Определение выкупной цены земельного участка

Позиция 3. Цена земельного участка, выкупаемого на основании ст. 36 ЗК РФ, определяется на момент принятия уполномоченным органом решения о передаче такого участка в собственность.

 

Судебная практика:

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2009 по делу N А01-2176/2008

«…В кассационной жалобе прокурор просит отменить решение от 10.03.2009 и постановление апелляционной инстанции от 22.05.2009, иск удовлетворить. Заявитель полагает неправильным вывод судов об определении выкупной цены земельного участка по состоянию на дату принятия уполномоченным органом решения о передаче земельного участка в собственность, поскольку пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит такого порядка. В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации цена земельного участка подлежит расчету на дату заключения договора. Необоснованное применение кадастровой стоимости земельного участка по цене 2007 года занизило размер выкупной цены земельного участка, что нарушило публичные интересы (т. 2, л. д. 46).

Как установлено судами, 23.11.2007 общество обратилось в управление с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка общей площадью 57 149 кв. м с кадастровым номером 01:08:05 07 001:0002, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Привокзальная, д. 128 (далее — земельный участок). На земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, приватизированные согласно плану от 07.12.1995 (т. 1, л. д. 8, 88 — 101).

Управление издало распоряжение от 27.12.2007 N 341 «О предоставлении в собственность ОАО «Комбинат «Майкопхлебопродукт» земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Привокзальная, 128. Во исполнение данного распоряжения фонд подписал договор от 18.03.2008, по которому цена земельного участка составила 628 781 рубль 87 копеек, что соответствует расчету цены выкупа земельного участка от 26.12.2007, подготовленному управлением. При определении стоимости земельного участка управление применило нормы, установленные Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и стоимость, указанную в кадастровом плане земельного участка от 30.11.2007 N 08-6/07-10657 (т. 1, л. д. 16, 17, 23, 24, 44).

Из содержания пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав и содержит указание о его цене, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены. Следовательно, суды обоснованно при указанных обстоятельствах исходили из того, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент принятия решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка в собственность. С учетом изложенного не обоснован довод жалобы о неправильном выводе судов об определении выкупной цены земельного участка по состоянию на дату принятия уполномоченным органом решения о передаче земельного участка в собственность.

Суды установили, что на дату принятия распоряжения управления от 27.12.2007 N 341 действовала кадастровая стоимость, указанная в кадастровом плане земельного участка от 30.11.2007 N 08-6/07-10657.

Довод жалобы о необходимости применения судами постановления от 30.11.2007 N 194 не обоснован, поскольку оно вступило в силу с 01.01.2008. Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие…»

 

Позиция 4. Цена земельного участка, выкупаемого на основании ст. 36 ЗК РФ, определяется на момент направления уполномоченным органом заявителю проекта договора купли-продажи такого участка.

 

Судебная практика:

 

Примечание: В приведенном ниже Постановлении указано, что суд учел переписку сторон по урегулированию вопросов, касающихся погашения лицом задолженности по арендной плате за спорный земельный участок.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 24.06.2011 по делу N А68-6829/10/282/22

«…Индивидуальный предприниматель Мусаев Закир Мухтар Оглы (далее — ИП Мусаев З.М.о), г. Киреевск Тульской области, ОГРНИП 305714704900031, обратился в Арбитражный суд Тульской области с иском к Администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области (далее — Администрация МО Киреевский район), г. Киреевск Тульской области, о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного в 60 метрах по направлению на юго-восток от дома N 5 по ул. Сельхозтехники в г. Киреевске Тульской области, общей площадью 5 980 кв. м, кадастровый номер 71:12:09 03 05:109, по цене выкупа, действовавшей в 2009 году, — 284 196 руб. 51 коп.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.12.2010 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 указанное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Возникший между сторонами при заключении договора купли-продажи спорного земельного участка спор сводится к определению того, какая кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для расчета выкупной цены, а именно, кадастровая стоимость земельного участка, действовавшая на момента обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка, то есть на 25.12.2009, или кадастровая стоимость, существовавшая на момент направления ответчиком истцу проекта договора купли-продажи, то есть на 26.07.2010.

В соответствии с п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса РФ цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием.

Как установлено судами, на момент подачи истцом заявления о выкупе спорного земельного участка, 25.12.2009, кадастровая стоимость данного участка составляла 1 894 643,4 руб.

