Тема 4. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ГРАЖДАНЕ)

Участников гражданских правоотношений закон именует лицами или субъектами права. Подраздел 2 ГК РФ имеет название «Лица» и включает три главы, регулирующие соответственно правовое положение граждан, юридических лиц и публично-правовых образований («государство»). Вместе с тем термин «лицо» практически не используется в отношении государственных и муниципальных образований. Им, как правило, обозначают две группы участников гражданских правоотношений — физических и юридических лиц.

Как уже отмечалось, чтобы быть участником отношений, урегулированных гражданским правом, все лица должны обладать правосубъектностью, т.е. возможностью быть носителями гражданских прав и обязанностей. И в этом смысле понятия «лицо» и «субъект» гражданского права являются синонимами: они характеризуют возможность всех участников правоотношений иметь гражданские права и обязанности, приобретать и осуществлять их.

  1. Физические лица — это люди, имеющие различный статус, характеризующий их принадлежность к тому или иному государству, — граждане, иностранцы, лица без гражданства и иные. В частном праве термин «гражданин» несет более широкую смысловую нагрузку, чем аналогичный термин в праве публичном. Гражданское право в целом предоставляет одинаковый объем прав всем физическим лицам, вне зависимости от наличия или отсутствия у них гражданства Российской Федерации. В этой связи по общему правилу закон употребляет понятия «физические лица» и «граждане» как синонимы (см. название гл. 3 ГК РФ). Если же то или иное физическое лицо наделяется особым правовым положением, об этом делается специальная оговорка в нормативном акте.

Следует также обратить внимание на возможность использования при характеристике гражданско-правового статуса физических лиц таких категорий, как «человек» и «личность», которые широко применяются в международных актах и законодательстве. Категория «человек» характеризует субъекта как существо биосоциальное. «Личностью» называют человека как носителя сознания, подчеркивая его общественную природу. Субъектом гражданского права в этой связи признается каждый человек, «где бы он ни находился» (ст. 6 Всеобщей декларации прав человека).

  1. Положение физических лиц в обществе определяется рядом их индивидуализирующих признаков, нашедших свое закрепление, в частности, в гражданском законодательстве: имя, возраст, пол, место жительства и др.

В силу ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, он может использовать псевдоним (вымышленное имя). Гражданин вправе переменить свое имя, уведомив об этом своих должников и кредиторов. Перемена имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица запрещено законом. Допускается использование другими лицами имени или псевдонима физического лица только с его согласия. При этом должны применяться способы, исключающие злоупотребление правом в любых формах (в том числе введение третьих лиц в заблуждение относительно тождества граждан).

Право на имя — важнейшее неимущественное благо, принадлежащее гражданину. Закон устанавливает порядок и способы защиты права на имя. Так, подлежит возмещению вред (материальный и моральный), причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени. При искажении либо использовании имени гражданина в форме, затрагивающей его честь, достоинство или деловую репутацию, применяется также специальный способ защиты — опровержение порочащих сведений (ст. 152 ГК РФ).

Полученное при рождении имя и его перемена подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 27) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение этого права допускается только на основании закона и устанавливается в интересах государства (например, в пограничной полосе, в «закрытых» городах, в зонах экологического бедствия). Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, но законно находящиеся на ее территории, также наделены правом на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации с учетом специальных миграционных правил, установленных федеральным законодательством.

Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ), местом пребывания — место, где гражданин находится временно. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» конкретизирует эти понятия, указывая, что местом жительства может служить жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, нанимателя или арендатора (жилой дом, квартира, комната, служебное жилое помещение, специализированные дома — общежития, дома престарелых, дома-интернаты и др.). Соответственно, местом пребывания могут служить такие учреждения, как гостиницы, санатории, дома отдыха, турбазы, больницы и т.п., а также жилые помещения, не являющиеся местом жительства гражданина.

