Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

Комментарий к статье 15 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

 

  1. Приобретение гражданства РФ в результате восстановления является одним из традиционных для российского государства способов приобретения гражданства. В правовой литературе восстановление в гражданстве именуется «реинтеграцией» (от лат. reintegratio — возобновление, восстановление) и предполагает индивидуальную процедуру приобретения гражданства, отличающуюся от других форм приобретения гражданства тем, что предполагает приобретение гражданства лицом, ранее его имевшим. Это позволяет устанавливать для лиц, желающих приобрести гражданство РФ, более льготный порядок, чем для тех, кто претендует на него впервые.
  2. Институт восстановления в гражданстве в отечественном законодательстве впервые был предусмотрен в Законе от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» и распространялся на женщин, вступивших в брак с иностранцем, в результате чего принявших иностранное и утратившее русское подданство. По смерти мужа или по расторжении брака русская подданная могла «во всякое время возвратиться в подданство России». Условием восстановления в подданстве было предоставление ею по месту жительства начальнику губернии удостоверения о прекращении брака, иных условий, в том числе приведение к присяге, не требовалось <13>.

———————————

<13> Мыш М.И. Об иностранцах в России. Сборник узаконений, трактатов и конвенций с относящимися к ним правительственными и судебными разъяснениями. СПб., 1888. С. 63.

 

В советский период восстановление в гражданстве носило в основном специальный характер и было адресовано узкому кругу лиц. Одним из актов о восстановлении в гражданстве являются Постановление Президиума ВЦИК от 7 июля 1921 г. «О порядке восстановления в правах гражданства лиц, лишенных в силу Конституции РСФСР или отдельных постановлений Центральной и местной власти» и Декрет ВЦИК от 29 августа 1921 г. «О порядке восстановления в правах гражданства лиц, служивших в прежней полиции». Победа советского государства в Великой Отечественной войне потребовала решения вопроса о гражданстве жителей отдельных территорий. В этой связи Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1945 г., 20 января, 14 июня, 26 сентября и 5 октября 1946 г. были восстановлены в гражданстве ранее состоявшие в подданстве или гражданстве — жители Маньчжурии, провинции Синьцзяна и городов Шанхае и Тяньцзинь, Болгарии, Франции, Югославии, Японии, Чехословакии и Бельгии.

Наряду с этим для широкого круга лиц восстановление в гражданстве формулировалось в законодательстве только как возможная форма приобретения гражданства, без указания условий и требований, предъявляемых к восстанавливаемому в гражданстве лицу. Например, в Законе от 1 декабря 1978 г. N 8497-IX «О гражданстве СССР» в ст. 19 устанавливалось, что лицо, утратившее гражданство СССР, может быть по его ходатайству восстановлено в гражданстве СССР решением Президиума Верховного Совета СССР.

  1. В соответствии с комментируемой статьей восстановленными в гражданстве РФ могут быть две категории иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ в порядке, аналогичном общему приему в гражданство в общем и упрощенном порядке. К первой категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут быть восстановлены в российском гражданстве, относятся лица, ранее имевшие гражданство Российской Федерации. Настоящая категория носит общий характер требований к интегрированным, и восстановление в гражданстве РФ осуществляется в общем порядке приема в гражданство РФ с сокращением срока непрерывного проживания на территории Российской Федерации до 3 лет (см. комментарий к ч. 1 ст. 13).

Общими требованиями для восстановления в российском гражданстве согласно Федеральному закону о гражданстве являются:

— состояние в гражданстве (подданстве) иностранного государства или состояние безгражданства к моменту обращения;

— состояние ранее в российском гражданстве;

— достижение возраста восемнадцати лет;

— обладание дееспособностью;

— проживание на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение трех лет непрерывно;

— взятие обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

— наличие законного источника средств к существованию;

— обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

— владение русским языком (государственным языком Российской Федерации).

