Тема 5. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица — организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот носит имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому у юридических лиц должно быть свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).

  1. Юридическое лицо — это субъект гражданских правоотношений, специально созданный для участия в гражданском обороте. Его появление было обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, связанных с повышением эффективности использования обособленного имущества (капитала) и необходимостью ограничения риска участия учредителей в экономической деятельности создаваемой конструкции.

Легальное определение понятия юридического лица содержит п. 1 ст. 48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Определение содержит перечень признаков, наличие которых позволяет юридическому лицу участвовать в гражданском обороте как полноправному субъекту:

1) организационное единство — внутренняя организация (структура, органы, их компетенция), закрепленная в учредительном документе;

2) имущественная обособленность — обладание имуществом, обособленным от имущества его учредителей (создателей), что выражается в наличии:

— уставного капитала (фонда);

— самостоятельного баланса (сметы) (абзац второй п. 1 ст. 48 ГК РФ);

— банковского счета.

3) самостоятельный характер участия в гражданском обороте, что выражается в возможности:

— от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права;

— нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам;

— быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо имеет свое наименование и место нахождения, т.е. обладает признаками, индивидуализирующими этого субъекта гражданского оборота. Наименование и место нахождения юридического лица должны быть указаны в его учредительных документах.

Наименование всегда содержит указание на его организационно-правовую форму. В отношении некоммерческих (в предусмотренных законом случаях и в отношении коммерческих) организаций установлено требование о включении в наименование указания на характер деятельности юридического лица. Наименование коммерческой организации должно включать фирменное наименование.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Такая регистрация осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющего право выступать от его имени). Место нахождения играет важную роль при решении ряда вопросов — при определении места исполнения обязательства, подсудности, осуществлении связи с юридическим лицом и др.

Место нахождения (адрес) постоянно действующего исполнительного органа отражается в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В этой связи юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

  1. Правосубъектность юридического лица имеет ряд отличительных черт. Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что российский законодатель не использует в понятийном ряду, выстроенном в отношении рассматриваемого нами субъекта, термин «дееспособность юридического лица». Говоря о юридическом лице, он оперирует лишь категорией «правоспособность» (ст. 49 ГК РФ). Такой подход обусловлен тем, что и правоспособность, и дееспособность юридического лица возникают одновременно — с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании (абзац первый п. 3 ст. 49 ГК РФ). С этого момента он становится полноправным участником гражданских правоотношений.

В качестве особенности юридического лица следует назвать объем его правоспособности. Закон гласит: «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности» (абзац первый п. 1 ст. 49 ГК РФ). Приведенная норма легально закрепляет принцип специальной правоспособности, который действует в отношении юридических лиц, прямо указанных в законе (унитарных предприятий и некоммерческих организаций). Вместе с тем большинство коммерческих организаций (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы) наделяются универсальной (общей) правоспособностью, т.е. возможностью иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (абзац второй п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Объем правоспособности коммерческих юридических лиц (за исключением унитарных предприятий) может быть ограничен путем соответствующего указания в законе или учредительном документе (уставе). В первом случае закон определяет конкретный вид деятельности, которым должны заниматься те или иные виды юридических лиц (страховые, кредитные организации, инвестиционные фонды) и который обозначается в их учредительном документе в качестве основной цели деятельности. Иными видами деятельности эти юридические лица заниматься не могут. Второй случай предусматривает ситуацию, когда коммерческие организации, наделенные общей правоспособностью, определяют в своем уставе исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми они вправе заниматься. Оба случая не влекут изменения вида правоспособности (общей на специальную), а касаются ограничения возможности осуществлять те или иные виды деятельности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. В этом случае право осуществлять тот или иной вид деятельности возникает либо с момента получения соответствующего разрешения или в указанный в нем срок, либо с момента вступления в саморегулируемую организацию или выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В частности, перечень таких видов деятельности установлен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот акт направлен на предотвращение возможного ущерба со стороны юридических лиц, который последние могут причинить правам и интересам граждан, окружающей среде или безопасности государства. Он содержит ряд требований, соблюдение которых необходимо для занятия лицензируемым видом деятельности (наличие у соискателя лицензии помещений и оборудования, необходимых для выполнения работ или оказания услуг; наличие соответствующего профессионального образования или стажа у его работников; наличие системы производственного контроля и т.д.). Лицензированию, в частности, подлежит деятельность по производству и ремонту авиационной и военной техники; перевозке пассажиров внутренним водным, морским или железнодорожным транспортом; оказанию услуг связи; телевизионному вещанию и радиовещанию; фармацевтическая деятельность и др. Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности и действует бессрочно (ст. 9 указанного Федерального закона).