Точное определение места жительства или места пребывания физических лиц имеет большое значение для обеспечения устойчивости правоотношений субъектов гражданских прав. Закон непосредственно связывает с этими понятиями ряд правовых институтов — признание лица безвестно отсутствующим, объявление его умершим, исполнение обязательств, открытие наследства и многие другие. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ устанавливает общее правило, в силу которого заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вводит регистрационный учет граждан по месту их жительства или пребывания. Соответствующие правила постановки и снятия с регистрационного учета утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Гражданское законодательство дифференцированно подходит к наделению граждан возможностью осуществлять свое право на выбор места жительства. Свободный выбор места проживания признается лишь за дееспособными лицами. По смыслу закона несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут выбрать место жительства только с согласия своих родителей или иных законных представителей. В силу п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. В последнем случае место жительства названной категории граждан именуется легальным, так как прямо установлено нормой закона.

Существенное значение при характеристике правового статуса физического лица может иметь его возраст, пол и семейное положение. С наличием определенного пола и семейного положения связаны многие институты жилищного и наследственного права. Достижение определенного возраста гражданином указывает на возможность самостоятельно осуществлять свои права (в полном объеме или частично). Возраст гражданина указывается в свидетельстве о рождении и паспорте. Паспорт также фиксирует пол лица и его семейное положение.

Правовой статус гражданина характеризует ряд обстоятельств (юридических фактов) — действий или событий, называемых актами гражданского состояния. К ним относятся рождение, заключение или расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Все эти факты, имеющие отношение к конкретному гражданину, индивидуализируют его положение в обществе. Они подлежат государственной регистрации в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния определяется Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Регистрация осуществляется органами записи актов гражданского состояния (загс). На основании соответствующей записи выдается свидетельство о государственной регистрации акта (рождении, перемене имени и т.п.).

  1. В отличие от иных субъектов гражданских правоотношений участие граждан в имущественном обороте носит естественный характер. Наделение их гражданской правосубъектностью связано не с прохождением тех или иных юридических процедур, а предопределено естественными процессами — рождением или смертью.

Гражданская правосубъектность составляет основу правового статуса гражданина. Своеобразие этой категории состоит прежде всего в том, что ее основные качества — правоспособность и дееспособность — не совпадают во временном пространстве. Способность иметь гражданские права и обязанности возникает у гражданина в момент рождения и прекращается смертью. Способность приобретать и осуществлять эти права, создавать и исполнять обязанности в полном объеме возникает с достижением совершеннолетия.

Гражданская правоспособность — это юридическая возможность иметь гражданские права и нести обязанности. По своей правовой природе это свойство, признаваемое в равной мере за всеми гражданами, составляет основу, общую предпосылку обладания конкретными правами и обязанностями. Статья 18 ГК РФ так раскрывает содержание правоспособности: «Граждане могут иметь [выделено нами. — Авт.] имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права».

Признание правоспособности в равной мере за всеми не означает фактического равенства правообладателей. Абстрактная возможность приобрести жилой дом может не совпадать с реальными возможностями физического лица сделать это или с его желанием. Правовая норма ст. 18 ГК РФ содержит примерный (неисчерпывающий, открытый) перечень возможностей гражданина как абстрактного правообладателя. При этом не имеет значения, воспользовался ли субъект (или нет) тем или иным правом — заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в обязательствах и т.п. Закон гарантирует гражданину обладание правоспособностью в течение всей его жизни, и с этих позиций можно говорить о таком качестве правоспособности, как ее неотделимость от субъекта.

Правоспособность неотчуждаема. Лицо не может отказаться от правоспособности, передать ее другому лицу. Полный или частичный отказ от правоспособности, а также иные сделки, направленные на ее ограничение, ничтожны (п. 3 ст. 22 ГК РФ). Никто не может быть ограничен или лишен правоспособности иначе как в случаях, установленных законом. Это положение, составляющее основное начало гражданского законодательства, закреплено в п. 2 ст. 1 ГК РФ: «Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Закон допускает ограничение гражданина в отдельных правах, а не в правоспособности в целом. Так, Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» говорит об ограничении права на занятие отдельными видами профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, лиц, страдающих психическим расстройством. Уголовный кодекс РФ устанавливает такие меры, как арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и пожизненно, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и др. Семейный кодекс РФ предусматривает возможность лишения родительских прав.

