Статья 17. Направления расходования средств фонда гарантирования пенсионных накоплений и обеспечение финансовой устойчивости системы гарантирования прав застрахованных лиц

Комментарий к статье 17

 

  1. Установление исчерпывающего перечня направлений расходования Агентством по страхованию вкладов средств фонда гарантирования пенсионных накоплений и определение предельного уровня этих расходов является важной частью гарантий сохранности и целевого использования этих средств.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона средства фонда гарантирования пенсионных накоплений направляются:

1) на выплату гарантийного возмещения в соответствии с комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 6);

2) на финансирование расходов, связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц;

3) для исполнения обязательств по кредиту, предоставленному Банком России в соответствии со ст. 41 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» для обеспечения финансовой устойчивости системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

  1. Расходы на выплату гарантийного возмещения.

Согласно п. 2 ст. 2 комментируемого Закона гарантийное возмещение — это денежная сумма, подлежащая выплате страховщику по обязательному пенсионному страхованию из фонда гарантирования пенсионных накоплений в случаях и порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 6).

Гарантийное возмещение подлежит уплате при наступлении соответствующего гарантийного случая, как-то:

— недостаток средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, после осуществления страховщиком соответствующих действий по отражению этой ситуации на лицевом счете зарегистрированного лица <61>;

———————————

<61> Страховщик обязан отразить на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица гарантийное восполнение за счет средств резерва по обязательному пенсионному страхованию, а при недостаточности указанного резерва — за счет собственных средств фонда-участника и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, и назначить застрахованному лицу накопительную пенсию и (или) срочную пенсионную выплату исходя из суммы, равной гарантируемым страховщиком средствам.

 

— аннулирование лицензии фонда-участника на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признание фонда-участника банкротом и открытие в отношении фонда-участника конкурсного производства;

— снижение размера резерва Пенсионного фонда РФ по обязательному пенсионному страхованию.

Подробный анализ страховых случаев и порядка осуществления гарантийных выплат приведен в комментарии к ст. 6.

  1. Расходы, связанные с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Функционирование Агентства по страхованию вкладов, его деятельность по формированию фонда гарантирования пенсионных накоплений и управлению им невозможно себе представить без соответствующей материальной базы, программного обеспечения, сотрудников и т.д.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту Постановления Правительства РФ «Об установлении предельного уровня расходов государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, финансируемых за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений», расходы Агентства, связанные с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, не превышали 1% фонда обязательного страхования вкладов и расположены в диапазоне от 0,3% до 0,8% размера фонда обязательного страхования вкладов.

До вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ ч. 3 ст. 17 комментируемого Закона наделяла Правительство РФ полномочиями по установлению предельного уровня расходов Агентства, связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, финансируемых за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений. В частности, согласно вышеупомянутому проекту Постановления Правительства РФ предлагалось установить следующий предельный уровень расходов для целей функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, финансируемых именно за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений:

— до 1 января 2017 г. — 1,5 процента от размера фонда гарантирования пенсионных накоплений, определяемого на 31 декабря текущего года в порядке, установленном Агентством;

— с 1 января 2017 г. — 1 процент от размера фонда гарантирования пенсионных накоплений, определяемого на 31 декабря текущего года в порядке, установленном Агентством.

Проектом Постановления также предлагалось зафиксировать, что Агентство по страхованию вкладов обязано представлять в Министерство финансов Российской Федерации ежегодный отчет о составе и суммах фактически произведенных Агентством расходов при обеспечении функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц по форме, согласованной с Министерством финансов РФ, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом.

Согласно пояснительной записке предлагаемый предельный уровень расходов Агентства, связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, финансируемых за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений, основан на ретроспективном анализе размера форда обязательного страхования вкладов и размера расходов Агентства, связанных с обеспечением функционирования системы обязательного страхования вкладов.

Однако в той же пояснительной записке Правительство РФ обращает внимание на то, что невысокий размер ставки гарантийных взносов, применяемый к негосударственным пенсионным фондам — участникам системы гарантирования, и медленная капитализация фонда гарантирования пенсионных накоплений (прогнозные поступления в фонд составят: в 2015 г. — 122 млн. руб., в 2016 году — 383 млн. руб., в 2017 году — 417 млн. руб.) потребуют достаточно длительного времени для того, чтобы указанный предельный уровень расходов за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений в исключительных обстоятельствах при нехватке иных источников расходов смог обеспечить деятельность Агентства, связанную с функционированием системы гарантирования прав застрахованных лиц. Таким образом, Правительство РФ не исключало такой вариант развития событий, при котором за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений будет обеспечиваться совершенно иное направление деятельности Агентства. При этом нормативно такая возможность закреплена в ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона.

