Статья 7. Права и обязанности страховщиков в системе гарантирования прав застрахованных лиц

Комментарий к статье 7

 

  1. Статья 7 комментируемого Закона устанавливает основные права и обязанности страховщиков применительно к сфере гарантирования пенсионных накоплений.

Напомним, что страховщиками в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона являются негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленные на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, а также Пенсионный фонд Российской Федерации (см. комментарий к п. 5 ч. 1 ст. 2, подробнее о Пенсионном фонде РФ и негосударственных пенсионных фондах как страховщиках см. п. 2 комментария к ст. 4).

Основными функциями страховщиков являются формирование, учет, приумножение и выплата пенсионных накоплений. С принятием комментируемого Закона на страховщиков и Агентство по страхованию вкладов возлагается дополнительная функция — гарантирование пенсионных накоплений застрахованным лицам. Для этих целей создана двухуровневая система гарантий: на уровне страховщиков и на уровне Агентства (см. комментарии к ст. 5, 6).

  1. Обязанности страховщиков.

Для осуществления предусмотренной комментируемым Законом функции гарантирования пенсионных накоплений страховщики наделены рядом обязанностей:

1) обязанность уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений предусмотрена ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона и реализуется в порядке, установленном ст. 15 комментируемого Закона.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона фонд гарантирования пенсионных накоплений — совокупность денежных средств и иного имущества, за счет которых в соответствии с комментируемым Законом осуществляются выплаты гарантийного возмещения в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц (см. комментарии к ст. 2, 14).

Гарантийные взносы в соответствии со ст. 14 комментируемого Закона являются одним из основных источников формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений (см. комментарий к ст. 14). Они вносятся страховщиками на специальный счет Агентства по страхованию вкладов, открытый в Банке России <28>, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (см. комментарий к ст. 15).

———————————

<28> В настоящий момент Агентство по страхованию вкладов открыло расчетный счет N 40503810345010005051 в Банке России (БИК 044501002, ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва 701), предназначенный для учета средств пенсионных накоплений, для учета средств пенсионных резервов и для учета средств, составляющих конкурсную массу негосударственных пенсионных фондов. См.: Реквизиты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов // URL: http://www.asv.org.ru/contacts/ (дата обращения: 25.06.2014).

 

Размер гарантийного взноса определяется как произведение расчетной базы за соответствующий расчетный период и ставки гарантийного взноса, деленной на 100%.

7

 

В соответствии с ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона расчетной базой для исчисления гарантийных взносов, подлежащих уплате страховщиком, является сумма средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика и переданных в доверительное управление, по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Ставка гарантийных взносов — это определяемый Банком России процент расчетной базы, минимальный размер которого составляет 0,0125%. Она может быть увеличена по решению Банка России до 0,05 только в двух случаях, предусмотренных ч. 4 и ч. 5 ст. 15 комментируемого Закона.

О порядке, сроках, источниках уплаты гарантийных взносов см. комментарий к ст. 15.

За несвоевременную или неполную уплату страховых взносов Агентство по страхованию вкладов вправе предъявить страховщикам — негосударственным пенсионным фондам пени в размере 0,1% за каждый день просрочки (см. комментарий к ст. 16).

Таким образом, обязанность уплачивать гарантийные взносы достаточно четко определена комментируемым Законом и обеспечена силой государственного принуждения;

2) обязанность вести учет своих обязательств перед застрахованными лицами, которая в соответствии с ч. 5 ст. 7 комментируемого Закона должна обеспечивать возможность сформировать на любой день по требованию Банка России реестр обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами.

Напомним, что для целей комментируемого Закона мы вывели обобщенное понятие застрахованных лиц. Это физические лица, заключившие договор об обязательном пенсионном страховании, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, за которых уплачиваются (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе на финансирование накопительной пенсии, а также лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (см. комментарий к ч. 1 ст. 4).

