Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 2

 

  1. Рассматриваемая статья, содержащая перечень основных понятий, которые используются в комментируемом Законе, так же как и предыдущая, является традиционной для большинства законодательных актов действующей российской правовой системы. Появление данной нормы в рамках закона вполне обоснованно. Каждый нормативно-правовой акт использует целый ряд терминов, имеющих юридическое значение и содержание. Естественно, в силу возможности различной интерпретации тех или иных терминов и категорий возникает объективная необходимость предопределить четкое понимание соответствующих терминов, понятий и слов, с тем чтобы обеспечить максимально точное и унифицированное толкование норм федерального закона всеми категориями правоприменителей. В целом наличие данной нормы в составе акта федерального законодательства свидетельствует о высоком уровне развития юридической техники.

В соответствии с положениями комментируемой статьи все юридически значимые понятия, которые законодатель специально выделяет в качестве основных, то есть используемых в комментируемом Законе, условно подразделяются на три категории:

1) дефиниции, используемые исключительно для целей комментируемого Закона;

2) термины, являющиеся общими для всего действующего пенсионного законодательства Российской Федерации в целом;

3) особо выделяется термин «пенсионные накопления» как одно из наиболее важных понятий, используемых как в комментируемом Законе, так и в иных актах российского пенсионного законодательства.

Представляется, что необходимо рассмотреть составные элементы указанных групп юридических терминов, используемых в комментируемом Законе, и дать их основную содержательную характеристику.

  1. Как уже было отмечено, первую группу терминов, включенных в ч. 1 настоящей статьи, составляют дефиниции, используемые исключительно для целей комментируемого Закона, то есть для регулирования отношений в связи с правовыми, финансовыми и организационными основами функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, а также отношений между участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц, порядка и условий осуществления гарантийного восполнения и выплаты гарантийного возмещения (см. комментарий к ст. 1).

К данной группе относятся такие понятия, как гарантийные взносы, гарантийное возмещение, гарантийное восполнение, система гарантирования прав застрахованных лиц, фонд гарантирования пенсионных накоплений, страховщики по обязательному пенсионному страхованию. Исходя из одних названий данных терминов, даже без их содержательного анализа очевиден тот факт, что они действительно предназначены для реализации основной цели комментируемого Закона, так как относятся к числу специальных терминов, формирующих категориальный (терминологический) аппарат общего правового регулирования механизма гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Обращается внимание и на то обстоятельство, что по причине того, что данные дефиниции определены как специально созданные и используемые для целей комментируемого Закона, они могут различаться с содержательной стороны с фонетически одинаковыми дефинициями, используемыми в других законодательных актах как федерального, так и регионального уровня. Вместе с тем понятия, определенные комментируемым Законом, будут являться обязательными для подзаконных нормативных актов, осуществляющих правовое регулирование в области, составляющей предмет правового регулирования исследуемого законодательного акта.

Итак, рассмотрим содержание всех терминов, упоминающихся в комментируемой норме.

2.1. Гарантийные взносы — это денежные средства, уплачиваемые в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с комментируемым Законом. Исходя из легального определения данного понятия, можно вывести некоторые законодательные признаки рассматриваемой юридической категории:

1) во-первых, гарантийные взносы должны быть уплачены исключительно денежными средствами. Напомним, что в современной экономике и юриспруденции под деньгами понимается особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства, образно говоря, «товар всех товаров» <6>. Какими-либо иными материальными ресурсами, в том числе имуществом (как движимым, так и недвижимым), ценными бумагами и иными объектами гражданских прав, с точки зрения комментируемого Закона оплатить гарантийные взносы не представляется возможным. Соответственно, если в фонд гарантирования пенсионных накоплений будут переданы какие-либо иные объекты, помимо денежных средств, они не смогут быть зачислены как гарантийные взносы, очевидно, что в данном случае подобные вложения будут расцениваться с точки зрения норм действующего законодательства как пожертвование;

———————————

<6> Райзберг Б.А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: Инфра-М, 2007. URL: http://oldsmb.economy.gov.ru/glossary/t369/ (дата обращения: 14.06.2014).

 

2) во-вторых, в качестве гарантийных взносов с точки зрения норм комментируемого Закона могут расцениваться только те средства, которые были перечислены в фонд гарантирования пенсионных накоплений, под которым понимается совокупность денежных средств и иного имущества, за счет которых в соответствии с комментируемым Законом осуществляются выплаты гарантийного возмещения в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц.

3) в-третьих, для того чтобы передаваемые в фонд гарантирования пенсионных накоплений денежные средства были признаны гарантийными взносами, необходимо соблюдение порядка (процедуры) их перечисления, иными словами, средства, перечисленные в каком-либо ином порядке либо с нарушением процедурных аспектов, предусмотренных комментируемым Законом, также не смогут быть признаны гарантийными взносами.

