Глава V. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСТВА РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ. ГРАЖДАНСТВО НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

 

Комментарий к статье 24

 

  1. Настоящая статья определяет решение вопросов о гражданстве детей. В отличие от положений ст. 12 рассматриваемого Закона, которые регламентируют решение вопроса о гражданстве ребенка к моменту его рождения, действие настоящей статьи распространяется на вопросы гражданства, возникающие впоследствии. Комментируемая статья определяет смысл положений гл. V рассматриваемого Закона.

Комментируемая статья провозглашает традиционный принцип «следование ребенка гражданству родителей». Принцип заключается в установлении правила, согласно которому ребенок приобретает гражданство РФ при приобретении его родителями гражданства РФ. В случае если у ребенка единственный родитель, то осуществляется следование его гражданству.

Принцип следования ребенка гражданству родителей является одним из известных не только отечественному законодательству, но и мировой практике разрешения вопросов гражданства. Для Российской Федерации настоящее правило получило закрепление в советский период. В период русского подданства настоящее правило действовало ограниченно, предоставляя возможность быть принятыми в русское подданство по достижению совершеннолетия на общих основаниях, за исключением требования о водворении в России. Во всех остальных случаях законодательство исходило из того, что «принятие русского подданства есть всегда личное для того, который его удостоился… и не распространяется на прежде рожденных детей, без различия: совершеннолетние ли они, или малолетние» <20>.

———————————

<20> Мыш М.И. Об иностранцах в России. Сборник узаконений, трактатов и конвенций с относящимися к ним правительственными и судебными разъяснениями. СПб., 1888. С. 54.

 

В советский период в одном из первых актов в сфере гражданства — Декрете СНК от 25 октября 1921 г. «О принятии иностранцев в Российское подданство» устанавливалось, что при переходе в российское гражданство обоих супругов дети моложе 18 лет следуют гражданству родителей. Более детально вопрос о гражданстве детей при изменении гражданства их родителей был регламентирован в Положении о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г. В настоящем Положении в примечании N 1 к п. 6 устанавливалось, что при изменении гражданства родителей, вследствие которого оба родителя становятся гражданами СССР, или наоборот, оба родителя перестают быть гражданами СССР, соответственно изменяется гражданство детей, не достигших 14-летнего возраста. Гражданство детей, достигших 14-летнего возраста, не изменяется при изменении гражданства родителей. В дальнейшем настоящий принцип был отражен во всех законодательных актах, регламентирующих отношения гражданства.

Применительно к современному закреплению настоящего принципа следует отметить, что он корреспондирует с положениями Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Гаага, 12 апреля 1930 г.). В ст. 13 Конвенции устанавливается, что натурализация родителей предоставляет гражданство государства, где имела место натурализация, лишь их несовершеннолетним детям, в соответствии с его законодательством. В таком случае законодательство данного государства может точно определить условия, регламентирующие приобретение его гражданства несовершеннолетними детьми в результате натурализации родителей.

  1. Правило, установленное в ч. 1 комментируемой статьи, действует при прекращении гражданства Российской Федерации. Однако в отличие от приобретения гражданства комментируемая статья устанавливает исключение, согласно которому следование ребенка гражданству родителей не происходит, если у ребенка отсутствуют гарантии приобретения иного гражданства. В этом случае выход из гражданства Российской Федерации родителей не влияет на состояние в гражданстве Российской Федерации ребенка.

 

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей

 

Комментарий к статье 25

 

  1. В настоящей статье определяются правила разрешения различных вопросов о гражданстве детей, объективно возникающих при наличии у его родителей гражданства разных государств. При решении вопросов комментируемый Закон основывается на принципах равности родителей в отношении своих детей, принципе «право крови», доминирующем в Российской Федерации, и дополняющем его принципе «право почвы», следования ребенка гражданству родителей, а также на праве каждого государства, в гражданстве которого состоит родитель, претендовать на ребенка как своего потенциального гражданина.
  2. По вопросу приобретения ребенком российского гражданства комментируемый Закон устанавливает четыре основных правила. Для приобретения ребенком гражданства Российской Федерации достаточно приобретения гражданства Российской Федерации одним из его родителей при условии что:

— ребенок проживает на территории РФ при подаче заявления родителем, приобретающим гражданство РФ;

— ребенок, проживает за пределами РФ при подаче заявлений обоих его родителей.

— другой родитель — лицо без гражданства, при подаче заявления родителя, приобретающего гражданство РФ;

— один родитель — лицо без гражданства, а другой гражданин иного государства при наличии заявления обоих его родителей.