  1. Гражданская дееспособность — это юридическая возможность физического лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

Дееспособность гражданина можно охарактеризовать и как возможность вступать в различного рода правоотношения, в первую очередь совершать сделки (сделкоспособность), а также нести ответственность за свои действия — за неисполнение своих обязательств, причинение ущерба и т.п. (деликтоспособность). Эта категория тесно связана с правоспособностью, представляет собой ее реализацию, юридически обеспечивает активность участия личности в гражданском обороте. Если в первом случае речь идет о возможности существования тех или иных прав вообще, то наличие дееспособности обеспечивает способность самостоятельно совершать конкретные действия по приобретению этих прав. Таким образом, оба свойства — правоспособность и дееспособность — составляют основу, предпосылку участия субъекта в реальных правоотношениях.

В отношении дееспособности закон также устанавливает режим неотчуждаемости и неотделимости. Но в отличие от правоспособности, которая признается в равной степени за всеми, дееспособность граждан не одинакова, ее объем зависит от возраста гражданина. По этому критерию различают два вида дееспособности — полную и частичную.

Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия. По общему правилу именно с этого момента возможна полная реализация прав, перечисленных в ст. 18 ГК РФ. Однако законодательством предусмотрены два исключения из этого правила. Первое зафиксировано в п. 2 ст. 21 ГК РФ: в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения возраста 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения возраста 18 лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Кроме того, закон связывает вопрос о приобретении полной дееспособности с правовым институтом эмансипации, т.е. объявлением несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Эмансипация осуществляется двумя способами:

— по решению органа опеки и попечительства (внесудебный или административный способ);

— по решению суда.

Первый вариант осуществим, когда оба родителя (усыновители, попечители) несовершеннолетнего выразили согласие на получение им такого статуса. Ко второму варианту соответственно прибегают при отсутствии такого согласия. И в том, и в другом случае родители (усыновители, попечители) не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние. Закон различает (также по возрастному критерию) частичную дееспособность:

— несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет;

— несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Содержание понятия частичной дееспособности указывает на возможность несовершеннолетних приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности лишь в части, т.е. в том объеме, который установлен законом. Так, п. 2 ст. 28 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень тех действий, которые могут совершаться лицами в возрасте от 6 до 14 лет (малолетними) самостоятельно. К ним относятся:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

В отношении остальных действий закон устанавливает в качестве общего правила следующий правовой режим: сделки от имени малолетних (за них) могут совершать только их родители (усыновители или опекуны).

Пункт 2 ст. 26 ГК РФ содержит неисчерпывающий перечень действий, которые могут совершать лица в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, возможность совершения которых предоставлена законом малолетним;

5) по достижении возраста 16 лет быть членом кооператива.

В остальном общий режим дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет заключается в том, что названные лица могут совершать все действия только с письменного согласия своих законных представителей.

Особое внимание в связи с характеристикой гражданской дееспособности следует уделить такой ее составляющей, как деликтоспособность. Этим качеством обладают в первую очередь лица, дееспособные в полном объеме. Статья 24 ГК РФ устанавливает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (такой перечень содержит ст. 446 ГПК РФ).

Деликтоспособны, т.е. могут самостоятельно нести имущественную ответственность (отвечать своим имуществом), и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Однако их ответственность по обязательствам ограничена объемом имущественной сферы несовершеннолетнего. При отсутствии или недостаточности имущества таких несовершеннолетних к ответственности привлекаются их законные представители (субсидиарно).