Однако с вступлением в силу вышеупомянутого Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ ч. 3 ст. 17 комментируемого Закона утратила свою силу.

  1. Исполнение обязательств по кредиту, предоставленному Банком России.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 41 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в целях обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов, а также для финансирования выплат возмещений по вкладам совет директоров Агентства по страхованию вкладов по предложению правления Агентства вправе обратиться в Банк России с просьбой о предоставлении Агентству кредита без обеспечения на срок до пяти лет. Любой кредит предоставляется только на условиях платности, срочности и возвратности. Таким образом, в зависимости от условий кредитования Агентство должно будет возвратить кредит и уплатить проценты за пользование им. Несмотря на то что кредит в Банке России Агентство может взять только для целей, связанных с иной сферой деятельности — страхованием вкладов, в силу ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона для исполнения обязательств по этому кредиту могут быть использованы в том числе средства фонда гарантирования пенсионных накоплений.

Финансовая устойчивость системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации <62> согласно ч. 4 настоящей статьи обеспечивается в порядке и на условиях, которые установлены комментируемым Законом и ст. 41 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

———————————

<62> О равнозначности понятий «застрахованное лицо» и «застрахованное лицо в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации» см. комментарий к ст. 1.

 

В частности, комментируемым Законом предусмотрены следующие гарантии финансовой устойчивости гарантирования прав застрахованных лиц:

— обязательность участия страховщиков в системе гарантирования прав застрахованных лиц (см. комментарий к ст. 3);

— накопительный характер формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений (см. комментарий к ст. 3);

— двухуровневая система гарантий: на уровне фонда-страховщика и на уровне агентства по страхованию вкладов (см. комментарии к ст. 5 — 6);

— формирование обособленного целевого фонда гарантирования пенсионных накоплений (см. комментарий к ст. 13);

— право Банка России по собственной инициативе или инициативе Агентства по страхованию вкладов повысить ставку гарантийных взносов (см. комментарий к ч. 7 ст. 15);

— обеспечение исполнения обязанности по уплате гарантийных взносов (см. комментарий к ст. 16) и др.

Согласно ст. 41 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» перечень гарантий финансовой устойчивости применительно к рассматриваемой нами системе включает в себя обеспечение финансовой устойчивости за счет имущества Агентства по страхованию вкладов, за счет средств федерального бюджета, а также кредитов, предоставляемых Банком России на пять лет без обеспечения.

В связи с включением в обеспечение финансовой устойчивости системы страхования вкладов средств федерального бюджета порядок и условия этого обеспечения должны быть установлены не только ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», но и бюджетным законодательством Российской Федерации.

Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается правом Правительства РФ выдавать беспроцентные бюджетные ссуды и осуществлять заимствования. Указанное право должно быть предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год <63>.

———————————

<63> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (постатейный). М.: Юристъ, 2004.

 

Порядок предоставления таких ссуд и заимствований установлен, в частности, ч. 3 ст. 41 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Сначала принимается решение правления Агентства о невозможности осуществления возмещения застрахованным лицам в установленные сроки без пополнения фонда гарантирования пенсионных накоплений за счет дополнительных денежных средств. После этого совет директоров Агентства в срок, не превышающий семи календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

1) обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда гарантирования пенсионных накоплений составляет не более 1 млрд. рублей. Правительство Российской Федерации принимает соответствующее решение в срок, не превышающий семи календарных дней;

2) обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда гарантирования пенсионных накоплений превышает 1 млрд. руб. При невозможности выделения указанных средств Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год в срок, не превышающий семи календарных дней со дня получения обращения совета директоров Агентства.

Что касается ч. 4 ст. 41 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», то, по нашему мнению, она не может быть применена в сфере гарантирования прав застрахованных лиц, поскольку, в отличие от страхования вкладов, ставка гарантийных взносов в силу ч. 7 ст. 15 комментируемого Закона устанавливается не советом директоров Агентства, а Банком России.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code