Статья 16. Обеспечение исполнения обязанности по уплате гарантийных взносов

Комментарий к статье 16

 

  1. Система государственного регулирования сферы пенсионных накоплений — это сочетание норм публичного и частного права, при этом институты гражданского права, такие, как, например, обеспечение обязательств, применяются с учетом ограничений, предусмотренных законом. Так, в частности, комментируемым Законом предусмотрен лишь один способ обеспечения исполнения обязанности по уплате гарантийных взносов — уплата пени, причем только для негосударственных пенсионных фондов, на Пенсионный фонд РФ нормы ст. 16 комментируемого Закона не распространяются.

Возникает вопрос о возможности использования в отношениях между фондами и Агентством по страхованию вкладов иных форм обеспечения обязательств. По нашему мнению, правовое положение Агентства по страхованию вкладов не предполагает возможность общедозволительного регулирования. Особая социальная значимость Агентства, необходимость обеспечения сохранности средств, составляющих специальные фонды, в том числе фонд гарантирования пенсионных накоплений, грамотное управление рисками Агентства, а значит, прогнозирование всех поступлений и выплат, требуют исключительно разрешительного регулирования. По нашему мнению, Агентство по страхованию вкладов не может по своему усмотрению вступать в гражданские правоотношения, прямо не предусмотренные законом. Таким образом, исполнение обязанности по уплате гарантийных взносов может быть обеспечено только пени, иные способы обеспечения обязательств, предусмотренные гл. 23 ГК РФ, включая залог, задаток, поручительство, удержание и банковскую гарантию, не применяются.

  1. Понятие пени.

Основанием для уплаты пени в соответствии с ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона является несвоевременная или неполная уплата гарантийных взносов.

Напомним, что согласно ст. 14 комментируемого Закона гарантийные взносы являются основным источником формирования Агентством по страхованию вкладов фонда гарантирования пенсионных накоплений. Они уплачиваются ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (см. комментарии к ст. 14, 15). Их размер определяется в размере коэффициента (минимум — 0,0125; максимум — 0,05) от базы, т.е. суммы средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика и переданных в доверительное управление, по состоянию на 31 декабря отчетного года, включая средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и денежные средства на счете (счетах), предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений (см. комментарий к ст. 15).

Субъекты, обязанные уплачивать гарантийные взносы, и субъекты, на которых распространяются требования ст. 16, не совпадают. Обязанность уплатить пени возлагается только на негосударственные пенсионные фонды, а Пенсионный фонд РФ освобожден от данного способа обеспечения.

Для целей комментируемого Закона в соответствии с ч. 2 ст. 16 под пенями понимается установленная комментируемой статьей денежная сумма, которую фонд-участник должен уплатить сверх гарантийных взносов в случае уплаты последних в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными ч. 10 ст. 15 комментируемого Закона, т.е. позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Важно обратить внимание на то, что пени выплачиваются сверх самих гарантийных взносов, а значит, выплата пени не освобождает страховщика от уплаты гарантийных взносов.

Факт неполной или несвоевременной уплаты гарантийных взносов может установить Агентство по страхованию вкладов при проведении контроля за правильностью исчисления и уплаты гарантийных взносов. В соответствии с п. 2 ст. 11 комментируемого Закона Агентство по страхованию вкладов как собственник фонда гарантирования средств пенсионных накоплений вправе на основании запроса в письменной форме получать от страховщиков информацию и разъяснения, касающиеся исчисления и уплаты ими гарантийных взносов, а также необходимые документы. Указанные разъяснения, информация и документы направляются страховщиками в Агентство не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, если Агентством не определен иной срок их направления.

В случае если Агентство установит на основании представленных документов факт неполной уплаты гарантийных взносов, на сумму недоплаты также начисляются пени.

  1. Источники выплаты пени.

Часть 3 ст. 16 комментируемого Закона содержит требование, согласно которому пени подлежат уплате не за счет средств пенсионных накоплений, а за счет собственных средств страховщика или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, необходимо рассмотреть два источника:

1) собственные средства негосударственного пенсионного фонда;

2) иные источники, не запрещенные законодательством.

3.1. Размер собственных средств организации определяется как разница между стоимостью активов и суммой пассивов организации, определенных в соответствии с Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 23 октября 2008 г. N 08-41/пз-н.

В частности, для расчета собственных средств в качестве активов учитываются внеоборотные активы (например, недвижимость), программные средства (например, исключительные права на программы ЭВМ), отложенные налоговые активы и НДС, финансовые вложения (например, ценные бумаги, предоставленные займы и банковский вклады), дебиторская задолженность и денежные средства. В числе пассивов учитываются в том числе целевое финансирование, кредиторская задолженность и прочая задолженность (см. приложение N 1 к названному Положению).

