Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

Комментарий к статье 14 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

 

  1. Упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации — приобретение гражданства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства в порядке, не требующем соблюдения отдельных требований, установленных для приобретения гражданства РФ на общих основаниях, в зависимости от имеющихся у них жизненных обстоятельств, учитываемых государством в качестве юридически значимых.

Упрощенный порядок приобретения гражданства осуществляется в нескольких формах, каждая из которых характеризуется своими условиями приема и категорией иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на российское гражданство. Требования к иностранному гражданину и лицу без гражданства о достижении ими 18 лет и обладании дееспособности распространяются на формы упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации.

  1. Установление упрощенных форм приобретения гражданства является часто встречаемой практикой решения вопросов гражданства в зарубежных странах. Каждое государство определяет круг иностранных граждан, обладающих по тем или иным причинам особым статусом, отличающим их от иностранных граждан третьих стран. Этими причинами и обстоятельствами могут быть исторические предпосылки, близость культур, языка и многое другое.

В отечественном законодательстве круг иностранных граждан, который пользовался преимуществами при приобретении гражданства и для которых вводился особый порядок приобретения гражданства, устанавливался еще в период русского подданства. Закон от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» устанавливал упрощенные формы приема в русское подданство следующих категорий иностранных граждан:

— оказавших России особенные заслуги или известные замечательными талантами, особыми учеными познаниями и прочее;

— поместивших значительные капиталы в общеполезные русские предприятия;

— состоящие в русской военной и гражданской службе;

— духовные иностранных вероисповеданий, приглашенные по распоряжению министра внутренних дел.

В первых двух случаях упрощенный порядок приема в русское подданство заключался в возможности сокращения пребывания на территории России с 5 лет до того срока, который мог установить министр внутренних дел. В остальных случаях иностранцы принимались в русское подданство «во всякое время и без всяких сроков, по усмотрению непосредственного их начальства».

В Законе РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации был установлен в ч. 3 ст. 19 и заключался в установлении обстоятельств, облегчающих прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований о непрерывном проживании на территории РФ. К ним относилось:

— состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

— усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ;

— наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

— наличие заслуг перед народами, объединениями в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

— получение убежища на территории РФ.

Кроме того, к упрощенному порядку приема в гражданство РФ следует отнести установленную в ст. 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 форму приобретения гражданства — в порядке регистрации. Гражданство в настоящем порядке могли приобрести:

— лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

— лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста;

— дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей российского гражданства, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста;

— лица без гражданства, на 6 февраля 1992 г. постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение 1 года после 6 февраля 1992 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

— иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после 6 февраля 1992 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

— граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Применительно к последнему основанию в 2008 г. Верховный Суд РФ отметил, что для приобретения гражданства в порядке регистрации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывших для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г., необходимо было до 31 декабря 2000 г. заявить о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации, иначе приобретение российского гражданства как юридический факт не существовало (подробнее см.: Определение Верховного Суда РФ от 9 июля 2008 г. N 5-В08-22).

  1. Современная система форм упрощенного приема в гражданство Российской Федерации установлена в комментируемой статье.

Первая форма в ч. 1 комментируемой статьи предоставляет возможность приема иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданство Российской Федерации без предоставления вида на жительство и постоянного проживания на территории РФ при следующих обстоятельствах:

— наличие одного или двух родителей, состоящего (состоящих) к моменту обращения с вопросом о приеме в гражданство Российской Федерации в российском гражданстве, проживающего (проживающих) на территории РФ. Под проживанием из смысла ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует понимать постоянное, преимущественное или временное проживание;

— являющиеся к моменту обращения с вопросом о приеме в гражданство Российской Федерации лицами без гражданства с момента прекращения гражданства СССР, проживали и проживают в государствах СССР. В соответствии абз. 6 ч. 1 ст. 3 комментируемого Федерального закона под лицом без гражданства понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Государствами, входящими в состав СССР, являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Кыргызстан, Республика Казахстан, Латвия, Литва, Республика Молдавия, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Эстония.

  1. Вторая форма упрощенного приема в гражданство предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи. Она распространяется на отдельных иностранных граждан и лиц без гражданства, которые проживают к моменту обращения с вопросом о приеме в гражданство на территории РФ. Им предоставляется право приема в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о сроке постоянного проживания.

