Статья 10. Постановка страховщиков на учет и их снятие с учета в системе гарантирования прав застрахованных лиц

Комментарий к статье 10

 

  1. Комментируемая статья посвящена особенностям постановки страховщиков на учет (и снятия с учета) в системе гарантирования прав застрахованных лиц.

Напомним, что в соответствии с нормами комментируемого Закона к страховщикам относятся негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленные на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц (фонды — участники системы гарантирования прав застрахованных лиц), а также Пенсионный фонд РФ (см. комментарий к ст. 2).

Обращается внимание на тот факт, что законодатель изначально (в самом легальном определении понятия «страховщики», представленном в нормах комментируемого Закона) разделяет страховщиков по обязательному пенсионному страхованию на две категории: Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды. Этот факт проявляется и в других нормах комментируемого Закона, в том числе и в положениях комментируемой статьи. В данном случае речь идет о различном порядке постановки страховщиков на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц: так, если в соответствии с положениями ч. 2 комментируемой статьи Пенсионный фонд РФ является участником системы гарантирования прав застрахованных лиц на основании комментируемого Закона, то есть исключительно в силу действующих норм федерального законодательства и своего собственного существования, то негосударственный пенсионный фонд может стать участником системы гарантирования прав застрахованных лиц, только пройдя достаточно сложную процедуру постановки на учет (внесения в реестр).

В соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи постановка негосударственного пенсионного фонда на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц осуществляется Агентством по страхованию вкладов путем внесения негосударственного пенсионного фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Комментируемая норма определяет, что Порядок ведения реестра фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц должен быть определен Агентством по страхованию вкладов. В настоящее время подобный порядок еще не принят, но есть основания предполагать, что Агентство по страхованию вкладов распространит на ведение реестра фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц правила, установленные в отношении порядка ведения реестра банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов <37>.

———————————

<37> Порядок ведения реестра банков [Электронный ресурс]: утвержден решением правления государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 19 февраля 2004 г. (протокол N 5). URL: http://www.asv.org.ru/documents_&_analytik/documents/search/286203/ (дата обращения: 14.06.2014).

 

  1. Основанием внесения негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц является уведомление Банка России о регистрации негосударственного пенсионного фонда, подавшего заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Исходя из буквального толкования вышеизложенных норм, процесс включения негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц условно состоит из нескольких этапов:

1) подача негосударственным пенсионным фондом специального заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ходатайство о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц). Данное ходатайство подписывается единоличным исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда.

К ходатайству негосударственного пенсионного фонда прилагается достаточно большой пакет документов, полный перечень которых приведен в п. 2.1 Положения об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденного Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П.

Банк России вправе запрашивать дополнительные документы и информацию, подтверждающие соответствие деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, с установлением в запросе сроков их представления негосударственным пенсионным фондом Банку России. Обращается внимание на тот факт, что непредставление или неполное представление документов и информации, составляющих ходатайство, или непредставление документов и информации в соответствии с запросом Банка России является основанием для возврата Банком России ходатайства.

Очевидно, что правом на подачу соответствующего ходатайства обладают все негосударственные пенсионные фонды, которые отвечают требованиям, установленным нормами действующего законодательства (в первую очередь комментируемым Законом и ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»). Требования, при наличии которых негосударственный пенсионный фонд может быть включен в реестр фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц, определены нормами ст. 19 комментируемого Закона;

2) рассмотрение ходатайства негосударственного пенсионного фонда Банком России и принятие им решения по ходатайству. В целом комментируемый Закон определяет, что порядок рассмотрения Банком России ходатайства негосударственного пенсионного фонда о включении его в систему гарантирования прав застрахованных лиц должен быть определен нормативным актом Банка России. В настоящее время принято и действует Положение об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденное Банком России 3 апреля 2014 г. N 417-П.

С точки зрения норм комментируемого Закона рассмотрение Банком России ходатайства состоит из следующих этапов:

— предварительный анализ соответствия негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц;

— тематическая инспекционная проверка для установления фактов, которые связаны с определением соответствия негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц;

— заключительный анализ результатов, включающий расчет значений всех показателей;

— вынесение положительного или отрицательного заключения.

Банк России рассматривает ходатайство и выносит по нему положительное или отрицательное заключение о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц в срок, не превышающий ста двадцати рабочих дней со дня представления в Банк России ходатайства;

3) включение негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц Агентством по страхованию вкладов (в случае принятия положительного решения Банком России на предыдущей стадии). В соответствии с правилами ч. 3 комментируемой статьи Агентство по страхованию вкладов вносит негосударственный пенсионный фонд в реестр фондов-участников в день получения уведомления Банка России о принятии в отношении этого негосударственного пенсионного фонда положительного решения о его соответствии требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц;

4) информирование о включении негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. В соответствии с правилами комментируемой статьи информация о внесении негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов-участников подлежит опубликованию Агентством по страхованию вкладов на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.asv.org.ru) и в «Вестнике Банка России». «Вестник Банка России» представляет собой еженедельное издание, учрежденное Банком России, которое содержит аналитические обзоры, нормативные акты Банка России (инструкции, положения, указания, разъяснения, телеграммы), статистические и аналитические материалы, справочно-информационные материалы, консультации Банка России <38>.

———————————

<38> Вестник Банка России [Электронный ресурс]. URL: http://e-press.pro/bnkdelo/vestnik-banka-rossii_ (дата обращения: 14.07.2014).

 

Также информация о включении негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц направляется самому страховщику (негосударственному пенсионному фонду) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Агентством по страхованию вкладов соответствующего решения.

  1. Части 4 и 5 комментируемой статьи посвящены определению общего порядка и условий исключения фонда — участника системы гарантирования прав застрахованных лиц из реестра фондов-участников.

Часть четвертая комментируемой статьи содержит закрытый перечень оснований принятия Агентством по страхованию вкладов решения об исключении фонда-участника из реестра фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Так, в частности, установлено, что фонд-участник снимается Агентством с учета в системе гарантирования прав застрахованных лиц путем его исключения из реестра фондов-участников в следующих случаях:

1) прекращение деятельности фонда-участника в связи с его реорганизацией (за исключением реорганизации в форме преобразования);

2) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации фонда-участника;

3) вынесение Банком России предписания о введении запрета на осуществление операций фонда-участника по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 22 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 22).

Представляется необходимым отметить, что все вышеназванные решения принимаются непосредственно Банком России, соответственно, Агентство по страхованию вкладов не вправе принимать решение об исключении фонда — участника системы гарантирования прав застрахованных лиц из реестра фондов-участников по собственной инициативе. Агентство по страхованию вкладов вправе лишь обратиться с соответствующим предложением к Банку России в порядке, определенном ст. 9 комментируемого Закона.

В соответствии с правилами ч. 5 комментируемой нормы фонд-участник снимается Агентством по страхованию вкладов с учета в системе гарантирования прав застрахованных лиц не позднее одного рабочего дня после получения соответствующей информации от Банка России (информации о принятии одного из решений, являющихся основанием для исключения негосударственного пенсионного фонда из числа участников системы гарантирования прав застрахованных лиц).

Так же как и в случае включения негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов-участников, информация об исключении негосударственного пенсионного фонда из реестра фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц подлежит опубликованию Агентством по страхованию вкладов на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.asv.org.ru) и в «Вестнике Банка России». Также данная информация направляется и самому страховщику (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Агентством по страхованию вкладов соответствующего решения).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code