Статья 15. Гарантийные взносы страховщиков и размер фонда гарантирования пенсионных накоплений

Комментарий к статье 15

 

Статья 15 комментируемого Закона касается сразу двух аспектов формирования Агентством по страхованию вкладов фонда гарантирования пенсионных накоплений: одного из источников его формирования — гарантийных взносов, а также его размера (ч. 6 комментируемой статьи). Для удобства восприятия комментируемой статьи рассмотрим сначала норму о размере фонда гарантирования пенсионных накоплений, а затем подробно рассмотрим особенности уплаты гарантийных взносов.

  1. Размер фонда гарантирования пенсионных накоплений (ч. 6 ст. 15).

Согласно ч. 6 ст. 15 комментируемого Закона до 1 января 2017 г. законодатель не предъявляет требований к размеру фонда гарантирования пенсионных накоплений, поскольку до этого момента будет переходный период формирования самого фонда.

В соответствии с пояснительной запиской к проекту комментируемого Закона фонд должен формироваться в размере, достаточном для обеспечения финансовой стабильности системы гарантирования прав застрахованных лиц. В разделе IV приложения N 1 к финансово-экономическому обоснованию проекта «Прогнозные параметры фонда гарантирования пенсионных накоплений в различных сценариях» содержатся экономические расчеты, согласно которым при самых худших сценариях за счет фонда гарантирования пенсионных накоплений будет производиться покрытие гарантированных средств в размере не более 0,3% от размера гарантированных средств.

К 1 января 2017 г. размер фонда гарантирования пенсионных накоплений должен составить не более 1% от базы, определенной по состоянию на 31 декабря 2016 г.

За базу принимаются суммы расчетных баз (средняя стоимость чистых активов) всех фондов-участников и Пенсионного фонда РФ, определяемых в соответствии с ч. 1 — 1.2 комментируемой статьи, включая:

— средства выплатного резерва;

— средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата;

— денежные средства на счете (счетах), предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений, уменьшенные на размер сформированного резерва по обязательному пенсионному страхованию (см. п. 2 комментария к ст. 5).

Напомним, что согласно ч. 2 ст. 2 комментируемого Закона понятие «пенсионные накопления» для целей комментируемого Закона понимается в двух значениях:

1) применительно к застрахованным лицам, которые осуществляют формирование своих пенсионных накоплений в Пенсионном фонде Российской Федерации, в значении, определенном ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

2) применительно к застрахованным лицам, которые осуществляют формирование своих пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде, в значении, определенном ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (см. комментарий к ст. 2).

Соответственно, и термин «суммы переданных в доверительное управление средств пенсионных накоплений», необходимый нам при определении базы для расчета фонда гарантирования средств пенсионных накоплений, должен трактоваться исходя из содержания двух вышеназванных Законов.

Если страховщиком выступает Пенсионный фонд РФ, к правоотношениям по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, сформированных в Пенсионном фонде, применяется ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»; если страховщик — негосударственный пенсионный фонд, применяются положения ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Соответственно, в силу ч. 1 ст. 3 первого Закона и абз. 21 ст. 3 второго Закона в доверительное управление могут быть переданы следующие виды пенсионных накоплений:

1) суммы страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателя в пользу застрахованного лица, уплаченные в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

2) суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие к страховщику в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

3) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

4) средства выплатного резерва, переданные Пенсионным фондом РФ в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами выплатного резерва, особенности формирования и инвестирования которых установлены ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

5) средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, переданные Пенсионным фондом РФ в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, особенности формирования и инвестирования которых установлены ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Совокупный объем средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление, оценивается составителями раздела IV приложения N 1 к финансово-экономическому обоснованию проекта комментируемого Закона «Прогнозные параметры фонда гарантирования пенсионных накоплений в различных сценариях» в следующих размерах:

— на начало 2013 г. — 2343 млрд. руб.;

— на начало 2014 г. — 2493,2 млрд. руб.;

— на начало 2015 г. — 2774,4 млрд. руб.;

— на начало 2016 г. — 3234,2 млрд. руб.;

— на начало 2017 г. — 3772,6 млрд. руб.

