Статья 18. Особенности постановки на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на день вступления в силу настоящего Федерального закона

Глава 5. УЧАСТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СИСТЕМЕ ГАРАНТИРОВАНИЯ ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Комментарий к статье 18

 

  1. Статья 18 комментируемого Закона устанавливает определенные исключения из общего правила осуществления постановки на учет негосударственных пенсионных фондов в системе гарантирования прав застрахованных лиц (далее — система гарантирования). В соответствии с положениями указанной статьи особый порядок постановки на учет в системе гарантирования установлен для негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на день вступления в силу комментируемого Закона, то есть на 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона).

При этом необходимо обратить внимание на следующее: принятый в июле 2014 г. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ вносит изменения во многие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления деятельности в пенсионной сфере. Положения указанного Закона вступили в силу 2 августа 2014 г. (за исключением отдельных положений). Несмотря на тот факт, что Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ непосредственно не вносит изменения в комментируемую статью, смысл ее положений принципиально отличается в редакции до 2 августа 2014 г. (момент вступления в силу изменений) и после указанной даты. Смысл положений изменился в связи с внесением изменений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Остановимся более подробно на произошедших изменениях.

В ч. 1 комментируемой статьи речь идет о негосударственных пенсионных фондах, имеющих на день вступления в силу комментируемого Закона лицензии. До 2 августа 2014 г. данная формулировка являлась не совсем корректной.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона его целью является обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений. Таким образом, положения комментируемого Закона распространялись только на фонды, которые осуществляли в качестве страховщика деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Это же положение подтверждается и ч. 3 ст. 1, в которой закреплено, что условия и порядок гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению — второму разрешенному виду деятельности негосударственных пенсионных фондов — устанавливаются отдельным федеральным законом.

В соответствии с редакцией статьи 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», действовавшей до 2 августа 2014 г., для начала осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственный пенсионный фонд должен был не только иметь лицензию, но и зарегистрировать в установленном порядке заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Редакция указанной статьи после внесения изменений (со 2 августа 2014 г.) предусматривает, что обязательное пенсионное страхование может осуществлять фонд, в установленном порядке получивший лицензию, зарегистрировавший в Банке России страховые правила фонда и вступивший в систему гарантирования прав застрахованных лиц.

Таким образом, для негосударственных пенсионных фондов на момент вступления в силу комментируемого Закона — 1 января 2014 г. — действовали иные правила для начала осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Порядок получения разрешения на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию до 2 августа 2014 г. осуществлялся также в соответствии с положениями ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Для регистрации заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию негосударственный пенсионный фонд должен был соответствовать определенным требованиям.

В соответствии с первым требованием, установленным предыдущей редакцией ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», к моменту начала осуществления негосударственным пенсионным фондом деятельности по обязательному пенсионному страхованию фонд уже в течение двух лет должен осуществлять один из двух разрешенных для негосударственных пенсионных фондов видов деятельности — деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» наличие лицензии обязательно для всех негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих хотя бы один из двух разрешенных для фондов видов деятельности:

— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, до вступления в силу 2 августа 2014 г. изменений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» использование в комментируемой статье формулировок относительно «наличия лицензии» было не совсем корректно. После 2 августа 2014 г. новая формулировка ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» не говорит о необходимости фондов соответствовать каким-либо требованиям ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» для начала осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию, а говорит только о необходимости вступления в систему гарантирования. При этом требования, предъявляемые до 2 августа 2014 г. к негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию на момент вступления в силу комментируемого Закона, были более жесткими, чем требования к фондам, принявшим решение об осуществлении деятельности по обязательному пенсионному страхованию после 2 августа 2014 г.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией при подаче в Банк России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен был соответствовать требованиям, установленным п. 2 ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», то есть до 2 августа 2014 г. он должен был обязательно соответствовать следующим требованиям:

— иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух последних лет, предшествующих дате подачи заявления;

— иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного последнего года, предшествующего дате подачи заявления с 1 января 2004 г., а с 1 июля 2009 г. — не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

— иметь собственные средства, рассчитанные в порядке, установленном Банком России, в сумме не менее чем 150 млн. руб., а с 1 января 2020 г. — не менее чем 200 млн. руб.;

— иметь уставный капитал в размере не менее чем 120 млн. руб., а с 1 января 2020 г. — не менее чем 150 млн. руб.;

— не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее двух последних лет деятельности;

— не иметь фактов введения запрета на проведение всех или части операций в течение не менее двух последних лет деятельности.

Пунктом 18 Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по уведомительной регистрации негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, утвержденного Приказом ФСФР России от 26 февраля 2013 г. N 13-14/пз-н, установлен закрытый перечень документов, необходимых для проведения регистрации заявления негосударственного пенсионного фонда:

— заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Административному регламенту);

— копия решения высшего органа управления заявителя о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, принятого в порядке, установленном учредительными документами заявителя;

— промежуточный бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последний календарный день предыдущего месяца;

— заверенные заявителем копии актуарных заключений по результатам актуарного оценивания деятельности заявителя за предшествующие два года;

— копия пенсионного договора (копии пенсионных договоров), подтверждающая (подтверждающие) опыт работы заявителя по негосударственному пенсионному обеспечению не менее двух лет;

— справка заявителя, подтверждающая наличие опыта одновременного ведения не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов участников в течение периода не менее одного года, по рекомендуемому образцу (приложение N 2 к Административному регламенту);

— расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности заявителя по состоянию на последний календарный день предыдущего месяца, произведенный в соответствии с Порядком расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, утвержденным Приказом ФСФР России от 31 мая 2012 г. N 12-34/пз-н.

Таким образом, при регистрации заявления негосударственного пенсионного фонда о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика Банк России проверял перечисленные выше документы на соответствие требованиям ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В редакции, действующей на сегодняшний день, для начала осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию фонд обязан только пройти проверку на соответствие требованиям ст. 19 комментируемого Закона и быть включенным в реестр.

Часть 1 комментируемой статьи также устанавливает, что постановка на учет в системе гарантирования для негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на момент вступления в силу комментируемого Закона, осуществляется Агентством по страхованию вкладов на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям, установленным ст. 19 комментируемого Закона.

Также следует обратить внимание, что законодатель устанавливает различие в сроках постановки на учет в системе гарантирования в общем порядке (ст. 10 комментируемого Закона) и для негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на момент вступления в силу комментируемого Закона (положения комментируемой статьи).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 10 комментируемого Закона Агентство вносит негосударственный пенсионный фонд в реестр фондов-участников в день получения уведомления Банка России, тогда как постановка на учет фондов, имеющих лицензию на момент вступления в силу комментируемого Закона, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения уведомления Банка России (ч. 2 комментируемой статьи). Несмотря на то что сроки постановки на учет в указанных случаях не различаются кардинально, представляется логичным установление одинаковых сроков постановки на учет.

  1. Часть 2 комментируемой статьи также устанавливает обязанность Агентства уведомить о факте внесения негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов — участников системы гарантирования следующих лиц:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— страховщика (то есть негосударственный пенсионный фонд, поставленный на учет в системе гарантирования).

Уведомление должно быть направлено указанным лицам не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов.

  1. Положения комментируемой статьи также устанавливают срок, с которого подлежат гарантированию средства пенсионных накоплений застрахованных лиц — клиентов негосударственного пенсионного фонда, поставленного на учет в систему гарантирования. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи пенсионные накопления застрахованных лиц, заключивших договор об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом, имеющим лицензию на день вступления в силу комментируемого Закона, подлежат гарантированию со дня постановки негосударственного пенсионного фонда на учет в системе гарантирования.

Также следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 23 комментируемого Закона положения ст. 18 вступают в силу с 1 января 2015 г.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code