Глава VI. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

 

Комментарий к статье 28

 

  1. Установление системы органов власти, решающих вопросы гражданства, является одним из важных вопросов реализации права на гражданство. Как отмечает М.В. Баглай, решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом <21>.

———————————

<21> См.: Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2000. С. 283.

 

Комментируемый Закон в рассматриваемой статье закрепляет систему полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ (далее — органы, ведающие делами о гражданстве РФ), к которым относятся:

— Президент РФ;

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы;

— федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Настоящая система является традиционной для российского государства и типична для многих зарубежных стран.

  1. Ведущая роль в решении вопросов гражданства РФ принадлежит Президенту РФ. В соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. N 81-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Корковидова Артура Константиновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 29 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации») Конституция РФ в ч. ч. 1, 2 ст. 80 возлагает на Президента РФ как главу государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина в п. «а» ст. 89 решение вопросов гражданства Российской Федерации и устанавливает, что Президент РФ осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений. Комментируемый Закон, конкретизируя названные конституционные нормы, наделяет Президента Российской Федерации полномочиями утверждать положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, издавать указы по вопросам гражданства Российской Федерации и решать иные вопросы гражданства Российской Федерации (см. комментарий к ст. 29).
  2. Отличием комментируемого Закона от его предшественника Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 является отсутствие в его тексте наименований федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве и использование формулировки «полномочный орган». В Законе РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 в ст. 32 наименования органов, ведающих делами о гражданстве, определялись достаточно четко. В качестве органов, ведающих делами о гражданстве, были определены Президент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; МВД России, МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Комментируемый Закон устанавливает лишь сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве. Первоначально это были федеральные органы исполнительной власти в сфере: внутренних дел (МВД России) и иностранных дел (МИД России), с 7 августа 2006 г. компетенция по решению вопросов гражданства РФ перешла от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России) к федеральному органу исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции (ФМС России).

Настоящий подход к закреплению наименований федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве, является вполне оправданным и наиболее оптимальным. В случае если изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти затронут федеральные органы в сфере гражданства, это не потребует дополнительную редакцию комментируемого Закона.

  1. Для установления федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве, необходимо обращение к современной системе исполнительной власти РФ. Сфера миграции, а именно осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительных функций, функции по государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг в сфере миграции, согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» является компетенцией органов ФМС России и ее территориальных органов.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, является МИД России. Согласно Положению о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации», МИД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Решение вопросов гражданства, отнесенных к компетенции МИД России, возложено на Консульский департамент МИД России и другие структурные органы, а также на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. В составе Консульского департамента действуют подразделения, деятельность которых непосредственно связана с решением вопросов гражданства РФ.

Решение вопросов гражданства Российской Федерации в комментируемой статье отнесено также к компетенции дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации. Дипломатическое представительство Российской Федерации является постоянным органом внешних сношений Российской Федерации, находящимся на территории другого государства и выступающим от имени Российской Федерации по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях государств.

К основным функциям дипломатического представительства Российской Федерации относятся: представительство Российской Федерации в государстве пребывания; защита в государстве пребывания интересов Российской Федерации и граждан Российской Федерации в пределах, допускаемых международным правом; ведение переговоров с правительством государства пребывания; выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщения о них высшим органам государственной власти и др.

Консульское учреждение Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.

Основными задачами и функциями консульского учреждения Российской Федерации являются: защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц; оказание помощи и содействия гражданам РФ и российским юридическим лицам; осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ; осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания и другие функции и задачи.

Таким образом, современная система органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, представлена такими органами, как Президент РФ, ФМС России и ее территориальные органы, МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

  1. Введение в комментируемый Закон термина «полномочные» указывает на наличие у органов, ведающих делами о гражданстве, государственных полномочий по решению вопросов гражданства РФ. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются только комментируемым Законом. Наделение органов, ведающих делами о гражданстве, полномочиями по решению вопросов гражданства иными нормативными правовыми актами невозможно. В этой связи следует обратить внимание на абз. 8 п. 29 Положения, который устанавливает ФМС России полномочие по ведению общего учета лиц, приобретших или прекративших гражданство Российской Федерации, что не в полной мере соответствует комментируемому Закону. Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона к компетенции ФМС России относится ведение учета лиц, в отношении которых ФМС России или ее территориальным органом приняты решения об изменении гражданства.

