Глава VII. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 32

 

  1. Рассмотрение вопросов гражданства РФ и принятие по ним решений представляет административное производство, представляющее систему последовательных стадий (административных процедур), направленных на принятие решения о гражданстве человека.

Поводом к возбуждению производства по делам о гражданстве Российской Федерации комментируемая статья определяет личное обращение лица с заявлением по вопросам гражданства. В качестве исключения о личном обращении с вопросом о гражданстве Российской Федерации комментируемый Закон устанавливает:

— обращение детей;

— обращение недееспособных лиц;

— обращение лиц, которые не могут в силу сложившихся обстоятельств не могут лично подать заявление.

Применительно к первым двум категориям комментируемый Закон устанавливает обращение с заявлением родителей или иными законными представителями. Что касается лиц, не могущих в силу обстоятельств подать заявление лично, то такие обстоятельства в соответствии с ч. 3 настоящей статьи должны носить исключительный характер и быть подтверждены документально. Комментируемый Закон не устанавливает перечень таких исключительных обстоятельств, и, очевидно, они должны определяется самостоятельно органами, ведающими делами о гражданстве, с учетом конкретной ситуации. В этом случае заявление передается через другое лицо либо направляется по почте, представляемые документы и подпись заявителя требуют нотариального удостоверения.

  1. Независимо от субъекта обращения заявления необходимые документы подаются по месту проживания заявителя в орган ФМС России на территории Российской Федерации или дипломатическое представительство и консульское учреждение РФ за ее пределами. Исключением является обращение с заявлением об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица и обращение с заявлением о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица может быть подано по месту жительства их родителей или других законных представителей либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица. Заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации подается в территориальный орган ФМС России, решением комиссии которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства признаны носителями русского языка.
  2. Верховным Судом РФ при рассмотрении вопроса о предоставлении документов, установленных в качестве необходимых для решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, по основаниям, связанным с пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, было установлено, что иностранный гражданин, помимо документов, перечисленных в соответствующем международном договоре, обязан подтвердить факт своего переезда на постоянное жительство на территорию Российской Федерации одним из следующих документов (подробнее — см. решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2006 г. N ГКПИ06-778):

— миграционная карта;

— разрешение на временное проживание;

— вид на жительство;

— либо документом, подтверждающим его выезд с территории иностранного государства на постоянное жительство на территорию РФ (паспорт иностранного гражданина с соответствующей отметкой или листок убытия к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина).

 

Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 33

 

  1. В связи с тем что заявление является основным документом, с которым связывается производство по делам о гражданстве Российской Федерации, Закон в комментируемой статье устанавливает порядок и правила оформления заявлений, порядок подачи и принятия заявления к рассмотрению.

К порядку и правилам оформления заявлений относятся:

— составление в письменной (рукописной или машинописной) форме;

— составление на русском языке;

— составление на формализованных бланках, установленных в приложениях 1 — 7 Положения;

— запрет на использование в заявлении сокращений и аббревиатур, внесение исправлений;

— исчерпанность ответов бланка;

— предоставление нотариального удостоверенного перевода прилагаемых к заявлению документов, в случае их составления на иностранном языке;

— легализация или апостилирование представляемых иностранных документов.

  1. Порядок подачи и принятия заявления к рассмотрению основывается на личном обращении в орган, ведающий делами о гражданстве. Элементом личного обращения является заверение личной подписью заявления лицом, обратившимся с вопросом о гражданстве Российской Федерации. В связи с тем что ст. 32 комментируемого Закона допускает возможность подачи заявления в порядке исключения иными лицами, а также по иным причинам, по которым личная подпись не может быть поставлена, заявление подписывается иным лицом, что подлежит нотариальному удостоверению.

Вместе с заявлением для рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации и принятия по ним решений предоставляются документы, необходимые для удостоверения личности заявителя, его гражданства, места жительства, для предварительной проверки сведений, указанных в заявлении, представленных документов, и последующего рассмотрения вопросов о гражданстве Российской Федерации.

В случае необходимости получения согласия заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации, оно дается в письменной форме и требует последующего нотариального удостоверения. Согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет дается письменно в произвольной форме. Подпись ребенка может быть удостоверена как нотариально, так и должностным лицом органа, ведающего делами о гражданстве.

