Статья 19. Требования к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов

Комментарий к статье 19

 

  1. Предыдущая редакция ст. 19 комментируемого Закона (действовавшая до 2 августа 2014 г.), исходя из буквального толкования названия статьи, устанавливала требования к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц для негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (относительно корректности применения формулировки «имеющих лицензию» см. комментарий к ст. 18).

На сегодняшний день положения, ограничивающие субъектный состав фондов (только «имеющие лицензию фонды»), на которых распространялись требования комментируемой статьи, не действуют. На основании изменений, внесенных в положения комментируемой статьи Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ, со 2 августа 2014 г. требования настоящей статьи распространяются на все негосударственные пенсионные фонды, занимающиеся (планирующие заниматься) деятельностью по обязательному пенсионному страхованию.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ, с одной стороны, сняли имевшиеся ранее недоработки относительно категорий фондов, с другой — породили новые несостыковки в положениях комментируемого Закона.

Как уже говорилось выше, если ранее (до 2 августа 2014 г.) требования комментируемой статьи распространялись только на одну категорию фондов — «фонды, имеющие лицензию», то в действующей редакции — на все негосударственные пенсионные фонды. При этом следует заметить, что комментируемый Закон содержит также ст. 10, которая определяет общий порядок постановки на учет в системе гарантирования.

Согласно ст. 10 комментируемого Закона постановка на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц осуществляется Агентством по страхованию вкладов только на основании уведомления Банка России о регистрации негосударственного пенсионного фонда, подавшего заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

При этом ст. 10 не содержит отсылочных норм к ст. 19 и требований о том, что при постановке на учет в системе гарантирования Банк России обязан проверить соответствие негосударственного пенсионного фонда требованиям ст. 19.

  1. Часть 1 комментируемой статьи определяет совокупность условий, при соблюдении которых негосударственный пенсионный фонд признается соответствующим требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц.

Все требования, перечисленные в комментируемой статье, основаны на требованиях, установленных положениями ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и обязательных для исполнения негосударственными пенсионными фондами.

2.1. Первым условием, установленным ч. 1 комментируемой статьи, является требование о необходимости признания деятельности негосударственного пенсионного фонда удовлетворительной в порядке, определенном ч. 3 комментируемой статьи.

2.2. Вторым условием для признания негосударственного пенсионного фонда соответствующим требованиям для участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц является требование об отсутствии принятых Банком России в отношении фонда мер, предусмотренных п. 2 ст. 34.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Соблюдение указанного условия для участия в системе гарантирования является очень важным. Пункт 2 ст. 34.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает перечень операций, в отношении которых Банком России может быть введен запрет на их осуществление. Введение Банком России запрета на проведение каких-либо операций негосударственного пенсионного фонда свидетельствует о наличии нарушений в деятельности фонда и несоблюдении им положений действующего законодательства. Ввиду того что система гарантирования прав застрахованных лиц направлена на защиту застрахованных лиц от возникновения неблагоприятных последствий в отношении средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, находящихся в распоряжении негосударственного пенсионного фонда, наличие требования относительно соблюдения негосударственным пенсионным фондом норм действующего законодательства выглядит закономерным и обоснованным.

2.3. Третьим условием, необходимым для вступления негосударственного пенсионного фонда в систему гарантирования, является соблюдение требований, предъявляемых к организационно-правовой форме негосударственного пенсионного фонда. Исходя из требований п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, негосударственный пенсионный фонд должен быть акционерным обществом, созданным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Требования о необходимости реорганизации действующих на 1 января 2014 г. негосударственных пенсионных фондов путем преобразования в акционерный пенсионный фонд (или путем выделения некоммерческого пенсионного фонда с одновременным его преобразованием в акционерный пенсионный фонд) были установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 1 января 2014 г. (за исключением отдельных положений). В соответствии с ч. 2 ст. 11 указанного Закона негосударственные пенсионные фонды, являющиеся некоммерческими организациями и осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, подлежат преобразованию в негосударственные пенсионные фонды, являющиеся акционерными обществами, в срок до 1 января 2016 г. В случае неисполнения указанного требования фонд подлежит ликвидации. Также указанным Законом были внесены изменения в основной закон, регламентирующий деятельность негосударственных пенсионных фондов, — ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В соответствии с внесенными изменениями все фонды, регистрируемые после вступления в силу изменений, обязаны создаваться в форме акционерных обществ (ст. 4 указанного Закона).