Юридическое лицо вправе осуществлять правомочия собственника (обладателя иных вещных прав), в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом; в пределах своей правоспособности вступать в обязательственные правоотношения; иметь предусмотренные законом права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; быть участником отдельных наследственных правоотношений. Оно может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, установленных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ). Так, в силу Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России при определенных условиях вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций на срок до одного года. Такое решение может быть обжаловано в суд.

Статья 56 ГК РФ определяет объем ответственности юридического лица. По общему правилу оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, т.е. несет полную имущественную ответственность. Изъятия установлены законом в отношении учреждений, казенных предприятий и религиозных организаций. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  1. С учетом специфики конструкции юридическое лицо приобретает гражданские права и исполняет обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Орган — это часть юридического лица. Он не является самостоятельным субъектом гражданского права, а лишь воспроизводит волю юридического лица, действуя от его имени. Поэтому действия органа считаются действиями самого юридического лица. Последнее несет за них ответственность. Органы юридического лица осуществляют свои функции на основании закона и учредительного документа (устава), фиксирующих порядок формирования, состав и компетенцию органов, а также распределение полномочий между ними.

В зависимости от основания можно выделить различные виды органов юридического лица:

1) по способу управления:

— коллегиальные (совет директоров, правление);

— единоличные (руководитель, директор, президент);

2) по значимости решаемых вопросов:

— органы, принимающие решение (общее собрание, совет директоров);

— органы, реализующие принятое решение (исполнительный директор, правление);

3) по назначению:

— органы, формирующие волю юридического лица (общее собрание, совет директоров);

— органы, выражающие волю юридического лица вовне (директор, правление).

В предусмотренных ГК РФ случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ.

Лицо, входящее в состав единоличного или коллегиального органа юридического лица (директор, член совета директоров, член правления и т.п.), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Неразумное и (или) недобросовестное осуществление обязанностей влечет ответственность в виде возмещения убытков. При этом добросовестность и разумность действий предполагаются. Ответственность не наступает, в частности, если действия, повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового (предпринимательского) риска.

Недобросовестность действий считается доказанной, в частности, когда директор действовал при наличии конфликта между его личными интересами и интересами юридического лица (личной заинтересованности в совершении сделки); скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (не включил сведения об этом в отчетность); совершил сделку без одобрения соответствующих органов; уклонялся от передачи документов, касающихся неблагоприятных последствий; совершил сделку на заведомо невыгодных условиях (полученное по сделке предоставление в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного в пользу контрагента). Директор может дать пояснения относительно своих действий и представить соответствующие доказательства. При этом освобождающими от ответственности могут считаться обстоятельства, свидетельствующие о том, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба либо является частью взаимосвязанных сделок, в результате совершения которых предполагалось получение выгоды.

Неразумность действий (бездействия) считается доказанной, в частности, когда директор принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации; не предпринял действий по получению необходимой и достаточной информации до принятия решения; совершил сделку без соблюдения принятых в данном юридическом лице процедур. Директор отвечает перед юридическим лицом за недобросовестное и неразумное осуществление обязанностей по выбору и контролю за действиями работников, представителей и контрагентов юридического лица, за ненадлежащую организацию системы управления.

В случае совместного причинения убытков юридическому лицу установлена солидарная ответственность.

В интересах юридического лица разумно и добросовестно должны действовать и лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены учредители (участники) юридического лица, давшие указание на совершение либо одобрившие сделку, совершение которой повлекло неблагоприятные последствия. Аналогичная ответственность предусмотрена в отношении ликвидаторов (членов ликвидационной комиссии), а также внешнего и конкурсного управляющих.

