4. Право на коммерческое обозначение

Статья 1538. Коммерческое обозначение

 

Комментарий к статье 1538

 

  1. В п. 1 комментируемой статьи прямо указывается, что коммерческое обозначение не является фирменным наименованием.

Это объясняется тем, что коммерческое обозначение образовалось путем разделения обозначения торгового предприятия на фирменное наименование и собственно коммерческое обозначение. Первоначально фирма рассматривалась и как средство индивидуализации участника предпринимательской деятельности (купца, торговца), и как средство индивидуализации принадлежащего такому участнику предприятия (дела) <1>. Постепенно стало формироваться представление о двух разных средствах индивидуализации. И если в Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г. нет еще четкого разделения на фирменное наименование и коммерческое обозначение, то в Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности коммерческое обозначение названо уже наряду с фирменным наименованием. В настоящее время общепризнано различие фирменного наименования как средства индивидуализации предпринимателя и коммерческого обозначения как средства индивидуализации его предприятия, т.е. определенного имущественного комплекса, предназначенного (как следует из содержания п. 1 комментируемой статьи) для осуществления торговой, промышленной и иной деятельности.

———————————

<1> См.: Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 95; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. М., 2003. С. 188.

 

Наибольшее распространение коммерческое обозначение получило в сфере торговли. Разного рода названия ресторанов, кафе, бистро представляют собой именно коммерческие обозначения.

  1. Различие между фирменным наименованием и коммерческим обозначением проявляется также в том, что у одной организации может быть только одно фирменное наименование, но несколько предприятий торговли, бытового обслуживания или промышленности, каждое из которых может иметь коммерческое обозначение (п. 2 комментируемой статьи). Как отмечалось в литературе, коммерческие обозначения (во всех их вариациях) используются главным образом в отношениях между предпринимателями и потребителями, в то время как фирменные наименования в основном рассчитаны на контрагентов и деловых партнеров коммерческой организации <1>.

———————————

<1> См.: Бузанов В.Ю. Правовой режим коммерческих обозначений // Законодательство. 2002. N 8. С. 37.

 

Отличается коммерческое обозначение и от товарного знака. Последний индивидуализирует товар независимо от места его производства. Коммерческое обозначение индивидуализирует именно предприятие, расположенное в определенном месте и обладающее определенными признаками (местоположение, строение, в котором функционирует предприятие, запасы сырья, круг потребителей производимых на нем товаров или оказываемых услуг).

Однако не стоит смешивать коммерческое обозначение с наименованием места происхождения товара как средства индивидуализации «места»: НМПТ индивидуализирует место, для которого характерны уникальные природные условия и (или) людские факторы; коммерческое обозначение, напротив, индивидуализирует место исходя из других указанных выше факторов. Более того, в одном месте, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара, может действовать не одно, а несколько производителей.

Ближе всего по своему режиму коммерческое обозначение к вывеске. Собственно коммерческое обозначение и есть вывеска предприятия, понимаемая в узком смысле как указание на соответствующий имущественный комплекс. Вывеска же в широком смысле может включать в себя разного рода указатели в отношении предприятия, рекламные объявления и прочие формы распространения наружной информации, относящейся к месту нахождения предприятия и осуществляемой на нем деятельности.

  1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи коммерческое обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы и в Единый государственный реестр юридических лиц.

Как и иные средства индивидуализации, коммерческое обозначение должно обладать различительной способностью, достаточной для индивидуализации предприятия. Так, предприятия общественного питания с названием «кафе» или «паб» (без какой-либо конкретизации), не имеющим такой различительной способности, индивидуализацией не обладают.

Очевидно, что несколько коммерческих обозначений не могут индивидуализировать одно и то же предприятие (см. п. 2 комментируемой статьи).

Так, ВАС РФ в Определении от 26 декабря 2011 г. N ВАС-13950/11 по делу N А65-17472/2010 сделал вывод, что из содержания Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что коммерческое обозначение предназначено для индивидуализации не только самого предприятия, но и различных видов деятельности предприятия (в том числе оказываемых услуг). Такой вывод, строго говоря, не основан на буквальном содержании комментируемой статьи, а акцент на этой деятельности может привести к тому, что коммерческое обозначение будет признаваться средством индивидуализации лица (коммерческой организации или индивидуального предпринимателя), а не объекта права — предприятия, что по сути позволит объявлять коммерческим обозначением любое обозначение, используемое в предпринимательской деятельности и не зарегистрированное в качестве товарного знака.

