Статья 6. Двойное гражданство

Комментарий к статье 6 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

 

  1. Право государств самостоятельно решать вопросы своего гражданства неизбежно приводит к некоторой несогласованности в их правовом регулировании, коллизиям, приводящим к возникновению у человека гражданства двух и более государств. В этой связи каждое государство стоит перед необходимостью регулирования множественного гражданства, именуемого не иначе как бипатризм (от лат. bis — дважды и греч. patridos — родина, отечество), представляющего особый правовой статус лица, связанный с пребыванием одновременно в гражданстве двух или более государств.
  2. Наличие у человека гражданства нескольких государств в правовой литературе не получило однозначного терминологического закрепления. Бипатризм как государственно-правовое явление зачастую именуют «двойным гражданством», «множественным гражданством» и «вторым гражданством». Вместе с тем, с точки зрения смысла, закладываемого в международных и отечественных актах, настоящие термины различны. Основное отличие заключается в наличии правовой договоренности государств, в гражданстве которых состоит человек. Двойное гражданство («двойное урегулированное гражданство») означает наличие у физического лица одновременно гражданства двух и более государств, заключивших соответствующие международные соглашения об этом. Множественное гражданство (оно же «второе гражданство», «двойное неурегулированное гражданство») — наличие у физического лица одновременного гражданства двух и более государств, не имеющих по данному вопросу международных договоренностей. Например, Европейская конвенция о гражданстве в п. «b» ст. 2 признает множественное гражданство, под которым понимает одновременное обладание одним лицом гражданства двух или более государств.
  3. Основными причинами наличия у человека гражданства нескольких государств являются коллизии законодательства государств в части приобретения и прекращения гражданства. В связи с тем что определения порядка и прекращения гражданства является исключительной компетенцией каждого государства, требования по приобретению и прекращению гражданства могут отличаться и тем самым создать условия для приобретения или сохранения человеком гражданства одного государства наряду с гражданством другого. Так, например, комментируемый Закон в ч. 3 ст. 13 и ч. 5 ст. 14 при приеме в гражданство РФ освобождает от требования по выходу из гражданства иного государства. Таким образом, лица, перечисленные в настоящих статьях, могут приобрести гражданство РФ, не прекращая гражданство другого государства, в котором они состояли ранее. Хорошо известным примером возникновения двойного гражданства является действие принципов «право почвы» и «право крови» при рождении ребенка. Рождение ребенка на территории одного государства, в котором действует принцип «права почвы» от родителей — иностранных граждан, государство которых применяет принцип «права крови», может привести к состоянию их ребенка в гражданстве того и другого государства. Следует предположить, что зависимости от отношения человека к приобретению им гражданства второго государства двойное гражданство может возникать в силу объективных причин (рождение ребенка, следование ребенком гражданству родителей и др.) или субъективных причин (в результате натурализации, реинтеграции и др.).
  4. В теории гражданства существуют разные точки зрения на двойное и множественное гражданство. Первым исследователем русского подданства и гражданства В.М. Гессеном еще в начале XX столетия применительно к двойному гражданству было отмечено следующее: «с международно-правовой точки зрения подданным государства может быть только такое лицо, которое во всех других государствах является иностранцем; именно потому господство государства над подданным, находящимся в его пределах, является исключительным; господство государства над подданным, находящимся вне его пределов, ограничено не личной, а территориальной принадлежностью его к другому государству. Личная принадлежность одного и того же индивида, как подданного к двум, независимым друг от друга государствам является с международно-правовой точки зрения невозможной» <8>. Кроме того, наличие двойного или множественного гражданства требует решения вопросов реализации прав и обязанностей, следующих из гражданства.

———————————

<8> Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. СПб., 1909. Т. 1. С. 135.

 

Отсутствие договоренностей между государствами о возможности состоять человеку в их гражданстве не исключает этого права, однако может привести к различным негативным последствиям как для гражданина, так и государств. К их числу относятся «двойная обязанность перед государством», например при прохождении службы в Вооруженных Силах, или сложности с дипломатической защитой, поступлением на государственную службу, уплатой налогов. Имеет место риск признания врагом государств гражданства во время их войны, вооруженных конфликтов или обострения взаимоотношений.