28.12.2009 Администрацией Тульской области было издано постановление N 1007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области». В результате проведенной оценки кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 6 728 875,4 руб.

Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае имеет место преддоговорной спор о выкупной цене земельного участка, а следовательно, в силу ст. 446 Гражданского кодекса РФ спорное условие договора определяется решением суда и условия, на которых суд обязывает заключить договор, должны соответствовать законодательству, действующему на момент вынесения решения.

В этой связи, а также учитывая, что в соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлен двухмесячный срок с момента обращения лица с заявлением о выкупе земельного участка, в течение которого уполномоченным органом должно быть принято решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и направлен заявителю проект договора купли-продажи земельного участка (то есть до 25.02.2010), суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что расчет выкупной цены подлежал определению с учетом постановления Администрации Тульской области N 1007 от 28.12.2009 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области», вступившего в законную силу с 01.01.2010.

С учетом изложенного, оценив конкретные обстоятельства настоящего дела и представленные доказательства, в том числе переписку сторон по урегулированию вопросов, касающихся погашения истцом задолженности по арендной плате за спорный земельный участок, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае при расчете выкупной цены спорного земельного участка следует исходить из кадастровой стоимости земельного участка на момент направления истцу проекта договора купли-продажи от 26.07.2010…»

 

10.2. Вывод из судебной практики: Продажа земельного участка по льготной цене, предусмотренной п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, не зависит от вида сделки, по которой было отчуждено из государственной собственности соответствующее недвижимое имущество.

 

Судебная практика:

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2011 по делу N А43-27252/2010

«…Общество с ограниченной ответственностью «Глобал-Строй» (далее — ООО «Глобал-Строй», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска (далее — Комитет) о признании недействительным пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 11.08.2010 N 2557-З в части установления цены выкупа земельного участка в размере, превышающем 338 051 рубль 93 копейки, и об обязании Комитета вернуть на расчетный счет истца денежные средства в размере 304 246 рублей 74 копеек.

Арбитражный суд Нижегородской области решением от 15.02.2011 отказал в удовлетворении исковых требований, посчитав, что пункт 1 статьи 2 Вводного закона не подлежит применению, поскольку из муниципальной собственности отчужден не весь объект недвижимости, а только доля в праве общей долевой собственности. При этом доля отчуждалась не в порядке приватизации.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 01.06.2011 отменил решение и удовлетворил исковые требования Общества, признав недействительным пункт 2.1 договора и взыскав в пользу истца 304 246 рублей 74 копейки. Руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Вводного закона и пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» (далее — постановление Пленума N 11), суд посчитал, что действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по виду сделки, в соответствии с которой лицо приобретает право собственности на здание, строение, сооружение, а потому при наличии доказательств отчуждения имущества из муниципальной собственности у истца имеется право на приобретение земельного участка, на котором расположено спорное имущество, по льготной цене.

Не согласившись с данным судебным актом, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление в связи с неправильным применением норм материального права.

По мнению заявителя, суд не принял во внимание, что ООО «Тосол-Синтез» приобрело 18/100 доли в праве общей долевой собственности на сооружение в рамках реализации инвестиционного соглашения, а не в порядке приватизации. Данное обстоятельство свидетельствует о невозможности приобретения земельного участка по льготной цене. Кроме того, суд необоснованно применил одностороннюю реституцию, тем самым лишив Комитет возможности получить исполненное им по сделке.

Согласно пункту 1 статьи 2 Вводного закона до 01.01.2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, установленной субъектами Российской Федерации в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше трех миллионов человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Следовательно, субъектами применения льготного порядка расчетов приватизируемого земельного участка за плату выступают собственники тех зданий, которые ранее находились в государственной или муниципальной собственности.

Законодатель императивно не установил вид сделки, по которой должно быть реализовано имущество из государственной или муниципальной собственности, следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что наличие инвестиционного контракта не может свидетельствовать о необходимости определения цены выкупаемого земельного участка в ином порядке, чем предусмотрено пунктом 1 статьи 2 Вводного закона, исходя из обоснованно посчитал, что истец обладает правом приобретения земельного участка по льготной цене.

На основании изложенного окружной суд отклонил довод заявителя относительно того, что приобретение только доли имущества лишает истца права на приобретение соответствующей доли земельного участка по льготной цене…»

 

10.3. Вывод из судебной практики: Если после обращения лица с заявлением о выкупе земельного участка, но до заключения договора купли-продажи решением суда установлена новая кадастровая стоимость участка, то цена участка определяется на ее основании.

