Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации

Комментарий к статье 7 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

 

Гражданство — гибкое и одновременно устойчивое правоотношение, редко находится после его возникновения в зависимости от территории государства гражданства. Это приводит к тому, что решение вопросов реализации прав и обязанностей, следующих из гражданства РФ, возникает не только на территории РФ, но и за ее пределами.

Принцип предоставления защиты и покровительства гражданам, находящимся за пределами РФ — означает постоянную поддержку российским государством своих граждан, находящихся за его пределами. Настоящий принцип основывается на положении ст. 61 Конституции РФ, согласно которому: «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». При этом настоящие гарантии распространяются на граждан РФ независимо от времени нахождения на территории другого государства.

Рассматриваемый принцип обусловливают обязанность по оказанию защиты и покровительства российским гражданам всех без исключения органов государственной власти Российской Федерации. Однако основанная задача по оказанию защиты и покровительства возлагается на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за ее пределами. Именно перед ними стоит первоочередная задача по обеспечению реализации полного объема прав и свобод российских граждан за рубежом, принятию мер по их защите и восстановлению (см. комментарий к ст. 28).

Например, в соответствии с Положением о Консульском учреждении Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 к функциям консульского учреждения Российской Федерации относится:

— защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан РФ и российских юридических лиц;

— оказание помощи и содействия гражданам РФ и российским юридическим лицам;

— выдача в установленном порядке и в пределах своей компетенции основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, временного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также принятие в установленном порядке и в пределах своей компетенции решений о выдаче и выдача виз иностранным гражданам и лицам без гражданства;

— представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

— осуществление в установленном порядке и в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации и истребования документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;

— осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания;

— ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан Российской Федерации;

— содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа и др.

В целях предоставления защиты и покровительства гражданам еще СССР был принят 25 июня 1976 г. Консульский устав, заключены Венские конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) и о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), действующие для Российской Федерации, а также различные двухсторонние международные договоры. В 2010 году Федеральным законом от 5 июля N 154-ФЗ была принята новая редакция Консульского устава Российской Федерации. К двухсторонним договорам относится, например, Консульский договор между Россией и КНР (Москва, 25 апреля 2002 г.), определяющий функции дипломатических представительств и консульских учреждений договаривающихся государств.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code