Статья 22. Последствия несоответствия фондов-участников, внесенных в реестр фондов-участников, требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц

Комментарий к статье 22

 

  1. Положения ст. 22 устанавливают отдельное основание для введения Банком России запрета на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию. Если ч. 1 ст. 21 устанавливает основания и порядок введения запрета в отношении негосударственного пенсионного фонда, который на момент вступления в силу комментируемого Закона (1 января 2014 г.) уже имел лицензию на осуществление деятельности по пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению, но не поставлен на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц (не направил соответствующего ходатайства в Банк России) в течение законодательно установленных сроков, то ст. 22 устанавливает основания введения запрета на осуществление операций по обязательному пенсионному страхованию в отношении фонда, который уже внесен в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

В рамках положений комментируемой статьи законодатель не выделяет особенности введения запрета для:

— фондов, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц в общем порядке в соответствии с положениями ст. 10 комментируемого Закона;

— фондов, имеющих лицензию на момент вступления в силу комментируемого Закона и поставленных на учет в системе гарантирования в соответствии с положениями ст. 18 комментируемого Закона.

Таким образом, ст. 22 определяет условия и порядок применения последствий несоответствия требованиям к участию в системе гарантирования для всех негосударственных пенсионных фондов, включенных в систему гарантирования. Данный вывод подтверждается также положениями ст. 10 комментируемого Закона. В соответствии с п. 3 ч. 4 указанной статьи одним из оснований исключения негосударственного пенсионного фонда из реестра фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц является введение в отношении такого фонда запрета на осуществление операций по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с положениями комментируемой статьи (дополнительно см. комментарий к ст. 10).

Часть 1 комментируемой статьи отсылает к положениям ст. 21, определяющим правила введения запрета на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию. Ссылка в ч. 1 комментируемой статьи в целом на положения ст. 21 выглядит не совсем корректно ввиду того, что, исходя из структуры и содержания ст. 21, в ней говорится о последствиях ситуации, когда негосударственный пенсионный фонд, имеющий лицензию на 1 января 2014 г. (день вступления в силу комментируемого Закона), не совершил необходимых действий для постановки на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Иными словами, ч. 1 ст. 21 вводится отдельное основание для введения запрета, а ч. 2 — 12 ст. 21 устанавливают последствия введения запрета по указанному основанию. В рамках ч. 1 комментируемой статьи зафиксировано совсем иное основание для введения запрета Банка России в отношении иной категории негосударственных пенсионных фондов.

В связи с этим в применяемых формулировках корректнее было бы ссылаться на ч. 2 — 12 ст. 21, которые содержат положения, определяющие только последствия, возникающие для фондов и иных лиц в случае введения запрета на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию. Однако подобное положение и так закреплено в ч. 3 комментируемой статьи (также см. комментарий к ч. 3 настоящей статьи).

Основанием для введения запрета в отношении фонда — участника системы гарантирования прав застрахованных лиц служит выявленное Банком России несоответствие требованиям, установленным ст. 19 комментируемого Закона.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого действует запрет на осуществление операций по обязательному пенсионному страхованию, введенный Банком России.

Запрет действует до наступления одного из следующих событий:

1) аннулирование лицензии негосударственного пенсионного фонда.

Основания и порядок аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда установлены ст. 7.2 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Одним из оснований аннулирования лицензии согласно положениям указанной статьи может стать нарушение фондом введенного Банком России запрета на проведение операций;

2) регистрация в Банке России нового заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

Следует обратить внимание на тот факт, что в связи с внесением изменений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в редакции, действующей со 2 августа 2014 г., положения ст. 36.1 не содержат требований о необходимости подавать заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, представляется необходимым приведение в соответствие положений комментируемой статьи с нормами ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ст. 36.1).

  1. Часть 3 комментируемой статьи содержит в себе отсылочную норму и определяет, что в случае введения Банком России запрета наступают последствия, предусмотренные ч. 3 — 12 ст. 21 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к ст. 21). При этом непонятна логика законодателя, исключившего из указанной ссылки ч. 2 ст. 21, в которой установлена обязанность Банка России уведомить о введении запрета лиц, перечисленных в указанной части. При этом следует обратить внимание на то, что введение запрета является основанием для исключения фонда-участника из реестра и снятия его с учета в системе гарантирования в соответствии с положениями п. 3 ч. 4 ст. 10 комментируемого Закона. Следовательно, информация о введении запрета в результате выявления несоответствий положениям ст. 19 в отношении фонда, который к моменту выявления уже является фондом — участником системы гарантирования, должна быть также доведена до Агентства по страхованию вкладов.

Ввиду того что ст. 22 не устанавливает отдельной обязанности Банка России при выявлении факта несоответствия требованиям ст. 19 и введении запрета уведомлять о данном факте Агентство по страхованию вкладов, представляется необходимым и логичным распространение положений ч. 2 ст. 21 на случай вынесения Банком России запрета по основанию, установленному ч. 1 комментируемой статьи.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code