  1. Прекращение гражданства РФ основывается на принципе безусловного сохранения ребенком гражданства РФ в случае выхода из него только одного родителя. Исключением является лишь прекращение ребенком гражданства РФ одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии письменного согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации. Однако и в этом случае прекращение гражданства РФ ребенком невозможно, если он не имеет гарантий приобретения гражданства иного государства и становится лицом без гражданства. В этом случае следование гражданству родителя не производится.
  2. Применительно ко всей статье следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. В случае отсутствия отметки о согласии или отметки о несогласии изменить гражданство РФ приобретение или прекращение ребенком гражданства РФ не осуществляется.

 

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

 

Комментарий к статье 26

 

  1. Решение вопросов гражданства детей при усыновлении (удочерении) осуществляется в Российской Федерации по общим правилам. Связано это с тем, что усыновленный (удочеренный) ребенок в правовом отношении приравнивается к родному ребенку, приобретая в лице усыновителей семью и родителей. В соответствии с ч. 1 ст. 137 Семейного кодекса РФ под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Международные принципы усыновления (удочерения) детей сформулированы в Европейской конвенции об усыновлении детей ETS N 58 (Страсбург, 24 апреля 1967 г.), носящей для Российской Федерации рекомендательный характер.

  1. Сведения о ситуации с усыновлением детей — граждан Российской Федерации представлены в Обзоре судебной практики в 2013 г., подготовленном Верховным Судом РФ (см. Обзор практики рассмотрения в 2013 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации). В соответствии с данными Верховного Суда РФ в 2011 г. с вынесением решения об удовлетворении требования о международном усыновлении было рассмотрено 3069 дел, в 2012 г. — 2410 дел, в 2013 г. — 1232 дела. В 2013 г. количество дел о международном усыновлении, рассмотренных судами с вынесением решения, по сравнению с 2012 г. уменьшилось на 48,6%, с 2011 г. уменьшилось на 59,5%.

Обобщение судебной практики также показало, что, как и в предыдущие годы, в 2013 году количество дел об усыновлении детей гражданами Российской Федерации значительно превышает количество дел об усыновлении детей иностранными гражданами. В 2013 г. районными судами с вынесением решения было рассмотрено 14544 дела (с удовлетворением заявления — 14419 дел) по заявлениям граждан Российской Федерации об усыновлении детей, что почти в 12 раз больше, чем дел о международном усыновлении детей, рассмотренных областными и равными им судами за этот же период. В 2013 году чаще всего российских детей усыновляли граждане Италии (46% дел), граждане Испании (20%) и граждане Франции (10%). Кроме того, российские дети были также усыновлены гражданами Германии (5%), Израиля (4,5%), Канады (2%), Великобритании (1,5%), Финляндии (1,3%), Швеции (0,9%), Ирландии (0,8%), Новой Зеландии (0,8%).

  1. Комментируемая статья рассматривает возможность разрешения двух вопросов о гражданстве усыновленных (удочеренных) детей: сохранения гражданства РФ и приобретения гражданства РФ, если ребенок является иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Решение вопроса о сохранении усыновленным (удочеренным) ребенком гражданства РФ связано с ч. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ, которая допускает усыновление детей иностранным гражданами или лицами без гражданства только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. В этом случае по правилам, установленным в ч. 1 комментируемой статьи, ребенок сохраняет российское гражданство. Прекращение гражданства ребенка в этом случае возможно только в порядке ч. 1 ст. 19 и при условии что ребенок не станет лицом без гражданства.

Установленный порядок сохранения усыновленным ребенком гражданства РФ соответствует рекомендуемым международным принципам, выработанным в мировом сообществе. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Гаага, 12 апреля 1930 г.), в ст. 17 устанавливает, что если законодательство государства признает, что его гражданство может быть утрачено в результате усыновления, данная утрата обусловлена приобретением усыновленным лицом гражданства лица, которое его усыновило, в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является последний, касающимся того, какое влияние на гражданство оказывает усыновление. В соответствии со ст. 5 Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.), если закон государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе, как то: брака, прекращения брака, узаконения, признания или усыновления, такая утрата гражданства ставится под условие приобретения другого гражданства.

  1. Приобретение усыновленным (удочеренным) ребенком российского гражданства возможно по следующим основаниям:

— усыновители являются супругами — гражданами Российской Федерации;

— один из супругов усыновителей является гражданином Российской Федерации, а другой — лицом без гражданства;

— один из супругов-усыновителей является гражданином Российской Федерации, а другой иностранным гражданином.