  1. Заявление по вопросу гражданства Российской Федерации считается принятым к рассмотрению при наличии всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов со дня:

— подачи заявителем;

— получения органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации при передаче иным лицом;

— получения органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации при передаче по почте.

Следует отметить, с момента принятия заявления по вопросам гражданства Российской Федерации исчисляется срок производства по делам о гражданстве Российской Федерации, установленный в ст. 35 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 35).

 

Статья 33.1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка

 

Комментарий к статье 33.1

 

  1. В настоящей статье вводится порядок определения новой категории иностранных граждан и лиц без гражданства — признание носителями русского языка, для которых предусматривается льготный порядок приема в гражданство Российской Федерации (см. комментарий к ч. 2.1 ст. 14). Настоящая категория иностранных граждан и лиц без гражданства была введена в комментируемый Закон 20 апреля 2014 г. (см. Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Приобретение гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, указанными в рассматриваемой статье, осуществляется в два этапа. На первом этапе осуществляется признание иностранного гражданина и лица без гражданства носителями русского языка, на втором этапе — прием в гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14 комментируемого Закона.

  1. Условиями признания иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка согласно комментируемой статье являются:

— владение русским языком;

— повседневное использование русского языка в семейно-бытовой и культурной сферах;

— постоянное проживание (или постоянное проживание ранее) настоящих иностранных граждан, лиц без гражданства, либо их родственников по прямой восходящей линии на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Понятие «родственник по прямой восходящей линии» в комментируемом Законе основывается на определении, содержащимся в ст. 14 Семейного кодекса РФ, и соответствует понятию «потомка по прямой восходящей линии» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Оценку соответствия иностранных граждан и лиц без гражданства требованиям по признанию их носителями русского языка осуществляет специальная комиссия, которая создается при ФМС России и ее территориальных органах. Оценка осуществляется комиссией по результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства. Также, как следует из смысла комментируемой нормы, для принятия решения о признании иностранных граждан и лиц без гражданства носителем русского языка требуется изучение документов, свидетельствующих о владении заявителем русским языком, факта постоянного проживания на территории Российской Федерации (Российской империи, СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации), факта родства и др.

  1. Статус комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в соответствии с ч. 2 рассматриваемой статьи должен определяться ФМС России по согласованию с Минобрнауки России. В комментируемом Законе определяется круг вопросов, который должен быть регламентирован положением о комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. К их числу относятся:

— порядок формирования комиссии;

— порядок работы комиссии;

— требования к специалистам, входящим в состав комиссии;

— правила проведения комиссией собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства;

— требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка;

— требования к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Кроме того, с учетом положений рассматриваемой статьи настоящее положение должно предусматривать решение следующих вопросов: порядок подачи заявления, субъекты заявления, перечень документов, прилагаемых к заявлению, порядок заполнения заявления, сроки и порядок принятия решения, порядок оформления, выдачи, учета принятых решений и др. вопросы.

В настоящее время Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка утвержден Приказом ФМС России от 26 мая 2014 г. N 380 «О порядке формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка». Требования к специалистам, входящим в состав настоящей комиссии, правила проведения собеседования комиссией, а также требования к форме заявления о признании и форме решения комиссии определены Приказом ФМС России от 26 мая 2014 г. N 379.

В соответствии с порядком формирования для признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка образуются два вида комиссий: Комиссия ФМС России и комиссия территориального органа ФМС России. Комиссии по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка (далее — Комиссия) состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Состав Комиссии утверждается соответственно руководителем ФМС России и руководителем территориального органа ФМС России. Председателем Комиссии является заместитель руководителя ФМС России (территориального органа ФМС России), осуществляющий контроль и координацию деятельности структурного подразделения центрального аппарата (территориального органа) ФМС России по вопросам гражданства.

В состав Комиссии входят сотрудники ФМС России, представители научных и образовательных организаций, которые должны соответствовать Требованиям, установленным Приказом ФМС России от 26 мая 2014 г. N 379. Для сотрудников ФМС России устанавливаются требования по должности. В состав Комиссии могут быть включены руководитель, заместитель руководителя и специалисты структурного подразделения (территориального органа) ФМС России, к компетенции которых отнесены вопросы гражданства Российской Федерации. Представителями научных, образовательных организаций может быть профессорско-преподавательский состав, имеющий опыт работы по проведению собеседований и тестирования тех образовательных организаций, которые осуществляют подготовку по образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки «Филология» и (или) «Лингвистика» или дополнительным образовательным программам в сфере обучения русскому языку как иностранному языку. Кроме того, для Комиссии территориального органа ФМС России кандидатуры представителей научных и образовательных организаций определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

Особенностью формирования Комиссии является требование об установлении нечетного числа ее состава.

