Статья 4. Участники системы гарантирования прав застрахованных лиц

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГАРАНТИРОВАНИЯ ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ

 

Комментарий к статье 4

 

Статьей 4 комментируемого Закона очерчен круг лиц, являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц. Это собственно застрахованные лица, страховщики, собственник фонда гарантирования пенсионных накоплений — государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» и мегарегулятор финансового рынка — Центральный банк Российской Федерации (далее — Банк России). Рассмотрим каждого из субъектов подробнее.

  1. Застрахованные лица.

Комментируемый Закон не содержит понятия «застрахованные лица», однако отсылает нас к нормам иных федеральных законов. Согласно ч. 3 ст. 2 комментируемого Закона понятия, которые не раскрыты в ч. 1 — 2 ст. 3, применяются в тех значениях, в которых они используются для регулирования соответствующих отношений в других законах (см. комментарий к ч. 3 ст. 2).

Единое понятие застрахованного лица можно вывести из содержания ст. 1 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ст. 3 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 9 ст. 3 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», ст. 2 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Так, согласно ст. 1 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованные лица — это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 3 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» застрахованное лицо — это физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица — это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом Закон подробно раскрывает взаимосвязь терминов «застрахованное лицо» и «гражданин». Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации. Исключением являются высококвалифицированные специалисты, которые в соответствии с ч. 14 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязаны только иметь договор (полис) медицинского страхования, но не пенсионного страхования.

Согласно п. 9 ст. 3 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» застрахованное лицо — это лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование и за которое уплачиваются (уплачивались) страховые взносы на финансирование накопительной пенсии. Ограничительное толкование термина «застрахованное лицо» для целей данного Закона продиктовано предметом его регулирования: инвестированием средств для финансирования накопительной пенсии.

Наконец, в силу ст. 2 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» застрахованное лицо — это лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Причины ограниченного толкования термина «застрахованное лицо» в данном Законе аналогичны предыдущему случаю. Цели указанного Закона касаются лишь регулирования сферы дополнительных страховых взносов, которые носят добровольный характер.

Если свести воедино все приведенные определения, можно вывести общее понятие застрахованного лица, которое применимо в комментируемом Законе.

Застрахованные лица — это физические лица, заключившие договор об обязательном пенсионном страховании, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, за которых уплачиваются (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе на финансирование накопительной пенсии, а также лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

При этом в силу ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются:

— лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);

— лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— лица, работающие за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— лица, являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— священнослужители;

— иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Например, согласно абз. 2 ч. 1 ст. 29 данного Закона ими являются физические лица, за которых страховые взносы уплачиваются в добровольном порядке другими физическими лицами <12>.

———————————

<12> См.: Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; Отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма; Инфра-М, 2012.

 

Права застрахованных лиц на своевременное получение пенсионных выплат являются предметом гарантирования в соответствии с комментируемым Законом.

  1. Страховщики — это в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленные на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, а также Пенсионный фонд Российской Федерации (см. комментарий к п. 5 ч. 1 ст. 2).

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением. Он и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации, но при этом не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает в том числе:

— целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

— организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

— капитализацию средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

— контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

— организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу ст. 2 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2014 г., установлено требование об изменении организационно-правовой формы всех негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Те из них, что являются некоммерческими организациями, должны быть до 1 января 2016 г. преобразованы в акционерные общества (акционерные пенсионные фонды). Негосударственные пенсионные фонды, которые не осуществляют деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, подлежат до 1 января 2019 г. преобразованию в акционерные пенсионные фонды. При невыполнении указанных требований в срок указанные фонды подлежат ликвидации. Вновь образуемые негосударственные пенсионные фонды создаются сразу в форме акционерных обществ.

Пенсионный фонд РФ является участником системы гарантирования прав застрахованных лиц без какой бы то ни было дополнительной постановки на учет. Напротив, негосударственные пенсионные фонды обязаны пройти специальную процедуру, предусмотренную ст. 10 комментируемого Закона. Постановка негосударственного пенсионного фонда на учет осуществляется Агентством по страхованию вкладов путем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц на основании уведомления Банка России о регистрации негосударственного пенсионного фонда, подавшего заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (см. комментарий к ст. 10). Лицо, включенное в реестр, именуется комментируемым Законом также «фонд-участник».

Если негосударственный пенсионный фонд уже имеет лицензию на день вступления в силу комментируемого Закона (1 января 2014 г.), он вправе в срок до 31 декабря 2015 г. представить в Банк России ходатайство о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с ч. 1 ст. 20 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 20).