Собственные средства негосударственного фонда являются наряду с пенсионными резервами и пенсионными накоплениями одной из составных частей собственного имущества фонда (ст. 16 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

Согласно распоряжению Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» в целях повышения эффективности накопительной составляющей пенсионной системы предусматривается повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов и качеству составляющих их активов.

В настоящее время для управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению негосударственными пенсионными фондами, норматив достаточности установлен в размере 80 млн. руб. в соответствии с п. 2 Приказа ФСФР РФ от 24 мая 2011 г. N 11-23/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов».

3.2. Иные источники уплаты пени.

Как уже было сказано, негосударственный пенсионный фонд наряду с собственными средствами формирует также пенсионные резервы и пенсионные накопления, которые в силу ст. 16 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» являются частью собственного имущества фонда.

Поскольку ответственность в виде уплаты пени наступает именно за нарушение обязательств, возложенных на негосударственные пенсионные фонды, не допускается ее переложение на застрахованных лиц, а значит, уплата пени за счет средств, не являющихся собственными средствами негосударственного пенсионного фонда.

Частями 5 и 6 ст. 18 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» запрещено применять в отношении средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества, а также обращать на эти средства взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед его участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками). Поскольку пени, предусмотренные ст. 16 комментируемого Закона, являются способом обеспечения обязательств негосударственного пенсионного фонда по уплате гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений, пени не могут быть взысканы за счет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Однако в соответствии со ст. 24 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений размещаются и инвестируются на принципах доходности. В силу п. 3 ч. 2 ст. 6 указанного Закона не так давно (Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ) была введена норма, согласно которой устав негосударственного пенсионного фонда должен содержать указание на максимальную долю от доходов, полученных фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемую в состав собственных средств фонда.

Таким образом, хотя сами по себе средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений запрещено использовать как источник для уплаты пени в соответствии с комментируемым Законом, однако на эти цели могут быть направлены доходы, полученные от их инвестирования, которые включаются в размер собственных средств.

  1. Требование об уплате пени.

Последствиями нарушения обязанности по своевременному и полному внесению гарантийных взносов в соответствии с ч. 4 ст. 16 комментируемого Закона являются:

1) выставление Агентством по страхованию вкладов требования негосударственному пенсионному фонду о перечислении неуплаченных гарантийных взносов;

2) выставление Агентством по страхованию вкладов требования негосударственному пенсионному фонду о перечислении начисленных пеней;

3) сообщение Агентством по страхованию вкладов о факте неуплаты в Банк России.

При этом совершение указанных действий — это право, а не обязанность Агентства по страхованию вкладов. Из содержания комментируемой нормы не совсем ясно, вправе ли Агентство реализовать только одно из перечисленных полномочий, например направить требование только о перечислении гарантийных взносов либо только информировать Банк России как мегарегулятор финансового рынка. Представляется, что реализация предоставленных правомочий может быть осуществлена только в совокупности. Выставление требования об уплате пени обязательно должно сопровождаться требованием о перечислении неуплаченных гарантийных взносов, а сообщение о факте неуплаты в Банк России не может быть сделано без направления вышеуказанных требований. Исключением является случай, когда на дату направления требования об уплате пени гарантийные взносы внесены полностью, но с нарушением срока их уплаты. Тогда направление требования об уплате пени не будет сопровождаться требованием о перечислении неуплаченных взносов. Поскольку в Банк России нужно также сообщать только о факте неуплаты, но не о факте несвоевременной уплаты, в последнем случае не может быть реализовано также и право информировать Банк России.

Как требования о перечислениях, так и информирование Банка России о факте неуплаты производятся Агентством по страхованию вкладов в письменной форме посредством почтовой связи <57>. Требования о перечислениях должны содержать расчет подлежащих уплате на конкретную дату гарантийных взносов и пени.

———————————

<57> Возможность использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия в отношениях между Банком России и Агентством по страхованию вкладов предусмотрена только при ликвидации банков. См.: распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2012 г. N 1471-р «Об утверждении Перечня документов (сведений), предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, обмен которыми между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями, Банком России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» при осуществлении функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций, а также конкурсными управляющими (ликвидаторами), назначаемыми из числа арбитражных управляющих при банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций, ликвидационными комиссиями, назначаемыми в случае принятия участниками (учредителями) кредитных организаций решения об их добровольной ликвидации, может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

 

Направление требований является обязательным при обращении в суд за взысканием суммы неуплаченных взносов и пени (см. комментарий к ч. 7 ст. 16). При этом требование должно быть отправлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

Важно также обратить внимание, что по смыслу комментируемой нормы требование об уплате гарантийных взносов и пени не является инкассовым поручением, следовательно, не может быть удовлетворено в безакцептном порядке.