При наступлении данных оснований усыновленный ребенок приобретает российское гражданство независимо от места его жительства с момента усыновления (удочерения). С процессуальной стороны от усыновителей требуется заявление о приобретении ребенком гражданства РФ.

Кроме того, комментируемый Закон в ч. 4 настоящей статьи предусматривает возможность приобретения гражданства РФ усыновленным (удочеренным) ребенком в случае, когда один из супругов-усыновителей является гражданином Российской Федерации, а другой — иностранным гражданином и ими не поданы заявления о приобретении ребенком гражданства РФ. В этом случае ребенок приобретает гражданство РФ автоматически, если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации и с момента усыновления (удочерения) истек один год.

 

Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство

 

Комментарий к статье 27

 

  1. Решение вопросов гражданства РФ необходимо в отношении детей и недееспособных лиц. Под дееспособностью согласно ст. 21 Гражданского кодекса РФ понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Основываясь на содержании дееспособности, законодатель устанавливает следующий круг лиц:

— не полностью дееспособных — несовершеннолетние граждане;

— недееспособных — граждане, страдающие психическими расстройствами и не имеющие возможности понимать значения своих действий или руководить ими;

— ограниченно дееспособных граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

В целях защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в целях воспитания несовершеннолетних устанавливаются опека и попечительство.

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

  1. Для решения вопроса о гражданстве детей и недееспособных лиц, находящихся под опекой и попечительством в комментируемой статье устанавливаются порядок приобретения в упрощенном порядке гражданства Российской Федерации данными лицами и правила приобретения и сохранения гражданства Российской Федерации.

Приобретение гражданства РФ детьми и недееспособными лицами, находящимися под опекой и попечительством, возможно в упрощенном порядке, в случае если они являются иностранными гражданами и лицами без гражданства по заявлению соответственно родителей, опекуна или попечителя, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи, корреспондирующей с положениями п. п. «в», «г», «д» ч. 6 ст. 14 комментируемого Закона (см. комментарий к ч. 6 ст. 14). К общим условиям приобретения гражданства РФ относятся:

— возраст лица до 18 лет или недееспособность, ограниченная дееспособность совершеннолетнего лица;

— нахождение на полном государственном попечении в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной аналогичной организации Российской Федерации;

— установление опеки или попечительства гражданина РФ;

— установление опеки или попечительства иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ.

В зависимости от обстоятельств комментируемый Закон устанавливает упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации (без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона) для следующих категорий лиц:

— ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации. Исключение составляют случаи временного назначения ребенку опекуна или попечителя. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица;

— ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как и в первом случае, приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, предусмотренном в ч. 6 ст. 14 комментируемого Закона, не распространяется на случаи временного пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка;

— недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев временного пребывания. В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется на основании заявления соответственно опекуна или попечителя, руководителя российской организации, в которую помещен ребенок или недееспособное лицо.

  1. Приобретение гражданства Российской Федерации ребенком или недееспособным лицом, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, возможно одновременно с приобретением гражданства Российской Федерации настоящим опекуном или попечителем. Комментируемый Закон в ч. 3 комментируемой статьи не содержит порядок приобретения гражданства Российской Федерации ребенком и недееспособным лицом одновременно с их опекуном или попечителем, устанавливая лишь одно условие — заявление иностранного гражданина. Решение вопроса о приобретении гражданства Российской Федерации в этом случае должно осуществляться на основании общих норм комментируемого Закона, определяющих порядок приобретения гражданства Российской Федерации детьми.

4. Отдельной нормой комментируемой статьи является положение ч. 4 о сохранении гражданства Российской Федерации ребенком или недееспособным лицом, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина. Настоящее положение является выражением принципа невозможности лишения гражданства Российской Федерации, предусмотренного ч. 3 ст. 6 Конституции РФ. Установление настоящего правила необходимо в связи с тем, что установление опеки или попечительства иностранного гражданина над ребенком или недееспособным лицом может повлечь приобретение последними гражданства иностранного государства. В соответствии с ч. 4 рассматриваемой статьи в данном случае ребенок или недееспособное лицо сохраняют гражданство Российской Федерации. Это отличает порядок сохранения гражданства РФ подопечных от порядка, установленного в ч. 1 ст. 26 в отношении усыновленных (удочеренных) детей, где прекращение гражданства Российской Федерации возможно (см. комментарий к ст. 26).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code