Статья 21. Запрет Банка России на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию

Комментарий к статье 21

 

  1. Положения комментируемой статьи определяют условия и порядок введения запрета на осуществление операций по обязательному пенсионному страхованию в отношении негосударственного пенсионного фонда, имеющего лицензию на день вступления в силу комментируемого Закона (о применении термина «имеющий лицензию» см. комментарий к ст. 18).

Положения ч. 1 ст. 21 устанавливают последствия отказа негосударственного пенсионного фонда от реализации права, установленного ч. 1 ст. 20 комментируемого Закона, — в срок до 31 декабря 2015 г. подать ходатайство о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц. В случае если негосударственный пенсионный фонд не воспользовался указанным правом, у Банка России возникает обязанность по введению запрета на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию. Данная обязанность возникает у Банка России с 1 января 2016 г., то есть на следующий день после истечения срока для подачи негосударственным пенсионным фондом соответствующего ходатайства.

В соответствии с ч. 1 ст. 34.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» запрет на проведение всех или части операций является одной из мер ответственности, применяемых Банком России при выявлении им нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда.

Перечень операций, составляющих содержание запрета на проведение всех или части операций, раскрывается в п. 2 ст. 34.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а также дублируется положениями ч. 3 комментируемой статьи (подробнее см. комментарий к ч. 3 настоящей статьи).

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает срок, а также перечень лиц, которые должны быть извещены Банком России о введении им запрета на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию.

Банк России обязан уведомить о введении запрета следующих лиц:

1) Пенсионный фонд РФ.

Уведомление Пенсионного фонда РФ необходимо в силу того, что в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи введение запрета в отношении негосударственного пенсионного фонда является основанием для прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании. Обязанность по внесению изменений в единый реестр застрахованных лиц возлагается на Пенсионный фонд РФ положениями ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» о порядке прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании, а также ч. 8 комментируемой статьи (подробнее см. комментарии к ч. 5 и 8 настоящей статьи).

В связи с тем что на Пенсионный фонд РФ возлагаются определенные обязанности, связанные с введением запрета в отношении негосударственного пенсионного фонда, уведомление Пенсионного фонда РФ должно быть произведено заблаговременно;

2) Агентство по страхованию вкладов.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» является участником системы гарантирования прав застрахованных лиц на основании ст. 4 комментируемого Закона. При этом все обязанности Агентства, закрепленные положениями комментируемого Закона, возникают у Агентства только в отношении фонда, который является участником системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Таким образом, информация, направляемая Банком России о введении запрета в отношении негосударственного пенсионного фонда, не являющегося участником системы гарантирования прав застрахованных лиц, не является строго необходимой Агентству;

3) негосударственный пенсионный фонд, в отношении которого введен запрет на осуществление операций по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с подп. 3 п. 3 комментируемой статьи с даты введения запрета негосударственный пенсионный фонд не имеет права осуществлять списание денежных средств со счета, предназначенного для осуществления операций с пенсионными накоплениями, за исключением передачи средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд РФ.

В связи с этим направление информации негосударственному пенсионному фонду о введении в отношении его запрета на осуществление деятельности по обязательному пенсионного страхованию необходимо в целях защиты прав застрахованных лиц, являющихся клиентами такого фонда.

Обязанность по уведомлению всех перечисленных лиц должна быть исполнена Банком России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о введении запрета.

  1. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает перечень операций негосударственного пенсионного фонда, составляющих содержание запрета на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Пункт 2 ст. 34.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает перечень всех операций, запрет на осуществление которых может быть введен Банком России в отношении любого негосударственного фонда, осуществляющего:

— оба вида деятельности, предусмотренные ст. 2 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», — деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению;

— только деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению.

Часть 3 комментируемой статьи дублирует положения п. 2 ст. 34.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», за исключением операций, относящихся к деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

С даты введения запрета негосударственный пенсионный фонд не имеет права:

1) заключать новые договоры об обязательном пенсионном страховании.