  1. Период начисления пени.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 комментируемого Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты гарантийных взносов. Напомним, что гарантийные взносы подлежат уплате ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (см. комментарии к ст. 14, 15), причем уплачиваются в безналичной форме.

При безналичном перечислении денежные средства проходят через несколько счетов, например через счет плательщика, корреспондентский счет банка плательщика, корреспондентский счет банка получателя средств и счет получателя средств (четыре счета) <58>. Для совершения операций по каждому счету в соответствии со ст. 849 ГК РФ банкам предоставлен следующий операционный день с момента поступления в банк платежного поручения.

———————————

<58> См.: Тарасенко О.А. Правовые проблемы исчисления сроков при осуществлении безналичных расчетов // Юридическая работа в кредитной организации. 2013. N 2. С. 46 — 54.

 

Как известно, существует два порядка определения даты внесения безналичного платежа: момент списания денежных средств с расчетного счета отправителя (как вариант — поступления средств на корреспондентский счет банка плательщика) либо момент поступления средств на расчетный счет (вариант — корреспондентский счет) банка получателя платежа. В зависимости от того, какой способ предусмотрен в законе или договоре, срок осуществления безналичного расчета либо продлевает срок надлежащего исполнения, либо не продлевает и должен быть учтен плательщиком при планировании даты платежа.

В первом случае допускается увеличить срок надлежащего исполнения платежа на срок, установленный ст. 849 ГК РФ, и срок движения безналичных денежных средств со счета на счет, т.е. на три рабочих дня в соответствии с ч. 5 ст. 5 ФЗ «О национальной платежной системе». Началом исчисления данного срока является день, когда денежные средства списываются с банковского счета клиента. «При этом под списанием логично понимать именно совершение банком расходной операции по счету, а не предоставление клиентом соответствующего распоряжения в банк. Таким образом, установленный ч. 5 ст. 5 ФЗ «О национальной платежной системе» трехдневный срок перевода денежных средств определяет продолжительность межбанковских расчетов» <59>, иными словами, срок для перечисления средств с корреспондентского счета банка отправителя на корреспондентский счет банка получателя платежа.

———————————

<59> См.: Там же.

 

Пример: п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» предусмотрено, что при расчетах за товар платежными поручениями, когда иные порядок и форма расчетов, а также срок оплаты товара соглашением сторон не определены, покупатель должен оплатить товар непосредственно после получения и просрочка с его стороны наступает по истечении предусмотренного законом или в установленном им порядке срока на осуществление банковского перевода, исчисляемого со дня, следующего за днем получения товара покупателем (получателем).

Ранее согласно ст. 80 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен был превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

Соответственно, и суды исходили из того, что ответственность за нарушение обязательства в виде неустойки (пени) наступала по истечении срока осуществления платежа.

Пример: в деле о взыскании задолженности по договору поставки, части процентов за пользование кредитом и части процентов за пользование чужими денежными средствами суд исходил из того, что обязательство ответчика перед истцом, исполненное по платежному поручению от 5 ноября 2008 г. N 154, считается исполненным в день поступления денежных средств истцу — 12 ноября 2008 г., т.е. по истечении пяти операционных дней с даты направления платежа в безналичном порядке (см. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2009 г. по делу N А10-3396/2008).

Вторым вариантом определения срока надлежащего исполнения платежа является установление даты платежа с учетом времени на его перечисление. Таким образом, плательщик, стремясь не допустить просрочку платежа, должен обеспечить направление платежного поручения не позднее 7 (семи) операционных дней до срока оплаты.

 

Таблица 6

 

Время, необходимое для перечисления платежа на расчетный счет получателя

 

 

Платежное поручение + 2 операционных дня Зачисление на к/с банка отправителя + 3 рабочих дня на перевод Зачисление на к/с банка получателя + 2 операционных дня Зачисление на р/с получателя

 

 

В комментируемом Законе предусмотрено, что обязанность по уплате гарантийных взносов и пеней считается исполненной фондом-участником с момента списания денежных средств с его расчетного счета в кредитной организации (ч. 12 ст. 15), иными словами, с момента зачисления на корреспондентский счет банка отправителя.

Таким образом, для исполнения обязанности по внесению гарантийных взносов в установленные законом сроки — до 15 апреля — негосударственный пенсионный фонд должен 12 апреля направить в свой банк платежное поручение. При направлении в более поздний срок платежного поручения существует риск, что 15 апреля сумма гарантийного взноса не будет списана с расчетного счета фонда и начнут начисляться пени.

