Статья 14. Источники формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений

Комментарий к статье 14

 

Комментируемая статья содержит открытый перечень источников формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений, которые схематично представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Источники формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений

рас

 

На приведенной схеме цифрами обозначены следующие потоки денежных средств:

1 — гарантийные взносы;

2 — пени за несвоевременную и (или) неполную уплату гарантийных взносов;

3 — денежные средства, уплаченные страховщиком в порядке регресса (удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им гарантийного возмещения);

4 — средства федерального бюджета;

5 — доходы от инвестирования денежных средств, составляющих фонд гарантирования пенсионных накоплений.

Рассмотрим каждый из источников подробнее.

  1. Гарантийные взносы.

Ими являются уплачиваемые страховщиками в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с комментируемым Законом денежные средства.

Уплата гарантийных взносов — это установленная комментируемым Законом обязанность страховщика. Их размер определяется в размере коэффициента (минимум — 0,0125; максимум — 0,025) от расчетной базы, т.е. суммы средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика и переданных в доверительное управление, по состоянию на 31 декабря отчетного года, включая средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и денежные средства на счете (счетах), предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений (см. комментарий к ст. 15).

Уплата гарантийных взносов страховщиком осуществляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом, посредством перевода денежных средств на счет Агентства по страхованию вкладов в Банке России.

  1. Пени за несвоевременную и (или) неполную уплату гарантийных взносов.

Они представляют собой денежную сумму, которую страховщик должен уплатить сверх гарантийных взносов в случае уплаты последних в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными ч. 10 ст. 15 комментируемого Закона, т.е. позднее 15 апреля текущего года. В данном случае пени являются разновидностью санкций за нарушение установленного законом обязательства своевременно уплачивать гарантийные взносы.

Согласно ч. 6 ст. 16 комментируемого Закона размер пени определен в сумме 0,1% от суммы не уплаченных в срок гарантийных взносов за каждый день просрочки. Это весьма крупная санкция, направленная на обеспечение своевременного исполнения установленных комментируемым Законом обязательств страховщиков. Для сравнения, в сфере публичного права пени едва ли достигают ставки рефинансирования, т.е. 8,25% в год.

В соответствии с п. 2 ст. 11 комментируемого Закона Агентство по страхованию вкладов как собственник фонда гарантирования средств пенсионных накоплений вправе на основании запроса в письменной форме получать от страховщиков информацию и разъяснения, касающиеся исчисления и уплаты ими гарантийных взносов, а также необходимые документы. Указанные разъяснения, информация и документы направляются страховщиками в Агентство не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, если Агентством не определен иной срок их направления.

В случае если Агентство установит на основании представленных документов факт неполной уплаты гарантийных взносов, на сумму недоплаты также начисляются пени по ставке 0,1% за каждый день просрочки.

Важно отметить, что пени подлежат уплате не за счет средств пенсионных накоплений, а за счет собственных средств страховщика (см. комментарий к ч. 3 ст. 16), поскольку ответственность в виде уплаты пени наступает именно за нарушение обязательств, возложенных на негосударственные пенсионные фонды.

  1. Регрессные требования.

К ним относятся требования Агентства по страхованию вкладов к страховщику о выплате денежных средств и иного имущества в счет исполненного Агентством гарантийного обязательства. Денежные средства и иное имущество, поступившие по исполненным регрессным требованиям, подлежат включению в состав имущества фонда гарантирования средств пенсионных накоплений.

При наступлении гарантийного случая, т.е. недостаточности денежных средств страховщика для исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию перед застрахованным лицом, страховщик вправе обратиться в Агентство по страхованию вкладов и потребовать выполнить данное обязательство за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений.

В соответствии с п. 2 ст. 8 комментируемого Закона именно Агентство по страхованию вкладов является лицом, уполномоченным производить выплату гарантийного возмещения страховщику, который, в свою очередь, перечисляет ее застрахованным лицам.

Таким образом, Агентство исполняет обязанность страховщика и в соответствии с ч. 12 ст. 6 комментируемого Закона со дня выплаты гарантийного возмещения приобретает права требования к фонду-участнику (страховщику) в размере выплаченной суммы гарантийного возмещения.

