возможность признания гражданами Российской Федерации.
  2. Лица, которые признаются гражданами Российской Федерации, определяются с помощью отсылки к ч. 3 ст. 41.1. К ним относятся лица, которые соответствуют совокупности требований:

— проживание на территории Российской Федерации;

— наличие ранее гражданства СССР;

— получение паспорта гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 г.;

— не приобретали гражданство Российской Федерации в установленном порядке;

— отсутствие гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

К настоящим лицам относятся также их несовершеннолетние дети, которые в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи признаются гражданами Российской Федерации, если они ранее не приобрели гражданства Российской Федерации в установленном порядке. При этом признание гражданами Российской Федерации несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет, как и по общему правилу разрешения вопросов гражданства детей, осуществляется при наличии их согласия.

  1. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи полномочие по признанию лиц гражданами Российской Федерации входит в компетенцию территориальных органов ФМС России, которые принимают соответствующие решения. Полный перечень полномочий по вопросам признания гражданства Российской Федерации и приема в гражданство Российской Федерации предусмотрены ст. ст. 30 и 41.6 комментируемого Закона.
  2. Право признания гражданами Российской Федерации не носит абсолютный характер и связано соблюдением двух групп условий. Первая группа условий предусмотрена п. п. «а» — «в» ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона, которые содержат основания отклонения заявлений о признании гражданами Российской Федерации, о приеме и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации (см. комментарий к ст. 16).

Вторая группа оснований предусмотрена непосредственно в ч. 4 комментируемой статьи, содержащая 6 обстоятельств, с которыми связывается отказ в признании гражданами Российской Федерации. При этом, как отмечалось в комментарии ранее, лица, заявления которых о признании гражданами Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации отклонены по первой и второй группам оснований, обязаны выехать из Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня получения ими соответствующего решения об отказе в признании гражданином Российской Федерации. В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации.

  1. Решение вопроса о признании лиц гражданами Российской Федерации основаны, как и иные вопросы гражданства, на заявительном принципе. Признание гражданства осуществляется на основании заявления заинтересованного лица. В отличие от решения иных вопросов гражданства отсутствие заявления в этом случае не только исключает возможность реализации права на гражданство Российской Федерации, но и влечет негативные последствия для данных граждан. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» лица, подпадающие под действие главы VIII.1 комментируемого Закона, не обратившиеся до 1 января 2017 года с заявлением о признании гражданином Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации не позднее 3 месяцев со дня окончания срока действия главы VIII.1 (до 31 марта 2017 г.). В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» признание гражданства Российской Федерации в соответствии с комментируемой статьей не влечет пересмотра прав и обязанностей, а также обязательств лиц, указанных в ч. 3 ст. 41.1, как граждан Российской Федерации по отношению к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, равно как и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц по отношению к указанным гражданам как к гражданам Российской Федерации, если такие права и обязанности, а также обязательства возникли в период, начиная с вынесения в установленном порядке полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, заключения об отсутствии у лица гражданства Российской Федерации и до принятия решения о признании этого лица гражданином Российской Федерации. Также не подлежат удовлетворению требования, обусловленные признанием лица гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 41.2 комментируемого Закона, если вытекающие из такого признания права и обязанности возникли или могли возникнуть в период начиная с вынесения в установленном порядке территориальным органом ФМС России заключения об отсутствии у лица гражданства Российской Федерации и до принятия решения о признании лица гражданином Российской Федерации.

Лица, не желающие быть признанными гражданами Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 

Статья 41.3. Условия приема в гражданство Российской Федерации

 

Комментарий к статье 41.3

 

  1. Прием в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в ч. 1 ст. 41.1 комментируемого Закона, основывается на правилах приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке. Конструкция рассматриваемой нормы построена по принципу ст. ст. 14 и 15 комментируемого Закона и предполагает освобождение лиц, претендующих на российское гражданство, от ряда условий, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства при приобретении ими гражданства Российской Федерации. Это также свидетельствует о применении к настоящим лицам всех правил решения вопросов приема в гражданство, за исключением специальных правил, установленных в настоящей главе.

Из содержания ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что указанные лица при приеме в гражданство Российской Федерации освобождаются от выполнения требования о непрерывном проживании на территории Российской Федерации в течение 5 лет, предоставления разрешения на временное проживание и вида на жительство, наличия законного источника средств к существованию, владения русским языком. Однако прием в гражданство Российской Федерации в данном случае связан с требованиями по достижению лицом возраста 18 лет, обладанием дееспособности, взятием обязательств по соблюдению Конституцию РФ и законодательства РФ и обращению в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства.

  1. Прием в гражданство Российской Федерации несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет аналогичен ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона и осуществляется при наличии их согласия. Порядок решения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации несовершеннолетних детей возрасте до 14 лет и недееспособных лиц, за исключением лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 41.1, в комментируемой статье прямо не предусмотрен и должен разрешаться в порядке, предусмотренном ст. ст. 24 — 27 комментируемого Закона.