Также представляется необходимым отметить, что из представленного легального определения анализируемого понятия становится очевидным, что гарантийные взносы по смыслу комментируемого Закона выступают одним из существенных условий функционирования всей системы гарантирования прав застрахованных лиц. Фактически законодатель, вводя понятие гарантийного взноса, пытается создать систему гарантирования прав застрахованных лиц, которая не потребует от государства каких-либо существенных финансовых вложений. Как объясняется в пояснительной записке к соответствующему законопроекту (раздел финансово-экономического обоснования необходимости принятия комментируемого Закона), гарантийные взносы фактически выполняют обеспечительную функцию: обеспечивают финансовую устойчивость системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования <7>.

———————————

<7> См.: пояснительная записка к проекту Федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» [Электронный ресурс]. Там же.

 

Обращается внимание на особенность используемой комментируемым Законом терминологии. Эта особенность выражается в несогласованности терминологии, используемой законодателем, и общепринятого значения данного термина. Так, с точки зрения авторов Современного экономического словаря, под гарантийным взносом традиционно понимается первоначально вносимая клиентом часть общей суммы оплаты заказа, призванная предотвратить возможный отказ от заказа в процессе его выполнения. Отказ от заказа приводит к потере гарантийного взноса <8>. Подобная трактовка встречается и у других авторов (экономистов и юристов). Исходя из этого понимания, становится очевидным, что традиционно под гарантийным взносом понимается способ обеспечения исполнения обязательства, условно относящийся к так называемым непоименованным способам обеспечения исполнения обязательств.

———————————

<8> Райзберг Б.А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: Инфра-М, 2007. URL: http://www.torgovoedelo.com/?part_id=23&sort=%C3 (дата обращения: 14.06.2014).

 

В данном же случае законодатель использует вполне устоявшийся на практике термин совершенно в другом смысле, что, очевидно, может в дальнейшем приводить к некоторому непониманию сущности системы гарантирования прав застрахованных лиц в рамках пенсионной системы. Представляется, что в данном случае оптимальным было бы использование терминологии, устоявшейся в сфере страхования, в том числе в сфере страхования вкладов физических лиц в кредитных организациях, так как очевидно, что система гарантирования прав застрахованных лиц имеет именно страховую природу. Таким образом, представляется, что в комментируемом Законе более целесообразно использовать не термин «гарантийные взносы», а терминологию, принятую в сфере страхования, т.е. предлагается заменить термин «гарантийные взносы» на термин «страховые взносы», под которыми можно понимать обязательные платежи, уплачиваемые страхователями, обладающие обезличенным характером, целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

2.2. Вторым термином, чье легальное определение содержится в комментируемой статье, является термин «гарантийное возмещение». Под гарантийным возмещением понимается денежная сумма, подлежащая выплате страховщику по обязательному пенсионному страхованию из фонда гарантирования пенсионных накоплений в случаях и порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом.

Итак, исходя из легального определения, категория «гарантийное возмещение» с точки зрения комментируемого Закона характеризуется следующими чертами:

1) во-первых, гарантийное возмещение выплачивается исключительно денежными средствами. Так же как и в предыдущем случае (термин «гарантийные взносы»), законодатель особо подчеркивает, что с точки зрения материального (экономического) содержания данной категории гарантийное возмещение не может быть выплачено никакими другими активами, кроме как денежными средствами;

2) во-вторых, гарантийное возмещение подлежит выплате страховщику по обязательному пенсионному страхованию. В качестве таковых с точки зрения норм комментируемого Закона понимаются негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленные на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц (фонды-участники), а также Пенсионный фонд РФ;

3) в-третьих, выплата гарантийного возмещения производится исключительно в случаях, установленных комментируемым Законом. В качестве таковых, в частности, признается недостаток средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого застрахованному лицу устанавливаются накопительная пенсия по старости и (или) срочная пенсионная выплата либо единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Кроме того, к числу гарантийных случаев могут быть также отнесены: аннулирование лицензии фонда-участника на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признание фонда-участника банкротом и открытие в отношении фонда — участника конкурсного производства и другие (см. также комментарии к ст. 5, 6);

4) в-четвертых, выплата гарантийного возмещения производится исключительно в порядке, предусмотренном комментируемым Законом. В частности, ст. 6 комментируемого Закона устанавливает, что для получения гарантийного возмещения страховщик в течение тридцати дней со дня наступления страхового случая обращается в Агентство по страхованию вкладов с заявлением о выплате гарантийного возмещения, к которому прилагаются документы, подтверждающие наступление гарантийного случая. После получения указанного заявления Агентство по страхованию вкладов обязано в течение тридцати календарных дней выплатить страховщику гарантийное возмещение в размерах, которые предусмотрены комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 6).