Гражданское законодательство не наделяет деликтоспособностью малолетних. Имущественную ответственность по всем сделкам таких лиц несут их законные представители — родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине (п. 3 ст. 28 ГК РФ). Аналогичный подход установлен законом и в случае ответственности за вред, причиненный малолетними (ст. 1073 ГК РФ). Основанием ответственности законных представителей в последнем случае являются безответственное отношение к воспитанию ребенка и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие внимания к ребенку и т.п.). Если малолетний причинил вред во время, когда он находился под надзором образовательной, воспитательной, лечебной или иной организации, обязанной осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор на основании договора, ответственность возлагается на эту организацию или это лицо (вина последних заключается в неосуществлении или ненадлежащем осуществлении контроля за поведением ребенка в момент причинения вреда).

  1. Одним из элементов гражданской правосубъектности является предпринимательская деятельность. Закон трактует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац третий п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). При этом осуществлять перечисленные выше виды предпринимательской деятельности имеют возможность как совершеннолетние, полностью дееспособные граждане, так и несовершеннолетние. По смыслу закона при отсутствии акта об эмансипации такой деятельностью могут заниматься лишь лица, достигшие возраста 14 лет и получившие на это согласие своих законных представителей.

В качестве индивидуального предпринимателя может быть зарегистрирован глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

К положению граждан-предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют статус юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения), а также Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Последний регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей или прекращением их деятельности в этом качестве, а также с ведением Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (гл. VII.1 указанного Федерального закона).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Регистрацию проводят федеральные органы исполнительной власти в лице Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов. На основании решения регистрирующего органа вносятся соответствующие данные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Реестр содержит сведения: о фамилии, имени и отчестве, поле, дате и месте рождения, гражданстве, месте жительства гражданина-предпринимателя; данные документа, удостоверяющего его личность; дату его регистрации в качестве предпринимателя, дату и способ прекращения деятельности, сведения о лицензиях; идентификационный номер налогоплательщика, дату постановки на учет в налоговом органе, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, номер и дату регистрации в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Предприниматель обязан представить в регистрирующий орган комплект документов, перечисленных в ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Если в этом качестве регистрируется несовершеннолетний, то согласие его законных представителей должно быть облечено в нотариальную форму (подп. «з» п. 1 ст. 22.1 указанного Федерального закона).

Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, предусмотренных законом (ст. 23 названного Федерального закона). К таковым, в частности, относятся:

— непредставление необходимых документов или представление их в ненадлежащий регистрирующий орган;

— случаи, когда не утратила силу регистрация гражданина в качестве предпринимателя либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом);

— случаи, если физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию за преступления;

— несоответствие сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении, сведениям, полученным от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

— при наличии подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основание отказа с обязательной ссылкой на соответствующее основание, предусмотренное законом. Оно принимается в течение пяти дней и направляется заинтересованному лицу с уведомлением о вручении. Решение может быть обжаловано в суде.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает ответственность за нарушение порядка государственной регистрации в отношении как должностных лиц регистрирующего органа, так и заявителя. Должностные лица отвечают в случаях необоснованного отказа в регистрации, неосуществления регистрации в установленные сроки, незаконного отказа в предоставлении или несвоевременного предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также иного нарушения требований закона. Ущерб, причиненный по вине должностных лиц, возмещается регистрирующим органом.

Заявитель отвечает за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

  1. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда (п. 1 ст. 25 ГК РФ). Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления предпринимателем о своем банкротстве устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Закон также регламентирует условия осуществления мер по предупреждению банкротства, порядок и условия проведения реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Особенности применения процедур банкротства к индивидуальному предпринимателю предусмотрены § 2 гл. X указанного Федерального закона.

Основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его несостоятельность — признанная арбитражным судом его неспособность как должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) осуществить уплату обязательных платежей. Гражданин-предприниматель считается несостоятельным, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества). По общему правилу производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику-гражданину в совокупности составляют не менее 10 тыс. руб.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим должником, кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными органами. Заявление индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Дела о банкротстве рассматривает арбитражный суд по месту жительства гражданина в сроки, не превышающие семи месяцев с даты поступления заявления. По результатам рассмотрения дела суд, в частности, может вынести постановление: об отказе в признании должника банкротом; о признании должника банкротом и применении ликвидационной процедуры — открытии конкурсного производства; об утверждении мирового соглашения. Применение реабилитационных процедур — наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, возможно лишь в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 219 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Исключение составляют случаи, когда в состав имущества должника входит значительный имущественный комплекс (предприятие) либо иное имущество, нуждающееся в постоянном управлении и способное приносить доход. В отношении такого предпринимателя по аналогии закона могут быть применены финансовое оздоровление или внешнее управление. Мировое соглашение, т.е. достижение соглашения между должником и кредиторами, может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства — процедуры, применяемой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Свои требования в рамках процедуры банкротства могут предъявить кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов. Если эти требования не заявлены в таком порядке, они сохраняют силу после завершения процедуры банкротства.

Требования кредиторов удовлетворяются за счет имущества индивидуального предпринимателя в определенном порядке и очередности. Во внеочередном порядке покрываются расходы на рассмотрение дела о банкротстве, исполнение судебного решения о признании гражданина-предпринимателя банкротом и открытие конкурсного производства. Далее требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»):

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются последовательно после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (за исключением требований, обеспеченных залогом). При недостаточности в депозите арбитражного суда денежных средств они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

С момента принятия решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Он не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

В течение пяти лет после признания гражданина банкротом по его заявлению повторно не может быть возбуждено производство по делу о банкротстве. В случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение пяти лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства касаются проведения антикризисных процедур (финансового оздоровления и внешнего управления) и конкурсного производства.

  1. По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 22 ГК РФ, какое-либо ограничение или лишение дееспособности гражданина запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законом. Гражданскому законодательству такие случаи известны.

Пункт 1 ст. 30 ГК РФ допускает ограничение дееспособности граждан, страдающих пристрастием к азартным играм, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, если они ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Применение такой меры возможно при соблюдении определенных условий. Правовая норма применима лишь к полностью дееспособным гражданам (как совершеннолетним, так и несовершеннолетним). При этом пристрастие к азартным играм или злоупотребление соответствующими веществами само по себе не может служить основанием ограничения дееспособности. Квалифицирующее значение это обстоятельство имеет лишь в том случае, когда оно повлекло тяжелое материальное положение семьи. В отношении лиц, не имеющих семьи, такая процедура неприменима.

Решение об ограничении гражданина в дееспособности принимается судом. Порядок обращения в судебные органы и процедура рассмотрения дела регламентированы гражданским процессуальным законодательством (гл. 31 ГПК РФ). С заявлением в суд по месту жительства данного гражданина могут обратиться только члены семьи, орган опеки и попечительства, медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь. Дело рассматривается с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, а также представителя органа опеки и попечительства.

Решение суда об ограничении гражданина в дееспособности по существу касается уменьшения объема дееспособности, которым он обладал. Такой гражданин вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки. Заключать иные сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя, назначенного органом опеки и попечительства на основании решения суда. Вместе с тем гражданин, ограниченный в дееспособности, остается деликтоспособным. Он самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и в случае причинения вреда.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. Соответственно, отменяется и установленное над ним попечительство. С заявлением об отмене ограничения дееспособности может обратиться сам гражданин.

Ограничены в дееспособности могут быть и лица, обладающие частичной дееспособностью. Однако в последнем случае для этой процедуры закон устанавливает иной, особый правовой режим (п. 4 ст. 26 ГК РФ). ГК РФ говорит лишь о лицах в возрасте от 14 до 18 лет и о тех правах и обязанностях, которые они уже приобрели, т.е. о возможности ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами.