Требования к договору об обязательном пенсионном страховании, а также порядок его заключения установлены положениями ст. 36.3 и 36.4 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

2) осуществлять передачу средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям.

В соответствии с требованиями ст. 25 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондом возможно только через управляющую компанию на основании заключенного с ней договора доверительного управления.

Передача средств пенсионных накоплений производится в рамках исполнения обязанности фонда по инвестированию средств пенсионных накоплений в интересах застрахованных лиц. В связи с тем что при введении запрета прекращается деятельность фонда по обязательному пенсионному страхованию, осуществлять передачу средств пенсионных накоплений также становится невозможным;

3) осуществлять списание денежных средств со счета, предназначенного для осуществления операций с пенсионными накоплениями.

В соответствии со ст. 36.19 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд обязан для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений открыть отдельные банковские счета в кредитной организации, удовлетворяющей требованиям ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

Ограничение действий негосударственного пенсионного фонда по списанию средств пенсионных накоплений с такого счета направлено на защиту интересов застрахованных лиц. Для негосударственного пенсионного фонда установлено единственное исключение из общего запрета — он имеет право списывать средства со своего счета только для исполнения обязанности по передаче средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд РФ в связи с прекращением действия договоров об обязательном пенсионном страховании (подробнее см. комментарий к ч. 5 настоящей статьи).

  1. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает для Банка России обязанность раскрыть информацию о введении запрета на осуществление операций по обязательному пенсионному страхованию в отношении негосударственного пенсионного фонда. Раскрытие информации должно быть произведено Банком России на своем официальном сайте в сети Интернет. Срок для исполнения Банком России указанной обязанности не должен превышать одного рабочего дня с даты введения запрета.
  2. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что введение запрета на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию является основанием для прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании. Датой прекращения договоров в данном случае является дата введения запрета.

Часть 2 ст. 1 комментируемого Закона закрепляет положения о том, что комментируемый Закон:

— устанавливает основы функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц (правовые, финансовые и организационные);

— регулирует отношения между участниками системы гарантирования;

— определяет порядок и условия осуществления гарантийного восполнения и выплаты гарантийного возмещения.

В связи с этим понятие договора об обязательном пенсионном страховании, а также требования к содержанию, порядку заключения, изменения и прекращения указанного договора не относятся к предмету регулирования комментируемого Закона, а устанавливаются нормами ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Общий перечень оснований прекращения договора об обязательном пенсионном страховании установлен п. 2 ст. 36.5 указанного Закона. Пункт 2 ст. 36.5 не содержит такого основания прекращения договора об обязательном пенсионном страховании, как введение запрета на осуществление операций по обязательному пенсионному страхованию. При этом договор об обязательном пенсионном страховании в соответствии с п. 3 ст. 36.3 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» должен соответствовать типовой форме, которая утверждена Приказом Минтруда России от 3 июня 2013 г. N 238н. В указанной типовой форме порядку изменения и прекращения договора посвящен раздел VIII. Пункт 37 типовой формы договора перечисляет основания для его прекращения. Так же как и в п. 3 ст. 36.3 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в договоре перечень оснований его прекращения является закрытым и не содержит в качестве основания введение запрета на проведение операций негосударственного пенсионного фонда.

Таким образом, ч. 6 комментируемой статьи содержит дополнительное основание для прекращения договора об обязательном пенсионном страховании. Однако в связи с тем, что ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» является основным законодательным актом, регламентирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, представляется целесообразным и необходимым внести в положения указанного Закона дополнительное основание прекращения договора об обязательном пенсионном страховании, установленное ч. 6 комментируемой статьи.

  1. Часть 7 комментируемой статьи закрепляет положения, обеспечивающие права застрахованных лиц в случае выявления недостатка средств пенсионных накоплений, необходимых для передачи негосударственным пенсионным фондом в Пенсионный фонд РФ при прекращении договоров об обязательном пенсионном страховании в связи с введением в отношении фонда запрета на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Расчет размера средств, подлежащих передаче из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ, должен осуществляться в соответствии с правилами, закрепленными ст. 6 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье). В случае если размер средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, подлежащих передаче, будет меньше размера гарантируемых Агентством средств, обязанность по возмещению недостающих средств возлагается на Банк России.