При этом прогнозный размер фонда гарантирования средств пенсионных накоплений, по мнению экспертов, составит к началу 2017 г. 0,62 млрд. руб., т.е. 0,016% от базы. Условие о том, что размер фонда не должен превышать 1% от базы, при таком расчете будет соблюдено.

В последующем в каждом году размер фонда гарантирования пенсионных накоплений должен составлять не более 1% от базы, определенной по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Данное правило, как подчеркнуто в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, обеспечивает возможность оперативного корректирования параметров системы гарантирования, в том числе ставок гарантийных взносов на формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений (см. комментарии к ч. 4, 5 ст. 15), а также значения размера самого фонда. «При этом конкретные значения таких ставок, позволяющие обеспечить формирование фонда в размерах, достаточных для обеспечения финансовой стабильности системы гарантирования прав застрахованных лиц, будут определяться и при необходимости корректироваться Центральным банком Российской Федерации» <55>.

———————————

<55> Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

 

  1. Расчет гарантийных взносов (ч. 1, 3, 4, 5, 7, 9 ст. 15).

Гарантийные взносы в соответствии со ст. 14 комментируемого Закона являются одним из основных источников формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений (см. комментарий к ст. 14). Напомним, что гарантийные взносы — это денежные средства, уплачиваемые страховщиками (Пенсионным фондом РФ и негосударственными пенсионными фондами) в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с комментируемым Законом.

Уплата гарантийных взносов — это установленная комментируемым Законом обязанность страховщика. Для того чтобы определить размер гарантийного взноса, необходимы следующие элементы:

1) расчетная база;

2) расчетный период;

3) ставка.

Размер гарантийного взноса определяется как произведение расчетной базы за соответствующий расчетный период и ставки гарантийного взноса, деленной на 100%.

ст

 

В соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 15 комментируемого Закона, изложенными в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ, расчетная база для исчисления гарантийных взносов, подлежащих уплате страховщиками, определяется по-разному для страховщиков — негосударственных пенсионных фондов (фондов-участников) и Пенсионного фонда РФ. До внесения изменений в комментируемый Закон расчетная база определялась как сумма средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика и переданных в доверительное управление, по состоянию на 31 декабря отчетного года.

В настоящее время расчетная база определяется как умноженная на коэффициент 0,975 сумма средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении соответствующего фонда, а для фондов-участников включает в себя также денежные средства на счете, предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений.

 

Таблица 5

 

Определение расчетной базы для исчисления гарантийных взносов

 

Вид фонда Коэффициент Состав расчетной базы на 31 декабря отчетного года
Негосударственный пенсионный фонд (фонд-участник) 0,975 Сумма средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении по всем договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, за отчетный год и денежных средств на счете (счетах), предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений
Пенсионный фонд РФ Средняя стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении по всем договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата

 

Отказ законодателя от простого суммирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика и переданных в доверительное управление, в пользу средней стоимости чистых активов, уменьшенной на 2,5% (коэффициент 0,975), не случаен.

Согласно ч. 1.2 ст. 15 комментируемого Закона средняя стоимость чистых активов рассчитывается путем сложения стоимости чистых активов по состоянию на конец каждого рабочего дня отчетного года и деления полученной суммы на количество рабочих дней, в которые осуществлялся расчет стоимости чистых активов в отчетном году.

Во-первых, такая формула мотивирует страховщиков бережно вести ежедневный учет стоимости чистых активов. Во-вторых, средняя стоимость отражает не просто сумму чистых активов на конкретную дату, но также позволяет учесть изменение стоимости чистых активов в течение отчетного периода. В-третьих, применение понижающего коэффициента 0,975 позволяет страховщикам направлять на иные нужды сэкономленные денежные средства.

