Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации

Комментарий к статье 17 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

 

  1. Настоящая статья устанавливает одно из оснований приобретения российского гражданства, именуемое в правовой литературе как «оптация». Оптация в соответствии со ст. 11 комментируемого Закона относится к иным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации (см. комментарий к ст. 11) и является специальной формой приобретения гражданства, выражающейся в выборе гражданства, предоставляемого населению в результате государственно-территориальных преобразований, обычно когда территория одного государства переходит к другому. Оптация может носить и обратный характер, т.е. быть основанием прекращения гражданства (см. комментарий к ст. 21).

Согласно комментируемой статье Российская Федерация допускает оптацию в случаях территориальных преобразований, приведших к изменениям Государственной границы Российской Федерации, и только лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой изменена.

  1. Основными источниками, регулирующими государственно-территориальные отношения, являются Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». К специальному акту, регулирующему отношения по поводу оптации, комментируемый Закон относит соответствующий международный договор Российской Федерации, который определяет порядок и сроки оптации. Оптация может быть предусмотрена как в договоре, посвященном государственно-территориальным преобразованиям в качестве его положения, так и в отдельном международном договоре (договоре об оптации гражданства). Например, вопросы оптации гражданства Российской Федерации предусмотрены в ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.). Кроме того, вопросы оптации гражданства в дополнение к международному договору были дополнительно регламентированы в ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  2. Форма оптации — основания приобретения российского гражданства или его прекращения — зависит от выбора оптирующего гражданина одной из трех моделей своего поведения:

1) безусловного права на получение гражданства нового образовавшегося государства;

2) права сохранения за собой гражданства страны-правопреемника прежнего государства и выезд на территорию своего государства;

3) возможности сохранения за собой гражданство прежней страны, но оставлением права проживания вне ее территории и получения в новом государстве вида на жительство <15>.

———————————

<15> См.: Бабурин С.Н. Современные проблемы Российской государственности: территория и гражданство // Государство и право 1996. N 11. С. 5; Он же: Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор российской геополитики // Вестник Омского университета. 1996. Вып. 2. С. 103 — 107.

 

В этой связи международный договор Российской Федерации, устанавливающий порядок оптации, может содержать один из вариантов приобретения российского гражданства:

1) установление периода времени, в течение которого желающий приобрести российское гражданство должен обратиться в орган, ведающий делами о гражданстве, с заявлением о желании состоять в гражданстве РФ (активная оптация);

2) установление периода времени, в течение которого лицу, не желающему состоять в российском гражданстве и имеющему право его оптации, необходимо заявить об этом. В случае отсутствия обращения о нежелании состоять в российском гражданстве данное лицо по истечении установленного в договоре времени признается гражданином РФ (пассивная оптация).

  1. В качестве исторического примера оптации следует привести Соглашение между РСФСР и Грузией от 9 декабря 1920 г. «О порядке оптации грузинского гражданства». Соглашение было заключено в целях реализации Русско-Грузинского мирного договора от 7 мая 1920 г. и предоставляло лицам грузинского происхождения, проживающим в пределах РСФСР и достигшим возраста 18 лет, право оптировать гражданство Грузии в годичный срок с момента официального опубликования настоящего Соглашения. Для оптации грузинского гражданства лицам, желающим оптировать его, необходимо было подать соответствующее заявление в дипломатическое представительство или консульское учреждение Грузии на территории РСФСР.

Современным примером оптации гражданства Российской Федерации, как уже было отмечено в комментарии, является признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя. Оптация гражданства Российской Федерации была предоставлена гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (1 апреля 2014 г.). Согласно порядку оптации настоящие лица признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

  1. Особенностью оптации как основания приобретения российского гражданства является то, что лица, оптирующие его, освобождаются от требований, установленных при приеме в гражданство (см. комментарий к ст. ст. 13, 14). При оптации решение вопроса о гражданстве носит не индивидуальный, а массовый характер, т.е. принимается в отношении всех проживающих на данной территории. Иначе говоря, речь идет не об интеграции конкретного человека в новое общество, что предполагает порядок приема в гражданство и требует выполнения ряда требований (знания языка, постоянное проживание на территории РФ и др.), а интеграции одной общности с другой. При этом принимаемая национально-социальная общность обладает своими территорией, культурой, языком, укладом жизни, сохраняя их после включения в состав Российской Федерации в статусе республики, автономного округа, автономной области или иного субъекта РФ. Это позволяет создавать максимально упрощенный порядок приобретения российского гражданства.
  2. Говоря об оптации, очевидным представляется то, что существующие современные проблемы в сфере миграции и гражданства на постсоветском пространстве являются закономерными и в том числе связаны с отсутствием договора об оптации гражданства при прекращении СССР. Отсутствие между странами СНГ договора об оптации привело к регулированию отношений гражданства каждым государством самостоятельно в своем законодательстве и, как следствие, привело к лишению граждан СССР права выбора гражданства одного из новых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Исключением был Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, содержащий одностороннюю оптационную норму, согласно которой гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992 г.), если в течение 1 года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ (ч. 1 ст. 13).

7. Следует также учитывать, что при оптации российского гражданства основания отклонения заявлений о приобретении гражданства РФ, установленные ст. 16 комментируемого Закона, а также требования по возрасту и дееспособности не применяются. Однако это не исключает установление аналогичных или иных требований в международном договоре об оптации гражданства.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code