К функциям комиссий относится:

1) прием заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка;

2) проверка соответствия заявления Требованиям, определенным в Приказе ФМС России от 26 мая 2014 г. N 379;

3) проведение собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства для принятия решения о признании или непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

  1. Процедура признания иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка осуществляется на основании заявления иностранного гражданина или лица без гражданства. Оно подается в соответствующую Комиссию ФМС России по форме, установленной в Приказе ФМС России от 26 мая 2014 г. N 379. Заявление подается в сроки, установленные Федеральным законом о гражданстве: для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, — не позднее 15 суток до истечения срока временного пребывания; для проживающих на территории Российской Федерации — не позднее чем за 3 месяца до истечения срока проживания на территории Российской Федерации.

По мнению законодателя, установление сроков, до истечения которых иностранный гражданин и лицо без гражданства должны подать заявление о признании его носителем русского языка, должно способствовать предотвращению случаев использования преимуществ нахождения на территории Российской Федерации в иных целях.

  1. Определение иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка осуществляется Комиссией в форме собеседования с данным иностранным гражданином и лицом без гражданства и проводится в целях подтверждения соответствующего уровня владения русским языком как иностранным языком. В соответствии с п. 7 Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утв. Приказом ФМС России от 26 мая 2014 г. N 379, продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина или лица без гражданства. Процедура собеседования оформляется протоколом, в котором фиксируются все вопросы членов комиссии. Во время собеседования могут использоваться аудио-, видео и мультимедийные материалы, использование иностранным гражданином средств электронно-вычислительной техники во время проведения собеседования не допускается.

В ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина:

— понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами;

— максимально полно понимать содержание, в частности, радио и телепередач, кинофильмов, телеспектаклей, пьес, записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы.

— уметь достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения;

— уметь продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.

  1. Результатом собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также изучения представленных им документов на предмет признания его носителем русского языка является решение соответствующей Комиссии ФМС. Решение Комиссии может носить положительный характер — признание носителем русского языка или отрицательным — отказ в признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
  2. В случае признания иностранного гражданина носителем русского языка ему не позднее 5 дней после проведения заседания комиссии выдается решение Комиссии. Решение о непризнании иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка оформляется в соответствии с п. 12 Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утв. Приказом ФМС России от 26 мая 2014 г. N 379, выпиской из протокола заседания Комиссии.

Решение состоит из трех частей: преамбулы, мотивированной и резолютивной частей. Преамбула содержит сведения о Комиссии (наименование органа ФМС, сведения об акте о составе Комиссии) и заявителе. Мотивировочная часть решения содержит биографические сведения о лице, его образовании, профессии, роде занятий, сведения об обстоятельствах и документах, подтверждающих наличие у лица условий, перечисленных в ч. 1 ст. 33.1 комментируемого Закона, результатах собеседования. В резолютивной части решения излагаются аргументированные выводы Комиссии и основания признания (непризнания) иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, реквизиты протокола голосования комиссии, дата, фамилию и инициалы, подпись председателя комиссии.

Решение служит основанием иностранному гражданину и лицу без гражданства:

— для подачи заявления о выдаче вида на жительство;

— заявления о приеме в гражданство Российской Федерации;

— для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию, в случае его выезда из Российской Федерации.

При этом признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка представляет ему следующие преимущества:

— прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке и предусматривает возможность приема в российское гражданство без соблюдения условий по непрерывному проживанию в течение 5 лет на территории Российской Федерации, вида на жительство, обращения с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства, прохождения процедуры определения уровня знаний русского языка (см. комментарий к ч. 2.1 ст. 14 комментируемого Закона);

— получение специальной визы в целях упрощенного приема в гражданство Российской Федерации лиц, признанных носителями русского языка, сроком до 1 года (см. ч. 1 ст. 25, ч. ч. 1, 10 ст. 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

— освобождение от обязанности выезда из Российской Федерации по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, в случае принятия от иностранных граждан и лиц без гражданства заявления о выдаче уведомления о возможности приема в российское гражданство (ч. 2 ст. 5 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