  1. Ко второй категории лиц, имеющих право на восстановление в гражданстве Российской Федерации, относятся иностранные граждане и лица без гражданства, которые не только ранее состояли в российском гражданстве, но, в отличие от первой категории, прекратили гражданство РФ в результате выхода, а также проживают на территории Российской Федерации. В этом случае иностранные граждане и лица без гражданства могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем и упрощенном порядке приема в гражданство, предусмотренном ч. ч. 2 — 4 ст. 13 и ст. 14 комментируемого Закона.

Требованиями для восстановления в российском гражданстве для категории иностранных граждан и лиц без гражданства согласно ч. 2 комментируемой статьи являются:

— состояние в гражданстве (подданстве) иностранного государства или состояние безгражданства к моменту обращения;

— состояние ранее в российском гражданстве;

— прекращение гражданства Российской Федерации в результате выхода из него;

— проживание на территории Российской Федерации;

— достижение возраста восемнадцати лет;

— обладание дееспособностью;

— соответствие требованиям ч. ч. 2 — 4 ст. 13, ст. 14 комментируемого Закона.

  1. Следует также учитывать, что при восстановлении в российском гражданстве не учитываются причины прекращения гражданства в прошлом (выход из гражданства, оптация, следование гражданству родителей, на основании международного договора Российской Федерации и др.). Что касается причин прекращения гражданства в прошлом, то Федеральным законом о гражданстве они не учитываются. В первую очередь это касается форм прекращения гражданства, при которых не учитывается волеизъявление гражданина: лишение гражданства и следование гражданству родителей. «Надо полагать, — отмечает профессор С.А. Авакьян, что при принятии Закона о гражданстве 2002 г. законодатель посчитал, что теперь все, кто когда-то утратил гражданство Российской Федерации помимо своей воли, могли определиться и получить российское гражданство на основании прежнего Закона о гражданстве 1991 г. в упрощенном порядке» <14>.

———————————

<14> Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 93.

 

Ранее, в ч. 1 ст. 20 Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 предусматривал восстановление в российском гражданстве в порядке регистрации лиц, которые прекратили его по причине усыновления, установления опеки (попечительства) или следования гражданству родителей, в последнем в течение 5 лет после 18-летия. Кроме того, согласно ч. ч. 2, 3 ст. 20 лица, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считались восстановленными в российском гражданстве, в иных случаях гражданство могло быть восстановлено по ходатайствам.

  1. Подход к «упрощенному» восстановлению в гражданстве РФ Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 был связан с длительным существованием в отечественном законодательстве института лишения гражданства (см. комментарий к ст. 18). По различным оценкам экспертов только за 20-е годы XX столетия численность лишенных гражданства составляет от 2 до 3 миллионов человек.

Кроме того, это выявляет некоторую несогласованность положений комментируемой статьи с Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». В соответствии со ст. 1 настоящего Закона лишение гражданства признается одной из форм политических репрессий. Согласно ст. 14 все жители Российской Федерации, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления, должны быть восстановлены в российском гражданстве в порядке, предусмотренном законодательством РФ. При этом для такой категории Федеральным законом о гражданстве должен быть предусмотрен особый упрощенный порядок восстановления в российском гражданстве, что обусловлено официальной позицией Российской Федерации, признающей незаконными и несправедливыми действия в прошлом ее органов и должностных лиц по лишению гражданства.

  1. При применении нормы комментируемой статьи следует учитывать следующую позицию Конституционного Суда РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 23 мая 2006 г. N 184-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Бориса Тимофеевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»):

— дополнение комментируемого Закона новым положением об условиях восстановления в гражданстве РФ в упрощенном порядке лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ и в силу различных обстоятельств проживающих на территории других государств, входивших в состав бывшего СССР, является прерогативой федерального законодателя;

— положение комментируемой статьи, определяющей условия и порядок восстановления в гражданстве РФ, само по себе не нарушает какие-либо конституционные права и свободы заявителя в его конкретном деле;

— выяснение вопроса, утратил ли российский гражданин гражданство РФ по собственному свободному волеизъявлению или по вынуждающим обстоятельствам и стал лицом без гражданства в период проживания за пределами РФ, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств, что возложено на органы, уполномоченные рассматривать вопросы гражданства, и на суды общей юрисдикции.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code