Большинство современных государств также целенаправленно направляют свои усилия на устранение множественности гражданства, посредством заключения соответствующих международных соглашений, придавая ему урегулирование и (или) установление запретов на множественное гражданство. В этом вопросе выработана международная практика. Основным документом в этом вопросе является Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства ETS N 96 (Страсбург, 6 мая 1963 г.) и дополнительный протокол к ней (Страсбург, 24 ноября 1977 г.). В преамбуле к Конвенции отмечается: «считая, что случаи многогражданства могут привести к возникновению трудностей и что совместные действия по сокращению, насколько это возможно, числа случаев многогражданства между государствами-членами отвечают целям Советы Европы…». Конвенция устанавливает правила решения вопросов, связанных с выходом из множественного гражданства и сохранения гражданства одного государства, решает вопросы выполнения воинской обязанности (повинности), нахождения в запасе, статус лица в условиях военной мобилизации.

Отношения множественного гражданства также регламентируются Европейской конвенцией о гражданстве. В частности, ст. 15 Европейской конвенции о гражданстве, допуская множественное гражданство по рождению и вступлении в брак, не ограничивает государство в определении приобретения, сохранения или утраты его гражданства лицами, в случае наличия у них иного гражданства.

  1. В Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 62 Конституции РФ гражданам РФ предоставляется право иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Таким образом, Российская Федерация признает только двойное гражданство и образуемые на его основе права и обязанности. Согласно Конституции РФ средствами правового регулирования бипатризма являются специальный федеральный закон и (или) международный договор Российской Федерации. Применительно к федеральному закону из положений Конституции РФ остается непонятым, речь идет о том же федеральном законе, предусмотренном ст. 6 Конституции РФ (сегодня это комментируемый Закон) или специальном Федеральном законе «О двойном гражданстве в Российской Федерации». В связи с тем что специальный федеральный закон о двойном гражданстве в настоящее время не принят, институт двойного гражданства основывается на принципах комментируемого Закона.

Что касается международных договоров о двойном гражданстве, то в Российской Федерации их действует два типа. Первый вид договоров направлен на возникновение и урегулирование двойного гражданства, второй, наоборот, на воспрепятствование случаев двойного гражданства. К числу первого вида договоров относятся:

— Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.).

Настоящие договоры направлены на устранение противоречий, неизбежно возникающих в случаях двойного гражданства. Ими регулируются отношения приобретения и прекращения двойного гражданства и связанные с ними вопросы правового статуса лица с двойным гражданством, отношения, возникающие при рождении ребенка, определен порядок исполнения воинской обязанности, отдельно решаются вопросы правового статуса лиц, имеющих двойное гражданство.

Таким образом, исходя из конституционного смысла ст. 62 двойное гражданство может возникать у граждан РФ при одновременном их состоянии в гражданстве Таджикистана и (или) Туркменистана. Наличие у граждан Российской Федерации гражданства иных государств (например, ФРГ, Израиля, Украины, Казахстана и др.) не может быть исключено, однако относится к категории множественного гражданства. В качестве иллюстрации следует отметить, что по результатам Всероссийской переписи населения в 2010 году 78615 человек указали наличие второго гражданства.

Ко второму типу международных договоров относятся договоры, заключенные еще в период существования СССР:

— Договор между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о предотвращении возникновения двойного гражданства (Москва, 6 июня 1980 г.) — в настоящее время уже не действует;

— Конвенция между Правительством СССР и Правительством Социалистической Республики Румынии о разрешении и предотвращении возникновения случаев двойного гражданства (Москва, 28 июня 1978 г.);

— Конвенция между Правительством СССР и Правительством Монгольской Народной Республики о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства (Москва, 11 сентября 1975 г.);

— Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Пхеньян, 16 декабря 1957 г.);

— Конвенция между СССР и Народной Республикой Болгарией об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (София, 12 декабря 1957 г.);

— Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Тиран, 18 сентября 1957 г.).