Представляется необходимым отметить, что существование в комментируемом Законе данного термина — «гарантийное возмещение» — в очередной раз подтверждает ранее высказанную мысль о том, что система гарантирования прав застрахованных лиц имеет именно страховую природу, а значит, более целесообразным было бы и в данном случае использование терминологии, связанной с отношениями страхования, в том числе страхования вкладов физических лиц в кредитных организациях.

2.3. Рассматриваемая статья среди терминов, используемых исключительно в целях комментируемого Закона, называет также термин «гарантийное восполнение». В соответствии с нормой комментируемой статьи под гарантийным восполнением понимается денежная сумма, подлежащая отражению страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, зачислению в состав средств выплатного резерва или средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, в случаях и порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом, за счет средств резерва по обязательному пенсионному страхованию, а при недостаточности указанного резерва за счет собственных средств фонда-участника и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Представляется необходимым отметить непоследовательность законодателя при внесении изменений в комментируемый Закон. Так, Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в текст комментируемого Закона, а также в тексты иных законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе определяющих основы функционирования российской пенсионной системы, были внесены изменения, связанные в том числе с приведением текста комментируемого Закона (и иных законодательных актов) в соответствие с вступающими в силу с 1 января 2015 г. нормами ФЗ «О накопительной пенсии». Одним из принципиальных моментов этих новых норм является изменение терминологии, используемой в сфере функционирования пенсионной системы. В частности, объединенные трудовые пенсии, состоящие из страховой и накопительной частей, фактически уходят в прошлое, вместо них на арену пенсионной системы выходят страховая и накопительная пенсии, нормы о которых содержатся в двух самостоятельных законодательных актах. Таким образом, очевидно, что и в тексте комментируемого Закона словосочетание «накопительная часть трудовой пенсии» должно быть заменено словосочетанием «накопительная пенсия». При этом отдельными нормами Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ были внесены соответствующие изменения и в текст комментируемого Закона, и в тексты иных законодательных актов. Но вместе с тем из-за невнимательности специалистов, недостаточной проработки правовых норм либо в силу каких-либо иных причин в тексте комментируемой статьи термин «накопительная часть трудовой пенсии» продолжает соседствовать с термином «накопительная пенсия», что, очевидно, вызовет необходимость внесения дополнительных изменений в текст комментируемого Закона с целью устранения неактуальной терминологии. Также представляется интересным отметить, что на необходимость обеспечения единства терминологии обращено внимание в тексте заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 2.2-1/5298 «По проекту Федерального закона N 359513-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», но, очевидно, это так и не было сделано.

Однако представляется необходимым перейти к характеристике содержания исследуемого термина. По аналогии с предыдущими категориями, раскрытыми в комментируемой норме, гарантийное восполнение также может существовать исключительно в денежной форме, т.е. восполнить средства пенсионных накоплений иными активами помимо денежных средств невозможно. Более того, по смыслу комментируемой нормы очевидно, что гарантийное восполнение может существовать исключительно в безналичной форме денежных средств, так как изначально законодатель предусматривает, что средства гарантийного восполнения должны быть отражены на счете застрахованного лица, в рамках которого учитываются средства его пенсионных накоплений.

Представляется, что данная категория является ключевой для функционирования комментируемого Закона, ведь именно для этих целей — восполнения утраченных по той или иной причине средств пенсионных накоплений российских граждан — он был принят. Целевое назначение гарантийного восполнения — это обеспечение покрытия дефицита средств пенсионных накоплений по сравнению с номинальным размером взносов на финансирование накопительной пенсии (накопительной части трудовой пенсии), поступивших в пользу застрахованного лица, при смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию и при установлении застрахованному лицу выплаты за счет средств пенсионных накоплений. Подобный дефицит средств пенсионных накоплений восполняется исключительно при наступлении одного из перечисленных в комментируемом Законе гарантийных случаев (см. комментарий к ст. 5).

С точки зрения анализируемой дефиниции средства гарантийного восполнения могут (и должны) поступать за счет следующих видов источников:

за счет средств резерва по обязательному пенсионному страхованию — данный резерв формируется страховщиками в соответствии с нормами российского законодательства, действующего в сфере пенсионного страхования в целях обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами.