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ, которым текст комментируемого пункта изложен в новой редакции, фонд-участник обязан вести на пенсионном счете накопительной пенсии учет сведений, предусмотренных ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Как установлено в ст. 3 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», пенсионный счет накопительной пенсии — это форма индивидуального аналитического учета в фонде, отражающая поступление средств пенсионных накоплений и результаты их инвестирования в соответствии с требованиями, установленными данным Законом.

Учет обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами по выплате пенсионных накоплений должен вестись таким образом, чтобы обеспечить ежедневную актуализацию данных с учетом новых поступлений и наступления сроков исполнения новых обязательств. Более того, учет должен быть непрерывным с сохранением истории ежедневных изменений.

Такой учет позволяет ежедневно формировать реестр обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами. Такой реестр представляется негосударственным пенсионным фондом Банку России по требованию последнего. При этом в требовании Банка России должно быть указано, на какой именно день требуется предоставить реестр и в какие сроки.

Право запросить реестр может быть реализовано Банком России в период проведения проверки негосударственного пенсионного фонда на основании п. 2.5.3 проекта Инструкции Банка России «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» <29>.

———————————

<29> URL: http://www.cbr.ru/analytics/?Prtid=project (дата обращения: 25.05.2014).

 

Форма реестра обязательств фонда-участника и порядок его формирования устанавливаются Банком России по предложению Агентства по страхованию вкладов. По состоянию на июнь 2014 г. такая форма еще не установлена в том числе потому, что Закон в этой части вступает в силу с 1 января 2015 г. Однако за образец можно принять указание Банка России от 1 апреля 2004 г. N 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками», применяемое в иной сфере ответственности Агентства по страхованию вкладов.

Пример: в п. 2.2 вышеназванного указания содержится правило, согласно которому реестр составляется на конец соответствующего операционного дня.

Примечательно, что требование ч. 5 ст. 7 комментируемого Закона распространяется только на негосударственные пенсионные фонды. Что касается Пенсионного фонда РФ, то в силу ст. 5 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на него возложена обязанность осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также ведение единого реестра застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ч. 1 ст. 36.22 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

  1. Права страховщиков.

С основными правами страховщиков в сфере гарантирования пенсионных накоплений корреспондируют обязанности Пенсионного фонда РФ и Агентства по страхованию вкладов по предоставлению информации и выплат за счет фонда гарантирования пенсионных накоплений:

1) право запросить у Пенсионного фонда РФ информацию о гарантируемых Агентством средствах застрахованного лица в соответствии с ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона возникает только у негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования пенсионных накоплений и только в целях установления гарантийного случая, предусмотренного п. 1 ч. 4 ст. 6 комментируемого Закона.

Иными словами, если негосударственный пенсионный фонд при установлении выплат за счет средств пенсионных накоплений обнаружит недостаток средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого застрахованному лицу устанавливаются накопительная пенсия и (или) срочная пенсионная выплата либо единовременная выплата средств пенсионных накоплений, он должен узнать через Банк России, какая сумма гарантируется данному застрахованному лицу за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений, находящегося в собственности Агентства по страхованию вкладов. И только в том случае, если по сравнению с гарантируемыми Агентством средствами застрахованного лица на указанную дату пенсионных накоплений, учитываемых у страховщика, окажется недостаточно, наступает страховой случай.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 комментируемого Закона Пенсионный фонд РФ обязан предоставить фонду-участнику данную информацию в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса.