Если гарантийный случай наступил в связи с банкротством негосударственного пенсионного фонда (страховщика), регрессные требования Агентства по страхованию вкладов удовлетворяются в составе требований кредиторов первой очереди за счет средств пенсионных накоплений и конкурсной массы (см. комментарий к ч. 13 ст. 6).

  1. Средства федерального бюджета.

Напомним, что согласно ст. 6 БК РФ бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Деятельность Агентства по страхованию вкладов носит социально значимый в масштабах всего государства характер и согласно п. 10 ч. 3 ст. 21 БК РФ может быть отнесена к расходам бюджета на пенсионное обеспечение.

Согласно ч. 1 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Важно подчеркнуть, что в состав фонда гарантирования пенсионных накоплений могут входить только средства федерального бюджета и только в случаях, предусмотренных законом. Сказанное не означает, что средства бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований не могут входить в состав фонда — если будут приняты соответствующие правовые акты, такие средства могут быть включены на основании п. 6 комментируемой статьи как иные доходы.

Получатели средств федерального бюджета — бюджетные учреждения или иные организации, находящиеся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального бюджета, а также иные прямые получатели средств федерального бюджета, имеющие право на получение бюджетных ассигнований <50>.

———————————

<50> Письмо Минфина РФ от 25 августа 1999 г. N 3-12-5/62 «О Перечне терминов, используемых Главным управлением федерального казначейства при подготовке проектов нормативных и инструктивных документов».

 

Агентство по страхованию вкладов на основании ст. 69 БК РФ вправе получать бюджетные ассигнования в форме предоставления субсидий, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг.

Необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться:

1) с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете Российской Федерации;

2) в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете Российской Федерации при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

  1. Доходы от инвестирования денежных средств фонда гарантирования пенсионных накоплений.

Согласно п. 3 ст. 8 комментируемого Закона в целях обеспечения функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц Агентство по страхованию вкладов инвестирует средства фонда гарантирования пенсионных накоплений в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Комментируемый Закон прямо не предусматривает, какое именно законодательство подлежит применению, и в этом, по нашему мнению, есть недостаток юридической техники, который должен быть устранен внесением соответствующих изменений либо изданием разъяснений уполномоченных органов. Есть два варианта:

1) применяется законодательство о страховании вкладов (ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

2) применяется законодательство об инвестировании средств накопительной части пенсии (ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»).

Рассмотрим подробнее оба варианта.

5.1. Применение законодательства о страховании вкладов.

Ранее в ст. 38 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» были установлены порядок, принципы и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

В настоящее время согласно п. 5 ч. 2 ст. 15 указанного Закона Агентство по страхованию вкладов инвестирует временно свободные средства фонда обязательного страхования вкладов:

— в депозиты Банка России;

— в иные активы (объекты инвестирования) в соответствии со ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— совершает с Банком России сделки РЕПО.

5.1.1. Депозитные операции проводятся Банком России в валюте Российской Федерации на основании генерального депозитного соглашения об участии в депозитных операциях Банка России посредством обмена заявками кредитных организаций и встречными заявками Банка России. Банк России проводит депозитные аукционы либо депозитные операции по фиксированным процентным ставкам <51>. В настоящее время фиксированные процентные ставки по депозитным операциям Банка России установлены указанием Банка России от 3 марта 2014 г. N 3203-У «О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России» в размере 6 процентов годовых. Однако необходимо помнить, что в отношении средств фонда гарантирования пенсионных накоплений на денежные средства, находящиеся на специально открытом счете Агентства, Банк России не выплачивает проценты (см. комментарий к ч. 3 ст. 13). Таким образом, Агентство по страхованию вкладов не может получать инвестиционного дохода в виде процентов по депозитам в Банке России.

———————————

<51> Положение о проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями: утв. Банком России 9 августа 2013 г. N 404-П.

 

5.1.2. Согласно ч. 3.2 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» инвестирование временно свободных средств государственной корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования).

