Цена земельного участка, выкупаемого на основании ст. 36 ЗК РФ

Позиция 2. Цена земельного участка, выкупаемого на основании ст. 36 ЗК РФ, определяется на момент заключения договора купли-продажи такого участка.

 

Примечание: Некоторые из приведенных ниже судебных актов основаны в том числе на позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

 

Судебная практика:

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.07.2009 N Ф04-4200/2009(10522-А46-9) по делу N А46-20787/2008

«…Предприниматели 04.12.2007 обратились в Главное управление по земельным ресурсам с заявлениями о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 10 813 кв.метров с кадастровый номером 55:36:12 01 01 00:63, расположенного на территории города Омска в Центральном административном округе по ул. 2-я Производственная, 2.

Главное управление по земельным ресурсам, издав распоряжение от 18.01.2008 N 83-р о предоставлении в общую долевую собственность за плату предпринимателям каждому по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, направило проект договора купли-продажи земельного участка N 984/5892-2008, полученный предпринимателями 27.06.2008.

Согласно приложению к договору купли-продажи цена выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок была определена исходя из кадастровой стоимости 1/2 доли земельного участка в размере 26 839 758,28 руб., установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», и составляла 3 623 367,37 руб. для каждого предпринимателя.

Не соглашаясь с ценой выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и считая, что цена доли земельного участка должна определяться с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом плане от 18.10.2007 в размере 17 628 866 руб., что составляет 220 360, 83 руб. для каждого, предприниматели 22.07.2008 направили в адрес Главного управления по земельным ресурсам протокол разногласий к договору купли-продажи N 984/5892-2008. Вместе с тем предприниматели указали на не подлежащее применению в данном случае постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, как не вступившее в законную силу на момент определения выкупной цены, считая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть определена на основании постановления правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п.

Поскольку Главное управление по земельным ресурсам отклонило протокол разногласий к договору N 984/5892-2008 и настаивало на заключении договора купли-продажи спорного земельного участка в прежней редакции, предприниматели со ссылкой на статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратились в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.01.2010 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Судами установлено, что распоряжение N 83-р о предоставлении предпринимателям в общую долевую собственность за плату земельного участка издано 18.01.2008, проект договора купли-продажи спорного земельного участка получен предпринимателями в июне 2008 года.

Таким образом, на момент заключения договора действовало постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36″, которое являлось обязательным для применения при расчете выкупной цены земельного участка.

Нарушений норм материального или норм процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено…»

 

Аналогичная судебная практика:

Поволжский округ

 

Примечание: Как следует из приведенного ниже Постановления, суд учел, что лицо, подав заявление на выкуп земельного участка, не представило его кадастровый план.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.10.2008 по делу N А65-27463/07-СА1-19

«…Закрытое акционерное общество «Артекс» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее — Комитет) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении и незаключении договора купли-продажи земельного участка, и об обязании заключить договор купли-продажи на условиях выкупной стоимости по цене, установленной актом установления цены от 25.11.2004.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что определение цены продажи земельного участка не должно ставиться в зависимость от изготовления кадастрового плана. По мнению апелляционного суда, обязанность исполнительного органа по заключению договора купли-продажи возникла в 2003 — 2004 годах, т.е. когда общество впервые обратилось в уполномоченный орган (Администрацию г. Казани) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка и когда ему было выдано постановление от 30.10.2004 N 1766 о предоставлении земельного участка. В соответствии с пунктами 6 — 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган был обязан в месячный срок со дня поступления заявления общества от 20.10.2003 подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора, одновременно с этим предпринять действия по обеспечению изготовления кадастрового плана и выставить заявителю счет за работы по его изготовлению, утвердить проект границ участка.

Данные выводы судебная коллегия находит неправомерными.

Как установлено судебными инстанциями, на момент обращения общества в Администрацию города Казани с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность испрашиваемый земельный участок кадастровый учет не прошел.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

Из указанной нормы права не следует, что в обязанность органа местного самоуправления входит изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании заявления юридического лица о приобретении прав на земельный участок при отсутствии соответствующего заявления на изготовление такой карты.

Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства обращения общества в орган местного самоуправления с заявлением об изготовлении кадастрового плана испрашиваемого земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

При отсутствии кадастровой карты земельный участок не может быть признан существующим объектом вещных прав.

Судебными инстанциями установлено, что кадастровый план испрашиваемого земельного участка был изготовлен по инициативе общества 11.12.2006.

