Статья 9. Основы взаимодействия Агентства, Банка России и Пенсионного фонда Российской Федерации

Глава 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ГАРАНТИРОВАНИЯ ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ

 

Комментарий к статье 9

 

  1. Статья девятая комментируемого Закона открывает главу, посвященную регулированию процессов взаимодействия участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Наличие данной главы в составе комментируемого Закона, безусловно, свидетельствует о том, что законодатель делает попытку создать именно систему гарантирования прав застрахованных лиц, основанную на четком взаимодействии и сотрудничестве всех ее участников.

Комментируемая статья устанавливает общие правила (основы) взаимодействия таких участников системы гарантирования прав застрахованных лиц, как Агентство по страхованию вкладов, Банк России и Пенсионный фонд РФ. Несмотря на их различный правовой статус как участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (выполняют различные функции и имеют различные права и обязанности), ч. 1 комментируемой статьи предусматривает принцип партнерства при осуществлении взаимодействия этих субъектов. В частности, предполагается, что в рамках функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц и для обеспечения нормальной (эффективной) реализации норм комментируемого Закона Агентство по страхованию вкладов, Банк России и Пенсионный фонд РФ должны координировать свою деятельность и информировать друг друга по вопросам осуществления мероприятий по гарантированию прав застрахованных лиц.

Такое координирование и информирование друг друга предполагает в первую очередь направление различного рода документов и информации в порядке и сроки, которые установлены нормами действующего законодательства. Частично эти нормы содержатся в рамках комментируемой статьи.

Особое внимание законодатель обращает на формирование системы электронного документооборота. Так, в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ мероприятия по гарантированию прав застрахованных лиц включают в себя взаимное информирование Агентства по страхованию вкладов, Банка России и Пенсионного фонда РФ, в том числе путем направления документов, в которых информация представлена в электронной форме и подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. Легальное определение понятия «электронный документ» представлено в п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с положениями данного Закона электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Информационно-телекоммуникационная сеть — это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области <35>. Процессы передачи информации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей осуществляются без ограничений при условии обязательного соблюдения установленных федеральными законами, в первую очередь — действующим гражданским законодательством Российской Федерации, требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, а также в целях защиты прав и законных интересов правообладателей исключительных прав.

———————————

<35> Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007.

 

Также следует обратить внимание и на тот факт, что электронный документ, посредством которого комментируемый Закон разрешает Агентству по страхованию вкладов, Банку России и Пенсионному фонду РФ обмениваться информацией относительно функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. В настоящее время нормы об электронной подписи сосредоточены в положениях Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи». В соответствии с легальным определением под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Усиленная квалифицированная электронная подпись, о которой говорится в комментируемой статье, является одной из разновидностей электронной подписи как таковой. По сравнению с простой электронной подписью она характеризуется следующими признаками:

1) она получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) она позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) она позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) она создается с использованием средств электронной подписи;

5) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

6) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ.

При этом при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи следует учесть, что нормы ст. 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ устанавливают дополнительные обязанности для ее пользователей. В частности, Агентство по страхованию вкладов, Банк России и Пенсионный фонд РФ при осуществлении информационного взаимодействия в формате электронного документооборота теперь обязаны:

1) обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия;

2) уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении;

3) не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена;

4) использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей, создания ключей квалифицированных электронных подписей и ключей их проверки средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ.

  1. Итак, с точки зрения комментируемой статьи основная функция по информированию возложена на Банк России, который обязан сообщать ту или иную информацию иным участникам системы гарантирования прав застрахованных лиц. По смыслу комментируемой нормы обязанность по информированию преследует цель прогнозирования и информационного обеспечения функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц. При этом традиционно под информационным обеспечением понимается создание информационных условий функционирования систем управления, обеспечение ее необходимой информацией, средствами поиска, накопления, хранения, обработки, передачи информации, организации банков данных <36>.

———————————

<36> Юридический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/legal/Informacionnoe-Obespechenie-7125.html (дата обращения: 14.06.2014).

 

Условно обязанность по информированию, которая возложена на Банк России, можно разграничить на две составляющие:

1) информирование по запросу иных участников системы гарантирования прав застрахованных лиц;

2) информирование иных участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в обязательном порядке.