— особый порядок выдачи вида на жительство. Вид на жительство может быть выдан сроком до 3 лет, без соблюдения требования о проживании на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание. Кроме того, устанавливается порядок аннулирования вида на жительство, в случае если указанные лица по истечении 2 лет не подали заявление о приеме в гражданство Российской Федерации (ч. ч. 3.1 — 3.3 ст. 8, ч. ч. 6, 7 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

  1. Особенностью решения о признании иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка является его бессрочность. При этом в случае принятия решения о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования для установления признания лица носителем русского языка не допускается. Обращение иностранного гражданина и лица без гражданства с заявлением о признании носителем русского языка повторно возможно в случае, если ранее в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства было принято отрицательное решение по данному вопросу. Обращение возможно не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

 

Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов

 

Комментарий к статье 34

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи устанавливается необходимость уплаты государственной пошлины или консульского сбора за действия, связанные с рассмотрением и принятием решения по вопросам приобретения, прекращения и определения гражданства Российской Федерации. Конструкция комментируемой нормы предполагает отсылку по вопросам размера и порядка уплаты к Налоговому кодексу РФ.

В соответствии со ст. 333.16 Налогового кодекса РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 1 марта 2007 г. N 326-О-П по своему конституционно-правовому смыслу положения налогового законодательства в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов (их дубликатов).

  1. Размеры государственной пошлины и особенности ее уплаты за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации определяются в ст. ст. 333.28 и 333.29 Налогового кодекса РФ. В частности за совершение действий, связанных с приемом в гражданство Российской Федерации, восстановлением в гражданстве Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, определением наличия гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей. Аналогичный размер государственной пошлины устанавливается в том случае, если физическое лицо в заявлении о приеме (восстановлении) в гражданство (гражданстве) Российской Федерации одновременно просит принять (восстановить) в гражданство (гражданстве) Российской Федерации своих несовершеннолетних детей или подопечных как за рассмотрение одного заявления.

При уплате государственной пошлины по вопросам гражданства Российской Федерации необходимо учитывать ряд особенностей, устанавливаемых налоговым законодательством:

— органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, и их должностные лица не вправе взимать за совершение юридически значимых действий иные платежи, за исключением государственной пошлины (за исключением консульских учреждений Российской Федерации);

— государственная пошлина уплачивается до подачи заявления и иных документов по вопросам гражданства Российской Федерации;

— государственная пошлина уплачивается по месту рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации в наличной или безналичной форме.

— государственная пошлина уплачивается в размере, определенном подп. 25 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ, как за рассмотрение одного заявления, если физическое лицо в заявлении о приеме (восстановлении) в гражданство Российской Федерации одновременно просит принять (восстановить) в гражданство Российской Федерации своих несовершеннолетних детей или подопечных.

  1. Комментируемый Закон и Налоговый кодекс РФ освобождает от уплаты государственной пошлины заявителей в следующих случаях:

— в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа, ведающего делами о гражданстве, и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия;

— при приеме в гражданство Российской Федерации лиц, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств и остающихся в результате этого лицами без гражданства;

— при приеме в гражданство Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— при оформлении приобретения гражданства Российской Федерации по рождению (согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П).

Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 35

 

  1. Настоящая статья устанавливает период времени, в течение которого осуществляется рассмотрение вопроса о гражданстве Российской Федерации и принятие по нему соответствующего решения. Временными рамками рассмотрения является: начало — принятие всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом, завершение — принятие решения по вопросу гражданства.

Комментируемый Закон устанавливает три вида срока производства по делам о гражданстве в зависимости от оснований приобретения и прекращения гражданства:

1) до 1 года — для рассмотрения заявлений и принятия решения о гражданстве в общем порядке;

2) до 6 месяцев — для рассмотрения заявлений и принятия решения о гражданстве в упрощенном порядке;

3) до 3 месяцев — для рассмотрения заявлений и принятия решения:

— о гражданстве в упрощенном порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, признанных носителями русского языка (см. комментарий к ч. 2.1 ст. 14);

— о гражданстве в упрощенном порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (см. комментарий к ч. 7 ст. 14);

— о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации (см. комментарий к ст. 33.1);

— на основании действующих международных договоров Российской Федерации.

Установление максимального срока рассмотрения и принятия решения не исключает возможность рассмотрения и принятия решения в более ранний срок.

