Глава VIII. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПОЛНОМОЧНЫХ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ДЕЙСТВИЙ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 39

 

  1. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждому предоставляется право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Решение вопросов гражданства Российской Федерации — индивидуальный правовой акт органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, направленный на реализацию законодательства о гражданстве и конституционного права человека на гражданство. Решение выносится на основании действующего законодательства, в строго определенной процедуре посредством изучения лица, обратившегося с вопросом о гражданстве, и представленных им документов. Однако нельзя исключить возможность принятия органом, ведающим делами о гражданстве, неверного решения, причинами которого может быть:

— недостаточность сведений для принятия решения;

— ошибки, допущенные в процессе изучения представленных сведений;

— нарушения, допущенные в ходе рассмотрения и принятия решения и др.

Это требует создание механизма гарантий реализации права на гражданство от произвольного, ошибочного или незаконного решения по вопросам гражданства. Для этой цели в комментируемой статье устанавливается возможность обжалования в суд решения по вопросам гражданства Российской Федерации.

  1. Обращение в суд является одной из основных форм защиты прав и свобод человека и гражданина и основывается на положениях ст. 46 Конституции РФ, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и свобод, а также представляющих возможность обжалования решений и действий (или бездействия) органов государственной власти.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 19-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Семченкова Григория Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статей 18 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации») проверка законности и обоснованности действий должностных лиц паспортно-визовой службы требует установления и оценки фактических обстоятельств, что относится к ведению судов общей юрисдикции, которые, на основании ст. 120 Конституции РФ самостоятельно решая вопрос о том, подлежит ли та или иная норма применению в рассматриваемом им деле, уясняют смысл нормы, обеспечивая при этом ее конституционное истолкование и прямое действие Конституции Российской Федерации. Именно при рассмотрении дела в суде должен быть решен вопрос, какая конкретно норма ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в каком объеме подлежит применению в деле заявителя.

Порядок обращения в суд с обжалованием решений по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ. Для рассмотрения и разрешения дел, связанных с решением вопроса о гражданстве Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом устанавливается особый порядок, предусмотренный подразделом III — производство по делам, возникающим из публичных правоотношений: главами 23 (Общие положения) и 25 (Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

  1. По вопросам судебной защиты прав на гражданство Российской Федерации следует учитывать, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает для судов общей юрисдикции полномочий по возложению на Президента РФ обязанности по принятию соответствующего акта о прекращении (лишении) гражданства Российской Федерации в отношении заявителя. Рассматривая дело, Верховный Суд Российской Федерации (подробнее см.: Определение Верховного Суда РФ от 28 октября 2008 г. N КАС08-554) пришел к выводу о том, что заявитель, оспаривая действия (бездействие) Президента РФ, просит суд обязать Президента РФ принять решение о лишении его (заявителя) гражданства Российской Федерации с соответствующей формулировкой, в связи с необеспечением государством защиты его прав и свобод. По мнению Верховного Суда РФ, таким образом, требования заявителя фактически сводятся к принятию Президентом РФ соответствующего правового акта о прекращении его гражданства Российской Федерации, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

 

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

 

Комментарий к статье 40

 

  1. Обжалование в сфере гражданства Российской Федерации возможно не только решений по вопросам гражданства, т.е. конечной стадии (результата) производства по вопросам гражданства Российской Федерации, но и на любой иной его стадии. В комментируемой статье устанавливается правило, согласно которому обжалованию может подлежать следующее:

— отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

— действия (бездействие) должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве, нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации;

— действия (бездействие) должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве, нарушающие порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

  1. Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации — решение должностного лица органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении (непринятии) заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, в случае его несоответствия оформлению, содержанию и иным требованиям законодательства о гражданстве, основанное на изучении заявления и иных прилагаемых к нему документов. Основаниями отклонения заявления могут быть:

— наличие сведений, препятствующих приобретению и прекращению гражданства Российской Федерации, согласно ст. ст. 16 и 20 комментируемого Закона;

— обращение представителя без надлежащим образом оформленной доверенности по ведению дел, связанных с вопросами гражданства Российской Федерации;

— истечение срока действия документа, удостоверяющего личность и подтверждающего законное проживание на территории Российской Федерации, срок действия которого менее 6 месяцев;

— нарушение норм общественного порядка (ст. ст. 20.1, 20.21 КоАП РФ);

— обращение представителя без надлежащим образом оформленной доверенности по ведению дел, связанных с вопросами гражданства Российской Федерации.