 

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации

 

Комментарий к статье 29

 

  1. Особое положение в системе органов, ведающих делами о российском гражданстве, принадлежит Президенту РФ. Это обусловлено конституционным статусом Президента РФ, в первую очередь как главы государства, во-вторую, широкими государственными полномочиями в сфере исполнительной власти и гражданства Российской Федерации.

Полномочия Президента РФ в сфере гражданства основываются на специальной норме, закрепленной в п. «а» ст. 89 Конституции РФ, согласно которой решение вопросов российского гражданства осуществляется Президентом РФ (см. комментарий к ст. 28).

  1. Более подробно конституционная компетенция Президента РФ в сфере гражданства раскрывается в комментируемой статье в форме полномочий, анализ которых позволяет их условно разделить на две группы: координационно-обеспечительные и правоприменительные полномочия.
  2. К координационно-обеспечительным полномочиям относятся утверждение Президентом РФ Положения, а также обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации по исполнению комментируемого Закона. Наличие такого рода полномочий в компетенции Президента РФ подчеркивает его главенствующее положение в системе органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и основано на его конституционных полномочиях в сфере исполнительной власти, в том числе по руководству деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти.

При рассмотрении компетенции Президента РФ в сфере гражданства Российской Федерации Верховным Судом РФ было установлено, что в соответствии с предоставленными ему Конституцией РФ полномочиями Президент РФ вправе издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов (подробнее см.: решение Верховного Суда РФ от 16 мая 2007 г. N ГКПИ07-466). В этой связи по вопросу установления Президентом РФ в Положении перечня документов, удостоверяющих гражданство РФ, было установлено, что поскольку до настоящего времени закон, устанавливающий виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, не принят, Президент РФ вправе установить в том числе перечень документов, удостоверяющих гражданство, для целей применения Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регулирующего порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, в т.ч. по оформлению и определению наличия гражданства Российской Федерации. Доводы заявителя о том, что Президент РФ не вправе устанавливать виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, т.к. такой перечень должен определяться федеральным законом, были признаны Верховным Судом РФ необоснованными.

  1. Реализация Президентом РФ правоприменительных полномочий играет не менее важную роль в решении вопросов гражданства. К ним следует отнести полномочия, непосредственно связанные с принятием решений по вопросам о гражданстве: о приеме в гражданство, восстановлении в гражданстве и выходе из гражданства в общем порядке, отмене решений по вопросам гражданства. К этой группе также следует отнести такое исключительное полномочие Президента РФ, как право рассмотрения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в нем иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих обстоятельства, служащие основанием отклонения заявлений по соответствующим вопросам.
  2. При осуществлении своих полномочий Президент РФ издает указы: при реализации координационно-обеспечительных полномочий — правоустанавливающие указы, рассчитанные на многократное применение и касающиеся неограниченного круга лиц. Примером реализации правоустановительных полномочий является принятие Президентом РФ Положения, которое устанавливает порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства РФ, принятия, исполнения и отмены решений по вопросам гражданства, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ. В случае правоприменительных полномочий — правоприменительные указы, не содержащие норм права и касающиеся интересов определенных лиц (указы о приеме в гражданство, восстановлении в гражданстве, выходе из гражданства). В отношении правоприменительных актов Президента РФ Верховным Судом РФ было установлено, что указ Президента РФ о приеме в гражданство на основании ходатайства лица о приеме в гражданство Российской Федерации не может быть признан недействительным в судебном порядке (подробнее см.: решение Верховного Суда РФ от 11 мая 2000 г. N ГКПИ2000-225, Определение Верховного Суда РФ от 4 июля 2000 г. N КАС00-247).
  3. В целях реализации полномочий в сфере гражданства Российской Федерации, в том числе предварительного рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Президент РФ образует специальный орган — Комиссию по вопросам гражданства.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее — Комиссия) является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов российского гражданства и предоставления политического убежища. Статус Комиссии определен Положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1318. Состав комиссии определен Указом Президента РФ от 30 сентября 2012 г. N 1330 «Об утверждении состава Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации».