Пенсионный фонд РФ формирует данный резерв в соответствии с положениями ст. 30.1 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации». В рамках данной нормы определены источники формирования, а также направления и порядок расходования средств данного резерва. В частности, определено, что резерв по обязательному пенсионному страхованию Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

1) отчислений от дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года;

2) отчислений от средств пенсионных накоплений (при недостаточности или отсутствии дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года);

3) средств пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;

4) не учтенных на индивидуальных лицевых счетах сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. — накопительной пенсии) по истечении шести месяцев после окончания финансового года, в течение которого страховые взносы поступили в Пенсионный фонд РФ;

5) чистого финансового результата, полученного от временного размещения не учтенных на индивидуальных лицевых счетах сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. — накопительной пенсии);

6) сумм пеней, штрафов и финансовых санкций, поступающих в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании в связи с неисполнением обязанностей по уплате взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — накопительной пенсии), а также за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений по уплате взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — накопительной пенсии);

7) доходов от инвестирования средств резерва Пенсионного фонда РФ по обязательному пенсионному страхованию;

8) иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.

Резерв по обязательному пенсионному страхованию негосударственных пенсионных фондов формируется в соответствии с правилами ст. 20.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Данная норма, так же как и норма ст. 30.1 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», определяет источники формирования, правила использования и расходования средств резерва, сформированного негосударственными пенсионными фондами. Однако, по сравнению с резервом Пенсионного фонда РФ, источников формирования резерва по обязательному пенсионному страхованию негосударственного пенсионного фонда меньше. В частности, Закон называет следующие источники поступления средств:

1) ежегодные отчисления в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию, которые осуществляются за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, а при недостаточности или отсутствии такого дохода — за счет собственных средств фонда;

2) средства пенсионных накоплений, не полученные правопреемниками умерших застрахованных лиц;

3) проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;

4) доходы от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;

5) иное имущество, определенное по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средства акционеров фонда.

Однако в любом случае, вне зависимости от источников формирования резерва по обязательному пенсионному страхованию, законодатель особо подчеркивает его строго целевое назначение — обеспечение устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами;

за счет собственных средств фонда-участника — очевидно, что в данном случае речь идет исключительно о страховщиках — негосударственных пенсионных фондах. В соответствии с правилами ст. 16 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» собственное имущество фонда подразделяется на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления. Обращается внимание на тот факт, что на сегодняшний день действующее законодательство не ограничивает перечень источников формирования собственных средств негосударственного пенсионного фонда (ранее в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» содержался закрытый перечень подобных источников), соответственно, в настоящее время собственные средства негосударственного пенсионного фонда могут быть сформированы за счет любых источников, соответствующих общим требованиям российского законодательства;

за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, — эта фраза в тексте комментируемой нормы фактически означает, что перечень источников формирования резерва по обязательному пенсионному страхованию является открытым.

Обращается внимание на тот факт, что исходя из формулировок комментируемого Закона термин «гарантийное восполнение» относится исключительно к деятельности страховщиков, т.е. к деятельности негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также к деятельности Пенсионного фонда РФ. Иными словами, осуществить гарантийное восполнение в отношении средств пенсионных накоплений граждан должен именно страховщик за счет тех ресурсов (источников), которые не запрещены нормами действующего российского законодательства о пенсионном страховании.

2.4. Еще одним термином, который использует комментируемый Закон, является термин «система гарантирования прав застрахованных лиц». Под данной категорией законодатель понимает систему взаимосвязанных мероприятий правового, финансового и организационного характера, направленных на обеспечение восполнения и (или) возмещения недостающих средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в случаях, предусмотренных комментируемым Законом.

Система гарантирования прав застрахованных лиц представляет собой именно систему, комплекс различных мероприятий, направленных на гарантирование, то есть на обеспечение реализации прав застрахованных лиц на получение пенсионного обеспечения в том объеме, в котором его должны обеспечить поступления на индивидуальный лицевой (пенсионный) счет в течение трудовой (профессиональной) деятельности такого застрахованного лица.

С точки зрения комментируемой нормы система гарантирования прав застрахованных лиц включает в себя комплекс мероприятий различной природы и направленности. К таким мероприятиям относятся:

— мероприятия правового характера, то есть разработка, принятие и введение в действие нормативных правил, обеспечивающих нормальное функционирование системы гарантирования прав застрахованных лиц. Очевидно, что эта функция принадлежит не только законодателю, но и органам исполнительной власти, которые должны разрабатывать проекты законодательных актов и издавать подзаконные нормативные акты, направленные на надлежащую реализацию положений законодательства;

— мероприятия финансового характера, которые представляют собой комплекс мер, направленных на формирование финансовой (экономической) основы функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, в том числе формирование специального (целевого) фонда гарантирования пенсионных накоплений, который будет постоянно поддерживаться за счет разнообразных источников, установленных нормами действующего российского законодательства (см. комментарии к ст. 13 — 17);

— мероприятия организационного характера, предполагающие создание условий для реального функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, в том числе налаживание системы взаимодействия различных участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (см. комментарии к ст. 9 — 12).