Во всех случаях, когда закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

  1. В силу ст. 55 ГК РФ юридические лица могут создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства, которые обладают рядом общих характерных черт:

— находятся вне местоположения юридического лица;

— не являются юридическими лицами и тем самым не могут самостоятельно, от своего имени участвовать в гражданском обороте;

— наделяются имуществом создавшего их юридического лица;

— действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений;

— их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности;

— сведения о них указываются в ЕГРЮЛ.

Вместе с тем названные структурные подразделения существенно различаются по своему функциональному назначению. Представительство создается для выполнения ограниченного круга действий. Оно может лишь представлять и защищать интересы юридического лица. Филиал же осуществляет все функции юридического лица, в том числе и функции представительства. В этой связи юридическое лицо выдает руководителю филиала доверенность на осуществление всех видов своей деятельности (генеральную), а руководителю представительства — только на определенные виды деятельности (специальную).

  1. Порядок создания (возникновения) юридического лица определяется нормами ГК РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными федеральными законами, регламентирующими особенности возникновения отдельных видов юридических лиц. Различают два основных способа создания юридического лица:

— разрешительный, когда для его учреждения требуется специальное согласие государственного органа (страховые общества, коммерческие банки);

— нормативно-явочный, в рамках которого согласия государственного органа не требуется, для учреждения юридического лица достаточно соблюдения требований закона.

Процесс создания юридического лица включает ряд этапов, содержание которых зависит от избранной организационно-правовой формы юридического лица: проведение учредительных собраний, подготовка учредительных документов, формирование уставного капитала (фонда) и органов управления, государственная регистрация и др. Значимость проводимых мероприятий и их юридические последствия также различны.

Юридическое лицо создается на основании решения учредителя (учредителей) о его учреждении. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично; если юридическое лицо учреждается двумя и более учредителями, решение принимается всеми учредителями единогласно. В решении указываются: сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. Решение об учреждении корпоративного юридического лица содержит также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. Законом может быть предусмотрена необходимость включения иных сведений.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать:

— собственник имущества (любой формы собственности);

— орган, уполномоченный собственником;

— иные лица, которые вносят вклад в создание юридического лица, но в дальнейшем не принимают в нем участия (например, фонды).

Юридические лица могут действовать на основании следующих учредительных документов:

1) устава, утверждаемого учредителями (хозяйственные общества; производственные и потребительские кооперативы; унитарные предприятия и другие юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ);

2) учредительного договора, заключаемого учредителями (хозяйственные товарищества). К учредительному договору применяются правила об уставе.

Учредительный документ должен содержать: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, а также иные сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Эти сведения могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители принимают на себя обязанности по созданию юридического лица, определяют порядок совместной деятельности, а также условия передачи имущества, распределения прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица и выхода учредителей (участников) из его состава.

Кроме того, деятельность юридических лиц может быть основана на:

— законе или общих правилах об организации данного вида (отдельные некоммерческие организации в случаях, прямо указанных в законе). Так, в частности, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в силу ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» создается Российской Федерацией и действует на основании указанного Закона. Документ содержит положение, согласно которому для создания Фонда и осуществления его деятельности не требуются учредительные документы;

— типовом уставе, форма которого утверждается уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц;

— едином типовом уставе, утверждаемом учредителем или уполномоченным им органом (учреждения, созданные для осуществления деятельности в определенных сферах).

Учредители (участники) вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

В силу ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ, т.е. со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. С этого момента оно приобретает гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Государственной регистрации подлежат все юридические лица. Она осуществляется уполномоченным государственным органом. С 2004 г. эти функции возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС России) и ее территориальные органы.

Срок, в течение которого юридическое лицо должно быть зарегистрировано, составляет не более чем пять рабочих дней со дня представления документов. Для регистрации представляются:

— заявление (по установленной форме);

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— учредительный документ;

— документ об уплате государственной пошлины.

Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ для всеобщего ознакомления. Они содержат следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование; организационно-правовую форму; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа; способ образования (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках); подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительного документа; сведения о правопреемстве; размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.); сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о лицензиях, о филиалах и представительствах и др. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные этими действиями другим участникам гражданского оборота.