При этом Банк России приобретает права требования к негосударственному пенсионному фонду. Указанные требования подлежат удовлетворению в случае банкротства негосударственного пенсионного фонда, который не является участником системы гарантирования прав застрахованных лиц, или его принудительной ликвидации за счет собственных средств (имущества для обеспечения уставной деятельности, если негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией) такого негосударственного пенсионного фонда в составе первой очереди кредиторов.

Остановимся подробнее на вопросах банкротства и принудительной ликвидации негосударственных пенсионных фондов.

Общие правила определения очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица установлены ст. 64 ГК РФ, в соответствии с положениями п. 1 которой:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При этом п. 1 ст. 64 ГК РФ также устанавливаются особенности ликвидации банков. Помимо общих положений, при ликвидации банков в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета.

Особенности ликвидации негосударственных пенсионных фондов и очередности удовлетворения требований их кредиторов в ГК РФ не закреплены.

Особенности ликвидации негосударственных пенсионных фондов определены положениями ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», особенности банкротства фондов включены в положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Так, для определения очередности кредиторов в банкротстве негосударственных пенсионных фондов Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» была введена ст. 187.11, которая устанавливает правила очередности удовлетворения требований застрахованных лиц, их правопреемников, а также кредиторов за счет средств пенсионных накоплений и за счет конкурсной массы.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи требования, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, удовлетворяются в следующем порядке:

1) в первую очередь — требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения;

2) во вторую очередь — требования застрахованных лиц и их правопреемников в части, превышающей размер гарантируемых средств, путем передачи в Пенсионный фонд РФ средств пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) в третью очередь — требования кредиторов негосударственного пенсионного фонда, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ положения ст. 187.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяются в отношении негосударственных пенсионных фондов, являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

Согласно п. 9 этой же статьи при осуществлении мер по предупреждению банкротства и в делах о банкротстве, а также в процедурах принудительной ликвидации негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих или осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяются с учетом следующих особенностей:

1) обязательства по договорам об обязательном пенсионном страховании (в том числе обязательства по выплате накопительной пенсии), состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, сумма кредиторской задолженности определяются и отдельно учитываются временной администрацией, а также включаются конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов;

2) передача средств пенсионных накоплений и обязательств перед застрахованными лицами и их правопреемниками осуществляется в порядке, установленном Банком России в соответствии с ч. 6 ст. 21 комментируемого Закона;

3) требования Банка России, приобретенные в результате возмещения недостатка средств пенсионных накоплений, подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов первой очереди.

  1. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает для Пенсионного фонда РФ следующую обязанность: внести изменения в реестр застрахованных лиц в случае прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи.

При этом по общему правилу, установленному п. 3 ст. 36.4 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», предыдущий страховщик не позднее 30 дней со дня перечисления средств пенсионных накоплений направляет новому страховщику информацию о суммах переданных средств пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, пола и страхового номера страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица.

Направляемая информация служит для нового страховщика реестром к осуществленному перечислению и позволяет разнести по счетам застрахованных лиц соответствующие данные.

Положения комментируемого Закона не дублируют указанные положения ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Таким образом, для негосударственного пенсионного фонда в случае введения запрета на осуществление операций в соответствии с положениями комментируемой статьи возникает обязанность по перечислению средств, но отсутствует обязанность по направлению в адрес Пенсионного фонда РФ реестра застрахованных лиц.

В соответствии с положениями ч. 8 комментируемой статьи Пенсионный фонд РФ должен внести изменения в единый реестр застрахованных лиц о прекращении договоров об обязательном пенсионном страховании с застрахованными лицами, средства пенсионных накоплений которых переданы в Пенсионный фонд РФ. В случае отсутствия информации от негосударственного пенсионного фонда, расшифровывающей данные по перечислению, Пенсионный фонд РФ не только не сможет определить конкретные суммы средств пенсионных накоплений, необходимые к зачислению на счета застрахованных лиц, но также не сможет точно установить, в отношении каких лиц осуществлено перечисление.