Настоящая льгота по приему в гражданство предоставляется следующим иностранным гражданам и лицам без гражданства — это лица, которые:

1) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР. При этом с учетом положения ч. 7 ст. 4 комментируемого Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства;

2) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее 3 лет. Комментируемый Закон под состоянием в браке понимает только брак, заключенный в органах записи гражданского состояния, в порядке, установленном Семейным кодексом РФ и Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Брак считается заключенным с момента его государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о заключении брака;

3) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации. Определение понятия нетрудоспособных лиц содержится в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 2 указанного Закона к нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении понятия «трудовая пенсия» предусматривает наступление нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Отметим, что Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2015 г. утрачивает силу;

4) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. В соответствии со ст. 42 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Объявление гражданина умершим согласно ст. 45 ГК РФ может быть осуществлено судом, если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим осуществляется в порядке, предусмотренном главой 30 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Лишение и ограничение родительских прав — форма ответственности родителей, установленная соответственно ст. ст. 69 и 73 Семейного кодекса РФ. Лишение родительских прав представляет собой утрату родителями всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право решения от его имени вопросов гражданства. Ограничение родительских прав по смыслу ст. ст. 73, 74 Семейного кодекса — отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав, в результате чего родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Основания лишения родительских прав и ограничения родительских прав предусмотрены ст. ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится в судебном порядке;

5) имеют сына или дочь, достигших возраста 18 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. С учетом отмеченного ранее к комментируемой статье, следует обратить внимание, что основаниями признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным предусмотрены Гражданским кодексом РФ. В соответствии с со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, согласно ст. 30 ГК РФ может быть ограничен судом в дееспособности. Порядок признания гражданина недееспособным, ограничения дееспособности гражданина осуществляется в порядке главы 31 Гражданского процессуального кодекса РФ;

6) получили после 1 июля 2002 г. профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Таким образом, условием приема в гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном по п. «е» ч. 2 комментируемой статьи, является соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства следующих условий:

а) получение профессионального образования после 1 июля 2002 г. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование в Российской Федерации подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Среднее профессиональное и высшее образование согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» являются уровнями профессионального образования. Профессиональное образование, в свою очередь, имеет 4 уровня: 1) среднее профессиональное; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. На лиц, получивших иные виды образования (общее образование, дополнительное образование и профессиональное обучение) или лиц, получивших профессиональное образование вне образовательных организаций (например, в форме семейного образования и самообразования) действие настоящей нормы не распространяется. Следует обратить внимание на то, что по смыслу п. «е» ч. 2 комментируемой статьи прием в гражданство Российской Федерации не связан напрямую с формой получения образования, видом образовательного учреждения. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах;

б) получение профессионального образования по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию; Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к основным профессиональным образовательным программам относятся:

— образовательные программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

— образовательные программы высшего образования программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

Порядок государственной аккредитации образовательных программ предусмотрен Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

в) получение профессионального образования в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории. В соответствии п. 18 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательные организации в зависимости от того, кем она создана, могут быть государственными, муниципальными, частными. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам;

г) осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. В соответствии с абз. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

7) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее 3 лет (п. «ж» ч. 2 ст. 14 комментируемого Закона). Определение понятия индивидуального предпринимателя содержится в абз. 4 ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Налоговым кодексом РФ индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Под предпринимательской деятельностью п. 1 ст. 2 ГК РФ понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан компании «Кадет Истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда города Пензы»).

Кроме того, предусмотренный комментируемой нормой упрощенный прием в гражданства для иностранных граждан и лиц без гражданства применим только в случае, если в 3-летний период ежегодная выручка иностранных граждан — индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности составляет не менее 10 млн. рублей и только в тех видах экономической деятельности, которые установлены Правительством Российской Федерации;

8) являются инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица составляет не менее 10% (п. «з» ч. 2 комментируемой статьи). Под инвесторами согласно ч. 3 ст. 2 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» понимаются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Под уставным капиталом следует понимать сумму средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации. Складочный капитал предполагает совокупность вкладов в денежном выражении участников юридического лица, внесенных для осуществления совместной деятельности.