Пункт 3 ст. 51 ГК РФ предусматривает обязанность регистрирующего органа провести проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ. Лицо, добросовестно полагающееся на данные, отраженные в реестре, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. При этом юридическое лицо не может ссылаться на сведения, не получившие отражения в ЕГРЮЛ, в отношениях с лицом, полагавшимся на данные из реестра, а также указывать на недостоверность содержащихся в реестре данных. Исключение предусмотрено для случаев, когда данные внесены в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли самого юридического лица.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Соответствующее решение должно содержать мотивы отказа с обязательной ссылкой на конкретное основание ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», исчерпывающий перечень которых включает:

а) непредставление заявителем необходимых для регистрации документов;

б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) нахождение в процессе ликвидации;

г) несоблюдение обязательной нотариальной формы документов;

д) подписание заявления неуполномоченным лицом;

е) выход участников (участника) общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника;

ж) несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) невыполнение требований о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документов;

и) получение информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения;

к) несоответствие сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;

м) наличие судебного акта, содержащего запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) лишение права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

о) административное наказание в виде дисквалификации лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

п) дисквалификация индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица;

р) недостоверность содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

Законом установлена ответственность за нарушение порядка государственной регистрации как в отношении регистрирующего органа, так и в отношении самого юридического лица (заявителя). В первом случае ответственность несут должностные лица регистрирующего органа, виновные в незаконном отказе в регистрации, уклонении от регистрации, включении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений или нарушении порядка регистрации. Регистрирующий орган возмещает причиненные по его вине убытки за счет казны Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Юридические лица могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений (ст. 25 указанного Федерального закона). В случае неоднократных нарушений закона, а также грубых нарушений, если они носят неустранимый характер, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

  1. Прекращение юридического лица осуществляется в двух формах:

— реорганизации;

— ликвидации.

6.1. Реорганизация (ст. 57 ГК РФ) — это прекращение юридического лица, предусматривающее правопреемство имущественных прав. Она может происходить в одной из форм:

1) слияние — права и обязанности каждого из юридических лиц переходят к новому юридическому лицу;

2) присоединение — права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к другому юридическому лицу;

3) выделение — часть прав и обязанностей реорганизованного юридического лица переходит к одному или нескольким новым юридическим лицам;

4) разделение — права и обязанности юридического лица переходят к вновь созданным юридическим лицам;

5) преобразование — изменение организационно-правовой формы юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к вновь созданному юридическому лицу.

Законом допускается реорганизация в смешанной форме, а также реорганизация одновременно более двух юридических лиц.

Юридическое лицо может быть реорганизовано следующими способами:

— по решению учредителей;

— по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом;

— в случае выделения/разделения — по решению суда или уполномоченного государственного органа;

— в случае слияния/присоединения/преобразования — с согласия уполномоченного государственного органа.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу, при присоединении права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к другому юридическому лицу. При разделении права и обязанности юридического лица переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. Этот же документ фиксирует переход прав и обязанностей при выделении. Передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением его прав и обязанностей, которые могут произойти после даты составления акта. Он утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации. Его отсутствие либо отсутствие в нем положений о правопреемстве влекут отказ в государственной регистрации.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента регистрации вновь возникшего (созданного в результате реорганизации) юридического лица, а в случае присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Статья 60 ГК РФ устанавливает ряд гарантий прав кредиторов реорганизованного лица:

— письменное уведомление органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации;

— обязанность дважды публиковать уведомление о реорганизации в средствах массовой информации, с указанием сведений о каждом участвующем в этом процессе юридическом лице, форме реорганизации, порядке и условиях заявления кредиторами своих требований;

— предоставление кредитору возможности потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательств и возмещения убытков.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица письменно уведомить о своей реорганизации кредиторов.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом. Если такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

Солидарная ответственность вновь созданного и реорганизованного юридического лица установлена также в случае невозможности определить правопреемника по обязательству юридического лица либо в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным, если такое требование предъявлено в суд участниками юридических лиц (иными лицами в силу предоставленного им такого права) не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Закон предусматривает специальные последствия признания реорганизации недействительной: ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица не происходит, не могут быть признаны недействительными сделки, совершенные таким юридическим лицом.

Если решение о недействительности реорганизации принято до окончания реорганизации и осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними субъектами.