Пример: негосударственный пенсионный фонд осуществлял свою деятельность с 19 декабря 2014 г. При этом стоимость чистых активов изменялась в рабочие дни следующим образом:

19 декабря 2014 г. — 15 700 000 руб.;

22 декабря 2014 г. — 15 875 000 руб.;

23 декабря 2014 г. — 16 101 000 руб.;

24 декабря 2014 г. — 16 090 000 руб.;

25 декабря 2014 г. — 16 567 000 руб.;

26 декабря 2014 г. — 16 876 000 руб.;

29 декабря 2014 г. — 16 900 000 руб.;

30 декабря 2014 г. — 17 210 000 руб.;

31 декабря 2014 г. — 17 198 000 руб.

При применении прежней редакции комментируемого Закона в качестве расчетной базы за 2014 год мы использовали бы последнюю цифру 17 198 000 руб. Если же рассчитать среднюю стоимость активов по новой редакции, то расчетная база составит 16 502 888,89 руб. x 0,975 = 16 090 316,67 руб. Соответственно уменьшится и сумма гарантийных взносов.

В ч. 1.2 ст. 15 содержится также отсылочная норма, позволяющая рассчитать стоимость чистых активов страховщиков:

— для фондов-участников — в соответствии со ст. 36.14 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

— для Пенсионного фонда РФ — в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

Так, согласно ст. 36.14 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» управляющая компания, осуществляющая инвестирование средств пенсионных накоплений, обязана ежедневно рассчитывать текущую рыночную стоимость и стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении, в порядке, установленном Банком России. В силу п. 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» управляющая компания обязана рассчитывать регулярно текущую рыночную стоимость и стоимость чистых активов по каждому из инвестиционных портфелей, находящихся в доверительном управлении, в соответствии с нормативными актами Банка России.

В настоящее время продолжает действовать Приказ ФСФР России от 26 декабря 2006 г. N 06-155/пз-н «Об утверждении Порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений». Согласно п. 15 данного Порядка стоимость чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, определяется как разница между рыночной стоимостью активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, и обязательствами в составе кредиторской задолженности, подлежащими исполнению за счет активов, составляющих инвестиционный портфель.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 комментируемого Закона расчетным периодом для уплаты гарантийных взносов является один календарный год. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарный год — это период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем. Расчетный период имеет двойное значение для гарантийных взносов. Во-первых, расчетный период означает, что расчетная база формируется за прошедший календарный год по состоянию на 31 декабря расчетного года. Во-вторых, сам гарантийный взнос уплачивается страховщиками один раз в расчетном периоде в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (см. комментарий к ч. 10 ст. 15).

Ставка гарантийных взносов — это определяемый Банком России процент расчетной базы, минимальный размер которого составляет 0,0125%.

В соответствии с ч. 7 ст. 15 комментируемого Закона полномочиями по установлению ставки гарантийных взносов или порядка ее расчета обладает Банк России. При этом ч. 4 ст. 15 комментируемого Закона устанавливает минимальную ставку — 0,0125%. Она может быть увеличена по решению Банка России только в двух случаях:

1) по собственной инициативе Банка России не более чем в два раза до 0,025% (ч. 4 ст. 15);

2) по инициативе Агентства по страхованию вкладов не более чем в четыре раза до 0,05% расчетной базы, не более чем на пять лет при условии наличия объективных предпосылок: в случае уменьшения объема фонда гарантирования пенсионных накоплений более чем в два раза в течение календарного года (ч. 5 ст. 15).

Согласно ч. 2 ст. 23 комментируемого Закона ст. 15 вступает в силу с 1 января 2015 г., соответственно, до этого момента Банк России не сможет принимать перечисленные выше решения.