 

Судебная практика:

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.09.2013 по делу N А46-31533/2012

«…Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены в статье 36 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

На дату направления проекта договора купли-продажи земельного участка (27.08.2012) были внесены сведения о кадастровой стоимости спорного участка в размере 5 812 324 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 244 руб. /кв. м.

В соответствии с решением арбитражного суда по делу N А46-5222/2012 оспариваемая стоимость кадастровой стоимости спорного земельного участка была определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости соответствующего вида разрешенного использования в рамках конкретного кадастрового квартала в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 119.12.2007 N 174-п. С 01.01.2012 вступил в силу приказ Министерства имущества имущественных отношений от 26.09.2011 N 36-п, которым утверждены результаты оценки государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области. Сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка данный нормативный акт не содержит.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что решение суда по делу N А46-5222/2012 об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 5 812 324 руб. вступило в законную силу, суды правомерно удовлетворили иск об установлении выкупной цены в оспариваемом размере.

Исходя из вышеизложенного при наличии на момент направления проекта договора купли-продажи вступившего в законную силу указанного решения суда для целей определения кадастровой стоимости земельного участка подлежат применению правила пункта 3 статьи 66 ЗК РФ.

Ссылка ответчика на тот факт, что сведения о новой стоимости были внесены в государственный кадастр после обращения истца с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, правомерно не принята судами, поскольку она не соответствует положениям статьи 422 ГК РФ…»

 

Аналогичная судебная практика:

Акты высших судов

 

Определение ВАС РФ от 07.02.2014 N ВАС-977/14 по делу N А60-51896/2012

«…Общество обратилось в администрацию с заявлением от 16.08.2011 о предоставлении в собственность спорного земельного участка под здание вычислительного центра и столовой.

На основании заявления общества от 16.08.2011 постановлением администрации от 22.12.2011 N 5512 обществу предоставлен в собственность указанный земельный участок под здание вычислительного центра, столовой (литера АА1).

Администрацией подготовлен и направлен обществу проект договора купли-продажи, в пункте 3.1 которого предусмотрена цена земельного участка в размере 2 535 130 рублей 29 копеек.

Не согласившись с размером выкупной стоимости земельного участка, общество направило администрации письма от 06.03.2012, от 28.05.2012, от 27.07.2012 с предложением об изменении выкупной стоимости земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на дату подачи заявки от 15.01.2008.

Письмами от 30.03.2012, 28.06.2012, 22.08.2012 администрацией отказано обществу в изменении выкупной цены спорного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу N А60-21444/2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка признана равной рыночной стоимости в размере 28 830 000 рублей для применения в целях налогообложения с 01.01.2010.

На основании названного решения обществом получен кадастровый паспорт земельного участка от 24.10.2012 с кадастровой стоимостью земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в размере 28 830 000 рублей.

Письмом от 10.11.2012 N 056/89 общество просило администрацию изменить размер выкупной цены земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной, в размере 28 830 000 рублей, установленной решением суда.

Письмом от 03.12.2012 N 235-02/5035 администрация отказала обществу в перерасчете выкупной цены, указав на то, что расчет выкупной цены земельных участков определяется на дату возникновения правоотношений по выкупу земельного участка с момента обращения заинтересованного лица в уполномоченный орган с соответствующим заявлением и с приложением документов, необходимых для принятия решения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.

Изменяя судебные акты, суд кассационной инстанции руководствовался пунктами 3, 5 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, посчитав, что, поскольку решением суда установлена новая кадастровая стоимость, а договор купли-продажи земельного участка после обращения общества заключен не был, соответственно, при урегулировании разногласий относительно цены, подлежит применению определенная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере 28 830 000 рублей.

Применение предложенной администрацией кадастровой стоимости при наличии новой кадастровой стоимости на момент заключения договора купли-продажи нарушает права и законные интересы общества как лица, имевшего намерение приобрести в собственность указанный земельный участок, а также противоречит положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации…»

 

Определение ВАС РФ от 03.02.2014 N ВАС-779/14 по делу N А60-2361/2013

«…Судом установлено, что общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации 17.04.2012 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0226 общей площадью 24 984 кв. м.