  1. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Агентство по страхованию вкладов является не органом государственной власти, а государственной корпорацией, созданной на основании ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и ФЗ «О некоммерческих организациях». Изначальной функцией Агентства было обязательное страхование вкладов в банковской сфере. Однако опыт регулирования данной деятельности в последнее время стал весьма востребован в иных областях финансового рынка, например, для создания нормативной базы функционирования единого компенсационного фонда для граждан, инвестирующих свои средства на фондовом рынке, а также в сфере защиты средств негосударственных пенсионных фондов <13>.

———————————

<13> Кряжков А.В. Публично-правовые и частноправовые начала в деятельности Агентства по страхованию вкладов // Журнал российского права. 2013. N 1. С. 19.

 

При разработке проекта комментируемого Закона было принято решение не просто разработать аналогичное институционально-правовое регулирование для гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений, а расширить полномочия уже существующей государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Согласно ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона именно Агентство по страхованию вкладов наделено правом собственности на денежные средства и иное имущество, составляющее фонд гарантирования пенсионных накоплений. Это означает, что именно Агентство имеет право владения, пользования и распоряжения фондом, однако при условии его целевого использования.

Местонахождением центральных органов Агентства является город Москва. Согласно ст. 17 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» органами управления Агентства являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства.

Права и обязанности Агентства по страхованию вкладов применительно к сфере действия комментируемого Закона определены ст. 6, 8, 9 — 13. В частности, в силу ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям Агентства относятся:

1) формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений, в том числе сбор гарантийных взносов и контроль за полнотой и своевременностью поступления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;

2) осуществление выплаты гарантийного возмещения в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 6 комментируемого Закона;

3) инвестирование средств фонда гарантирования пенсионных накоплений в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

4) осуществление в установленных законодательством Российской Федерации случаях полномочий ликвидатора негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также полномочий конкурсного управляющего в делах о банкротстве таких негосударственных пенсионных фондов.

Подробно данные полномочия раскрыты в комментарии к ст. 8 комментируемого Закона.

  1. Банк России.

Банк России в ст. 75 Конституции РФ не назван в качестве органа власти, это хозяйствующий субъект с особым статусом, наделенный значительными властными полномочиями <14>. В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России — это юридическое лицо, целями деятельности которого являются:

———————————

<14> Предпринимательское право России: Учеб. / Отв. ред. В.С. Белых. М., 2008. С. 474 — 475.

 

— защита и обеспечение устойчивости рубля;

— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

— обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

— развитие финансового рынка Российской Федерации;

— обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Права, функции и полномочия Банка России как юридического лица с особой организационно-правовой формой всегда были довольно обширны, а с 1 сентября 2013 г. он функционирует как мегарегулятор финансового рынка. Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

В настоящее время Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам РФ по контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе участников рынка ценных бумаг, субъектов страхового дела и микрофинансовых организаций, за деятельностью бирж, инвестиционных и пенсионных фондов, а также полномочия по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Помимо этого, Банку России передан ряд полномочий Минфина РФ и Правительства РФ по нормативному регулированию финансового рынка. Центральный банк РФ наделяется правом издавать нормативные акты, регулирующие отношения в указанной сфере. Банк России также наделяется правом законодательной инициативы для внесения в Правительство РФ проектов законов и других нормативных актов <15>.

———————————

<15> См.: Мегарегулятор, и это все о нем // Банковская бизнес-школа ПрофБанкинг. 24 июля 2013 г. URL: http://www.profbanking.com/articles/939-megaregulyator.html (дата доступа: 25 мая 2014 г.).

 

В отношении гарантирования прав застрахованных лиц Банк России выполняет следующие полномочия:

— принимает решения о регистрации негосударственного пенсионного фонда, подавшего заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; о проведении проверки фонда-участника; об аннулировании лицензии; о переоформлении лицензии; о введении запрета на проведение всех или части операций негосударственного пенсионного фонда; о выдаче предписания об устранении фондом-участником выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации; о реорганизации и ликвидации фонда-участника (см. комментарий к ч. 3 ст. 9);

— осуществляет контроль за соблюдением страховщиками своих обязанностей в рамках функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц (см. комментарий к ч. 1 ст. 12);

— открывает Агентству по страхованию вкладов специальный счет для учета средств фонда гарантирования пенсионных накоплений (см. комментарий к ч. 3 ст. 13);

— принимает решение об увеличении ставки гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений для страховщиков (см. комментарии к ч. 4, 5 ст. 15) и др.

  1. Схема взаимодействия участников системы гарантирования пенсионных накоплений представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Схема взаимодействия участников системы гарантирования пенсионных накоплений

 

банк

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code