Статья 13. Фонд гарантирования пенсионных накоплений

Глава 4. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГАРАНТИРОВАНИЯ ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ

 

Комментарий к статье 13

 

Комментируемая статья устанавливает основы режима правового регулирования фонда гарантирования пенсионных накоплений.

  1. Роль фонда гарантирования пенсионных накоплений.

Как уже было упомянуто в настоящем комментарии (см. комментарий к ст. 5), высокий уровень социальной значимости вопроса сохранения пенсионных активов граждан подтолкнул законодателя к созданию эффективной двухуровневой системы гарантий сохранности при управлении пенсионными средствами, которая реализована в комментируемом Законе. Предусмотренная комментируемым Законом система гарантирования прав застрахованных лиц должна обеспечить покрытие возможного дефицита средств пенсионных накоплений по сравнению с номинальным размером взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в пользу застрахованного лица, при смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию и при установлении застрахованному лицу выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также гарантировать стабильное получение назначенных пенсий. Первым уровнем гарантирования пенсионных накоплений является создание резервов на уровне страховщиков, а вторым — формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений Агентством по страхованию вкладов. Комментируемая статья посвящена второму уровню.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона фонд гарантирования пенсионных накоплений — это совокупность денежных средств и иного имущества, за счет которых в соответствии с комментируемым Законом осуществляются выплаты гарантийного возмещения в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц (см. комментарии к ст. 2, 14). Иными словами, данный фонд — это прежде всего имущество, т.е. объект гражданских прав. При определении режима правового регулирования объектов гражданских прав необходимо наиболее полно определить круг субъектов и объем их правомочий относительно конкретного объекта, а именно порядок осуществления прав пользования, владения и распоряжения им.

  1. Право собственности на фонд гарантирования пенсионных накоплений.

Особая социальная значимость фонда предопределила выбор субъекта со специальной правоспособностью для наделения его правом собственности на этот особый имущественный комплекс.

До принятия комментируемого Закона среди участников пенсионного рынка сложилась активная дискуссия на тему создания системы страхования пенсионных накоплений граждан от потенциальных убытков. Негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, а также представители Министерства финансов РФ и Государственной Думы РФ проводили совместные конференции по вопросам реформирования действующей пенсионной системы России, среди которых обсуждалась идея создания гарантийного фонда страхования средств пенсионных накоплений на базе опыта Агентства по страхованию вкладов. В соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» была создана система обязательного страхования банковских вкладов населения в рамках специальной государственной программы. Аналогичную институциональную схему предложили использовать и в сфере пенсионных накоплений <46>.

———————————

<46> Федорова Е.А., Титаренко А.В. Указ. соч. С. 118.

 

Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией, созданной на основании ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и ФЗ «О некоммерческих организациях». Изначальной функцией Агентства было обязательное страхование вкладов в банковской сфере, однако опыт регулирования данной деятельности в последнее время стал весьма востребован и в иных областях финансового рынка. В результате при разработке проекта комментируемого Закона было принято решение расширить полномочия уже существующей государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Согласно ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона именно государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» наделена правом собственности на денежные средства и иное имущество, составляющее фонд гарантирования пенсионных накоплений. Это означает, что именно Агентство имеет право владения, пользования и распоряжения фондом, однако при условии его целевого использования.

Фонд гарантирования пенсионных накоплений предназначен только для финансирования выплаты гарантийного возмещения в порядке и на условиях, которые установлены комментируемым Законом. Следует отметить, что помимо выплаты гарантийного возмещения согласно ст. 17 комментируемого Закона средства фонда могут быть использованы для финансирования расходов, связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, а также для исполнения обязательств по кредиту, предоставленному Банком России в соответствии со ст. 41 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» для обеспечения финансовой устойчивости системы гарантирования прав застрахованных лиц.

  1. Обособление фонда гарантирования пенсионных накоплений.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 комментируемого Закона на Агентство по страхованию вкладов возложена обязанность вести раздельный учет имущества, в том числе денежных средств, образующего фонд гарантирования пенсионных накоплений.

Принцип обособления позволяет минимизировать риски обращения взыскания на данное имущество по обязательствам третьих лиц.