Напомним, что нормальное функционирование системы гарантирования прав застрахованных лиц является предметом регулирования комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 1).

2.5. Также рассматриваемая статья содержит определение понятия «страховщики по обязательному пенсионному страхованию» (или, как указывается в ней, страховщики). По смыслу комментируемой нормы под страховщиками понимаются субъекты, осуществляющие профессиональную деятельность в сфере обязательного пенсионного страхования. Интересно, что комментируемая норма при определении данного понятия идет по пути простого перечисления тех субъектов, которые по смыслу комментируемого Закона отнесены к категории страховщиков. Итак, к таким субъектам относятся:

— фонды-участники, под которыми понимаются негосударственные пенсионные фонды, отвечающие двум обязательным требованиям:

1) осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, то есть имеющие соответствующую лицензию, полученную в соответствии с нормами ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

2) поставленные на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с правилами комментируемого Закона. Соответственно, если негосударственный пенсионный фонд не отвечает хотя бы одному из названных условий, то такой негосударственный пенсионный фонд не будет признаваться страховщиком по обязательному пенсионному страхованию с точки зрения комментируемых норм;

— Пенсионный фонд РФ, учрежденный для государственного управления финансами пенсионного обеспечения Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. N 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

2.6. Последним к категории «специальных терминов», используемых комментируемым Законом, рассматриваемая норма относит «фонд гарантирования пенсионных накоплений». В качестве такого фонда комментируемая норма понимает совокупность денежных средств и иного имущества, за счет которых в соответствии с комментируемым Законом осуществляются выплаты гарантийного возмещения в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц.

Комментируемая норма определяет две основные характеристики фонда гарантирования пенсионных накоплений:

1) во-первых, в состав фонда гарантирования фонда пенсионных накоплений входят две категории объектов:

— денежные средства, формируемые за счет средств гарантийных взносов страховщиков;

— имущество, включенное в состав фонда гарантирования пенсионных накоплений на основе норм комментируемого Закона, в том числе ценные бумаги и иные объекты инвестирования, не запрещенные нормами российского законодательства об инвестировании;

2) во-вторых, комментируемая норма особо подчеркивает строго целевой характер использования средств фонда гарантирования пенсионных накоплений. В частности, определяется, что фонд гарантирования пенсионных накоплений предназначен для финансирования выплаты гарантийного возмещения в порядке и на условиях, которые установлены комментируемым Законом. При этом обращается внимание на тот факт, что нормы комментируемого Закона не только провозглашают принцип целевого использования средств фонда гарантирования пенсионных накоплений, но также и закрепляют реальные гарантии практической реализации данного принципа. Так, в частности, подобные гарантии указаны в ст. 13 комментируемого Закона: учет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений на специальном счете Банка России, невозможность обращения взыскания на средства фонда гарантирования пенсионных накоплений и др. (см. комментарий к ст. 13).

  1. Часть вторая комментируемой статьи условно выделяет в отдельную группу юридически значимых для комментируемого Закона понятий термин «пенсионные накопления».

Интересно отметить, что в комментируемой статье законодатель изначально предусмотрел, что комментируемый Закон будет распространяться на две категории застрахованных лиц:

1) лица, формирующие будущую пенсию через Пенсионный фонд РФ;

2) лица, формирующие будущую пенсию через систему негосударственных пенсионных фондов. При этом комментируемая статья изначально устанавливает правила разрешения терминологической коллизии, возникающей в связи с тем, что в нормах действующего пенсионного законодательства отсутствует единое определение ключевого для системы пенсионного страхования понятия — понятия «пенсионные накопления».

В настоящее время определение данного понятия («пенсионные накопления») содержится в нескольких актах федерального законодательства, при этом указанные определения так или иначе отличаются друг от друга своим содержанием. Итак, посмотрим на эти легальные дефиниции:

1) ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает, что пенсионные накопления представляют собой совокупность средств, в том числе средств взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и средств (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии (до 1 января 2015 г. — накопительную часть трудовой пенсии) в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и формируемых в соответствии с нормами федерального законодательства. Таким образом, в данном случае, определяя исследуемое понятие, законодатель пошел по пути указания на обязательственный характер данной категории. Фактически он указал, что средства пенсионных накоплений (из чего бы они ни состояли) предназначены именно для исполнения негосударственным пенсионным фондом принятых на себя обязательств в соответствии с правилами договора, заключенного между таким фондом и застрахованным лицом, принявшим решение формировать свою будущую пенсию (ее накопительную составляющую) через систему негосударственных пенсионных фондов;

2) ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» <9> определяет пенсионные накопления как совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии средств (с 1 января 2015 г. применяется термин «накопительная пенсия»), сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств гарантийного возмещения, поступивших в Пенсионный фонд РФ в соответствии с комментируемым Законом, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования. В данной дефиниции законодатель, указывая основные источники формирования пенсионных накоплений, особо подчеркивает их целевой характер — предназначенность для формирования накопительной составляющей будущей пенсии застрахованного лица. Положительным моментом исследуемого определения является решение законодателя отказаться от подразделения застрахованных лиц (и их пенсионных накоплений) на две категории в зависимости от субъекта, фактически осуществляющего управление данными средствами (Пенсионный фонд РФ или негосударственный пенсионный фонд), и дать единое для всех категорий застрахованных лиц определение исследуемого понятия;

———————————

<9> В соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» указанный Закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей ФЗ «О страховых пенсиях».

 

3) ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» определяет пенсионные накопления как совокупность средств, включающую в себя следующие категории поступлений:

— суммы страховых взносов на финансирование накопительной пенсии (до 1 января 2015 г. — накопительной части трудовой пенсии), а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателя в пользу застрахованного лица, поступившие в Пенсионный фонд РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов и взносов работодателя Пенсионным фондом РФ;

— суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в Пенсионный фонд РФ;

— средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, а также негосударственным пенсионным фондам;

— средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ;

— средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий;

— средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование накопительной пенсии и выбора другого направления использования и еще не направленные на указанные цели;

— средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для передачи в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц и еще не переданные негосударственным пенсионным фондам;

— средства, в том числе средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ от негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям;

— средства выплатного резерва, переданные Пенсионным фондом РФ в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами выплатного резерва;

— средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, переданные Пенсионным фондом РФ в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

Таким образом, в данном случае законодатель пошел по пути детального перечисления источников формирования средств пенсионных накоплений, но при этом он отказывается от указания на целевой характер этих средств, а тем более упоминания об их обязательственно-правовой природе;

4) ФЗ «О накопительной пенсии» фиксирует, что средства пенсионных накоплений — это совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования. Можно отметить, что данное определение фактически вырастает из определения, представленного в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

5) ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» также определяет категорию «пенсионные накопления». В целях данного Федерального закона под пенсионными накоплениями понимаются:

— средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом РФ или негосударственным пенсионным фондом установлены накопительная пенсия (до 1 января 2015 г. — накопительная часть трудовой пенсии по старости) и (или) срочная пенсионная выплата, единовременная выплата средств пенсионных накоплений, находящиеся в Пенсионном фонде РФ или в негосударственном пенсионном фонде и не переданные в доверительное управление управляющим компаниям;

— средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, обратившихся за назначением накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты в Пенсионный фонд РФ или негосударственный пенсионный фонд, находящиеся в доверительном управлении управляющих компаний;

— средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом РФ установлены накопительная пенсия и (или) срочная пенсионная выплата, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для передачи в государственную управляющую компанию средствами выплатного резерва и еще не переданные ей;

— средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым негосударственным пенсионным фондом установлены накопительная пенсия и (или) срочная пенсионная выплата, поступившие в негосударственный пенсионный фонд от управляющих компаний для передачи в управляющую компанию, с которой негосударственным пенсионным фондом заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в отдельных инвестиционных портфелях, и еще не переданные ей;

— средства выплатного резерва, а также средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, находящиеся в доверительном управлении управляющей компании, с которой негосударственным пенсионным фондом заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, соответственно в инвестиционном портфеле средств выплатного резерва и в инвестиционном портфеле средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, или в государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, с которой Пенсионным фондом РФ заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата соответственно в инвестиционном портфеле средств выплатного резерва и в инвестиционном портфеле средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата;

— средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ из государственной управляющей компании средствами выплатного резерва на выплату накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты, но еще не выплаченные застрахованным лицам;

— средства, поступившие в негосударственный пенсионный фонд из управляющей компании, с которой заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, но еще не выплаченные застрахованным лицам.

В данном законодательном акте категория «пенсионные накопления» также определяется через перечисление источников их формирования, но в данном случае (в отличие от ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации») законодатель не делит пенсионные накопления на разные категории в зависимости от субъекта управления (Пенсионный фонд РФ или негосударственный пенсионный фонд), данная дефиниция распространяется на всех застрахованных лиц и иных субъектов, функционирующих в рамках пенсионной системы Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении всех имеющихся в действующем российском законодательстве дефиниций категории «пенсионные накопления» можно сделать вывод, что, формулируя то или иное определение в рамках конкретного законодательного акта, законодатель, очевидно, преследовал совершенно различные цели. В связи с этим вызывает некоторое недоумение решение законодателя разделить содержание данной категории для целей комментируемого Закона в зависимости от того субъекта, при помощи которого застрахованное лицо осуществляет формирование накопительной составляющей своей будущей пенсии. Представляется, что этим решением законодатель ставит застрахованных лиц и субъектов управления средствами пенсионных накоплений в несколько неравное положение.