2.4. Следующим требованием, соблюдение которого обязательно для фондов при вступлении в систему гарантирования прав застрахованных лиц, является условие о том, что акционеры или лица, осуществляющие прямой или косвенный контроль за акционерами негосударственного пенсионного фонда, не должны являться юридическими лицами, зарегистрированными в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Установленные в комментируемом пункте условия дублируют положения ч. 10, а также п. 4 ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ. Понятие «контролирующее лицо» используется в значении, указанном в ч. 31 ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Перечень государств или территорий, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, установлен Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

2.5. Начиная с 1 января 2016 г. начнет действовать пятое условие, необходимое для признания негосударственного пенсионного фонда соответствующим требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц: акционерами негосударственного пенсионного фонда должны быть либо физические лица, либо юридические лица, созданные в форме хозяйственных обществ. Данное положение на сегодняшний день не дублируется положениями ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Следовательно, можно сделать вывод о том, что данное условие установлено в качестве необходимого и обязательного в рамках введения системы гарантирования прав застрахованных лиц.

  1. Часть 2 комментируемой статьи раскрывает более подробно состав показателей, по которым Банк России оценивает деятельность негосударственного пенсионного фонда. Еще более подробно указанные показатели расшифровываются в главе 1 Положения об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденного Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П и вступившего в силу 15 июня 2014 г. Указанное Положение разработано Банком России в соответствии с требованиями ч. 4 комментируемой статьи и определяет состав показателей, методики их расчета и определения обобщающего результата.

3.1. В соответствии с указанным Положением к первой группе показателей, по которым оценивается деятельность негосударственного пенсионного фонда, относятся показатели, направленные на раскрытие негосударственным пенсионным фондом информации как о самом фонде, так и о его деятельности, а также лицах, владеющих акциями негосударственного пенсионного фонда, и лицах, контролирующих его.

Требования к раскрытию информации негосударственными пенсионными фондами являются важными для реализации эффективной системы гарантирования прав застрахованных лиц, так как направлены на обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности негосударственных пенсионных фондов.

В соответствии с п. 1.1 Положения об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденного Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П, в указанную группу входят следующие показатели оценки:

1) наличие на сайте негосударственного пенсионного фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступной для ознакомления заинтересованных лиц информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями ст. 35.1 и 35.3 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Требования указанных статей содержат большой перечень информации, характеризующей деятельность негосударственного пенсионного фонда с различных сторон.

Так, в состав информации, раскрытие которой необходимо осуществить негосударственному пенсионному фонду, входит, например, следующая информация:

— наименование и номер лицензии фонда, фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария фонда и номера их лицензий;

— место нахождения фонда и его обособленных подразделений;

— бухгалтерская (финансовая) отчетность фонда, аудиторское и актуарное заключения;

— результат инвестирования пенсионных накоплений;

— а также другая информация, полный перечень которой установлен указанной статьей;

2) наличие на сайте негосударственного пенсионного фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступной для ознакомления заинтересованных лиц информации о структуре и составе акционеров негосударственного пенсионного фонда.

Указанное требование закреплено ч. 14 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ.

3.2. Вторая группа показателей, оценка которых осуществляется Банком России, включает в себя информацию об управлении конфликтами интересов при инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов.

В соответствии со ст. 36.24 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» под конфликтом интересов понимается наличие у должностных лиц и их близких родственников прав, предоставляющих возможность получения указанными лицами лично либо через юридического или фактического представителя материальной и личной выгоды в результате использования ими служебных полномочий в части, касающейся инвестирования средств пенсионных накоплений, или информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением должностными лицами профессиональной деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Введение указанного показателя в группу показателей, подлежащих обязательной оценке со стороны Банка России, также направлено на защиту интересов застрахованных лиц и обеспечивает исключение возможности злоупотребления правами при осуществлении негосударственными пенсионными фондами деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Порядок выявления конфликтов интересов, а также перечень мер, направленных на недопущение конфликта интересов и реализуемых фондом при выявлении такого конфликта, устанавливается Кодексом профессиональной этики, который в соответствии со ст. 36.25 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» должен приниматься управляющими компаниями, специализированными депозитариями и негосударственными пенсионными фондами на основе типового кодекса профессиональной этики, утверждаемого Банком России. Кодекс профессиональной этики также должен соответствовать положениям ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1.2 Положения об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденного Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П, в группу показателей оценки «Управление конфликтами интересов при инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов» входит следующий показатель: заключение договора (договоров) доверительного управления с управляющей компанией (управляющими компаниями), соответствующей (соответствующими) требованию абзаца 16 ст. 36.14 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которым управляющая компания, с которой у негосударственного пенсионного фонда заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, не должна являться аффилированным лицом фонда, специализированного депозитария либо их аффилированных лиц.