Имущество, составляющее фонд гарантирования пенсионных накоплений, обособляется от:

а) имущества, составляющего фонд обязательного страхования вкладов;

б) денежных средств Агентства по страхованию вкладов, учитываемых на отдельных банковских счетах;

в) доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.

Обособленный учет означает также, что эти виды имущества не могут быть объединены с имуществом, составляющим фонд.

В случае если Агентство по страхованию вкладов будет наделено полномочиями по управлению единым компенсационным фондом для граждан, инвестирующих свои средства на фондовом рынке, фонд гарантирования пенсионных накоплений будет также обосабливаться и от новых фондов.

Обособление осуществляется путем учета данного имущества на отдельном балансе и ведения по нему самостоятельного бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи для учета денежных средств, составляющих фонд гарантирования пенсионных накоплений, Агентство по страхованию вкладов обязано открыть отдельный счет в Банке России. При этом пользование Банком России данными денежными средствами является безвозмездным. Комментируемый Закон в данном случае прямо предусматривает, что на денежные средства, находящиеся на специально открытом счете Агентства, Банк России не выплачивает проценты. Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь между государством и государственной корпорацией: деятельность последней не должна создавать дополнительные расходы в бюджете Банка России.

В настоящий момент Агентство по страхованию вкладов открыло расчетный счет N 40503810345010005051 в Банке России (БИК 044501002, ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва 701), предназначенный для учета средств пенсионных накоплений, для учета средств пенсионных резервов и для учета средств, составляющих конкурсную массу негосударственных пенсионных фондов <47>.

———————————

<47> Реквизиты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов. URL: http://www.asv.org.ru/contacts/ (дата обращения: 31 марта 2014 г.).

 

В соответствии с ч. 4 ст. 13 комментируемого Закона для учета ценных бумаг, приобретенных в состав фонда гарантирования пенсионных накоплений, Агентству по страхованию вкладов открываются отдельные счета депо. Напомним, что ценные бумаги могут входить в состав фонда гарантирования пенсионных накоплений в процессе инвестирования на рынок ценных бумаг денежных средств, составляющих фонд. В силу того что большинство приобретаемых ценных бумаг являются бездокументарными и включены в котировальные списки ОАО «Московская биржа ММВБ-РТС», переход прав на них осуществляется в специальной двухуровневой учетной системе: у регистраторов и депозитариев. При этом каждый эмитент ценных бумаг имеет договор с одним регистратором на ведение реестра, в этом реестре в качестве номинального держателя числится центральный депозитарий (небанковская кредитная организация закрытое акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий»), а в реестрах последнего — различные децентрализованные депозитарии. Именно они уполномочены открывать счета депо для учета на этих счетах операций с ценными бумагами.

Счета депо открывают Агентству депозитарии либо центральный депозитарий, при этом разные виды ценных бумаг могут учитываться у разных депозитариев, в связи с чем депозитарных договоров между Агентством и депозитариями может быть несколько. Порядок открытия и ведения счетов депо, а также иных счетов определяется нормативными актами Банка России. В настоящее время действуют Приказы ФСФР России от 30 июля 2013 г. N 13-65/пз-н «О порядке открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам» и от 30 августа 2012 г. N 12-78/пз-н «Об утверждении Порядка открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов».

Каждому счету депозитарий присваивает индивидуальный номер. Ведение счетов осуществляется посредством внесения и хранения записей по таким счетам в отношении ценных бумаг, а также сверки указанных записей с информацией, содержащейся в полученных депозитарием документах.

  1. Обращение взыскания на средства фонда гарантирования пенсионных накоплений.

Установленный законом целевой характер расходования средств фонда гарантирования пенсионных накоплений, а также его обособленный учет позволяют ввести существенные ограничения по обращению взыскания на средства фонда.

Во-первых, обращение взыскания на средства фонда допускается только в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате гарантийного возмещения в соответствии с комментируемым Законом и только по заявлению заинтересованного лица, являющегося застрахованным лицом в системе пенсионного обеспечения.

