Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Комментарий к статье 20 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

 

  1. Как и прием в гражданство Российской Федерации, выход из гражданства РФ связан с соблюдением гражданином Российской Федерации ряда требований, установленных в комментируемом Законе. В этом заключается содержание разрешительной экспатриации, которая, в отличие от свободной экспатриации, предполагает условия, которым должен соответствовать человек, желающий прекратить отношения гражданства, в противном случае выход из гражданства запрещается. Устанавливая требования по выходу из гражданства Российской Федерации, государство таким образом обеспечивает выполнение гражданином обязательств перед государством, другими гражданами и организациями, а также исключает возможность уйти от ответственности за совершение правонарушений на территории Российской Федерации.

Требования по выходу из гражданства, установленные в комментируемом Законе, согласуются с Конституцией РФ, которая предусматривает в ч. 3 ст. 55 возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны. Согласно позиции Конституционного Суда РФ в силу общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке (подробнее см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 1228-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Рихарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом «в» статьи 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

  1. Введение системы ограничений при выходе из гражданства РФ является традиционным для отечественного законодательства о гражданстве. Закон от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» устанавливал, что увольнение из русского подданства осуществлялось при выезде из России. Для этого необходимо было внести взнос в казну части нажитого капитала. В случае если кто-либо из поселенцев, владеющих землями в собственности, пожелал выехать вовсе из государства, то он должен был при выезде продать купленную им землю кому-то из живущих в России, в противном случае земля поступала в казну государства безвозмездно. Лица мужского пола старше 15 лет могли быть уволены из русского подданства лишь при совершенном отбытии ими воинской обязанности. Кроме того, Правила о выдаче паспортов иностранным гражданам, приезжающим в Россию через европейскую границу и проживающим в Империи 1860 г., устанавливали в ст. 19, что иностранцы, вступившие в русское подданство, имеют право по уплате могущих быть на них казенных, общественных и частных долгов и недоимок, возвратить в прежнее подданство.

В советских законодательных актах ограничения при выходе из гражданства до Закона СССР от 1 декабря 1978 г. N 8497-IX «О гражданстве СССР» не встречаются. Начиная с Положения о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г., в тексте актов указывалась только возможность выхода из гражданства. Закон СССР от 1 декабря 1978 г. N 8497-IX «О гражданстве СССР» в ст. 17 устанавливал основания, когда выход из гражданства СССР мог быть ограничен, и когда выход не допускался. Возможность ограничения выхода из гражданства была обусловлена наличием у ходатайствующего неисполненных обязательств перед государством или имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций. Выход из гражданства СССР не допускался, если лицо:

— привлечено в качестве обвиняемого;

— в отношении его имеется вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению;

— если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности СССР.

С незначительными редакционными уточнениями аналогичные ограничения выхода из гражданства были установлены в ст. 21 Закона СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР».

  1. Предложенная в комментируемой статье система ограничений выхода из российского гражданства существенно упрощена по сравнению с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1. В ч. 2 ст. 23 настоящего Закона в качестве ограничений выхода из гражданства Российской Федерации устанавливались:

— проживание или намерение поселения в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, при наличии имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненных обязанностей перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом РФ;

— после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

— привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу либо наличие в отношении заявителя вступившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда.

  1. Установление запрета выхода из гражданства РФ при наличии обязательства, не выполненного перед государством, является ограничением, распространенным в практике государств. Комментируемый Закон не раскрывает содержание ограничений, однако из содержания статьи следует, что речь идет об обязательствах перед государством, обязательства перед физическими и юридическими лицами прямо в комментируемом Законе не устанавливаются. Обязательства, невыполнение которых является причиной отказа в выходе из гражданства РФ, устанавливаются в федеральном законе. Однако перечня этих обязательств в настоящее время на законодательном уровне нет. Указание на запреты встречается лишь в п. 24 Положения и в бланках заявлений о выходе из гражданства Российской Федерации. Из чего следует, что обязательствами, препятствующими выходу из гражданства Российской Федерации, являются военная служба по призыву или альтернативная гражданская служба по призыву, уплата законно установленных налогов и сборов. Настоящие обязательства относятся к категории конституционных обязанностей, установленных ст. ст. 57 и 59 Конституции РФ.

Военная служба по призыву — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органах ФСБ, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях. Порядок прохождения военной службы по призыву устанавливается Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Отношения, связанные с прохождением альтернативной гражданской службы, регламентируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256.

Налоговые обязательства определяются Налоговым кодексом РФ и иными принятыми в соответствии с ним нормативными актами и выражаются в уплате установленных налогов и сборов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В качестве подтверждения отсутствия налоговых обязательств для выхода из гражданства Российской Федерации заявителем предоставляется справка об отсутствии задолженности по уплате налогов. Порядок выдачи справки регламентируется Приказом МНС России от 12 марта 2004 г. N БГ-3-23/192@ «Об утверждении порядка выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации».

  1. Привлечение лица компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо вступление в отношении его обвинительного приговора в силу исключают возможность выхода из российского гражданства.

Обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, обвинительный акт или составлено обвинительное постановление. Статус обвиняемого, органы, осуществляющие уголовное преследование, порядок вынесения и вступления в силу обвинительного приговора суда определяет Уголовный процессуальный кодекс РФ. Следует учитывать, что по смыслу комментируемой нормы привлечение лица в качестве подозреваемого по уголовному делу не исключает возможность обращения его с вопросом о выходе из гражданства Российской Федерации.

  1. Отсутствие гарантий приобретения иного гражданства также часто встречается в законодательстве государств в качестве основания ограничения выхода из гражданства. Настоящее ограничение соответствует ч. 1 ст. 7 Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.), согласно которой если закон государства разрешает отказ от гражданства, такой отказ не должен являться результатом утраты гражданства, если соответствующее лицо не приобретет другого гражданства.

Относительно рассматриваемого ограничения выхода из гражданства РФ Конституционный Суд РФ определил, что оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан РФ. В Определении от 19 июня 2012 г. N 1228-О Конституционный Суд РФ отметил, что в силу общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ гражданам РФ гарантируется право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке. Вытекающий из положения п. «в» комментируемой статьи запрет на выход из гражданства РФ с целью приобретения статуса лица без гражданства согласуется с международной практикой, в частности с Европейской конвенцией о гражданстве 1997 г., которая закрепила в качестве одного из принципов, на которых должны основываться регулирующие гражданство правовые нормы каждого государства-участника, стремление избегать безгражданства (пункт «b» статьи 4) (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 1228-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Рихарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом «в» статьи 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

В целях недопущения выхода из гражданства Российской Федерации лица, не имеющего иного гражданства или гарантий его приобретения, заявителем представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации.

  1. В отличие от приема в российское гражданство комментируемый Закон не содержит каких-либо исключений из оснований, ограничивающих выход из гражданства Российской Федерации. Полномочий по принятию решения о выходе из гражданства РФ без соблюдения хотя бы одного из условий, перечисленных в настоящей статье, компетенция Президента РФ не предусматривает. Однако отказ в выходе из гражданства носит временный характер, и в соответствии с ч. 1 ст. 36 не исключает возможность повторного обращения с вопросом о выходе из гражданства Российской Федерации по истечении 1 года.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code