Статья 3. Основные принципы системы гарантирования прав застрахованных лиц

Комментарий к статье 3

 

  1. В комментируемой статье перечислены принципы, на которых базируется система гарантирования прав застрахованных лиц.

Традиционно в юриспруденции под принципами понимаются основополагающие положения, от которых не допускаются отступления и которыми необходимо руководствоваться в правотворческой и правоприменительной деятельности. Иными словами, принципы представляют собой совокупность самых общих правил и закономерностей, которые призваны обеспечивать нормальное функционирование права как такового (либо его отдельного института) даже в том случае, когда применительно к конкретному казусу отсутствуют специальные нормы, направленные на прямое (непосредственное) регулирование соответствующего отношения.

С точки зрения комментируемой статьи к числу основных принципов системы гарантирования прав застрахованных лиц относятся следующие:

1) защита прав и законных интересов застрахованных лиц при наступлении гарантийного случая;

2) обязательность участия страховщиков в системе гарантирования прав застрахованных лиц;

3) накопительный характер формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений.

Представляется необходимым остановиться на более подробной характеристике каждого из названных комментируемой нормой принципов.

  1. В качестве первого принципа рассматриваемая статья называет защиту прав и законных интересов застрахованных лиц при наступлении гарантийного случая. Представляется, что именно данный принцип раскрывает основной замысел законодателя относительно цели разработки и принятия комментируемого Закона.

Напомним, что с позиций ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Таким образом, очевидно, что все нормы российского законодательства должны быть в первую очередь направлены именно на защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на ее территории. Также следует отметить, что именно в этом традиционно проявляется правоохранительная функция государства.

Естественно, в комментируемом Законе речь не идет обо всех правах физических лиц, которыми последние обладают в соответствии с нормами российского и международного права. Здесь речь идет о праве на социальное обеспечение, в котором в конечном итоге также выражается всеобщее право человека — право на достойное существование, закрепленное во многих нормативных актах как национального, так и международного уровня (например, ст. 34 Хартии Европейского союза об основных правах и др.). Более того, ст. 7 российской Конституции прямо говорит, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, представляется возможным утверждать, что комментируемый Закон принят в русле общей социальной политики Российского государства и фактически направлен на реальное обеспечение (гарантирование) декларационных положений действующей Конституции.

Если рассуждать о тех правах и законных интересах застрахованных лиц, о которых говорит комментируемая норма, то в данном случае становится очевидным, что речь идет о пенсионных правах российских граждан (и иных лиц, имеющих право на трудовую пенсию согласно действующему российскому пенсионному законодательству), входящих в категорию «застрахованные лица», под которыми согласно ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» понимаются лица, подпадающие под действие законодательства об обязательном пенсионном страховании. При этом речь не идет о простом праве на получение пенсии при наступлении установленных в законодательстве оснований, а о получении пенсии в том размере, который позволяют обеспечить перечисления на лицевой счет застрахованного лица на протяжении всей его профессиональной (трудовой) деятельности. Как указывается в пояснительной записке к комментируемому Закону, «система гарантирования прав застрахованных лиц должна обеспечить покрытие возможного дефицита средств пенсионных накоплений по сравнению с номинальным размером взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо, при смене страховщика (пенсионного фонда или управляющей компании) и при установлении лицу выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также гарантировать стабильное получение накопительной пенсии» <10> (с 1 января 2015 г. следует говорить о накопительной пенсии, а не о накопительной части трудовой пенсии).

———————————

<10> Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» [Электронный ресурс]. Там же.

 

  1. В качестве второго принципа функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц комментируемая статья называет обязательность участия страховщиков в системе гарантирования прав застрахованных лиц.

Очевидно, что данный принцип появляется в комментируемом Законе в целях обеспечения равенства всех застрахованных лиц. Как отмечается в пояснительной записке к комментируемому Закону, в целях обеспечения равенства прав граждан — застрахованных лиц система гарантирования прав застрахованных лиц должна охватывать всех застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования <11>. Необходимо учитывать, что на стадии формирования накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — накопительной пенсии, так как согласно ФЗ «О накопительной пенсии» накопительная и страховая части трудовой пенсии будут отменены и вместо них будут введены категории «страховая пенсия» и «накопительная пенсия») застрахованное лицо может неоднократно менять страховщика по обязательному пенсионному страхованию путем отказа от формирования накопительной пенсии через Пенсионный фонд РФ и выбора негосударственного пенсионного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и наоборот.

———————————

<11> См.: Там же.

 

Принципы формирования и использования общенационального фонда гарантирования пенсионных накоплений фактически представляют собой стандартный пример «круговой поруки» или, если так можно выразиться, «кассы взаимопомощи»: предполагается, что фонд гарантирования будет объединять всех страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, включая Пенсионный фонд РФ (он будет входить в систему гарантирования в силу прямого указания законодательства). Данный фонд будет расходоваться исключительно в случае невозможности покрытия обязательств кого-либо из страховщиков перед застрахованными лицами после исчерпания такими страховщиками своих внутренних гарантийных фондов. Без вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений ни один негосударственный пенсионный фонд не сможет осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, как представляется, существование такого «запасного», именно резервного, способа восполнения утраченных в результате непрофессионального инвестирования или иных причин денежных средств (средств пенсионных накоплений) позволит обеспечить права застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования оптимальным образом.