Принимает такое решение только суд при наличии достаточных оснований. Процедура рассмотрения дела об ограничении несовершеннолетнего в дееспособности регламентирована нормами гл. 31 ГПК РФ. Заявление по месту жительства несовершеннолетнего могут подать либо законные представители, либо орган опеки и попечительства. В нем должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о явно неразумном распоряжении несовершеннолетним своим заработком, стипендией или иными доходами. Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением его заявления. Дело рассматривается с участием самого несовершеннолетнего, заявителя, прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

После вынесения судом решения об ограничении лица в возрасте от 14 до 18 лет в правах получать доходы последнего обязан его законный представитель. Распоряжаться такими доходами несовершеннолетний может только с согласия родителей (усыновителей или попечителей). Суд вправе в своем решении установить срок, на который права лица могут быть ограничены. В любом случае ограничение в правах действует до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет.

Со 2 марта 2015 г. институт ограничения дееспособности применим к гражданам, которые вследствие психического расстройства могут понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц. Такой гражданин, ограниченный в дееспособности, как правило, совершает сделки с письменного согласия попечителя. Согласие попечителя требуется и для распоряжения алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и вреда, понесенного в связи со смертью кормильца, а также иными выплатами, предоставляемыми на его содержание. Распоряжаться своим заработком или иными доходами, а также совершать мелко-бытовые сделки такой гражданин вправе самостоятельно. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить его права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Если психическое состояние гражданина изменилось, суд признает его недееспособным в соответствии со ст. 29 ГК РФ или отменяет ограничение его дееспособности.

  1. В силу п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан судом недееспособным. Подобное решение принимается только судом и только в отношении лиц, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.

Порядок признания гражданина недееспособным устанавливается нормами гражданского и гражданско-процессуального законодательства (гл. 31 ГПК РФ). Надлежащими заявителями в этом случае могут выступать члены семьи лица, страдающего психическим расстройством, его близкие родственники (родители, дети, братья и сестры), независимо от совместного с ним проживания, орган опеки и попечительства, медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь, или стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Заявление подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если он помещен в медицинскую организацию или стационарное учреждение, — по месту их нахождения. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего тот не может понимать значение своих действий или руководить ими. При наличии достаточных данных о психическом расстройстве для определения психического состояния гражданина назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

Суд обязан предоставить такому гражданину возможность изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей. Если это не создает опасности для жизни или здоровья окружающих или самого гражданина, последний должен быть вызван в судебное заседание. В противном случае дело с участием гражданина рассматривается судом по месту его нахождения, в том числе в помещении медицинской организации или стационара.

Следует обратить внимание на то, что сам по себе факт наличия у лица психического расстройства не может служить основанием признания его недееспособным. Суд оценивает все представленные ему доказательства, свидетельствующие о невозможности таким лицом понимать значение своих действий и руководить ими. Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства. Суд обязан сообщить о принятом решении органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина в течение трех дней.

От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, учитывая мнение такого гражданина, а при невозможности установления его мнения — с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Со 2 марта 2015 г. при развитии способности гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими суд признает его ограниченно дееспособным. При восстановлении способности такого гражданина понимать значение своих действий или руководить ими суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека, а в случае признания гражданина ограниченно дееспособным устанавливается попечительство.

  1. Важнейшим институтом, обеспечивающим правосубъектность граждан, является институт опеки и попечительства. Соответствующие конструкции призваны компенсировать полное отсутствие либо недостающие элементы дееспособности граждан, обеспечить защиту их прав. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, регулируются ст. 31 — 40 ГК РФ, семейным законодательством, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и иными принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие лица по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опекой признается форма устройства граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Она устанавливается в отношении:

— малолетних граждан;

— граждан, признанных судом недееспособными.

Опекуны несут ответственность за действия подопечного.