  1. Возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве, нарушающих порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации, предполагает, что данные действия (бездействие) могут быть допущены при проведении следующих процедур:

— определение наличия гражданства Российской Федерации;

— проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации;

— прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

— восстановление в гражданстве Российской Федерации;

— прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;

— признание гражданами Российской Федерации;

— прием в гражданство на основании международных договоров Российской Федерации;

— оформление приобретения гражданства Российской Федерации по рождению;

— рассмотрение заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации;

— выход из гражданства Российской Федерации;

— отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации;

— удостоверение наличия у ребенка гражданства Российской Федерации;

— оформление наличия у ребенка гражданства Российской Федерации;

— предоставление информации о лицах, изменивших гражданство;

— отклонение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации.

  1. Исполнение решений, принятых по вопросам гражданства Российской Федерации, предполагает:

— уведомление (извещение) заявителя о принятии решения по вопросу гражданства (например, о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, приеме в гражданство Российской Федерации, признания гражданства, отмене решения об изменении гражданства и др.);

— удостоверение или оформление наличия гражданства Российской Федерации;

— выдача соответствующего документа или внесение в него сведений.

  1. Механизм обжалования, установленный в комментируемой статье, предполагает возможность обращения за защитой своих прав по поводу гражданства Российской Федерации в судебном и административном порядке. Судебный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц осуществляется в гражданско-процессуальном порядке по правилам, установленным гл. 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Административный порядок обжалования по вопросам гражданства Российской Федерации предполагает обращение к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу. Правовую основу обжалования действий (бездействия) должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации в административном порядке образуют Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и раздел V Административного регламента ФМС России.

 

Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица

 

Комментарий к статье 41

 

  1. Право ребенка на гражданство является одним из международных стандартов, обеспечиваемых системой международно-правовых гарантий. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.) в ч. 3 ст. 24 устанавливает правило, согласно которому «каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства», Декларация прав ребенка (принята Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) провозглашает принцип 3 — «ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство» и Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) определяет в ч. 1 ст. 7, что ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.
  2. Споры, возникающие между родителями о гражданстве ребенка, о которых речь идет в комментируемой статье, как правило, основываются на равенстве родителей и общепринятом правиле гражданства «следование ребенка гражданству родителей». В случае, когда один из родителей изменяет свое гражданство, зачастую у родителей возникает вопрос о гражданстве ребенка, который не всегда удается решить по согласию между ними. Примерами таких случаев могут быть:

— наличие у ребенка оснований приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в случае, когда один из его родителей является гражданином Российской Федерации, а другой — иностранного государства;

— рождение ребенка на территории Российской Федерации, в случае, когда его родители являются гражданами разных иностранных государств, и одно из них предоставляет ребенку свое гражданство;

— рождение ребенка на территории Российской Федерации, в случае, когда один из его родителей является лицом без гражданства, а другой — гражданином иностранного государства;

— приобретение одним из родителей гражданства Российской Федерации;

— выход одного из родителей из гражданства Российской Федерации, и др.

  1. Для решения подобных споров комментируемый Закон в ст. 9 устанавливает несколько общих правил, согласно которым:

— для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте 14 лет и старше необходимо его согласие;

— гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате этого он станет лицом без гражданства;

— лица, лишенные родительских прав, не влияют на гражданство ребенка.

4. Аналогичные правила разрешения споров о гражданстве устанавливаются в комментируемой статье между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве недееспособного лица.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code