Так, с точки зрения комментируемой нормы понятие «пенсионные накопления» применительно к застрахованным лицам, которые осуществляют формирование своих пенсионных накоплений в Пенсионном фонде РФ, в комментируемом Законе применяется в значении, определенном ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации». Следовательно, для таких застрахованных лиц и для самого Пенсионного фонда РФ термин «пенсионные накопления» является не чем иным, как простым перечислением источников формирования пенсионных накоплений без какого бы то ни было указания на обязательственный и целевой характер данной юридической категории.

В свою очередь, для застрахованных лиц, которые осуществляют формирование своих пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде, и, соответственно, для самих негосударственных пенсионных фондов термин «пенсионные накопления» применяется в значении, определенном ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», то есть с явно подчеркнутым обязательственно-правовым характером данной категории. Таким образом, при детальном изучении комментируемой нормы становится очевидным, что права застрахованных лиц, формирующих накопительную составляющую своей будущей пенсии через негосударственные пенсионные фонды, даже в терминологическом плане защищены лучше, нежели права застрахованных лиц, относящихся к Пенсионному фонду РФ, так как даже в легальных дефинициях подчеркивается то обстоятельство, что у негосударственных пенсионных фондов перед застрахованными лицами имеются обязательства, основанные на договоре, тогда как Пенсионный фонд РФ действует на основе документов, содержание которых далеко не всегда знакомо основной массе застрахованных лиц.

Представляется, что более целесообразным применительно к комментируемому Закону было бы единое определение понятия «пенсионные накопления» вне зависимости от субъекта, при помощи которого застрахованное лицо формирует накопительную составляющую своей будущей пенсии. Думается, что в данном случае наиболее подходящим было бы использование дефиниции, которой оперируют ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ «О накопительной пенсии», так как она, объединяя различные категории застрахованных лиц, фактически объединяет в себе и перечисление источников формирования пенсионных накоплений (по примеру ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»), и указание на целевой, а значит, и обязательственный характер данных средств (по примеру ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

  1. Наконец, часть третья комментируемой статьи указывает, что комментируемый Закон также использует термины, являющиеся общими для всего пенсионного законодательства в целом.

В рамках комментируемой статьи законодатель особо подчеркивает, что не указанные в предыдущих частях термины будут использоваться в их общепринятом значении, при этом специально приводится перечень законодательных актов, к которым следует обращаться для толкования соответствующих юридических терминов. К числу таких актов отнесены одиннадцать законодательных актов, не только относящихся к системе пенсионного законодательства, но также регулирующих иные сферы общественных отношений (например, отношения несостоятельности (банкротства), страхования вкладов физических лиц в кредитных учреждениях и др.).

В комментируемой статье законодатель называет следующие законодательные акты:

1) ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с положениями действующего федерального законодательства.

Очевидно, что из данного законодательного акта комментируемый Закон использует в первую очередь термин «застрахованные лица», под которыми понимаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также из этого законодательного акта комментируемый Закон воспринял и категорию «страховые взносы», под которыми традиционно для российского пенсионного законодательства понимаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — накопительной пенсии), а также страховые взносы, уплачиваемые страхователями в Пенсионный фонд РФ за застрахованных лиц — работников, являющихся субъектами профессиональных пенсионных систем, для реализации ими пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах. Однако обращаем внимание на тот факт, что в настоящее время осуществляется глобальная реформа пенсионного законодательства, которая в том числе привела к отмене профессиональных пенсионных систем (кстати сказать, так и не созданных на практике), что, очевидно, должно будет привести к изменению формулировки легального определения исследуемой категории. Так, с позиций изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ, под страховыми взносами с 1 января 2015 г. будут пониматься страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, уплачиваемые в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Кроме названных терминов, комментируемый Закон использует из ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» термин «индивидуальный лицевой счет застрахованного лица», под которым понимается документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда РФ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ. Также использован термин «специальная часть индивидуального лицевого счета», которую можно понимать как составную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой отдельно учитываются сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на финансирование накопительной пенсии, и результатах их инвестирования, а также сведения о дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и результатах их инвестирования, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и результатах их инвестирования, взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, сведения о выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иные сведения в соответствии с нормами действующего российского законодательства;

2) ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»: данный Закон имеет своей целью определение правовых, экономических и социальных отношений, возникающих в связи с существованием и деятельностью негосударственных пенсионных фондов, в том числе в связи с осуществлением ими деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Из данного законодательного акта комментируемый Закон в первую очередь использует определение категории «негосударственный пенсионный фонд». С точки зрения ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» под негосударственным пенсионным фондом понимается организация, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда, а также деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с правилами действующего пенсионного законодательства Российской Федерации.