Таким образом, только после 11.12.2006 стало возможным рассмотрение вопроса о заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, то есть цена определяется сторонами в момент заключения договора.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что выкупная цена земельного участка должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи.

Поскольку на момент составления кадастрового плана земельного участка и обращения общества с заявлением в Комитет о заключении договора купли-продажи стоимость испрашиваемого земельного участка по сравнению с ценой 2004 года изменилась, то с учетом изложенного Комитет не вправе был заключать договор купли-продажи земельного участка на условиях выкупной стоимости, установленной актом установления цены продажи от 25.11.2004 N 1566.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела требований, в связи с чем обжалованное Комитетом постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе…»

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.11.2007 по делу N А55-17110/06

«…В соответствии с проектом договора купли-продажи земельного участка выкупная цена его определена в размере 1 001 168,64 рублей.

Истец, не согласившись с указанной ценой участка, считая ее завышенной и не соответствующей законодательству, подписал протокол разногласий к договору, указав выкупную цену в размере 168 124,92 руб.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами. Порядок определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений установлен статьей 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна определяться по правилам и в порядке, установленным действующим законодательством. По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли продажи, т.е. цена определяется сторонами в момент заключения договора. Таким образом, цена по договору купли-продажи земельного участка должна определяться на основании действовавших на момент его заключения законов и нормативных правовых актов. Если действует установленная компетентным органом цена, то она должна быть воспроизведена в договоре.

На основании изложенного довод заявителя кассационной жалобы о том, что должна применяться ставка, действующая на момент подачи заявления о выкупе земельного участка, не основан на нормах материального права…»

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2007 по делу N А12-5053/07

«…В соответствии с проектом договора купли-продажи земельного участка выкупная цена его определена в размере 36 565 рублей.

Истец, не согласившись с указанной ценой участка, считая ее завышенной и не соответствующей законодательству, подписал протокол разногласий к договору, указав выкупную цену в размере 19 515 рублей.

В связи с недостижением согласия по данному условию договора истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна определяться по правилам и в порядке, установленным действующим законодательством. По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

В силу пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Статьей 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что при продаже земельных участков в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. При определении цены земельного участка по договорам, заключаемым в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в качестве базового элемента этой цены необходимо использовать ставку земельного налога, установленную действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, т.е. цена определяется сторонами в момент заключения договора. Таким образом, цена по договору купли-продажи земельного участка должна определяться на основании действовавших на момент его заключения законов и нормативных правовых актов. Если действует установленная компетентным органом цена, то она должна быть воспроизведена в договоре.

На основании изложенного вывод суда о том, что должна применяться ставка, действующая на момент подачи заявления о выкупе земельного участка, не основан на нормах материального права…»

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.11.2007 по делу N А12-5052/07

«…В соответствии с проектом договора купли-продажи земельного участка выкупная цена его определена в размере 60 711 рублей.

Истец, не согласившись с указанной ценой участка, считая ее завышенной и не соответствующей законодательству, подписал протокол разногласий к договору, указав выкупную цену в размере 32 403 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами. Порядок определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений установлен статьей 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна определяться по правилам и в порядке, установленным действующим законодательством. По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, т.е. цена определяется сторонами в момент заключения договора. Таким образом, цена по договору купли-продажи земельного участка должна определяться на основании действовавших на момент его заключения законов и нормативных правовых актов. Если действует установленная компетентным органом цена, то она должна быть воспроизведена в договоре.

На основании изложенного вывод суда о том, что должна применяться ставка, действующая на момент подачи заявления о выкупе земельного участка, не основан на нормах материального права…»

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.11.2007 по делу N А12-5050/07

«…В соответствии с проектом договора купли-продажи земельного участка выкупная цена его определена в размере 61 401 рубль.

Истец, не согласившись с указанной ценой участка, считая ее завышенной и не соответствующей законодательству, подписал протокол разногласий к договору, указав выкупную цену в размере 32 771 рубль.

Выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна определяться по правилам и в порядке, установленным действующим законодательством. По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

В силу пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Статьей 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что при продаже земельных участков в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. При определении цены земельного участка по договорам, заключаемым в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в качестве базового элемента этой цены необходимо использовать ставку земельного налога, установленную действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, т.е. цена определяется сторонами в момент заключения договора. Таким образом, цена по договору купли-продажи земельного участка должна определяться на основании действовавших на момент его заключения законов и нормативных правовых актов. Если действует установленная компетентным органом цена, то она должна быть воспроизведена в договоре.