В целях соблюдения сроков производства по делам о гражданстве Российской Федерации, установленных в комментируемом Законе, Положение устанавливает срок рассмотрения заявлений в каждом из органов, ведающих делами о гражданстве. В частности, в соответствии с абз. 6 п. 35 Положения срок рассмотрения заявлений в ФМС России и ее территориальных органах, МИД России, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, ФСБ России и ее территориальных органах не должен превышать 2 месяцев в каждом из этих органов.

Применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, переехавшим в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в рамках участия в Государственной программе добровольного переселения соотечественников из-за рубежа, срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации не должен превышать 1 месяц.

  1. Решения по вопросу гражданства Российской Федерации выносятся в порядке, установленном в ч. 2 комментируемой статьи. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации принимаются по каждому заявлению отдельно. В решении указываются основания:

— принятия в гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации, выдачи уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации;

— отклонения таких заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации, выдачи уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации;

— разрешения выхода из гражданства Российской Федерации;

— отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Решение оформляется на бланке, форма которого утверждается федеральным органом, ведающим делами о гражданстве. Для органов ФМС России форма решения установлена в приложении 3 к Административному регламенту ФМС, для МИД России, дипломатических представительств и консульских учреждений — приложениями 6 — 8 Административного регламента МИД.

В соответствии с Административным регламентом ФМС в решении по вопросу гражданства Российской Федерации кроме отмеченных оснований в установочной части решения подлежат отражению:

— полные установочные данные, место жительства (место проживания) заявителя, мотивы, побудившие обратиться с заявлением;

— краткие биографические сведения о заявителе, его образование, профессия, род занятий, государство прежнего места жительства, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, места проживания, выезды за пределы Российской Федерации, сроки выездов;

— особенности личности заявителя, источник средств к существованию, указать документ, подтверждающий необходимый уровень владения русским языком (принадлежность к категории лиц, освобожденных от такого подтверждения), семейное положение, краткие сведения о родственниках;

— результаты проверок личности по учетам территориальных органов ФМС России, органов внутренних дел и других государственных органов, фактического проживания заявителя, согласования с территориальным органом безопасности ФСБ России, сведения о привлечении к административной ответственности;

— сведения о детях и их полные установочные данные;

— характеристика заявителя, оценка мотивов, которые привел заявитель в обоснование своего заявления.

Решения утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности, и заверяются печатью органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 36

 

  1. Обращение с вопросом о гражданстве Российской Федерации не исключает возможность повторного обращения, в случае если положительное решение принято не было. Как правило, это связано с наличием оснований, препятствующих приобретению или прекращению гражданства, установленных в ст. ст. 16 и 20 комментируемого Закона. Причинами отказа в принятии решения по вопросам гражданства Российской Федерации, желаемого заявителем, может быть также отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о возможности приобретения гражданства Российской Федерации по тем или иным основаниям.

В связи с тем что по истечению времени обстоятельства, с которыми связано приобретение или прекращение гражданства, могут быть изменены, допускается повторное обращение с настоящими вопросами по гражданству. Так, по истечению времени может быть снята или погашена судимость, уплачены налоги и сборы, пройдена военная срочная служба, заключен брак с гражданином Российской Федерации и т.д.

При повторном обращении рассмотрение вопросов о гражданстве Российской Федерации осуществляется с использованием документов, представленных ранее и хранящихся в номенклатурных делах, либо на основании сведений, полученных по запросам из органов государственной власти.

  1. Право на повторное обращение по общему правилу осуществляется не ранее истечения одного года после принятия предыдущего решения. В качестве исключения в ч. 2 комментируемой статьи устанавливается наличие обстоятельств, которые не были (не могли) известны человеку при обращении с вопросом о гражданстве Российской Федерации. В этом случае повторное обращение может быть осуществлено и до истечения одного года с момента первого обращения с вопросом о гражданстве Российской Федерации. Очевидно, что такими основаниями является изменение обстоятельств, не связанных с волей человека, но препятствовавших положительному решению вопросов гражданства Российской Федерации при первом обращении. К ним, например, следует отнести снятие с заявителя обвинения в совершении уголовного преступления.
  2. Повторное обращение также возможно по вопросам признания гражданином Российской Федерации и признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Право вторичного обращения в комментируемом Законе предусмотрено в положениях ст. ст. 33.1 и 41.9, которые регламентируют порядок принятия решений по данным вопросам гражданства Российской Федерации (см. комментарий к ст. 33.1, 41.9). Однако, несмотря на специальные нормы, срок повторного обращения по настоящим вопросам гражданства Российской Федерации аналогичен общему порядку и составляет один год с момента принятия решения. В отличие от рассматриваемой статьи ч. 9 ст. 33.1 и ч. 1 ст. 41.9 не предусматривают исключения по соблюдению срока, дающего право на повторное обращение с вопросом о гражданстве Российской Федерации. В случае наличия обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю по вопросам признания гражданином Российской Федерации и признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, право повторного обращения до истечения одного года может быть реализовано на основании общего порядка, предусмотренного настоящей статьей.