3.3. Следующая группа показателей, по которым Банк России оценивает деятельность негосударственного пенсионного фонда, включает требования к квалификации и деловой репутации членов органов управления и деловой репутации акционеров негосударственного пенсионного фонда.

Наличие указанных показателей в составе показателей, по которым Банком России проводится оценка деятельности фонда, обусловлено необходимостью обеспечения высокого профессионализма руководящего состава органов управления фондов ввиду особой значимости средств пенсионных накоплений и необходимости минимизации управленческих ошибок в действиях руководителей по причине непрофессионализма.

В соответствии с п. 1.3 Положения об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденного Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П, в группу показателей оценки «Требования к квалификации и деловой репутации членов органов управления и деловой репутации акционеров негосударственного пенсионного фонда» входят следующие показатели:

— соответствие руководителя исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда требованиям, установленным подп. 1 п. 2 ст. 7 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

— отсутствие в числе акционеров негосударственного пенсионного фонда, владеющих более чем 10% акций негосударственного пенсионного фонда, лиц, занимавших должности руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации или некредитной финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией или некредитной финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации).

3.4. Следующим показателем, включенным в перечень показателей для оценки Банком России деятельности негосударственного пенсионного фонда, планирующего вступление в систему гарантирования прав застрахованных лиц, является соблюдение негосударственным пенсионным фондом достаточности собственных средств и активов, составляющих пенсионные резервы и пенсионные накопления.

В соответствии с п. 1.5 Положения об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденного Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П, в группу показателей оценки «Достаточность собственных средств и активов, составляющих средства пенсионных накоплений» входит один показатель: соблюдение негосударственным пенсионным фондом достаточности собственных средств негосударственного пенсионного фонда и активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. Расчет показателя достаточности определяется по формуле, установленной п. 1.7 Положения.

Закрепленная п. 1.7 Положения формула содержит в себе два одновременных условия, основанных на соотношении активов (А) и обязательств (О) фонда:

— А / О должно быть >= 1,01;

— А — О должно быть >= 130 млн. руб.

Пункт 1.7 Положения дает расшифровку понятий «активы» и «обязательства».

В активы негосударственного пенсионного фонда включаются:

1) А1 — собственные средства (для негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, эта категория имущества называлась «имущество для обеспечения уставной деятельности»). Следует обратить внимание, что для расчета достаточности к размещению собственных средств применяются те же требования, что и для инвестирования средств пенсионных накоплений, хотя ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» таких требований не содержит;

2) А2 — пенсионные накопления. При расчете достаточности в состав А2 будут включаться данные относительно тех средств пенсионных накоплений, которые приобретены фондом в соответствии с требованиями закона.

В отношении показателя А2 следует учитывать, что законодатель определяет его значение очень широко. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 комментируемого Закона понятие «пенсионные накопления» применяется в значении, определенном ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Согласно положениям п. 4.1 ст. 18 указанного Закона в состав пенсионных накоплений входят в том числе и средства выплатного резерва, формируемого фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии (до 1 января 2015 г. — накопительной части трудовой пенсии по старости), и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата. При этом в расчете О1 в обязательства суммы назначенных пенсий не включены.

В обязательства негосударственного пенсионного фонда включаются:

1) О1 — сумма средств:

а) страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий.

Законодатель устанавливает, что указанные средства должны быть учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. При этом данная формулировка применяется только к счетам, открытым в рамках персонифицированного учета в Пенсионном фонде РФ. В отношении счетов, открытых в негосударственных пенсионных фондах, применяется иная формулировка: «пенсионный счет накопительной пенсии» (до 1 января 2015 г. — накопительной части трудовой пенсии по старости). Таким образом, нет четкой определенности, что должны брать за основу негосударственные пенсионные фонды — данные, учтенные на счетах в фонде, или данные, направляемые им Пенсионным фондом РФ для информации;

б) средств, поступивших в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а именно:

— дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (до 1 января 2015 г. — накопительной части трудовой пенсии по старости);

— взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица;

— взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений;

в) средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии.