Однако для приема в гражданство Российской Федерации должны быть соблюдены два условия: во-первых, речь только о доли вклада в уставный (складочный) капитал российских юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в определенных видах экономической деятельности. Как и в предыдущей форме приема в гражданство Российской Федерации, виды экономической деятельности будут определены в дальнейшем Правительством Российской Федерации. Во-вторых, размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица и размер его чистых активов должны составлять не менее 100 млн. рублей каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему Российской Федерации и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 млн. рублей в год на протяжении не менее 3 лет со дня осуществления инвестиций;

9) осуществляют не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (п. «и» ч. 2 ст. 14 комментируемого Закона). Настоящий перечень профессий утверждается Минтрудом России. В соответствии с документами, прилагаемыми к Федеральному закону от 23 июня 2014 г. N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» разработка настоящего перечня планируется в течение 3 месяцев с момента принятия настоящего Федерального закона.

  1. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка, в ч. 2.1 комментируемой статьи предусмотрена отдельная форма приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Настоящая форма дополнительно введена в комментируемый Закон и действует со 2 мая 2014 года в редакции от 5 июля 2014 года (см. Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 июня 2014 г. N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации») и предусматривает возможность приема в российское гражданство без соблюдения условий по непрерывному проживанию в течение 5 лет на территории Российской Федерации, вида на жительство, прохождения процедуры определения уровня знания русского языка.

Порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка предусмотрен ст. 33.1 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 33.1). Условиями приема иностранного гражданина и лица без гражданства в гражданство Российской Федерации по настоящему основанию является:

— состояние лица в гражданстве (подданстве) иностранного государства или состояние безгражданства к моменту обращения;

— достижение возраста восемнадцати лет;

— обладание дееспособностью;

— законное постоянное проживание на территории РФ;

— признание в порядке, установленном ст. 33.1 комментируемого Закона, носителем русского языка;

— отказ иностранного гражданина от имеющегося у него гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, либо в случае, если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

— взятие обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

— наличие законного источника средств к существованию;

— отказ от имеющегося у них иного гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

  1. Преференции по непрерывному проживанию в Российской Федерации в течение 5 лет, а также освобождение от предоставления вида на жительство предусмотрены в ч. 3 рассматриваемой статьи для нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированы по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года. Особенностью нормы является ее действие в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые были зарегистрированы по месту жительства. Факта одного лишь нахождения на территории РФ по правовому смыслу нормы недостаточно.
  2. Отдельной формой упрощенного порядка приема в гражданство РФ является ч. 4 комментируемой статьи, которая распространяет свое действие на лиц, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство. Такие лица принимаются в российское гражданство без соблюдения условий о пятилетнем проживании на территории Российской Федерации, наличия законного источника средств к существованию и владения русского языка.

Настоящая форма носила временный характер. Первоначально ее действие ограничивалось 1 января 2006 г. и распространялось только на категорию временно проживающих иностранных граждан и лиц без гражданства, что, как показала практика, было недостаточным, а также исключало возможность ее применения к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации. В этой связи действие настоящей нормы продлевалось поэтапно до 1 июля 2009 г. и было распространено на лиц, имеющих вид на жительство.

Вместе с тем применение настоящей нормы вызвало ряд неопределенностей в понимании ее содержания. Связано это было в основном с тем, что многие лица, желающие приобрести гражданство РФ по настоящему основанию, доказывали в судебном порядке факт нахождения на территории РФ на 1 июля 2002 г. Однако органы, ведающие делами о гражданстве, исходили при принятии решения о возможности приема в гражданство РФ не из фактического нахождения лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 г., а регистрации по месту жительства на настоящую дату.

В силу неопределенности настоящей нормы комментируемого Закона Конституционным Судом РФ в 2005 году было дано соответствующее толкование (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 402-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Конституционный Суд РФ отметил, что сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории РФ на 1 июля 2002 г. не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, поскольку комментируемый Закон под проживанием понимает проживание на территории РФ на законном основании, а Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в настоящем решении установил следующее:

— при определении упрощенного порядка приема в гражданство РФ требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имели гражданство СССР и прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории РФ по состоянию на 1 июля 2002 года или разрешения на временное проживание в Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями законодательства РФ о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее права и свободы, вытекающие из ст. ст. 6 (ч. 1), 17 (ч. 1), 18, 21 (ч. 1), 27 (ч. 1), 55 (ч. ч. 2 и 3) и 62 (ч. 3) Конституции РФ (Определения от 8 ноября 2005 года N 402-О и от 18 июля 2006 года N 341-О) (подробнее см. также: Определения Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 814-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Устабаши Любови Андреевны и Устабаши Юлии Валентиновны на нарушение их конституционных прав Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, от 18 июля 2006 г. N 341-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Республики Узбекистан Барышевой Татьяны Васильевны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации и правового положения иностранных граждан в Российской Федерации»);

— само по себе отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года не исключает (после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации) возможность приема в гражданство РФ на основании ч. 4 ст. 14 комментируемого Закона или — как родившейся на территории РСФСР и имевшей гражданство бывшего СССР — на основании п. «а» ч. 2 комментируемой статьи.

