Статья 8. Полномочия Агентства

Комментарий к статье 8

 

  1. Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией, созданной на основании ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и ФЗ «О некоммерческих организациях».

По мнению А.В. Турбанова, «изначальными предпосылками, сделавшими необходимым создание Агентства, являются: наличие общественно значимой потребности и неспособность удовлетворить эту потребность посредством свободной предпринимательской деятельности, ориентированной на максимизацию прибыли» <30>.

———————————

<30> Турбанов А.В. Агентство по страхованию вкладов — юридическое лицо публичного права // Очерки конституционной экономики, 10 декабря 2010 г.: госкорпорации — юридические лица публичного права / Лаборатория конституционной экономики ГУ «Высшая школа экономики»; Под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Юстицинформ, 2010. 456 с. С. 48.

 

Он подчеркивает, что «Агентство предназначено действовать на некоммерческой основе, без намерения получить прибыль от исполнения своих функций. Вместе с тем цели деятельности Агентства, в отличие от классической некоммерческой организации, носят ярко выраженный публичный характер. Его функции не просто «общественно полезны», как у некоммерческих организаций. Они являются частью системообразующих мер государства по обустройству банковской системы, а Агентство позиционируется в качестве одного из агентов государства по осуществлению финансовой политики в стране в целом» <31>.

———————————

<31> Турбанов А.В. Указ. соч. С. 48 — 49.

 

Относительно правовой природы государственных корпораций А.В. Винницкий пишет, что «за спиной госкорпорации всегда стоит Российская Федерация… а потому речь здесь может идти лишь о форме обособления значительной части государственного имущества и изменении (децентрализации) механизма управления им» <32>.

———————————

<32> Винницкий А.В. Институт государственных корпораций (компаний) и его реформирование // Очерки конституционной экономики, 10 декабря 2010 г.: госкорпорации — юридические лица публичного права / Лаборатория конституционной экономики ГУ «Высшая школа экономики»; Под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Юстицинформ, 2010. 456 с. С. 75.

 

Выступая в качестве юридического лица публичного права, государственные корпорации наделяются не просто правами и обязанностями, а полномочиями — взаимосвязанным набором корреспондирующих друг с другом прав и обязанностей: «Являясь строго целевой, правоспособность Агентства выражается в совокупности полномочий, от осуществления которых оно не вправе отказаться в одностороннем порядке и переключиться на иную деятельность, в отличие от коммерческой организации» <33>.

———————————

<33> Турбанов А.В. Указ. соч. С. 48 — 49.

 

К числу таких полномочий Агентства по страхованию вкладов в сфере гарантирования пенсионных накоплений согласно ст. 8 комментируемого Закона относятся:

1) формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений;

2) выплата гарантийного возмещения;

3) инвестирование средств фонда гарантирования пенсионных накоплений;

4) осуществление полномочий ликвидатора негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также полномочий конкурсного управляющего в делах о банкротстве таких негосударственных пенсионных фондов.

Рассмотрим каждое из полномочий подробнее.

  1. Формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона фонд гарантирования пенсионных накоплений — это совокупность денежных средств и иного имущества, за счет которых в соответствии с комментируемым Законом осуществляются выплаты гарантийного возмещения в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц. Собственником фонда является государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (см. комментарии к ст. 2, 13).

Основным источником формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений являются гарантийные взносы страховщиков: негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда РФ (см. комментарий к ст. 14).

Уплата гарантийных взносов — это установленная комментируемым Законом обязанность страховщика. Их размер определяется в размере коэффициента (минимум — 0,0125; максимум — 0,05) от базы, т.е. суммы средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика и переданных в доверительное управление, по состоянию на 31 декабря отчетного года, включая средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и денежные средства на счете (счетах), предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений (см. комментарий к ст. 15).

Уплата гарантийных взносов страховщиком осуществляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом, посредством перевода денежных средств на счет Агентства по страхованию вкладов в Банке России.

На Агентство по страхованию вкладов возложены не просто полномочия по формированию фонда гарантирования пенсионных накоплений, но также сбор гарантийных взносов и контроль за полнотой и своевременностью их поступления.

В соответствии с п. 2 ст. 11 комментируемого Закона Агентство как собственник фонда гарантирования средств пенсионных накоплений вправе на основании запроса в письменной форме получать от страховщиков информацию и разъяснения, касающиеся исчисления и уплаты ими гарантийных взносов, а также необходимые документы. Указанные разъяснения, информация и документы направляются страховщиками в Агентство не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, если Агентством не определен иной срок их направления.

В случае если Агентство установит на основании представленных документов факт неполной уплаты гарантийных взносов, на сумму недоплаты также начисляются пени по ставке 0,1% за каждый день просрочки (см. комментарий к ст. 16).

  1. Выплата гарантийного возмещения Агентством по страхованию вкладов.