 

Статья 41.4. Заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации

 

Комментарий к статье 41.4

 

  1. Настоящая статья определяет основные принципы и правила подачи заявления по вопросу о признании гражданами Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в ст. 41.1 комментируемого Закона. В целом порядок подачи заявления, установленный в рассматриваемой статье, совпадает с общими правилами подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации (см. комментарий к ст. ст. 32, 33).
  2. К основным правилам подачи заявления по вопросу о признании гражданами Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации относятся:

— личное обращение с заявлением;

— оформление заявления в письменном виде на бланке установленной формы. Форма заявления о признании гражданином Российской Федерации установлена в приложении 8 к Положению, форма заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в приложении 1;

— обращение с заявлением в территориальный орган ФМС России по месту жительства, месту пребывания или в ином случае по месту фактического проживания заявителя;

— решение вопроса о признании гражданами Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации несовершеннолетних детей на основании заявлений родителей, в которых указываются сведения о несовершеннолетних детях;

— осуществление должностным лицом территориального органа ФМС России проверки заявления и представленных вместе с ним документов на предмет правильности их заполнения и оформления;

— документирование факта принятия заявления;

— документирование личности заявителя на период рассмотрения заявления.

  1. Документирование факта принятия заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном ч. 3 комментируемой статьи. В этом случае заявителю выдается справка на бланке установленной формы вместе с описью принятых от него документов. Форма бланка справки утверждена Приказом ФМС России от 21 февраля 2013 г. N 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».
  2. В случае если заявитель не имеет действительный документ, удостоверяющий личность, в том числе в результате изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, в день принятия заявления ему выдается документ, удостоверяющий личность, на период рассмотрения его заявления о признании гражданином Российской Федерации, содержащий указанные заявителем его персональные данные и фотографию. Форма бланка настоящего документа также утверждена Приказом ФМС России от 21 февраля 2013 г. N 49. При этом срок действия документа, удостоверяющего личность, выдаваемого на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации, составляет 5 месяцев, на период рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации — 9 месяцев.
  3. Комментируемая статья наряду с административными процедурами по рассмотрению заявления лица о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации предусматривает проведение работы по установлению его личности, в случае отсутствия у него действительного документа, удостоверяющего личность. Порядок установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Формы бланков, образуемые в процессе установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства, утверждены Приказом ФМС России от 8 ноября 2013 г. N 473 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства».

Проведение процедуры установления личности лица, период рассмотрения его заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации может служить основанием продления срока рассмотрения заявления и принятия по нему решения на срок до 3 месяцев.

Статья 41.5. Срок рассмотрения и принятия решений по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации

 

Комментарий к статье 41.5

 

  1. Рассмотрение вопроса о признании лица гражданином Российской Федерации, включая принятие решения по данному вопросу, осуществляется в короткие сроки — 2 месяца. При этом в течение настоящего периода в течение 1 месяца территориальным органом ФМС России осуществляется проверка сведений, указанных в заявлении, представленных документов, а также оценка доказательств, осуществляемая в целях подтверждения наличия или отсутствия оснований и условий признания гражданином Российской Федерации. Вторая часть срока отводится для подготовки решения о признании гражданином Российской Федерации, согласовании с территориальными органами ФСБ России и вынесения решения.
  2. Иные сроки рассмотрения заявления устанавливаются при рассмотрении вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации. В связи с тем что порядок рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации по данному основанию совпадает с рассмотрением вопроса о приеме иностранного гражданина и лица без гражданства в упрощенном порядке, сроки рассмотрения заявлений совпадают и составляют до 6 месяцев.
  3. Исчисление сроков рассмотрения заявлений о признании гражданами Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации исчисляется аналогично ч. 4 ст. 35 комментируемого Закона — со дня подачи заявления и всех надлежащим образом оформленных документов. Продление установленных в комментируемой статье сроков возможен только в случае необходимости установления личности заявителя на срок, необходимый для этого, который не может превышать три месяца.

 

Статья 41.6. Полномочия территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 41.6

 

  1. В настоящей статье определена компетенция территориальных органов ФМС России по рассмотрению вопросов о признании гражданами Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации. Настоящие полномочия в целом соответствуют компетенции ФМС России и ее территориальных органов, установленной в ст. 30 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 30), ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положению, Положению о ФМС, Административному регламенту ФМС и другим нормативным правовым актам.
  2. Непосредственный порядок реализации полномочий по признанию гражданами Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации предусмотрен разделом II.1 Положения и другими нормами определяющими порядок приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, нормами Административного регламента ФМС России, Приказами ФМС России от 21 февраля 2013 г. N 49 и от 8 ноября 2013 г. N 473.