Попечительство — это форма устройства, при которой назначенные органом опеки и попечительства попечители осуществляют соответствующие действия по охране прав в отношении:

— несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

— совершеннолетних лиц, ограниченных судом в дееспособности.

Попечители обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ. Они не заменяют подопечных полностью, а лишь помогают им принять решение, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, поэтому обязанности попечителя имеют более узкий характер, чем опекунские. По общему правилу попечители не несут ответственности по сделкам подопечных, однако в случае причинения вреда несовершеннолетним подопечным предусмотрена их субсидиарная ответственность.

В отношениях с любыми лицами опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных без специального полномочия (в том числе в суде).

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Они осуществляют свои правомочия на основании нормативно-правового акта, определяющего статус этих органов как органов опеки и попечительства. Структура исполнительных органов утверждается руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ (см. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Органы опеки и попечительства подбирают опекунов (попечителей), осуществляют надзор за их деятельностью, временно выполняют функции опекуна, оказывают содействие, помощь, рассматривают жалобы, принимают иные меры в защиту интересов подопечных.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, либо, при наличии заслуживающих внимания обстоятельств, по месту жительства опекуна (попечителя). Решение принимается в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. Если в указанный срок опекун (попечитель) не назначен, исполнение соответствующих обязанностей временно возлагается на орган опеки и попечительства. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные, медицинские организации, организации социальной защиты или иные, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на администрацию указанных организаций.

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, выразившие согласие исполнять соответствующие обязанности. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ними и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного. К опекунам (попечителям) несовершеннолетних предъявляются дополнительные требования: они не могут быть лишены родительских прав, а также иметь на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Опекуны и попечители обязаны:

— заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (за исключением подопечных — совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности);

— извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства;

— ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства, если отпали соответствующие основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным (ограниченно дееспособным).

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны также:

— заботиться об обучении и воспитании несовершеннолетних;

— проживать совместно со своими подопечными (раздельное проживание с лицом, достигшим возраста 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного).

Обязанности по опеке и попечительству исполняются, как правило, безвозмездно, а в отношении несовершеннолетних — только безвозмездно. В случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей орган опеки и попечительства может отстранить его от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного к ответственности. Отстранение может иметь место и не за виновные действия, например в случае недостатка опыта такой работы.

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Опекуны (попечители) имеют право с предварительного разрешения органа опеки и попечительства:

— распоряжаться доходами подопечного (в том числе суммой алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых ему социальных выплат), а также доходами от управления имуществом подопечного исключительно в его интересах (исключение составляют доходы, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, и необходимые для содержания подопечного расходы);

— давать согласие на совершение либо совершать сделки по отчуждению имущества подопечного (в том числе его обмену, дарению, сдаче внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог);

— давать согласие на совершение либо совершать сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него доли, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Без предварительного согласия органа опеки и попечительства опекун (попечитель) вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Органы опеки и попечительства могут применять дополнительные меры обеспечения имущественных интересов подопечных. Осуществление таких мер требуется, когда возникает необходимость постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом. В этом случае назначается управляющий названным видом имущества подопечного, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления. Опекун (попечитель) сохраняет свои полномочия в отношении лишь того имущества, которое не передано в доверительное управление. Договор может носить возмездный характер (ст. 1016 ГК РФ).

Орган опеки и попечительства может освободить опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей в силу объективных обстоятельств либо по его просьбе. В первом случае это происходит при возвращении несовершеннолетнего его родителям (усыновителям), а также при помещении подопечного под надзор в образовательную, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные или иные услуги (организации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей). При этом учитываются интересы самого подопечного.

Кроме того, инициатором освобождения опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей может выступить орган опеки и попечительства в случае возникновения (в том числе временно) противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

Опека и попечительство могут быть прекращены:

— над совершеннолетними гражданами — в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства;

— по достижении малолетним подопечным возраста 14 лет (опекун становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом);

— по достижении несовершеннолетним подопечным возраста 18 лет, вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия без особого решения.