 

Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 37

 

Настоящая статья определяет моменты возникновения или прекращения гражданства Российской Федерации. Настоящие положения имеют значение для реализации различных прав и обязанностей, основанных на гражданстве Российской Федерации. Дата приобретения гражданства Российской Федерации определяет, например, время, с которого человек наделяется правом избирать и быть избранным, проходить государственную службу и др.

В соответствии с комментируемой статьей начало приобретения гражданства Российской Федерации зависит от способа его приобретения. Гражданство Российской Федерации приобретается:

— по рождению — с момента рождения ребенка;

— при усыновлении (удочерении) гражданами Российской Федерации — с момента усыновления;

— в порядке приема в общем порядке и восстановлении — с момента издания указа Президента РФ;

— в порядке приема в упрощенном порядке — с момента принятия решения ФМС России или его территориальным органом, МИД России;

— в порядке оптации — с момента принятия решения органа, компетенция по принятию решения которого установлена в договоре об оптации;

— в порядке, предусмотренным международным договором — с момента принятия решения органа, компетенция по принятию решения которого установлена в договоре об оптации;

— в порядке признания гражданином Российской Федерации со дня первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации.

Прекращение гражданства Российской Федерации осуществляется с даты принятия органом, ведающим делами о гражданстве, соответствующего решения и не зависит от оснований его прекращения. Решение о прекращении гражданства Российской Федерации принимается в общем порядке — Президентом РФ, в упрощенном порядке — МИД России.

 

Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 38

 

  1. Исполнение решений и контроль исполнения решений по вопросам гражданства являются обязательными стадиями производства по делам о гражданстве Российской Федерации. В соответствии с комментируемой статьей исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации и контроль их исполнения реализуются органами, ведающими делами о гражданстве. При этом используется принцип соответствия, который заключается в исполнении решений органом, принимающим заявления по делам о гражданстве Российской Федерации. Однако субъект, принимающий решение, не всегда будет органом, исполняющим решение по вопросу о гражданстве. Например, решение по вопросу гражданства Российской Федерации, принятое Президентом Российской Федерации, подлежит исполнению органами ФМС России или МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за пределами Российской Федерации, в зависимости от того, кто из них принимал и оформлял документы для принятия решения.
  2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации заключается в следующем:

— информирование заявителей о принятом решении по вопросам гражданства Российской Федерации;

— информирование иного органа, ведающего делами о гражданстве, государственного органа иностранного государства о принятом решении по вопросам гражданства Российской Федерации;

— документальное оформление принятого решения по вопросу гражданства Российской Федерации.

Информирование заявителей о принятом решении по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется в течение месяца со дня принятия такого решения. Информирование осуществляется посредством почтовых отправлений или вручается лично.

Документальное оформление принятого решения зависит от его характера. В случае принятия решения о приобретении гражданства Российской Федерации органом, ведающим делами о гражданстве, осуществляется выдача паспорта гражданина Российской Федерации, вносятся сведения о гражданстве детей в паспорта родителей, проставляется отметка в свидетельстве о рождении, ином документе, при необходимости выдается заграничный паспорт. При принятии решения о выходе из гражданства Российской Федерации выдается справка о прекращении гражданства Российской Федерации, вид на жительство, изымаются документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации, аннулируются отметки в документах, не подлежащих изъятию. Порядок исполнения решений по вопросам гражданства подробно регламентируется в разделе V Положения.

3. Реализация контроля за принятыми решениями по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется в форме ведения органами ФМС России и МИД России информационных баз данных, а также формируемой на их основе общей информационной базы приобретших и прекративших гражданство Российской Федерации. Контроль осуществляется посредством проверки сведений, полученных органами ФМС России, МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ на их соответствие сведениям в информационных базах данных.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code