На основании изложенного вывод суда о том, что должна применяться ставка, действующая на момент подачи заявления о выкупе земельного участка, не основан на нормах материального права…»

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.11.2007 по делу N А12-5054/07-С52

«…В соответствии с проектом договора купли-продажи земельного участка выкупная цена его определена в размере 2 738 903 рублей.

Истец, не согласившись с указанной ценой участка, считая ее завышенной и не соответствующей законодательству, подписал протокол разногласий к договору, указав выкупную цену в размере 1 461 809 рублей.

Выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна определяться по правилам и в порядке, установленным действующим законодательством. По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

В силу пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Статьей 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что при продаже земельных участков в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. При определении цены земельного участка по договорам, заключаемым в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в качестве базового элемента этой цены необходимо использовать ставку земельного налога, установленную действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, т.е. цена определяется сторонами в момент заключения договора. Таким образом, цена по договору купли-продажи земельного участка должна определяться на основании действовавших на момент его заключения законов и нормативных правовых актов. Если действует установленная компетентным органом цена, то она должна быть воспроизведена в договоре.

На основании изложенного вывод суда о том, что должна применяться ставка, действующая на момент подачи заявления о выкупе земельного участка, не основан на нормах материального права…»

 

Северо-Западный округ

 

Примечание: Как следует из приведенного ниже Постановления, суд учел, что покупатель не обращался к продавцу с требованием заключить договоры выкупа земельных участков, не направлял ему проекты таких договоров и не оспаривал бездействие продавца из-за их неподготовки.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 по делу N А56-81107/2009

«…Индивидуальный предприниматель Иванова Елена Ивановна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее — Администрация) о признании за истцом права на выкуп земельного участка N 2 площадью 176 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Васкелово, Автоколонная улица, а также земельного участка N 2-Б площадью 1 520 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Васкелово, Привокзальная площадь, по цене, действовавшей на 05.09.2007.

Решением от 11.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2010, в иске отказано.

В кассационной жалобе Иванова Е.И., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение. Предприниматель считает, что поскольку право на выкуп спорных земельных участков возникло у него с момента принятия Администрацией постановлений от 05.09.2007 N 4105, 4106, то выкупная цена этих участков должна соответствовать цене, действовавшей на дату принятия названных постановлений.

В пунктах 3 постановлений N 4105 и 4106 предусмотрено, что предприниматель должен заключить с Администрацией договоры купли-продажи участков при условии предоставления кадастрового плана каждого из участков, а также обеспечить государственную регистрацию права собственности на участки. Договоры купли-продажи упомянутых участков до настоящего времени не заключены. В связи с изменением нормативных актов Ленинградской области и увеличением кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой определяется ставка земельного налога, возросла выкупная стоимость названных участков.

Суды обеих инстанций отказали Ивановой Е.И. в иске, исходя из следующего. После принятия постановлений N 4105 и 4106 предприниматель не обращалась к Администрации с требованием заключить договоры выкупа земельных участков, не направляла ответчику проекты таких договоров и не оспаривала бездействия Администрации, не подготовившей указанные проекты в порядке пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации цена в договоре купли-продажи земельного участка, заключаемого в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется по правилам, установленным законами и иными правовыми актами, действующими на момент его заключения, то отсутствуют основания для признания за Ивановой Е.И. права на выкуп земельных участков по цене, действовавшей в 2007 году.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации цена в договоре купли-продажи земельного участка, заключаемого в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не может определяться на основании уже не действующих на момент его заключения правовых актов, суды обеих инстанций правильно отказали в иске.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы…»

 

Северо-Кавказский округ

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2011 по делу N А15-1819/2010

«…В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивные нормы о конкретных условиях определения стоимости земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 2 Закона N 137-ФЗ для юридических лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками их цена устанавливается субъектами Российской Федерации. Применительно к г. Махачкале предельным является показатель в два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка.

В пункте 1 статьи 485 Гражданского кодекса закреплено, что покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, то есть цена определяется сторонами в момент заключения договора. Таким образом, цена по договору купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется на основании действующих (в момент его заключения) законов и нормативных правовых актов.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участниками спора, клуб РОСТО обратился с заявлением о выкупе земельного участка 04.06.2007; оспариваемый договор заключен 28.12.2007. В период между указанными датами вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (далее — Закон N 212-ФЗ), изменивший порядок определения стоимости отчуждаемых из государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о том, что судом первой инстанции при разрешении спора не учтена необходимость определения выкупной цены спорного земельного участка на момент заключения договора купли-продажи…»

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2011 по делу N А32-3590/2010

«…Считая, что при определении выкупной цены земельного участка применению подлежала ставка земельного налога 0,075% кадастровой стоимости земельного участка, департамент имущественных отношений неправомерно применил ставку налога 0,225% и неправильно определил выкупную цену, общество обратилось в суд с иском о взыскании излишне уплаченной суммы.

Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены земельных участков, их оплаты в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На дату подачи обществом заявления о приватизации земельного участка (1 апреля 2008 года) решением Городской думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 в отношении земельных участков, занятых производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, полностью или частично использующихся в целях, непосредственно не связанных с процессом производства товаров, работ, услуг, установлена ставка земельного налога в размере 0,225% кадастровой стоимости участка.

Решением Городской думой Краснодара от 22.05.2008 N 42 п. 2 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар» (далее — решение Городской думы от 22.05.2008 N 42 п. 2) ставка земельного налога для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, определена в размере 0,075% кадастровой стоимости участка.

Момент заключения договора купли-продажи земельного участка определяется датой его подписания сторонами (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Суды правомерно признали определение выкупной цены спорного земельного участка на основании ставки земельного налога 0,225% не соответствующим обязательным для сторон нормам правовых актов, действовавших на дату заключения договора купли-продажи…»

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2011 по делу N А32-1840/2010

«…Считая, что при определении выкупной цены земельного участка применению подлежала ставка земельного налога 0,075% кадастровой стоимости земельного участка, департамент имущественных отношений неправомерно применил ставку налога 0,225% и неправильно определил выкупную цену, общество обратилось в суд с иском о взыскании излишне уплаченной суммы.

Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены земельных участков, их оплаты в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На дату подачи обществом заявления о приватизации земельного участка (1 апреля 2008 года) решением Городской думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 в отношении земельных участков, занятых производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, полностью или частично использующихся в целях, непосредственно не связанных с процессом производства товаров, работ, услуг, установлена ставка земельного налога в размере 0,225% кадастровой стоимости участка.

Решением Городской думы Краснодара от 22.05.2008 N 42 п. 2 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар» (далее — решение Городской думы от 22.05.2008 N 42 п. 2) ставка земельного налога для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, определена в размере 0,075% кадастровой стоимости участка.

Момент заключения договора купли-продажи земельного участка определяется датой его подписания сторонами (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Суды правомерно признали определение выкупной цены спорного земельного участка на основании ставки земельного налога 0,225% не соответствующим обязательным для сторон нормам правовых актов, действовавших на дату заключения договора купли-продажи…»

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.10.2009 по делу N А53-4314/2009

«…В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что общество обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости.

Вместе с тем реализация исключительного права возможна в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

С учетом приведенного разъяснения, а также положений статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации суды пришли к правильному выводу о том, что цена земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи…»

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.01.2008 N Ф08-9019/07 по делу N А32-1215/2007-39/19

«…ООО «Олимп-Спорттовары» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Новороссийска (далее — администрация) о признании права на выкуп земельного участка площадью 432 кв. м, кадастровый номер 23:47:03 01 023:0009, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Сипягина, 26, по цене, определенной на 10.05.05 — дату обращения с заявлением о выкупе участка.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами. Порядок определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений установлен статьей 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», содержащей императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Согласно статье 424 Кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченным на то государственным органом.

Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что выкупная цена земельного участка должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи либо принятия судебного акта о понуждении уполномоченного органа заключить такой договор…»

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.09.2007 N Ф08-5548/2007 по делу N А32-4592/2007-22/47

«…Подготовленный предпринимателем проект договора купли-продажи участка содержал выкупную цену — 46752 рубля 08 копеек, которая определена на основании расчета, предоставленного ГУП КК «Новороссийский земельный центр», составленного в соответствии с законодательством, действовавшим на момент обращения предпринимателя с заявлением.

Суд правомерно указал, что выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна определяться по правилам и в порядке, установленном действующим законодательством. По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

В силу пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что при продаже земельных участков в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. При определении цены земельного участка по договорам, заключаемым в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в качестве базового элемента этой цены необходимо использовать ставку земельного налога, установленную действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, т.е. цена определяется сторонами в момент заключения договора. Таким образом, цена по договору купли-продажи земельного участка должна определяться на основании действовавших на момент его заключения законов и нормативных правовых актов. Если действует установленная компетентным органом цена, то она должна быть воспроизведена в договоре. Заявитель по существу не оспорил правильность расчета выкупной цены земельного участка. Довод общества о том, что должна применяться ставка, действующая на момент подачи заявления о выкупе земельного участка, не основан на нормах материального права…»

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code