Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Комментарий к статье 11 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

 

  1. Приобретение российского гражданства образует однородную и одновременно устойчивую группу отношений в сфере гражданства. Приобретение гражданства — приобретение статуса гражданина конкретного государства лицом, состоящим в гражданстве другого государства (подданства) либо не имеющим такового, согласно процедуре, установленной в законодательстве данного государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ российское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. В этой связи основная часть комментируемого Закона посвящена регулированию отношений приобретения российского гражданства, являющихся наиболее сложными среди вопросов гражданства.

  1. Комментируемый Закон в комментируемой статье устанавливает систему приобретения гражданства РФ, отдельными элементами которой являются следующие основания:

— по рождению (ст. 12);

— в результате приема (ст. ст. 13, 14);

— в результате восстановления (ст. 15);

— по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом (ст. ст. 17, 24 — 27, гл. VIII.1);

— по иным основаниям, предусмотренным международным договором РФ.

  1. В отличие от Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 в комментируемый Закон не вошли в качестве самостоятельного основания такие формы приобретения гражданства, как признание гражданства РФ и приобретение в порядке регистрации (п. п. «а», «в» ч. 1 ст. 12). Это связано с позицией комментируемого Закона, в основе которой лежат представления о завершении процесса формирования российской государственности и в государствах бывшего СССР, в связи с чем автоматический порядок приобретения российского гражданства не является эффективным, поскольку допускает излишне широкие возможности. В целях урегулирования правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в комментируемый Закон в 2012 г. внесены временные положения, определяющие до 1 января 2017 г. условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации (см. Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»).
  2. Приобретение гражданства по рождению или именуемое в научно-правовой литературе «филиация» (от лат. filiatio — родство, отцовство) является основной и наиболее распространенной формой приобретения гражданства в любом государстве. Приобретение гражданства РФ регламентируется в ст. 12 комментируемого Закона и основывается двух традиционных принципах: «право крови» (jus sanguinis) и «право почвы» (jus soli).
  3. Приобретение гражданства в порядке приема или «натурализация» (от лат. naturalis — законный, подлинный) является основным способом приобретения гражданства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, т.е. лицами, не имеющими российского гражданства и не имеющими возможности претендовать на него по рождению. Комментируемый Закон предусматривает две формы приема в гражданство: общий и упрощенный порядки. Принципиальное различие форм приема заключается в освобождении при приеме в гражданство в упрощенном порядке от дополнительных условий, предусмотренных при приеме в общем порядке (например, ценза оседлости), сокращении сроков рассмотрения вопросов гражданства, принятии решений органами исполнительной власти, ведающими делами о гражданстве (см. комментарий к ст. ст. 13, 14).
  4. Приобретение гражданства в результате восстановления — реинтеграция (от лат. reintegratio — возобновление, восстановление) — индивидуальная процедура приобретения российского гражданства лицом, ранее в нем состоявшем. Восстановление в гражданстве РФ регламентируется ст. 15 комментируемого Закона и характеризуется установлением для претендентов на российское гражданство более льготного порядка его приобретения в части непрерывного проживания на территории РФ, чем для тех, кто претендует на него впервые (см. комментарий к ст. 15).
  5. Иными основаниями приобретения российского гражданства, предусмотренными комментируемым Законом, являются выбор гражданства в результате государственно-территориальных преобразований или оптация (от лат. optatio — желание, избирание), следование ребенком гражданству его родителей, усыновителей, опекуна или попечителя, являющиеся одновременно и формами прекращения гражданства РФ (см. комментарий к ст. ст. 17, 24 — 27).
  6. К основаниям, предусмотренными международными договорами, следует отнести формы приобретения российского гражданства на основе международных договоров РФ, заключенных с другими государствами. Примером такого международного договора является четырехстороннее Соглашение Российской Федерации с Казахстаном, Кыргызстаном и Беларусью об упрощенном порядке приобретения гражданства государств-участников от 26 февраля 1999 г. Соглашение предоставляет возможность приобретения гражданства государства-участника в упрощенном (регистрационном) порядке гражданам, прибывшим на постоянное жительство независимо от срока проживания. При этом заявитель в прошлом должен состоять в гражданстве одного из договаривающихся государств (Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР) и одновременно СССР, а также проживать на их территории на 21 декабря 1991 г. и постоянно до вступления в силу рассматриваемых соглашений. Соглашением также определяется перечень необходимых документов, устанавливаются гарантии сохранения заявителем предыдущего гражданства на период до принятия положительного решения по его ходатайству, отдельно решаются вопросы о гражданстве детей.

9. Следует учитывать, что независимо от оснований приобретения гражданства комментируемый Закон не допускает прием и восстановление в гражданстве РФ некоторых категории лиц, даже в случае соблюдения ими всех условий, предъявляемых настоящим Законом (см. комментарий к ст. 16).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code