  1. ГК РФ предусматривает еще один институт попечительства. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж (п. 1 ст. 41 ГК РФ).

В течение месяца со дня выявления такого гражданина ему назначается помощник. Соответствующее решение принимает орган опеки и попечительства, предварительно получив письменное согласие самого гражданина, над которым устанавливается патронаж, и лица, назначаемого помощником. Таким образом, отношения помощника и подопечного приобретают характер соглашения. Стороны заключают договор поручения, доверительного управления имуществом или иной, в рамках которого определяются права и обязанности помощника.

Помощник обязан руководствоваться интересами подопечного при осуществлении своих функций. Эти функции не могут быть возложены на работников организации, осуществляющей социальное обслуживание гражданина. Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за исполнением помощником возложенных на него обязанностей и в случае обнаружения нарушений ставит об этом в известность подопечного. Патронаж может быть прекращен в связи с прекращением договора по основаниям, предусмотренным законом для договоров соответствующего вида (смерть гражданина, отказ от договора и др.) или самим договором.

  1. В целях устранения неопределенности в отношении лиц, место нахождения либо факт нахождения которых неизвестны, а также предотвращения неблагоприятных последствий для их имущества в гражданском законодательстве разработаны правовые институты признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.

Безвестное отсутствие — это удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его жительства. Статья 42 ГК РФ определяет ряд условий для признания гражданина безвестно отсутствующим:

— отсутствие сведений о месте его пребывания;

— о месте пребывания неизвестно именно в месте его жительства;

— срок отсутствия сведений о гражданине превышает один год;

— соответствующее решение может принять только суд.

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим регламентирована нормами гл. 30 ГПК РФ. Соответствующее заявление подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. В нем указываются цели признания гражданина безвестно отсутствующим и обстоятельства, подтверждающие невозможность установления факта его отсутствия. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.

При принятии решения о безвестном отсутствии суд лишь констатирует факт отсутствия, необходимый для устранения неопределенности статуса лица. Безвестно отсутствующий при этом продолжает быть участником определенных правоотношений, например наследственных.

После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. В этом случае орган опеки и попечительства заключает с доверительным управляющим соответствующий договор. Из имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. Назначение доверительного управляющего возможно и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

  1. В основе объявления гражданина умершим, в отличие от безвестного отсутствия, лежит презумпция (предположение) смерти. Принятие такого решения не зависит от того, признавался этот гражданин безвестно отсутствующим или нет. Однако основания применения соответствующих процедур во многом совпадают.

Статья 45 ГК РФ устанавливает следующие условия объявления гражданина умершим:

— отсутствие сведений о месте его пребывания;

— о месте пребывания неизвестно именно в месте его жительства;

— срок отсутствия сведений о гражданине превышает пять лет (в исключительных случаях закон предусматривает возможность установления сокращенных сроков: если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев; если гражданин (в том числе военнослужащий) пропал без вести в связи с военными действиями, — не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий);

— соответствующее решение может принять только суд.

В заявлении, которое подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, должно быть указано, для какой цели необходимо объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, указывается день окончания военных действий. Судья выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом загса записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Заинтересованным лицам может быть выдано свидетельство о смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

После вынесения решения об объявлении гражданина умершим наступают последствия, аналогичные тем, что могла повлечь его смерть (в том числе происходит наследование имущества).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет ранее принятое решение. Новое решение суда становится основанием для отмены управления имуществом (если оно устанавливалось) и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

Кроме того, закон предусматривает специальные правила восстановления имущественной сферы гражданина. Независимо от времени явки последний может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества (кроме денег и ценных бумаг), безвозмездно перешедшего к этому лицу. Имущество, перешедшее по возмездным сделкам, возврату не подлежит, за исключением случаев, когда доказано, что лицо, к которому перешло такое имущество, знало, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата имущества в натуре возмещается его стоимость.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code