Постановлением администрации от 07.08.2012 N 3432 принято решение о предоставлении обществу спорного земельного участка в собственность за плату с указанием обществу заключить с администрацией договор купли-продажи земельного участка. Цена выкупаемого земельного участка в постановлении указана не была.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2012 по делу N А60-27508/2012 по иску общества кадастровая стоимость земельного участка установлена равной рыночной по состоянию на 01.01.2010 в размере 155 640 000 руб., в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения.

Суды, установив, что на момент обращения общества в суд с настоящим требованием решением суда установлена новая кадастровая стоимость, внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и договор купли-продажи земельного участка после обращения общества за выкупом земельного участка не был заключен, пришли к выводу, что при определении цены выкупаемого земельного участка подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением суда.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации…»

 

Уральский округ

 

Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2013 N Ф09-9100/13 по делу N А60-51896/2012

«…Общество «Информационно-вычислительный центр» обратилось в администрацию с заявлением от 16.08.2011 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 4 449 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Цвиллинга, 4, под здание вычислительного центра и столовой.

На основании заявления общества «Информационно-вычислительный центр» от 16.08.2011 постановлением администрации от 22.12.2011 N 5512 истцу предоставлен в собственность указанный земельный участок под здание вычислительного центра, столовой (литера АА1).

Администрацией подготовлен и направлен истцу проект договора купли-продажи указанного земельного участка. Пунктом 3.1 проекта договора предусмотрена цена земельного участка в размере 2 535 130 руб. 29 коп.

Не согласившись с размером выкупной стоимости земельного участка, истец направил ответчику письма от 06.03.2012, от 28.05.2012, от 27.07.2012, в которых предложил изменить выкупную стоимость земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на дату подачи заявки от 15.01.2008.

Письмами от 30.03.2012, 28.06.2012, 22.08.2012 администрацией отказано обществу «Информационно-вычислительный центр» в изменении выкупной цены спорного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу N А60-15579/2012 <*> кадастровая стоимость спорного земельного участка признана равной рыночной стоимости в размере 28 830 000 руб. для применения в целях налогообложения с 01.01.2010.

———————————

<*> В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 принято по делу N А60-21444/2012, а не N А60-15579/2012.

 

На основании названного решения обществом «Информационно-вычислительный центр» получен кадастровый паспорт земельного участка от 24.10.2012 с кадастровой стоимостью земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в размере 28 830 000 руб.

Истцом направлено письмо от 10.11.2012 N 056/89 в адрес администрации с просьбой об изменении размера выкупной цены земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной, в размере 28 830 000 руб., установленной решением суда.

Администрация в письме от 03.12.2012 N 235-02/5035 отказала обществу «Информационно-вычислительный центр» в перерасчете выкупной цены, указав на то, что расчет выкупной цены земельных участков определяется на дату возникновения правоотношений по выкупу земельного участка с момента обращения заинтересованного лица в уполномоченный орган с соответствующим заявлением и с приложением документов, необходимых для принятия решения. В данном случае постановление администрации о предоставлении земельного участка в собственность от 22.12.2011 N 5512 вынесено на основании заявки общества «Информационно-вычислительный центр» от 16.08.2011.

Посчитав выкупную стоимость не соответствующей требованиям действующего законодательства, общество «Информационно-вычислительный центр» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о понуждении администрации заключить договор купли-продажи по цене, предложенной покупателем.

В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) при продаже в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога. Отсутствие поправочных коэффициентов, учитывающих основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения, не может служить основанием для отказа в продаже земельного участка.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться указанным Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Из изложенного следует, что договор купли-продажи земельного участка должен соответствовать нормам права, действующим на момент заключения договора.

В соответствии с п. 5 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Поскольку решением суда установлена новая кадастровая стоимость, внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и договор купли-продажи земельного участка после обращения общества «Информационно-вычислительный центр» за выкупом земельного участка не был заключен, соответственно, при урегулировании разногласий по договору относительно цены подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная судом в размере 28 830 000 руб.

Стоимость земельного участка, определенная в проекте договора купли-продажи на момент подачи заявки о выкупе земельного участка (16.08.2011), была рассчитана администрацией исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 101 405 211 руб. 69 коп., что существенно превышало его рыночную стоимость, подтвержденную судебным актом. Кроме того, применение кадастровой стоимости, предложенной администрацией, при наличии новой кадастровой стоимости на момент заключения договора купли-продажи нарушает права и законные интересы общества «Информационно-вычислительный центр» как лица, имевшего намерение приобрести в собственность указанный земельный участок, и, следовательно, противоречит положениям п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации…»

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code