Также обращается внимание на тот факт, что ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» использует достаточно большое количество терминов из иных нормативных актов, составляющих пенсионное законодательство, но при этом все такие термины интерпретированы в соответствии с целями данного Закона. В качестве примера можно назвать категорию «застрахованное лицо», под которым ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» понимает физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании. Можно сразу отметить несовпадение определения данного понятия, содержащегося в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с определением этого же понятия, содержащегося в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». При этом, к сожалению, законодатель не дает разъяснения о правилах разрешения коллизии при толковании данного термина применительно к комментируемому Закону. Представляется, что в этой ситуации целесообразно воспользоваться правилом ч. 2 комментируемой статьи и предположить, что определения, содержащиеся в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», должны применяться исключительно в связи с реализацией норм комментируемого Закона в отношениях с участием негосударственных пенсионных фондов;

3) ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»: из данного законодательного акта было заимствовано понятие «обеспечение по обязательному социальному страхованию», под которым понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Также обращается внимание на то, что именно из этого акта федерального законодательства были заимствованы некоторые принципы, на которых в настоящее время основана система гарантирования пенсионных накоплений: речь идет о принципах всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; обязательности уплаты страхователями страховых взносов; ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечения надзора и общественного контроля; автономности финансовой системы обязательного социального страхования;

4) ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: из данного нормативного акта также был использован некоторый категориальный аппарат. Очевидно, следует говорить о следующих терминах:

обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

средства обязательного пенсионного страхования — денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховые взносы) — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;

5) ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: данный законодательный акт также содержит достаточно большое количество терминов, используемых комментируемым Законом, наиболее значимыми из которых представляются следующие:

трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

установление трудовой пенсии — назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.

Однако обращаем внимание на тот факт, что с 1 января 2015 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» будет действовать лишь в части, необходимой для обеспечения пенсионными выплатами застрахованных лиц, то есть в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», и только в части, не противоречащей названному Федеральному закону;

6) ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»: из данного нормативного акта наиболее употребимыми и значимыми терминами для целей комментируемого Закона являются следующие:

инвестирование средств пенсионных накоплений — деятельность управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений;

разрешенные активы — разрешенные в целях настоящего Федерального закона объекты инвестирования;

доходы от инвестирования — дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля на основе переоценки, осуществляемой в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации;

7) ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: из данного нормативного акта комментируемый Закон использует только один термин — «несостоятельность (банкротство)», который используется для целей определения перечня гарантийных случаев. Соответственно, под несостоятельностью (банкротством) с точки зрения норм российского законодательства понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

8) ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»: из данного законодательного акта в первую очередь для целей комментируемого Закона было заимствовано понятие Агентства по страхованию вкладов, которое является одним из участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (см. комментарий к ст. 4). С точки зрения ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией, учрежденной Российской Федерацией для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Первоначально целью деятельности Агентства по страхованию вкладов являлось обеспечение функционирования системы страхования вкладов физических лиц в кредитных организациях, действующих на территории Российской Федерации;

9) ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: данный Закон направлен на установление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Комментируемый Закон использует из названного законодательного акта категорию «материнский (семейный) капитал», под которым понимаются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных федеральным законодательством в соответствии с положениями ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

10) ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»: из данного законодательного акта комментируемым Законом использованы такие термины, как:

дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию (до 1 января 2015 г. — накопительную часть трудовой пенсии) — индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

государственная поддержка формирования пенсионных накоплений — взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию на условиях и в порядке, которые установлены ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

11) ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»: из данного законодательного акта заимствована категория «срочная пенсионная выплата», под которой понимается выплата, осуществляемая застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (до 1 января 2015 г. — накопительную часть трудовой пенсии), взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (до 1 января 2015 г. — трудовой пенсии по старости) (в том числе досрочной).

Таким образом, как мы видим, комментируемый Закон использует достаточно большое количество специальных юридических терминов, содержание которых определяется как непосредственно самим комментируемым Законом, так и иными актами федерального законодательства. В любом случае перечень соответствующих категорий, а также актов федерального законодательства, из которых комментируемый Закон заимствует категориальный (понятийный) аппарат, с очевидностью свидетельствует о том, что комментируемый Закон включен в систему пенсионного законодательства Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code