Правительство РФ вправе установить:

— перечень разрешенных активов (объектов инвестирования);

— порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации;

— порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств;

— порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации;

— формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации;

— порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.

В настоящее время утверждено и действует Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1080 «Об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании».

Согласно п. 2 данного Постановления временно свободные средства государственной корпорации могут инвестироваться в следующие активы (объекты инвестирования):

а) государственные ценные бумаги РФ;

б) государственные ценные бумаги субъектов РФ;

в) облигации иных российских эмитентов;

г) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

д) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

е) ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенные к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;

ж) депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в российских кредитных организациях;

з) депозиты Центрального банка РФ (для инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

Для каждого из перечисленных объектов инвестирования предусмотрены ограничительные условия, например не допускается инвестирование временно свободных средств в ценные бумаги эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства.

Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации (Советом директоров Агентства по страхованию вкладов <52>). Высший орган управления государственной корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации.

———————————

<52> См.: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ч. 1 ст. 18).

 

5.1.3. Сделка РЕПО с Банком России (англ. «repurchase agreement», «repo») — это сделка, состоящая из двух частей: продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене <53>. Заключение сделок РЕПО регулируется ст. 51.3 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и указанием Банка России от 13 декабря 2012 г. N 2936-У «О требованиях к кредитным организациям, с которыми Банк России совершает сделки РЕПО».

———————————

<53> Операции РЕПО с Банком России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/DKP/print.aspx?file=standart_system/dkp_DOFR_repo.htm&pid=dkp_itm&sid=ITM_36575 (дата обращения: 31 марта 2014 г.).

 

В соответствии с ч. 2 ст. 51.3 ФЗ «О рынке ценных бумаг» ценными бумагами по договору РЕПО могут быть:

— эмиссионные ценные бумаги российского эмитента;

— инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет российская управляющая компания;

— акции или облигации иностранного эмитента;

— ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права в отношении ценных бумаг российского и (или) иностранного эмитента (депозитарные расписки).

Иными словами, предметом договора РЕПО не могут быть векселя, чеки, коносаменты и иные ценные бумаги, прямо не перечисленные в данной норме, а также любое другое имущество.

Срок исполнения обязательств по второй части договора РЕПО может быть определен:

— овернайт, т.е. на следующий день;

— через 7 дней, 90 дней, 12 месяцев;

— моментом востребования.

В настоящее время операции РЕПО используются Банком России только для предоставления ликвидности. По первой части сделок Банк России выступает в качестве покупателя, а его контрагент — кредитная организация или Агентство по страхованию вкладов — в качестве продавца ценных бумаг, принимаемых в обеспечение. По второй части сделок Банком России производится обратная продажа ценных бумаг Агентству по установленной в момент заключения сделки цене. Операции РЕПО с Банком России проводятся на организованных торгах на Фондовой бирже ММВБ и Санкт-Петербургской валютной бирже, а также не на организованных торгах с использованием информационной системы Московской биржи и информационной системы Bloomberg <54>.

———————————

<54> Там же.

 

5.2. Применение законодательства об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» разрешенными активами, т.е. объектами инвестирования накопительной пенсии, являются:

а) государственные ценные бумаги РФ;

б) государственные ценные бумаги субъектов РФ;

в) облигации иных российских эмитентов;

г) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

д) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

е) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

ж) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

з) депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях;

и) иностранная валюта на счетах в кредитных организациях;

к) ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг.

Объектов инвестирования в этом случае меньше — отсутствует возможность заключения сделок РЕПО с Банком России и ограничены виды паев паевых инвестиционных фондов. В то же время допускаются инвестиции в иностранную валюту, хотя в первом варианте они и не исключались.

По нашему мнению, порядок реализации Агентством по страхованию вкладов права на инвестирование средств, составляющих фонд гарантирования пенсионных накоплений, должен регулироваться ч. 3.2 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1080 «Об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании» с применением по аналогии закона ограничений, установленных ст. 26 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

  1. Иные доходы, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Если в рамках осуществления такой предпринимательской деятельности будут получены доходы, Агентство по страхованию вкладов вправе включить их в состав фонда гарантирования пенсионных накоплений.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code