Основания и порядок выплаты гарантийного возмещения за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений установлены ст. 6 комментируемого Закона.

В частности, в ней предусмотрено три гарантийных случая:

— недостаток средств пенсионных накоплений при установлении выплат;

— аннулирование лицензии и (или) признание фонда-участника банкротом;

— снижение размера резерва Пенсионного фонда РФ по обязательному пенсионному страхованию (см. комментарий к ст. 6).

Помимо этого в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона средства фонда гарантирования пенсионных накоплений направляются помимо выплаты гарантийного возмещения:

— на финансирование расходов, связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц;

— для исполнения обязательств по кредиту, предоставленному Банком России в соответствии со ст. 41 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» для обеспечения финансовой устойчивости системы гарантирования прав застрахованных лиц (см. комментарий к ст. 17).

Иных направлений расходования средств фонда гарантирования пенсионных накоплений комментируемым Законом не предусмотрено.

  1. Инвестирование средств фонда гарантирования пенсионных накоплений.

Согласно п. 3 ст. 8 комментируемого Закона в целях обеспечения функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц Агентство по страхованию вкладов инвестирует средства фонда гарантирования пенсионных накоплений в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Комментируемый Закон прямо не предусматривает, какое именно законодательство подлежит применению, и в этом, по нашему мнению, есть недостаток юридической техники, который должен быть устранен внесением соответствующих изменений либо разъяснений уполномоченными органами. Есть два варианта:

1) применяется законодательство о страховании вкладов (ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

2) применяется законодательство об инвестировании средств накопительной пенсии (ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»).

Подробное сравнение двух этих вариантов приведено в комментарии к п. 5 ст. 14 комментируемого Закона. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что порядок реализации Агентством по страхованию вкладов права на инвестирование средств, составляющих фонд гарантирования пенсионных накоплений, должен регулироваться ч. 3.2 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1080 «Об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании» с применением по аналогии закона ограничений, установленных ст. 26 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (см. комментарий к п. 5 ст. 14).

  1. Осуществление Агентством по страхованию вкладов полномочий ликвидатора негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также полномочий конкурсного управляющего в делах о банкротстве таких негосударственных пенсионных фондов.

Напомним, что изначально Агентство было создано для осуществления полномочий в сфере страхования банковских вкладов. Положительный опыт его деятельности был воспринят и транслирован законодателем на область гарантирования пенсионных накоплений.

Применительно к первой сфере деятельности Агентства А.В. Турбанов писал: «Необходимость сосредоточения функций ликвидатора (конкурсного управляющего) кредитных организаций в специальном корпоративном институте возникла в начале 2000-х гг. в связи с низкой эффективностью процедур банкротства банков, осуществляемых арбитражными управляющими — физическими лицами, действовавшими как индивидуальные предприниматели. Их коммерческая ориентация затрудняла подбор конкурсных управляющих для ликвидации банков с небольшой конкурсной массой, которая не позволяла выплачивать арбитражному управляющему вознаграждение в размере, на который он рассчитывал. Кроме того, «индивидуал» зачастую был не способен организовать масштабную работу по ликвидации крупных банков с большим числом кредиторов. Нередко он был подвержен неправомерному влиянию акционеров банка или наиболее сильных кредиторов» <34>.

———————————

<34> Турбанов А.В. Указ. соч. С. 42.

 

Выходом из ситуации стало наделение полномочиями ликвидатора и конкурсного управляющего государственной корпорации — Агентства по страхованию вкладов. С принятием комментируемого Закона этот опыт применен и к сфере гарантирования пенсионных накоплений.

Поскольку Пенсионный фонд РФ как страховщик не может быть ни ликвидирован, ни признан банкротом, названные полномочия Агентства в силу закона распространяются только на негосударственные пенсионные фонды (фонды-участники).

В соответствии с ч. 49 ст. 33 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» ликвидация фонда производится на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

При ликвидации фонда полномочия по управлению делами фонда переходят к ликвидационной комиссии, формируемой учредителями (учредителем) фонда или органом, принявшим решение о ликвидации фонда, по согласованию с Банком России.

Согласно ч. 3 ст. 9 комментируемого Закона Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, информирует Агентство и Пенсионный фонд Российской Федерации о ликвидации негосударственного пенсионного фонда.

Агентство по страхованию вкладов наделено полномочием быть ликвидатором фонда-участника в соответствии с п. 4 ст. 8 комментируемого Закона.

Полномочие быть конкурсным управляющим при банкротстве негосударственного пенсионного фонда предоставлено Агентству ст. 187.8 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «Конкурсным управляющим в деле о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, является Агентство по страхованию вкладов».

В решении арбитражного суда о признании банкротом негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и об открытии в отношении его конкурсного производства указываются наименование Агентства по страхованию вкладов и его адрес для направления корреспонденции.

Агентству по страхованию вкладов за исполнение полномочий конкурсного управляющего вознаграждение не выплачивается.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code