В силу ч. 9 ст. 15 комментируемого Закона гарантийный взнос рассчитывается страховщиками как произведение расчетной базы для исчисления гарантийных взносов и ставки гарантийных взносов. Агентство по страхованию вкладов вправе лишь проверять правильность расчетов и контролировать своевременность уплаты гарантийных взносов, но не выступает агентом по их расчету, как это бывает с отдельными видами налогов. Страховщик, будь то Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, обязан своими силами привлечь необходимых работников: бухгалтеров, экономистов, юристов для обеспечения своевременного и правильного расчета гарантийных взносов.

  1. Уплата гарантийных взносов (ч. 2, 8, 10, 11, 12, 13, 16 ст. 15).

В данной части Комментария будут рассмотрены источники, сроки и порядок уплаты страховых взносов.

Установленная в ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона норма об источниках уплаты гарантийных взносов очень важна. Каждый последующий источник подключается страховщиком только при недостаточности предыдущего для уплаты гарантийного взноса в полном объеме.

В первую очередь используется доход от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года.

Пример: по данным портала «Ваше пенсионное решение» (http://пенсионное-решение.рф/), среднегодовая доходность негосударственных инвестиционных фондов за период 2004 — 2011 гг. составила от 0% до 14,37% пенсионных накоплений. Те страховщики, которые получают в течение календарного года более 0,0125% доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, в полном объеме уплачивают гарантийные взносы за счет этих доходов. Остальные — вынуждены использовать дополнительные источники.

Во вторую очередь, т.е. в случае недостаточности или отсутствия дохода от инвестирования в отчетном году, страховщики — негосударственные пенсионные фонды используют собственные средства.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» минимальный размер собственных средств фонда, рассчитанный в порядке, установленном Банком России, должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 1 января 2020 г. — не менее 200 миллионов рублей.

Пример: если пенсионные накопления, находящиеся в доверительном управлении негосударственного пенсионного фонда «А», составляют более 1,2 трлн. руб., но доходы от их инвестирования в отчетном году не получены, тогда гарантийный взнос 0,0125% будет полностью уплачен за счет собственных средств страховщика, а в недостающей части — за счет третьего источника.

В третью очередь (во вторую в случае, если страховщиком является Пенсионный фонд России), если первых источников оказалось недостаточно, используются средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика.

Данный порядок, установленный в комментируемом Законе, позволяет обеспечить практически неприкосновенность самих средств пенсионных накоплений, ведь вероятность отсутствия первого и второго источников дохода для выплаты гарантийных взносов крайне мала.

Сроки уплаты гарантийных взносов в соответствии с ч. 7 ст. 15 комментируемого Закона устанавливаются Банком России, однако в любом случае в силу императивной нормы ч. 10 ст. 15 она осуществляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

До вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ ч. 7 ст. 15 комментируемого Закона предоставляла Банку России право устанавливать сроки уплаты гарантийных взносов, однако в любом случае в силу императивной нормы ч. 10 ст. 15 они не могут быть уплачены позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Данная норма могла повлечь за собой необоснованное усложнение нормативного материала, в связи с чем законодатель исключил данное право из полномочий Банка России.

Порядку уплаты гарантийных взносов посвящены ч. 8, 11 — 13, 16 ст. 15 комментируемого Закона. Полномочия по установлению порядка уплаты гарантийных взносов согласно ч. 8 ст. 15 переданы совету директоров Агентства по страхованию вкладов. До момента вступления комментируемой статьи в силу (1 января 2015 г.) Агентство не вправе утверждать такой порядок. Однако Закон устанавливает несколько общих императивных требований.

Во-первых, в соответствии с ч. 16 ст. 15 комментируемого Закона уплата гарантийных взносов осуществляется в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях.

Во-вторых, согласно ч. 11 ст. 15 комментируемого Закона гарантийные взносы уплачиваются страховщиком путем перевода денежных средств на счет Агентства по страхованию вкладов в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда гарантирования пенсионных накоплений <56>.