  1. Для обеспечения реализации Президентом РФ полномочий в сфере гражданства в структуре Администрации Президента РФ создано самостоятельное подразделение — Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан. В соответствии с Положением об Управлении Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, утв. Указом Президента РФ от 22 мая 2004 г. N 662, настоящее Управление осуществляет подготовку, согласование и представление в установленном порядке Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений и др.

Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя его Администрации.

 

Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов

 

Комментарий к статье 30

 

  1. Федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг в сфере миграции, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» является ФМС России.

Функции ФМС России по принятию нормативных правовых актов заключаются в издании на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. В сфере гражданства ФМС России, например, принят Административный регламент исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации (Приказ ФМС России от 19 марта 2008 г. N 64).

Под функциями контроля и надзора ФМС России понимаются:

— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных законодательством РФ общеобязательных правил поведения в сфере миграции;

— выдача должностными лицами органов ФМС России, юридическим лицам и гражданам разрешений на осуществление деятельности и (или) конкретных действий, определенных законодательством в сфере миграции;

— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Функции ФМС России по предоставлению (исполнению) государственных услуг в сфере миграции выражаются в предоставлении ФМС России непосредственно или через территориальные органы и учреждения безвозмездном или по регулируемым законодательство ценам услуг гражданам и организациям в области миграции.

  1. История создания и развития органов ФМС России берет свое начало от образованных в 30-х гг. прошлого столетия подразделений виз и регистрации иностранцев (ОВиР), просуществовавших до 1993 г. Основой их создания послужили созданные ранее паспортные отделы, столы милиции, местные органы иностранных отделов и столы исполнительных комитетов.

Усиление миграционных процессов на постсоветском пространстве вызвало необходимость реорганизации существовавшей системы государственного управления. В этой связи в 1992 г. была создана ФМС, задачами которой первоначально стали: создание иммиграционного контроля и регулирование внешней трудовой миграции. Одновременно с этим подразделения ОВиР были преобразованы в паспортно-визовую службу ОВД, при этом компетенция службы существенно расширялась. В 2002 г. исполнительные функции в сфере миграции были возложены на МВД России, ФМС была реорганизована в подразделение центрального аппарата МВД России. В 2004 г. в целях совершенствования государственного управления в области миграционной политики на основе ФМС и паспортно-визовой службы ОВД была создана вновь ФМС России в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти, сосредоточившего теперь весь комплекс правоприменительных функций в сфере миграции.

  1. Правовой основой деятельности ФМС России в сфере гражданства Российской Федерации являются Конституция РФ, комментируемый Закон, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Положение, Положение о ФМС, Административный регламент ФМС и другие нормативные правовые акты.

ФМС России относится к группе федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ и обладает особенностями правового статуса федеральной службы, что заключается в наделении ФМС России функцией по самостоятельному нормативному правовому регулированию в сфере миграции.

Деятельность ФМС России осуществляется на основе двухзвенной схемы управления: непосредственно через центральный аппарат и (или) через территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации, загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения. Организационная структура ФМС России представлена руководством ФМС России, управлениями центрального аппарата, подразделениями, непосредственно подчиненными ФМС России, организациями и представительствами ФМС и территориальными органами.

В сфере гражданства организационная структура ФМС представлена Управлением по делам гражданства ФМС России и системой подразделений ФМС России по вопросам гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев территориальных органов ФМС России (отделы, отделения, группы по вопросам гражданства). Структура подразделений по вопросам гражданства в территориальных органах может носить определенную специфику, что обусловлено численностью личного состава территориального органа, особенностями обслуживаемой территории, объемом выполняемой работы.

Основными исполнителями административных процедур ФМС России по решению вопросов гражданства являются ее территориальные органы. ФМС России при осуществлении полномочий по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации вправе исполнять государственные функции, возложенные на ее территориальные органы.

При осуществлении полномочий в сфере гражданства Российской Федерации ФМС России, территориальные органы и их структурные подразделения взаимодействуют с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ, Управлением Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, ФСБ России, ФНС России, МИД России, Минобрнауки России, Минобороны России, Минюстом России, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями.