Кроме того, участник реорганизованного юридического лица, голосовавший против решения о реорганизации, признанного судом недействительным, или не принимавший участия в голосовании, а также кредитор реорганизованного юридического лица имеют право на возмещение убытков. Соответствующая солидарная обязанность возложена на лиц, недобросовестно способствовавших принятию решения о реорганизации, и юридических лиц, созданных в результате реорганизации. Если решение принималось коллегиальным органом, солидарная ответственность возлагается на членов этого органа, голосовавших за принятие соответствующего решения.

Иной порядок действует в случае признания реорганизации корпорации несостоявшейся. Суд принимает такое решение только в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации. В этом случае:

— восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в ЕГРЮЛ;

— сделки вновь созданных юридических лиц с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц;

— переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, за исключением перехода прав и обязанностей в пользу вновь созданного юридического лица от должников, добросовестно полагавшихся на правопреемство на стороне кредитора;

— участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются.

6.2. Ликвидация юридического лица представляет собой форму прекращения, при которой не происходит перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по решению учредителей (участников);

— по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом;

— по решению суда.

Во внесудебном порядке основанием ликвидации может служить в том числе истечение срока, на который создано юридическое лицо, или достижение цели, ради которой оно создано. Судебное решение принимается в случае неоднократных или грубых нарушений юридическим лицом закона, в том числе при грубом нарушении закона, допущенном при его создании; систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям; осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации и др. За исключением случаев, предусмотренных законом, юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Правом на обращение в суд обладают государственные органы или органы местного самоуправления, а при невозможности достижения целей, для которых создано юридическое лицо, — учредители (участники). С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

ГК РФ четко устанавливает обязанности лиц, осуществляющих ликвидацию (учредителей или органа юридического лица). Они должны в течение трех рабочих дней после даты принятия решения в письменной форме сообщить об этом в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Независимо от оснований, по которым принято решение о ликвидации (в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица), учредители (орган юридического лица) совершают действия по ликвидации юридического лица за счет его имущества, а при недостаточности такого имущества — солидарно за свой счет. Они устанавливают порядок и сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации может быть назначен арбитражный управляющий.

Ликвидация проходит ряд этапов (ст. 63 ГК РФ). Первоначально в органах печати публикуются данные о порядке и сроке заявления требований кредиторами (не менее двух месяцев с момента публикации). Одновременно комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица и принимает иные меры к выявлению кредиторов, а также получению дебиторской задолженности. Затем составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации.

Важнейшим этапом процесса ликвидации являются расчеты с кредиторами. Если имеющиеся у юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу его имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При недостаточности средств казенного предприятия или учреждения кредиторы могут обратиться в суд с иском к собственнику имущества. Выплата денежных сумм кредиторам производится (после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации) в порядке очередности, установленной в п. 1 ст. 64 ГК РФ:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, связанные с выплатами компенсаций за причинение вреда жизни или здоровью, а также морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь — с другими кредиторами.

Расчеты с кредиторами первой и второй очереди осуществляются со дня утверждения промежуточного баланса, третьей и четвертой — по истечении месяца со дня его утверждения. Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов четвертой очереди.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Особый порядок установлен для расчетов с кредиторами по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Они удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, право требования по которым возникло до заключения договора залога. Требования, не удовлетворенные за счет таких средств, удовлетворяются в четвертую очередь.

Отказ в удовлетворении требований кредиторов либо уклонение от рассмотрения этих требований (до утверждения ликвидационного баланса юридического лица) могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае удовлетворения иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности за счет оставшегося имущества. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который также утверждается. Оставшееся имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом.

Требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям (если ликвидируемое юридическое лицо не может быть признано несостоятельным (банкротом)), считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ.

Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Правовые последствия такой процедуры аналогичны применяемым к ликвидированным юридическим лицам.

  1. Вопросы банкротства юридических лиц регулируются нормами ст. 65 ГК РФ и Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом); регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, а также проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве; содержит положения о банкротстве отдельных категорий должников — юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций и др.); регламентирует порядок ликвидации и очередность удовлетворения требований кредиторов; предусматривает иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Несостоятельность (банкротство) — это признанная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 указанного Федерального закона). Должником может выступать юридическое лицо, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть совершены. По общему правилу производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом при условии, что требования к должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.

Процедура банкротства не применима к казенному предприятию, учреждению, политической партии и религиозной организации. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной, если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК РФ).

Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства может быть предоставлена финансовая помощь должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Дела о банкротстве рассматривает арбитражный суд по месту нахождения юридического лица в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. По результатам рассмотрения дела, в частности, может быть вынесено постановление:

— об отказе в признании должника банкротом;

— о признании должника банкротом и применении ликвидационной процедуры (конкурсного производства);

— о применении одной из реабилитационных процедур (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления);

— об утверждении мирового соглашения.

Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Финансовое оздоровление проводится для восстановления платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утвержденным графиком. Внешнее управление также преследует цель восстановить платежеспособность. Кроме того, если должник и кредитор пришли к согласию на любой стадии рассмотрения дела, может быть заключено мировое соглашение.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой ликвидацию юридического лица и открытие конкурсного производства — процедуры, применяемой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на шесть месяцев с возможностью его продления на такой же срок. С этого момента:

— считается наступившим срок исполнения денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, возникших до открытия конкурсного производства;

— прекращается начисление процентов, неустоек и иных санкций за нарушение обязательств;

— снимается режим конфиденциальности и коммерческой тайны со сведений о финансовом состоянии должника;

— прекращается исполнение по исполнительным документам;

— снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника;

— прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия;

— наступает срок предъявления требований кредиторов;

— устанавливаются иные последствия, регламентирующие статус должника.

Закон отражает специфику процедуры удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица в форме банкротства (ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Так, в рамках внеочередного погашения требований кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом, возмещаются судебные расходы по делу о банкротстве, выплачиваются вознаграждения арбитражному управляющему, а также коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника.

Отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства рассматривается арбитражным судом. В случае погашения всех требований кредиторов (или утверждения мирового соглашения) выносится определение о прекращении производства по делу о несостоятельности. В противном случае арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

  1. В гражданском обороте участвует огромное количество юридических лиц. Их многообразие обусловлено потребностями господствующего в данном государстве хозяйственного механизма. Для того чтобы очертить правовое положение каждого субъекта, проводится классификация юридических лиц по отдельным основаниям. Такой прием позволяет раскрыть правовую природу юридического лица, определить его имущественно-правовой и организационный статус.

Классификацию юридических лиц можно провести по ряду критериев. Три таких варианта предлагает законодатель — в п. 3 ст. 48, ст. 50 и 65.1 ГК РФ.

В первом случае субъекты группируются в зависимости от характера прав учредителей, которыми они наделены в отношении юридического лица. По этому основанию различают юридические лица:

1) на имущество которых учредители имеют вещные права (государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения);

2) в отношении которых их участники имеют корпоративные права (все корпоративные организации).

Характеризуя имущественную сферу юридического лица, следует подчеркнуть относительную самостоятельность его правового статуса в связи с обособлением имущества и возможностью осуществлять функции по распоряжению этим имуществом. В этой связи все юридические лица можно разделить на собственников и несобственников. К первым относятся субъекты, на имущество которых учредители не сохраняют имущественных прав, ко вторым — юридические лица, которые владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, т.е. на имущество которых учредители сохраняют право собственности.

По объему вещных прав различают юридические лица, основанные на праве:

1) собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и др.);

2) хозяйственного ведения (унитарные предприятия, за исключением казенного предприятия и учреждения);

3) оперативного управления (казенные предприятия, учреждения).

По способу создания (особенностям организационной структуры) выделяют (ст. 65.1 ГК РФ):

1) корпоративные юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них. Такие лица коллегиально решают вопросы управления и формируют высший орган. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) унитарные юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Они не могут по своей природе функционировать со множеством участников. К ним относятся унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации.

Приведенная классификация представляет собой новацию гражданского законодательства России. Она послужила основанием изменения структуры гл. 4 ГК РФ и содержит ряд организационно-правовых форм, ранее не регламентированных Кодексом (товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, автономные некоммерческие организации). Соответствующие положения вступили в силу с 1 сентября 2014 г.

В зависимости от того, чьи интересы преследуются в ходе осуществления хозяйственной деятельности, юридические лица можно разделить на:

1) частные, созданные на основе норм ГК РФ по воле учредителей и выражающие частные интересы;

2) публичные, созданные на основе актов публичной власти и выражающие интересы создавшего их органа власти, но в качестве участника гражданского (имущественного) оборота приравненные к юридическим лицам частного права (государственные и муниципальные образования и созданные ими предприятия и учреждения).