 

Статья 41.7. Принятие решения по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации. Дата приобретения гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 41.7

 

  1. Настоящая статья определяет общий порядок принятия решения о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации. В частности, устанавливаются два основных правила: 1) субъект принятия решения — территориальный орган ФМС России; 2) оформление решения о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации письменно с указанием основания, предусмотренного комментируемым Законом. Установленный порядок соответствует общим правилам принятия решения по вопросам о приобретении гражданства Российской Федерации.
  2. Порядок вступления в силу решения о приобретении гражданства Российской Федерации устанавливается с учетом формы приобретения гражданства. В случае рассмотрения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации решение вступает в силу по аналогии с ч. 1 ст. 37 комментируемого Закона — со дня принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации.

Приобретение гражданства в порядке признания гражданином Российской Федерации обладает особенностью вступления в силу и основано на ретроактивности решения («обратной силе»). В соответствии с п. «а» ч. 2 рассматриваемой статьи гражданство Российской Федерации в порядке признания гражданином Российской Федерации приобретается со дня первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации.

 

Статья 41.8. Отмена решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации

 

Комментарий к статье 41.8

 

  1. Решение о признании лица гражданином Российской Федерации или решение о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке ст. 41.3 комментируемого Закона подлежит отмене, в случае если оно было принято на основании подложных документов либо заведомо ложных или недостоверных сведений.

Порядок и основания отмены решения по вопросу аналогичны общим правилам отмены решений по вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, установленным в ст. ст. 22 и 23 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. ст. 22, 23). В отличие от общего порядка, предусматривающего в качестве основания отмены решения по вопросу о гражданстве представление заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, ч. 1 комментируемой статьи определяет в качестве основания отмены также предоставление недостоверных сведений. Под недостоверными сведениями следует понимать наличие неточностей, искажений в содержании документов, представленных для приема в гражданство Российской Федерации или признания гражданином Российской Федерации.

Особенностью нормы также следует считать отсутствие субъекта, устанавливающего факт использования подложных документов, сообщения заведомо ложных или недостоверных сведений. Согласно общему порядку отмены решений факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

  1. В соответствии с ч. 2 ст. 41.8 комментируемого Закона полномочие по отмене решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется руководителем ФМС России, или лицом, его замещающим. В соответствии с абз. 4 п. 54 Положения заключение об отмене решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации утверждается (подписывается) руководителем ФМС России и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение. Вместе с тем с учетом практики реализации ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона понятие «лицо, его замещающее» требует дополнительного уточнения в законодательстве в целях уточнения полномочий руководителя органа ФМС России, ранее принявшего решение о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации.
  2. В соответствии с общим правилом отмены решений по вопросам гражданства решение о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации в случае его отмены считается недействительным со дня принятия такого решения. Копии заключения об отмене решения о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации, а также решения суда, как и в общем порядке, направляются полномочным органом соответственно в ФМС России и МИД России. Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

В случае отмены решения о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации орган ФМС России обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением. В случае проживания лица, в отношении которого отменено соответствующее решение, на территории Российской Федерации ему выдается вид на жительство.

  1. В ч. 4 по аналогии со ст. 39 комментируемого Закона предусматривается право обжалования в суд решения об отмене решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, основанного на конституционных гарантиях ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ. Порядок обращения в суд с обжалованием решений по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с ГПК РФ (гл. 23, 25). В целях обеспечения права на защиту лицо, в отношении которого отменено решение о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации, информируется об этом в месячный срок со дня подписания заключения.

 

Статья 41.9. Принятие к рассмотрению повторных заявлений о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации

 

Комментарий к статье 41.9

 

  1. Отклонение заявлений по вопросам о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации по ряду оснований носит временный характер. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи при отклонении заявления на основании п. п. «г» — «и» ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона возможно обращение с заявляем о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации, в случае прекращения указанных обстоятельств не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

Отклонение заявления о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации по основаниям, предусмотренным п. п. «а» — «в» ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 16), носят окончательный характер.

  1. С учетом того что отклонение заявлений по вопросам о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации на основании п. п. «г» — «и» ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона носит временный характер, в комментируемой статье гарантируется право нахождения лиц на территории Российской Федерации в порядке временного пребывания до прекращения обстоятельств, препятствующих признанию гражданином Российской Федерации или приему в гражданство Российской Федерации. Право на временное пребывание в Российской Федерации осуществляется на основании разрешения территориального органа. Разрешение оформляется в виде отметки в миграционной карте, которая выдается территориальным органом ФМС России.

В случае отклонения заявления о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации по основаниям, предусмотренным п. п. «а», «б» и «в» ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона, лица обязаны выехать из Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня получения ими соответствующего решения об отказе в признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации (см. ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code