  1. Представленный в комментируемой статье перечень полномочий следует охарактеризовать как комплекс административных процедур, осуществляемых в целях подготовки материалов для принятия решения вопроса о гражданстве в общем порядке и его исполнения, непосредственного решения вопросов приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке и документирования гражданства Российской Федерации. Порядок реализации каждой из административных процедур устанавливается Положением и Административным регламентом ФМС. Реализация одного из новых полномочий ФМС России — ведение учета уведомлений граждан Российской Федерации о наличии у них гражданства иного государства определяются Правительством Российской Федерации.

Отличительная особенность полномочий ФМС России и ее территориальных органов в сфере гражданства заключается в том, что они реализуются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. Реализация компетенции в области гражданства за пределами Российской Федерации относится к ведению МИД России, консульских учреждений и дипломатических представительств Российской Федерации.

  1. Следует обратить внимание на некоторую несогласованность Положения с комментируемой статьей в части определения компетенции ФМС России и ее территориальных органов. Комментируемый Закон устанавливает единый объем полномочий по решению вопросов гражданства как для ФМС России, так и территориальных органов ФМС России. Положение в п. п. 29 и 30, напротив, дифференцирует их полномочия между ФМС России. В результате ряд полномочий, например, ведение учета лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства, исключены Положением из компетенции территориальных органов ФМС России.

 

Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

 

Комментарий к статье 31

 

  1. В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, является МИД России. Положение в п. 1 устанавливает, что МИД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации и согласно пп. 27 п. 6 ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальные органы представительства МИД России на территории Российской Федерации. В систему МИД России входят:

— центральный аппарат;

— дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях;

— территориальные органы;

— организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации.

В центральном аппарате МИД России непосредственное решение вопросов гражданства осуществляет Консульский департамент и другие структурные подразделения. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, наделены комментируемым Законом статусом самостоятельных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Дипломатическое представительство РФ — постоянный государственный орган внешних сношений Российской Федерации, учреждаемый на основе взаимного соглашения Российской Федерации на территории другого государства для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени Российской Федерации по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях государств.

Консульское учреждение РФ — государственный орган внешних сношений Российской Федерации, осуществляющий в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.

В процессе решения вопросов гражданства МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации взаимодействуют с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, ФМС России и ФСБ России.

Правовой основой деятельности МИД России, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ в сфере гражданства Российской Федерации являются Конституция РФ, комментируемый Закон, Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 11 июля 2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» Положение, Приказ МИД России о формах документов в сфере гражданства и другие нормативные правовые акты.

  1. Обращение к полномочиям МИД России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, установленных в комментируемой статье, свидетельствует об аналогии полномочий ФМС России и ее территориальных органов (см. комментарий к ст. 30), с разницей что реализуются они по заявлениям иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся за пределами РФ. Преимуществом компетенции МИД России и дипломатических представительств и консульских учреждений перед органами ФМС России является полномочие согласно п. «е» ч. 1 ст. 31 комментируемого Закона рассмотрение заявлений по вопросам выхода из гражданства в упрощенном порядке.

Несмотря на закрепление за МИД России, дипломатическими представительствам и консульскими учреждениями Российской Федерации статуса органов, ведающими делами о гражданстве, компетенция в сфере гражданства реализуется на основе распределения полномочий. Положение в п. п. 31 и 32 устанавливает для каждого из них свою компетенцию. В сфере гражданства к компетенции МИД России относится:

— составление на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений РФ заключений на заявления об изменении гражданства в общем порядке;

— установление формы статистического учета и ведение базы данных об обратившихся с заявлением за пределами РФ лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;

— осуществление иных полномочий, предусмотренных комментируемым Федеральным законом и Положением.

В сфере гражданства МИД России также наделено правом самостоятельного осуществления нормативно-правового регулирования. Полномочие такого рода основывается на компетенции, присущей федеральному министерству. В соответствии с подп. «а» п. 3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в соответствии с п. 32 охватывают основную часть вопросов, связанных с приемом и проверкой заявлений и иных документов, составлением документов, образуемых в производстве по делам о гражданстве. В частности, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в сфере гражданства:

— принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным комментируемым Законом и Положением;

— составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в МИД России в соответствии с п. 35 Положения;

— принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке на основании ч. ч. 1, 6 ст. 14, ч. ч. 2, 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 комментируемого Закона;

— исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства;

— определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации;

— осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code