Еще одна классификация, доминирующая в российском гражданском законодательстве, — по цели (характеру) деятельности рассматриваемого субъекта (ст. 50 ГК РФ). На основании названного критерия различают:

1) коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Среди них выделяются корпоративные коммерческие организации (полные и коммандитные товарищества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью) и унитарные коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия);

2) некоммерческие организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие свою прибыль (доходы) между участниками. Эта разновидность юридических лиц также включает деление на корпоративные (потребительские кооперативы, ассоциации и союзы, общественные организации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов) и унитарные (религиозные организации, учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации) организации.

Следует обратить внимание на то, что некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это прямо не исключается законом (как, например, в отношении объединений коммерческих организаций). Главное их отличие состоит в том, что предпринимательская деятельность может вестись ими только для достижения тех целей, для которых они созданы, а не выступать в качестве основной деятельности. Как правило, такие организации, получая прибыль, не должны распределять ее между участниками (исключение составляют потребительские кооперативы).

ГК РФ выделяет также разновидности юридических лиц в зависимости от их организационно-правовой формы. Закон содержит исчерпывающий перечень коммерческих и некоммерческих организационно-правовых форм юридических лиц. Это означает, что такие организации не могут быть созданы ни в какой иной форме, как только в той, что предусмотрена ГК РФ.

  1. Относительно новыми для ГК РФ являются правила, которые можно охарактеризовать как общие положения о корпорациях. Кодекс ранее не содержал их в таком качестве, однако в рамках специального законодательства, регулирующего статус отдельных видов корпораций, такие нормы действовали. К ним следует отнести ст. 65.2 «Права и обязанности участников корпорации» и 65.3 «Управление в корпорации» ГК РФ, расположенные законодателем в конце § 1 «Основные положения» гл. 4 «Юридические лица».

Статья 65.1 ГК РФ содержит неисчерпывающий (открытый) перечень прав и обязанностей участников корпорации (участников, членов, акционеров и т.п.). Последние вправе, в частности: участвовать в управлении делами корпорации; получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией; обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия; требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков; оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки и т.д. Иные права могут быть предусмотрены законом или учредительным документом корпорации.

Участник корпорации или корпорация вправе требовать возмещения причиненных корпорации убытков либо признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки, при условии что они приняли разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации. Участники корпорации, не присоединившиеся к иску о возмещении причиненных корпорации убытков либо к иску о признании недействительной совершенной корпорацией сделки или о применении последствий недействительности сделки, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

По общему правилу участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц право участия в ней, может требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. Суд вправе отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В этом случае лицу, утратившему помимо своей воли право участия в корпорации, лицами, виновными в утрате доли участия, выплачивается справедливая компенсация, определяемая судом.

Участник корпорации обязан: участвовать в образовании имущества корпорации; не разглашать конфиденциальную информацию о ее деятельности; участвовать в принятии корпоративных решений, если такое участие необходимо; не совершать действий, заведомо направленных на причинение вреда корпорации или существенно затрудняющих достижение целей, ради которых создана корпорация. Законом или учредительным документом корпорации могут предусматриваться и иные обязанности.

В отношении коммерческих и некоммерческих корпораций установлены единые правила управления ими (ст. 65.3 ГК РФ).

Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более 100 высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. К исключительной компетенции высшего органа корпорации обычно относятся такие вопросы, как:

— определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

— утверждение и изменение устава корпорации;

— определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников;

— образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации;

— принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации;

— принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

— избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено законом.

В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо. В предусмотренных законом или уставом корпорации случаях образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.). К его компетенции относится решение вопросов, не входящих в компетенцию высшего органа корпорации и коллегиального органа управления.

Коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации, может быть образован в случаях, предусмотренных законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями. Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков, оспаривать отдельные совершенные корпорацией сделки.

9.1. В структуре ГК РФ правовому регулированию коммерческих корпоративных организаций посвящен § 2 гл. 4. К их числу относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства и производственные кооперативы.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code