  1. Часть 9 закрепляет для Банка России право в случае введения запрета направлять в негосударственный пенсионный фонд своих наблюдателей.

Направление наблюдателей осуществляется Банком России для достижения следующих целей:

— обеспечение сохранности средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда;

— обеспечение своевременной передачи средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи наблюдатели Банка России наделяются следующими правами:

— имеют право доступа во все помещения негосударственного пенсионного фонда, к любым документам и информационным системам негосударственного пенсионного фонда;

— имеют право запрашивать и получать информацию и документы (включая сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну).

Необходимую им информацию наблюдатели Банка России имеют право запрашивать у всех участников отношений по обязательному пенсионному страхованию, а именно у:

— работников негосударственного пенсионного фонда;

— управляющих компаний;

— специализированных депозитариев;

— аудиторских организаций;

— актуариев;

— организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов.

Со всеми перечисленными лицами у негосударственного пенсионного фонда должны быть заключены соответствующие договоры.

Запрашиваемая информация предоставляется наблюдателям банка России для реализации ими возложенных на них полномочий.

Перечень полномочий, которыми наделяются наблюдатели Банка России, не установлен положениями комментируемого Закона. Скорее всего, перечень полномочий наблюдателей Банка России будет закреплен нормативным актом Банка России, издание которого предусмотрено ч. 12 комментируемой статьи (также см. комментарий к ч. 12 настоящей статьи). По состоянию на июнь 2014 г. указанный документ еще не принят.

В марте 2014 г. Банком России на своем интернет-портале был опубликован проект указания Банка России «О порядке назначения наблюдателей Банка России и осуществлении ими полномочий в негосударственных пенсионных фондах при введении запрета на осуществление операций по обязательному пенсионному страхованию». В п. 2.1 указанного проекта перечислены полномочия, предоставленные наблюдателям Банка России.

Наблюдатели Банка России в том числе имеют право по участию (без права голоса) в заседании органов управления негосударственного пенсионного фонда. При этом наблюдатель не имеет полномочий вмешиваться в оперативную деятельность фонда. Дополнительно обращается внимание на тот факт, что данный документ является проектом и итоговая принятая редакция указанного нормативного акта Банка России может существенно отличаться от проекта.

Часть 10 комментируемой статьи также устанавливает, что в качестве наблюдателей Банка России могут быть привлечены служащие Агентства по страхованию вкладов. Привлечение служащих Агентства возможно при условии сохранения конфиденциальной информации всеми участниками этого процесса.

Наблюдатели Банка России должны действовать на основании соответствующего решения Банка России. Указанное решение принимается Председателем Банка России или его заместителем.

Необходимая информация должна предоставляться наблюдателям при предъявлении ими служебных удостоверений и соответствующего решения. Если ч. 10 комментируемой статьи закреплены права наблюдателей Банка России при осуществлении возложенных на них полномочий, то ч. 11 закрепляет корреспондирующую с этим правом обязанность лиц, перечисленных в ч. 10 комментируемой статьи, предоставлять наблюдателям Банка России запрашиваемые ими информацию и документы.

Часть 12 представляет собой отсылочную норму, в соответствии с которой порядок осуществления наблюдателями Банка России своих полномочий и порядок их назначения устанавливаются нормативным актом Банка России. Предполагается, что указанный документ должен будет содержать положения, определяющие:

— требования к лицам, назначенным в качестве наблюдателей Банка России;

— порядок назначения и прекращения полномочий наблюдателей Банка России;

— перечень полномочий, которыми наделяются наблюдатели Банка России.

По состоянию на июнь 2014 г. действующего документа, принятого и содержащего требования, установленные ч. 12 комментируемой статьи, нет.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code