  1. Установленные в комментируемой статье принципы двойного гражданства являются устоявшимися в мировой практике. В соответствии со ст. 3 Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Гаага, 12 апреля 1930 г.), государство вправе рассматривать лицо, обладающее гражданством двух и более государств, в качестве своего гражданина. Исключением из настоящего принципа могут быть правила, установленные в федеральном законе или международном договоре. На практике часто встречаемым вопросом при реализации принципа является возможность выдачи Российской Федерацией другому государству гражданина РФ, совершившего преступление на территории этого государства и являющегося его гражданином. Решение этого вопроса должно осуществляться в соответствии с ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, согласно которой гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. При этом Конституция РФ в данном случае не устанавливает возможность исключений в форме федеральных законов и международных договоров.
  2. В целях учета граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иного государства, а также граждан, обладающих статусом постоянных жителей иностранного государства, в комментируемой статье устанавливается обязанность по уведомлению государства о наличии у них соответствующих форм политико-правовой связи. Установление настоящей обязанности, как следует из пояснительной записки к Федеральному закону от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обусловлено тем, что поскольку в данном случае лицо находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

Одновременно возложением обязанности по уведомлению гражданами Российской Федерации о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в законодательстве Российской Федерации устанавливается уголовная и административная ответственность:

— уголовная ответственность — ст. 330.2 УК РФ «Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве»;

— административная ответственность — ст. 19.8.3 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве».

  1. Обязанность по уведомлению Российской Федерации возлагается на граждан Российской Федерации и законных представителей граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности, в случае у них наличия:

— гражданства иностранного государства;

— вида на жительства;

— иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

При этом обязанность по уведомлению возникает в отношении каждого случая приобретения гражданином иностранного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации, имеющим гражданство иностранного государства или документа, подтверждающего его право постоянного проживания на территории иностранного государства, гражданства третьего государства или указанного документа уведомление подается вновь в соответствующем порядке.

Исключениями из установленной обязанности по уведомлению являются случаи, установленные международным договором Российской Федерации или федеральным законом. От выполнения настоящего обязательства также освобождаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

  1. В целях реализации обязанности по уведомлению гражданами Российской Федерации о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве комментируемая статья содержит основные положения, определяющие порядок настоящего уведомления.

Во-первых, установлены формы подачи заявлений. Согласно ч. 5 комментируемой статьи уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве подаются письменно в территориальные органы ФМС России по месту жительства заявителя в пределах Российской Федерации. В случае отсутствия места жительства уведомление подается в территориальный орган ФМС России по месту его пребывания, а в случае отсутствия места жительства или места пребывания в территориальный орган ФМС России по месту его фактического нахождения. Подача уведомления осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации.

Во-вторых, в комментируемой статье установлены требования к содержанию уведомления. Согласно ч. ч. 6 — 8 комментируемой статьи уведомление подается по форме, установленной ФМС России, которая должна содержать информацию о заявителе, о приобретении им гражданства иностранного государства или сведения о документе, удостоверяющем наличие гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание на территории иностранного государства. К уведомлению заявителем прилагаются копии паспорта гражданина Российской Федерации, паспорта гражданина иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

В-третьих, уведомление осуществляется в срок, установленный в комментируемой статье, который составляет 60 дней со дня приобретения гражданином Российской Федерации иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. Для граждан Российской Федерации (законных представителей граждан Российской Федерации), которые приобрели гражданство иностранного государства или получили документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, к моменту вступления Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (4 августа 2014 г.) устанавливается срок подачи соответствующего уведомления в течение 60 дней (до 2 октября 2014 г.).

Для граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» обязанность по уведомлению наступает с 1 января 2016 года.

Иные вопросы, связанные с порядком подачи по уведомлению гражданами Российской Федерации о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, должны быть регламентированы ФМС России.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code