  1. В качестве третьего принципа, лежащего в основе системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений граждан, комментируемая норма называет накопительный характер формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений. Существование данного принципа представляется необходимым, так как при отсутствии принципа накопления при формировании ресурсов любого фонда последний не сможет эффективно исполнять свои функции, так как в каждый конкретный момент у него просто может не оказаться необходимого количества средств.

Естественно, что накопительный характер формирования фонда гарантирования пенсионных накоплений не должен быть декларативным, он должен быть обеспечен конкретными законодательными гарантиями. С точки зрения комментируемого Закона накопительный характер фонда гарантирования пенсионных накоплений будет обеспечиваться двояким образом:

1) во-первых, предполагается его постоянное пополнение за счет источников, прямо названных комментируемым Законом. В частности, речь идет о таких источниках финансовых средств, как:

1) гарантийные взносы, уплачиваемые страховщиками;

2) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату гарантийных взносов;

3) денежные средства и иное имущество, которое получено от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им гарантийного возмещения;

4) средства федерального бюджета в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;

5) доходы от инвестирования денежных средств фонда гарантирования пенсионных накоплений;

6) иные доходы, не запрещенные законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. 14).

Несложно обратить внимание на тот факт, что установленный комментируемым Законом перечень является хотя и не очень объемным, но открытым и предполагает регулярные поступления средств за счет как минимум двух из представленных вариантов поступлений: за счет гарантийных взносов и за счет доходов от инвестирования денежных средств фонда гарантирования пенсионных накоплений;

2) во-вторых, накопительный характер фонда гарантирования пенсионных накоплений будет также обеспечиваться за счет закрытого перечня направлений расходования его средств. Так, комментируемый Закон предполагает только следующие возможные направления расходования средств фонда:

1) выплата гарантийного возмещения в соответствии с комментируемым Законом;

2) финансирование расходов, связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц;

3) исполнение обязательств по кредиту, предоставленному Банком России для обеспечения финансовой устойчивости системы гарантирования прав застрахованных лиц (см. комментарий к ст. 17).

Следовательно, направления расходования средств фонда гарантирования пенсионных накоплений имеют строго целевой характер, несоблюдение которого повлечет применение мер юридической ответственности к нарушителям требований, установленных комментируемым Законом.

  1. Таким образом, три вышеназванных принципа формирования и функционирования системы гарантирования прав и законных интересов застрахованных лиц прямо указываются законодателем в качестве юридико-экономической основы этой системы. Однако представляется, что можно выделить еще ряд принципов, которые законодателем названы не были, но так или иначе учитываются (или должны быть учтены) при регулировании исследуемой группы отношений. К таким «подразумеваемым» принципам, в частности, можно отнести следующие:

1) принцип оптимальности (разумности) — предполагает установление такого размера гарантийного взноса, который позволит обеспечить функционирование системы в целом, но не приведет к несостоятельности (банкротству) страховщика. Законодателем предполагается установить предельные значения ставок гарантийных взносов на формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений соответственно для негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда РФ. При этом конкретные значения таких ставок, позволяющие обеспечить формирование указанного фонда в размере, достаточном для обеспечения финансовой стабильности системы гарантирования прав застрахованных лиц, будут определяться и при необходимости корректироваться Банком России (см. комментарий к ст. 15);

2) исключительный характер гарантирования пенсионных накоплений — предполагает, что средства фонда гарантирования пенсионных накоплений будут использоваться только в крайнем случае после исчерпания возможности использования иных материальных (ценностных) источников. Так, предполагается, что при наступлении гарантийного случая страховщик по обязательному пенсионному страхованию исполняет обязательства перед застрахованными лицами в объеме, равном сумме гарантируемых средств. Недостающие средства зачисляются страховщиком по обязательному пенсионному страхованию на счет застрахованного лица или в выплатной резерв страховщика по обязательному пенсионному страхованию и (или) в состав средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, за счет резерва по обязательному пенсионному страхованию. В случае недостаточности средств такого резерва для исполнения обязательств перед застрахованными лицами в полном объеме страховщик по обязательному пенсионному страхованию, являющийся негосударственным пенсионным фондом, задействует имущество для обеспечения уставной деятельности;

3) профессионализм при осуществлении функций в связи с существованием системы гарантирования средств пенсионных накоплений. В данном случае предполагается, что все лица, и в первую очередь — занимающие руководящие должности, должны действовать в пределах своей компетенции и нести ответственность за ее превышение. Представляется, что реализация данного принципа будет происходить в том числе за счет того факта, что одним из главных субъектов реализации положений комментируемого Закона будет выступать государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». В настоящее время Агентство по страхованию вкладов обладает большим практическим опытом как в сфере обеспечения компенсационных выплат, так и в сфере организации управления значительным объемом средств, составляющих фонд обязательного страхования вкладов, поэтому вполне очевидным является факт наложения на Агентство дополнительных функций, аналогичных по своей природе тем, которые присущи Агентству в силу его особого статуса, а также в силу норм ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Следует отметить, что учет всех вышеназванных принципов в процессе функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц безусловно положительно скажется на достижении целей комментируемого Закона и, вероятно, сможет несколько усилить доверие граждан к российской пенсионной системе.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code