  1. В отношении ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство СССР и проживающих на территории РФ, действует специальная форма, установленная в ч. 5 комментируемой статьи, предоставляющая возможность принятия их в гражданство без соблюдения требований, предъявляемых при приеме в общем порядке, за исключением обязательства соблюдения Конституции РФ и законодательства РФ.

Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Перечень лиц, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны, определен в ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

  1. Максимальный набор преференций в приеме в российское гражданство (без соблюдения каких-либо условий) предоставляется для детей, один из родителей или единственный родитель которого имеет российское гражданство, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя. Часть 6 рассматриваемой статьи также предусматривает в п. п. «в» — «д» возможность приема в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство, или помещенных под надзор в российскую организацию соответственно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию. Прием в гражданство Российской Федерации детей и недееспособных лиц в этом случае осуществляется на основании заявления опекуна или попечителя, имеющих российское гражданство, руководителя соответствующей российской организации, в которую помещен ребенок или недееспособное лицо. Исключением являются случаи назначения опеки и попечительства на период, когда родители ребенка по уважительным причинам не могут исполнять свои родительские обязанности, а также в случаях временного помещения детей или недееспособных лиц под надзор в российские организации в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и п. 2 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ. В этих случаях прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке невозможен, что обусловлено ст. 9 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 9). Согласно ч. 4 ст. 9 комментируемого Закона решение об изменении гражданства ребенка принимается без согласия его родителей только в случае лишения их родительских прав. Однако ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривает возможность назначения ребенку опеки и попечительства на период, когда родители не лишены родительских прав, но по уважительным причинам не могут исполнять свои родительские обязанности. Аналогичная ситуация возникает с помещением детей и недееспособных лиц под надзор в российскую организацию соответственно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги. В целях защиты права ребенка, недееспособного лица на гражданство, права родителей по определению гражданства детей п. п. «в» — «д» ч. 6 комментируемой статьи содержат исключения возможности приема в гражданство Российской Федерации ребенка, оставшегося без попечения родителей, не лишенных родительских прав, но временно не способных исполнять свои родительские обязанности, без их согласия, а также приема в российское гражданство недееспособного лица, помещенного под надзор в российские организации, оказывающие социальные услуги, без согласия опекуна или попечителя, которые по уважительным причинам временно не могут исполнять свои обязанности в отношении подопечного.
  2. Анализ положений комментируемой статьи позволяет судить о том, что прием в российское гражданство в упрощенном порядке направлен в основном на граждан бывшего СССР, а также других лиц, имеющих более тесные отношения с Российской Федерацией, обусловленные родственными или семейными отношениями. Таким образом, он определяется степенью взаимоотношений претендента на гражданство с российским государством и обществом.

В этой связи в комментируемом Законе в ч. 7 рассматриваемой статьи был расширен круг субъектов, принимаемых в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Федеральным законом от 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» была введена новая форма упрощенного приема в гражданство РФ для соотечественников Российской Федерации.

Предоставление настоящей категории преференций в приеме в гражданство РФ было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, оно основывалось на концепции, определенной в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», во-вторых, — задачами социально-экономического развития Российской Федерации и выхода из сложившейся демографической ситуации. Третья причина связана с особенностью данной категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, которая выражается в наличии у них традиций российской культуры, владением русским языком.

В этой связи Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президентом РФ от 22 июня 2006 г. N 637 в качестве одной из мер содействия, установила приоритетный порядок приобретения соотечественниками российского гражданства. В этой связи была введена специальная форма приема в гражданство Российской Федерации, которая предоставляет соотечественникам право приема в гражданство РФ без учета требований пятилетнего постоянного проживания на территории РФ, вида на жительство, наличия законного источника средств к существованию и знания русского языка. Условием применения данного положения является регистрация соотечественника и членов его семьи по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с настоящей Государственной программой.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code