Итак, по запросу иных участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (Агентства по страхованию вкладов) Банк России должен предоставлять следующую информацию:

1) отчетность фондов-участников: представляется, что в данном случае имеется в виду отчетность, которую негосударственные пенсионные фонды должны представлять Банку России в соответствии с нормами ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Так, в соответствии с положениями ст. 32.1 названного Федерального закона любой негосударственный пенсионный фонд должен представлять в Банк России квартальную и ежегодную отчетность.

Квартальная отчетность состоит из:

— бухгалтерской отчетности;

— специальной отчетности, которая включает в себя отчет о финансовой деятельности, отчет о размещении пенсионных резервов, отчет о размещении пенсионных резервов по договору доверительного управления, отчет о самостоятельном размещении пенсионных резервов, отчет о выполнении договорных обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению и количестве именных и солидарных пенсионных счетов;

— исполненного финансового плана за отчетный период, утвержденного исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда, состоящего из доходной и расходной частей;

— пояснительной записки к квартальной отчетности.

Годовой отчет состоит из:

— бухгалтерской отчетности;

— специальной отчетности, которая включает в себя отчет о финансовой деятельности, отчет о размещении пенсионных резервов, отчет о размещении пенсионных резервов по договору доверительного управления, отчет о самостоятельном размещении пенсионных резервов, отчет о выполнении договорных обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению и количестве именных и солидарных пенсионных счетов, отчет о выполнении договорных обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению и о реализации пенсионных схем, отчет о работе филиалов фонда;

— заключения аудитора по результатам ежегодной независимой аудиторской проверки по итогам финансового года;

— заключения актуария по результатам ежегодного актуарного оценивания деятельности негосударственного пенсионного фонда;

— копии приказа руководителя исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда по утверждению учетной политики;

— учетной политики с рабочим планом счетов, утвержденной приказом руководителя исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда;

— исполненного финансового плана за отчетный год, утвержденного советом негосударственного пенсионного фонда, содержащего показатели доходов и расходов;

— финансового плана на текущий год, утвержденного советом негосударственного пенсионного фонда, состоящего из доходной и расходной частей;

— отчета об оценке объектов недвижимого имущества, в которое были размещены пенсионные резервы, проведенной оценщиком, являющимся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, включая копии документов, подтверждающих членство в конкретной саморегулируемой организации;

— отчета о формировании и использовании страхового резерва негосударственного пенсионного фонда;

— инвентаризационной описи или акта инвентаризации пенсионных резервов, учтенных на соответствующих балансовых и забалансовых счетах, на пенсионных счетах и в составе страхового резерва, а также по видам активов, нарастающим итогом с общим объемом средств пенсионных резервов фонда, включая сверку за прошедший финансовый год;

— отчетных документов по результатам сверки информации о размере средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии (до 1 января 2015 г. — накопительной части трудовой пенсии), нарастающим итогом с общим объемом средств пенсионных накоплений фонда, включая сверку за прошедший финансовый год (для фондов, зарегистрировавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию);

— копий протоколов совета негосударственного пенсионного фонда об утверждении персонального состава совета негосударственного пенсионного фонда, попечительского совета и ревизионной комиссии;

— сведений о работе ревизионной комиссии по итогам отчетного года, содержащих документальное подтверждение наличия, состояния и оценки имущества и обязательств негосударственного пенсионного фонда;

— состава учредителей негосударственного пенсионного фонда с указанием размера вклада каждого в совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда в рублях и процентах к совокупному вкладу учредителей. По каждому учредителю негосударственного пенсионного фонда — юридическому лицу указывается его идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, указанное в учредительных документах. В случае отсутствия в учредительных документах сведений о его месте нахождения указывается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. По каждому учредителю негосударственного пенсионного фонда — физическому лицу указывается его фамилия, имя, отчество, вид, номер, серия, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, а также наименование органа, выдавшего документ, адрес места жительства;

— сведений об управляющей компании (управляющих компаниях) с указанием наименования, места нахождения, сведений о лицензии (номер, кем и когда выдана, срок действия), номера, даты заключения и срока действия договора с фондом, порядка расчета вознаграждения управляющей компании фонда;

— сведений о специализированном депозитарии с указанием наименования, места нахождения, данных о лицензиях профессионального участника рынка ценных бумаг на депозитарную деятельность и на право деятельности в качестве специализированного депозитария инвестиционных, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов (номер, кем и когда выдана, срок действия), порядок расчета вознаграждения специализированному депозитарию фонда;

— пояснительной записки к годовому отчету.