Порядок взаимодействия негосударственных пенсионных фондов с Банком России по этому вопросу еще не утвержден. Однако можно ожидать установления электронного обмена письмами и документами;

2) право требовать и получать от Агентства информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая предусмотрено п. 1 ч. 4 ст. 7 комментируемого Закона. Данное право предполагает, что на Агентство по страхованию вкладов возлагается функция информационного обеспечения деятельности страховщиков при наступлении страховых случаев, предусмотренных ст. 6 комментируемого Закона. Порядок взаимодействия между страховщиками и Агентством по данному вопросу законом не раскрыт, однако, как и в случае деятельности Агентства в области страхования вкладов, будет впоследствии установлен на уровне локального нормативного акта Агентства. Информация, не являющаяся персональными данными застрахованных лиц, как правило, раскрывается на сайте Агентства http://www.asv.org.ru/;

3) право получать от Агентства гарантийное возмещение в интересах застрахованных лиц предусмотрено п. 2 ч. 4 ст. 7 комментируемого Закона. Гарантийное возмещение предоставляется в случаях и порядке, которые установлены комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 6).

Всего Закон предусматривает три гарантийных случая:

3.1) недостаток средств пенсионных накоплений при установлении выплат (п. 1 ч. 4, ч. 6, 7, 14 ст. 6). При установлении любой из них учтенные средства пенсионных накоплений должны быть равны гарантируемым Агентством средствам застрахованного лица на дату установления выплаты. В случае если на дату установления будет выявлен недостаток учтенных средств пенсионных накоплений застрахованного лица (как в Пенсионном фонде РФ, так и в фонде-участнике) по сравнению с гарантируемыми Агентством средствами застрахованного лица на указанную дату, такой недостаток средств будет являться гарантийным случаем при одновременном соблюдении двух условий:

1) наличие гарантийного случая N 5, указанного в п. 4 ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона, а именно недостаток учтенных средств пенсионных накоплений застрахованного лица по сравнению с гарантируемыми страховщиком средствами застрахованного лица на указанную дату;

2) совершение страховщиком на момент обращения к Агентству действий, указанных в пп. 5 и 6 ч. 5 и пп. 5 и 6 ч. 6 ст. 5 комментируемого Закона.

Согласно ч. 6 ст. 6 комментируемого Закона при наступлении данного гарантийного случая страховщик в течение тридцати дней со дня его наступления обращается в Агентство по страхованию вкладов с заявлением о выплате гарантийного возмещения, к которому прилагаются документы, подтверждающие наступление гарантийного случая.

В силу ч. 7 ст. 6 комментируемого Закона Агентство в течение тридцати календарных дней со дня обращения страховщика за выплатой гарантийного возмещения выплачивает страховщику гарантийное возмещение.

Размер гарантийного возмещения определяется в размере разницы между фактическим размером учтенных средств пенсионных накоплений застрахованного лица и гарантируемыми Агентством средствами застрахованного лица на указанную дату (см. комментарии к ч. 1 — 3 ст. 6);

3.2) аннулирование лицензии и (или) признание фонда-участника банкротом (п. 2 ч. 4, ч. 8, 9, 12, 13, 14 ст. 6). Решение об аннулировании лицензии принимается Банком России. Решение об аннулировании лицензии в связи с признанием фонда банкротом и открытием конкурсного производства принимается Банком России в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу соответствующего решения суда. Гарантийный случай наступает:

— либо в день аннулирования лицензии;

— либо в день вступления в силу решения арбитражного суда о признании фонда-участника банкротом и открытии в отношении фонда-участника конкурсного производства;

3.3) снижение размера резерва Пенсионного фонда РФ по обязательному пенсионному страхованию (ч. 5, 10, 11 ст. 6). В соответствии с ч. 5 ст. 6 комментируемого Закона гарантийным случаем в отношении резерва Пенсионного фонда РФ по обязательному пенсионному страхованию признается снижение размера этого резерва ниже минимального размера, определяемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По состоянию на июнь 2014 г. такие требования еще не установлены.

В силу ч. 10 ст. 6 комментируемого Закона при наступлении третьего гарантийного случая Пенсионный фонд РФ в течение тридцати дней со дня наступления указанного случая обращается в Агентство по страхованию вкладов с заявлением о выплате гарантийного возмещения, к которому прилагаются документы, подтверждающие наступление гарантийного случая.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code