Поводом для проверки надлежащего срока платежа для Агентства по страхованию вкладов будет поступление гарантийных взносов на лицевой счет Агентства 21 апреля и позднее. С этого дня включительно и будут начисляться пени.

  1. Размер пени.

Согласно ч. 6 ст. 16 комментируемого Закона размер пени определен в сумме 0,1% от суммы не уплаченных в срок гарантийных взносов за каждый день просрочки. Это весьма крупная санкция, направленная на обеспечение своевременного исполнения установленных комментируемым Законом обязательств страховщиков. Для сравнения, в сфере уплаты страховых взносов банками в соответствии со ст. 37 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» пени составляют ставку рефинансирования, т.е. 8,25% в год.

Пример: негосударственный пенсионный фонд «А» допустил просрочку исполнения обязательства по уплате гарантийных взносов, направив платежное поручение только 18 мая текущего года. Просрочка исполнения составила период с 21 апреля по 20 мая включительно (см. комментарии к ч. 12 ст. 15, ч. 5 ст. 16), всего 30 календарных дней. Предположим, сумма просроченного гарантийного взноса составила 100 000 руб. Тогда пени будут начислены в размере 3000 руб. (100 000 руб. x 30 дней x 0,1% : 100% = 3000 руб.). Для сравнения, при начислении пени по ставке рефинансирования при тех же исходных данных их размер составил бы 687,5 руб.

  1. Взыскание пени.

Агентство по страхованию вкладов, являясь российским юридическим лицом, вправе самостоятельно выступать в суде, в том числе по вопросу взыскания неуплаченных гарантийных взносов и пени. В соответствии с ч. 7 ст. 16 комментируемого Закона взыскание денежных сумм неисполненных обязательств страховщиков по уплате гарантийных взносов, а также пеней осуществляется Агентством в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дела такой категории рассматриваются в порядке, установленном гл. 26 «Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций» АПК РФ по общим правилам искового производства.

Основанием для возбуждения дела в соответствии с ч. 2 ст. 212 АПК РФ является заявление Агентства по страхованию вкладов с требованием о взыскании с негосударственного пенсионного фонда, имеющего задолженность по внесению гарантийных взносов, денежных сумм в счет их уплаты и пени.

Такое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, 3 ст. 125 АПК РФ, т.е. должно быть составлено в письменной форме, подписано Агентством по страхованию вкладов или его представителем по доверенности. Копия заявления и приложенных к нему документов до их подачи в суд должна быть направлена другим лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Содержание заявления Агентства регламентируется пп. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125 и ч. 1 ст. 212 АПК РФ. В нем должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) наименование Агентства по страхованию вкладов, его место нахождения;

3) перечень прилагаемых документов;

4) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

5) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа (ст. 15, 16 комментируемого Закона);

6) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

Заявление может быть подано в арбитражный суд лично, курьером, почтовым отправлением либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К заявлению о взыскании гарантийных взносов прилагаются документы, указанные в пп. 1 — 5 ст. 126 АПК РФ, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке (см. комментарий к ч. 4 ст. 16).

Таким образом, перед подачей указанного заявления Агентство по страхованию вкладов обязано реализовать свое право на предъявление требования. Однако законом не предусмотрена обязанность Агентства выждать некоторый срок для добровольного удовлетворения требования.

К заявлению прикладывается документ об уплате государственной пошлины.

Срок рассмотрения заявления в соответствии с ч. 1 ст. 215 АПК РФ составляет 3 месяца со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд.

Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, в силу ч. 4 ст. 215 АПК РФ возложено на Агентство по страхованию вкладов.

Решение вступает в силу в течение 30 дней, а если в этот период оно было обжаловано в суд апелляционной инстанции — после вынесения постановления суда апелляционной инстанции.

После вступления решения суда в силу Агентство по страхованию вкладов получает исполнительный лист и предъявляет его либо в банк, в котором негосударственному пенсионному фонду открыт счет, на котором учитываются собственные средства фонда, либо в службу судебных приставов-исполнителей.

Поскольку и гарантийные взносы, и пени являются в силу ст. 14 комментируемого Закона источниками формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений (см. комментарий к ст. 14), взысканные денежные суммы подлежат зачислению на счет Агентства по страхованию вкладов в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда гарантирования пенсионных накоплений <60>.

———————————

<60> В настоящий момент Агентство по страхованию вкладов открыло расчетный счет N 40503810345010005051 в Банке России (БИК 044501002, ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва 701), предназначенный для учета средств пенсионных накоплений, для учета средств пенсионных резервов и для учета средств, составляющих конкурсную массу негосударственных пенсионных фондов. См.: Реквизиты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов // URL: http://www.asv.org.ru/contacts/ (дата обращения: 25.06.2014).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code