В расчет данного показателя не включены обязательства по выплате срочных пенсионных выплат, а также выплат накопительной пенсии (до 1 января 2015 г. — накопительной части трудовой пенсии по старости), тогда как, следуя буквальному толкованию, средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, за счет которых осуществляются выплаты, включены в расчет активов (А2);

2) О2 — все иные обязательства фонда, не вытекающие из пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости дальнейшей более подробной проработки порядка расчета достаточности собственных средств негосударственного пенсионного фонда.

3.5. К пятой группе показателей, по которым производится оценка деятельности негосударственного пенсионного фонда, относятся требования к организации негосударственным пенсионным фондом инвестиционной деятельности.

В соответствии с п. 1.4 Положения об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденного Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П, в группу показателей оценки «Требования к организации инвестиционной деятельности» входят следующие показатели:

1) соответствие состава и структуры активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, требованиям, установленным:

— ст. 26 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации». Положениями указанной статьи определен перечень разрешенных объектов для инвестирования средств пенсионных накоплений;

— ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Следует обратить внимание, что указанная статья не содержит положений, касающихся состава и структуры активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, она определяет общие требования к негосударственным пенсионным фондам для осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию;

— Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

— ст. 36.15 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

— Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N 761 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях»;

2) наличие на сайте негосударственного пенсионного фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступных для ознакомления заинтересованных лиц утвержденных негосударственным пенсионным фондом требований, которым должны соответствовать управляющая компания и специализированный депозитарий для заключения с негосударственным пенсионным фондом договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария, порядка выбора и отказа от услуг управляющей компании и специализированного депозитария.

Данные положения являются для негосударственных пенсионных фондов нововведением, так как до вступления в силу комментируемых положений у негосударственных пенсионных фондов отсутствовала обязанность утверждать локальный акт, содержащий требования к управляющим компаниям и специализированному депозитарию. Ранее требования к указанным лицам устанавливались только законодательными нормами.

3.6. К последней группе показателей, по которым Банк России осуществляет оценку деятельности негосударственного пенсионного фонда, относятся требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками.

В соответствии с п. 1.6 Положения об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденного Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П, в группу показателей оценки «Требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками» входят следующие показатели:

соблюдение негосударственным пенсионным фондом требований к системе внутреннего контроля за соответствием деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, установленных пп. 8 — 14 ст. 7 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

наличие у негосударственного пенсионного фонда системы управления рисками в части утвержденных негосударственным пенсионным фондом правил определения объема средств пенсионных накоплений, передаваемых в доверительное управление управляющей компании.

Необходимость утверждения локальным актом негосударственного пенсионного фонда Правил определения объема средств пенсионных накоплений, передаваемых в доверительное управление управляющей компании, также является новшеством в деятельности негосударственных пенсионных фондов. С момента вступления в силу комментируемых положений правила определения объема средств пенсионных накоплений должны не только утверждаться негосударственным пенсионным фондом, но и размещаться на сайте негосударственного пенсионного фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и быть доступны для ознакомления заинтересованных лиц.

Все перечисленные показатели, по которым Банком России осуществляется оценка деятельности негосударственного пенсионного фонда, включены в состав показателей в целях обеспечения гарантий прав застрахованных лиц при инвестировании негосударственным пенсионным фондом средств пенсионных накоплений застрахованных лиц.

  1. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи по каждой группе показателей, указанных в ч. 2 настоящей статьи, Банк России определяет обобщающий результат как «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Деятельность негосударственного пенсионного фонда признается Банком России удовлетворительной для участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц при наличии результата «удовлетворительно» по всем группам показателей.

Соответствующими пунктами главы 1 Положения об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденного Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П, по каждому показателю оценки установлен порядок определения обобщающего результата. При этом пункты Положения фактически дублируют положения ч. 3 комментируемой статьи.

Следует обратить внимание, что методика оценки Банком России соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда установленным показателям основана на жестких принципах полного соблюдения негосударственным пенсионным фондом требований действующего законодательства. При осуществлении оценки применяется достаточно большое количество групп, включающих различные показатели. При оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда установленным показателям возможно только 2 варианта оценки результата: «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». При этом наличие хотя бы одного несоответствия деятельности фонда требованиям закона приведет к определению «неудовлетворительного» результата и, как следствие, вынесению Банком России отрицательного заключения и невозможности включения негосударственного пенсионного фонда в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code