———————————

<56> В настоящий момент Агентство по страхованию вкладов открыло расчетный счет N 40503810345010005051 в Банке России (БИК 044501002, ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва 701), предназначенный для учета средств пенсионных накоплений, для учета средств пенсионных резервов и для учета средств, составляющих конкурсную массу негосударственных пенсионных фондов. См.: Реквизиты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов // URL: http://www.asv.org.ru/contacts/ (дата обращения: 25.06.2014).

 

В-третьих, в силу ч. 12 и 13 ст. 15 моментом уплаты гарантийного взноса, т.е. моментом исполнения обязательства по его уплате, считается момент списания денежных средств с расчетного счета негосударственного пенсионного фонда в кредитной организации или момент списания денежных средств со счета Пенсионного фонда России в учреждении Банка России.

Дополнительно совет директоров Агентства по страхованию вкладов наделен полномочиями самостоятельно устанавливать порядок осуществления Агентством контроля за полнотой и своевременностью поступления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений (ч. 8 ст. 15). Однако до момента вступления комментируемой статьи в силу (1 января 2015 г.) Агентство не вправе утверждать такой порядок. В соответствии с п. 2 ст. 11 комментируемого Закона Агентство по страхованию вкладов как собственник фонда гарантирования средств пенсионных накоплений вправе на основании запроса в письменной форме получать от страховщиков информацию и разъяснения, касающиеся исчисления и уплаты ими гарантийных взносов, а также необходимые документы. Указанные разъяснения, информация и документы направляются страховщиками в Агентство не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, если Агентством не определен иной срок их направления.

Необходимо также отметить, что указанные нормы о порядке уплаты гарантийных взносов в равной степени распространяются на такой источник формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений, как пени за несвоевременную и (или) неполную уплату гарантийных взносов. Это денежные суммы, которые страховщик должен уплатить сверх гарантийных взносов в случае уплаты последних в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными ч. 10 ст. 15 комментируемого Закона, т.е. позднее 15 апреля текущего года. Согласно ч. 6 ст. 16 комментируемого Закона размер пени определен в сумме 0,1% от суммы не уплаченных в срок гарантийных взносов за каждый день просрочки (см. комментарии к ст. 14, 16). Пени подлежат уплате не за счет средств пенсионных накоплений, а за счет собственных средств страховщика (см. комментарий к ч. 3 ст. 16).

  1. Возврат и зачет сумм излишне уплаченных гарантийных взносов (ч. 14, 15 ст. 15).

В зависимости от вида страховщика различаются и последствия излишней уплаты суммы гарантийных взносов и пеней.

В соответствии с ч. 14 ст. 15 комментируемого Закона Пенсионный фонд РФ, в отличие от негосударственных пенсионных фондов, вправе рассчитывать не только на зачет излишне уплаченных сумм гарантийных взносов и пеней, но также и на их возврат.

Комментируемый Закон не предусматривает порядок зачета излишне уплаченных гарантийных взносов и пени. Поскольку ответственность за правильный расчет изначально несет сам страховщик (см. ч. 9 ст. 15), то факт переплаты может быть выявлен как Агентством по страхованию вкладов при проверке правильности исчисления взносов, так и самим страховщиком. В первом случае Агентство не связано никакими сроками и необходимостью направлять какие бы то ни было уведомления страховщику, что может повлечь за собой злоупотребления. Во втором случае, по нашему мнению, страховщик должен направить в Агентство по страхованию вкладов уведомление с просьбой произвести зачет.

Как уже было указано, страховщики — негосударственные пенсионные фонды в соответствии с ч. 15 ст. 15 комментируемого Закона лишены возможности возвратить излишне уплаченные суммы гарантийных взносов и пени. Пенсионный фонд РФ, напротив, в силу ч. 14 ст. 15 вправе направить в Агентство по страхованию вкладов заявление с просьбой вернуть суммы излишне уплаченных гарантийных взносов (пеней), а Агентство обязано произвести возврат в срок, не превышающий тридцати дней с даты подачи данного заявления. Такое различие в правах может быть обусловлено правовым статусом страховщиков.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code