Во-вторых, взыскание производится только в судебном порядке. Поскольку заинтересованными лицами, в пользу которых производятся выплаты из состава фонда гарантирования пенсионных накопления, являются физические лица (застрахованные лица в системе пенсионного обеспечения), иски должны подаваться в суды общей юрисдикции в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством и правилами о подведомственности.

Поскольку комментируемый Закон не устанавливает порядка обращения в суд с таким вопросом, представляется возможным использовать по аналогии закона нормы о взыскании средств из фонда страхования вкладов. Так, согласно ч. 10 ст. 12 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» при несогласии с размером подлежащего выплате возмещения по вкладам вкладчик в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском об установлении состава и размера соответствующих требований, а также подлежащего выплате возмещения по вкладам. Судебная практика в этом случае исходит из того, что такие требования подведомственны судам общей юрисдикции.

Например, в Бюллетене судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (второй квартал 2012 г.), утвержденном Постановлением Президиума Свердловского областного суда от 15 августа 2012 г., указано, что, поскольку выплата возмещения по вкладам производится Агентством, а не банком, находящимся в процедурах банкротства, дела по искам граждан о включении в реестр обязательств банка перед вкладчиками сумм вкладов и о взыскании страхового возмещения по вкладам подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции.

В литературе представлена точка зрения, согласно которой рассмотрение такого иска производится в порядке, установленном гл. 28 «Установление фактов, имеющих юридическое значение» ГПК РФ (ст. 264 — 268) <48>. В соответствии со ст. 266 ГПК РФ заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя. Такое требование не подлежит оценке и оплачивается государственной пошлиной в размере, установленном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ (по состоянию на 30 июня 2014 г. — 200 руб. для физических лиц).

———————————

<48> Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005.

 

По нашему мнению, требование физического лица о взыскании суммы за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате гарантийного возмещения, должно производиться в суде общей юрисдикции в порядке искового производства с подачей иска по общим правилам о подсудности по месту нахождения ответчика, его филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).

В настоящее время Агентство по страхованию вкладов имеет представительства в Южном федеральном округе (344007, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д. 88), в Приволжском федеральном округе (443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 204, 6 этаж), в Уральском федеральном округе (620089, г. Екатеринбург, ул. Машинная, 42А, оф. 502), в Сибирском федеральном округе (630004, Новосибирск, ул. Ленина, 52, оф. 504), в Северо-Кавказском федеральном округе (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Крайнего, 49, офис 1207), в Дальневосточном федеральном округе (680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 44, оф. 307) <49>. По месту нахождения данных представительств могут быть предъявлены требования.

———————————

<49> Представительства [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов. URL: http://www.asv.org.ru/contacts/ (дата обращения: 31 марта 2014 г.).

 

При цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, в качестве суда первой инстанции спор рассматривает мировой судья (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ), свыше пятидесяти тысяч рублей — в качестве суда первой инстанции спор рассматривает районный суд (ст. 24 ГПК РФ).

Цена иска по искам о взыскании денежных средств, согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ, определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы.

Госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

В-третьих, взыскание на средства фонда гарантирования пенсионных накоплений не может быть обращено по всем иным обязательствам, в том числе по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, иных третьих лиц, а также самого Агентства.

Это правило является одной из наиболее важных гарантий сохранности фонда и его целевого использования.

В-четвертых, согласно ч. 6 ст. 13 комментируемого Закона в целях гарантирования целевого использования средств фонда Агентству по страхованию вкладов также запрещается по собственной инициативе осуществлять списание (выдачу) денежных средств с отдельного счета (счетов) Агентства в Банке России в целях, отличных от установленных комментируемым Законом. Иными словами, осуществлять списание (выдачу) денежных средств с указанного счета можно только:

1) на выплату гарантийного возмещения при наступлении гарантийных случаев, перечень которых установлен ст. 6 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 6);

2) на финансирование расходов, связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц (см. комментарий к ч. 1 ст. 17);

3) для исполнения обязательств по кредиту, предоставленному Банком России в соответствии со ст. 41 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» для обеспечения финансовой устойчивости системы гарантирования прав застрахованных лиц (см. комментарий к ч. 2 ст. 17).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code