Также установлено, что негосударственные пенсионные фонды представляют отчетность строго по формам и в сроки, установленные Банком России (однако обращается внимание на тот факт, что на настоящий момент действуют Положение о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда и Инструкция по их заполнению, утвержденные Приказом ФСФР РФ от 30 августа 2007 г. N 07-92/пз-н);

2) иные документы и информацию, касающуюся деятельности страховщиков, — в первую очередь речь идет о финансовых документах и документах по пенсионным счетам накопительной пенсии (до 1 января 2015 г. — накопительной части трудовой пенсии) в отношении каждого застрахованного лица, чьи пенсионные накопления находятся в управлении данного негосударственного пенсионного фонда.

  1. К информации, которая передается Банком России в Агентство по страхованию вкладов и Пенсионный фонд РФ в обязательном порядке, в соответствии с правилами ч. 3 комментируемой статьи отнесены сведения о решениях, которые Банк России принимает в отношении негосударственных пенсионных фондов. К таким решениям, в частности, относятся следующие:

1) о регистрации негосударственного пенсионного фонда, подавшего заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

2) о принятии решения о проведении проверки фонда — участника системы гарантирования прав застрахованных лиц;

3) об аннулировании лицензии фонда — участника системы гарантирования прав застрахованных лиц;

4) о переоформлении лицензии фонда — участника системы гарантирования прав застрахованных лиц;

5) о введении запрета на проведение всех или части операций негосударственного пенсионного фонда (фонда-участника), а также запрета на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию (см. комментарии к ст. 21 и 22);

6) о выдаче предписания об устранении фондом — участником системы гарантирования прав застрахованных лиц выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации;

7) о реорганизации фонда — участника системы гарантирования прав застрахованных лиц;

8) о ликвидации фонда — участника системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Данная информация должна быть передана Банком России в очень короткие сроки — не позднее одного рабочего дня с даты принятия соответствующих решений. Очевидно, такие короткие сроки установлены исключительно в целях обеспечения оперативного информационного сопровождения функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц.

  1. Положениями ч. 4 и 5 комментируемой статьи установлена еще одна форма взаимодействия Банка России, Агентства по страхованию вкладов и Пенсионного фонда РФ: речь идет об обращении последних в Банк России с предложениями относительно негосударственных пенсионных фондов, являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц. В данном случае речь идет о следующих предложениях:

1) о проведении проверки фонда — участника системы гарантирования прав застрахованных лиц Банком России — в данном случае речь идет о совместных проверках, которые будут осуществляться Банком России с участием представителей Агентства по страхованию вкладов или Пенсионного фонда РФ (в зависимости от того, кто выступал инициатором такой проверки). Комментируемая статья специально оговаривает, что представители Агентства по страхованию вкладов смогут принимать участие в подобных проверках на условиях, которые должны быть установлены специальным нормативным актом Банка России (данный нормативный акт также должен предусмотреть права и обязанности служащих Агентства по страхованию вкладов в процессе осуществления таких проверок);

2) о применении Банком России к фонду — участнику системы гарантирования прав застрахованных лиц мер ответственности, предусмотренных действующими федеральными законами. В данном случае комментируемая норма особо оговаривает, что к подобному ходатайству заинтересованного субъекта (Агентства по страхованию вкладов или Пенсионного фонда РФ) должны быть приложены документы, обосновывающие необходимость применения указанных мер к фонду-участнику.

Банк России обязан рассмотреть поступившие ходатайства (предложения) и сообщить о своем решении инициатору такого обращения. При этом в соответствии с правилами ч. 5 комментируемой статьи о принятом решении по поводу проведения проверки фонда-участника Банком России и/или о применении Банком России к фонду-участнику мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством, Банк России должен сообщить Агентству по страхованию вкладов и Пенсионному фонду РФ в течение пятнадцати календарных дней со дня получения соответствующего предложения.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code