 

Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение

 

Комментарий к статье 1539

 

  1. Исключительное право на коммерческое обозначение, равно как и на иные средства индивидуализации, состоит в возможности использования его правообладателем в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет. Использование коммерческого обозначения в сети Интернет, а также в средствах массовой информации может выходить за пределы территориальной сферы действия права на коммерческое обозначение (см. п. 2 настоящего комментария), что способно породить столкновение различных коммерческих обозначений между собой.

Отсутствие необходимости регистрации коммерческого обозначения может создать трудности с момента возникновения права на него. Размещение вывески с указанием соответствующего обозначения нельзя признать достаточным для возникновения права на коммерческое обозначение. Необходимо, чтобы употребление коммерческого обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия было хорошо известным в пределах определенной территории. В этом проявляется связь правообладателя с потребителями: только известное обозначение может претендовать на признание его коммерческим обозначением и соответственно только на такое обозначение возникает исключительное право.

  1. Известность обозначения в пределах территории приводит также к выводу о территориальной ограниченности действия права на коммерческое обозначение. Особенно это касается организаций малого и среднего бизнеса. Известность химчистки с определенным коммерческим обозначением в городе, находящемся в европейской части России, не может создавать препятствия для использования и соответственно признания исключительного права на такое же коммерческое обозначение химчистки в городе, находящемся на Дальнем Востоке.

В отношении приведенного примера есть только одно ограничение, имеющее общий характер: использование коммерческого обозначения не должно вводить в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее (п. 2 комментируемой статьи). Поэтому исключительное право на коммерческое обозначение имеет также ограничение в сфере деятельности.

На это указывает и п. 6 ст. 1252 ГК РФ, положения которого развиваются в п. 2 и 3 комментируемой статьи. Во-первых, правообладатель вправе требовать полного или частичного запрета на использование коммерческого обозначения. При этом под частичным запретом на использование коммерческого обозначения понимается запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности (абз. 4 п. 6 ст. 1252 ГК). Во-вторых, правообладатель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков (подп. 3 п. 1 ст. 1252, п. 3 ст. 1539 ГК). В-третьих, при наличии признаков недобросовестной конкуренции защита права на коммерческое обозначение возможна в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 7 ст. 1252 ГК).

Использование другим лицом коммерческого обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с коммерческим обозначением, право на которое возникло ранее, в отношении предприятия, функционирующего в другой сфере деятельности, не является нарушением права на коммерческое обозначение. Так, использование коммерческого обозначения в отношении промышленного предприятия, тождественного коммерческому обозначению предприятия общественного питания, по общему правилу не нарушает ранее возникшее право на коммерческое обозначение. Здесь отношения регулируются на основе тех же принципов, которые регулируют отношения по использованию других средств индивидуализации (например, регистрация товарного знака по классам товаров).

Аналогично решается вопрос о соотношении права на коммерческое обозначение с правами на другие средства индивидуализации.

  1. Распоряжение исключительным правом на коммерческое обозначение возможно только одновременно с распоряжением предприятием, которое это обозначение индивидуализирует (см. п. 4 комментируемой статьи).

В отношении коммерческого обозначения невозможно заключение договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора как таковых.

Только переход прав на предприятие, в том числе путем заключения договора о продаже предприятия или универсального правопреемства в результате реорганизации, может служить основанием для передачи исключительного права на коммерческое обозначение.

При использовании коммерческого обозначения в отношении нескольких предприятий, при передаче прав на часть таких предприятий должен решаться вопрос о судьбе права на коммерческое обозначение. Правообладатель может либо оставить это право за собой, для того чтобы продолжить его использование в отношении оставшихся у него предприятий, либо передать новому владельцу предприятий, права на которые передаются. Однако в последнем случае правообладатель лишается права использования коммерческого обозначения для индивидуализации своих (оставшихся) предприятий (см. абз. 2 п. 4 комментируемой статьи).

Принадлежавшее индивидуальному предпринимателю исключительное право на коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации, принадлежащего правообладателю предприятия (п. 1 и 4 комментируемой статьи), переходит по наследству, но только в случаях, если наследником является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (п. 85 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

  1. Предоставление права использования коммерческого обозначения также возможно в составе предприятия и при его аренде (см. п. 5 комментируемой статьи).

Единственным допустимым случаем одновременного использования одного коммерческого обозначения разными лицами для индивидуализации разных предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, является заключение договора коммерческой концессии (см. п. 5 комментируемой статьи). Поскольку при заключении договора коммерческой концессии пользователь как бы включает свое предприятие в систему предприятий правообладателя (как говорят, «под его зонтик»), то использование коммерческого обозначения в этом случае вполне допустимо.

 

Статья 1540. Действие исключительного права на коммерческое обозначение

 

Комментарий к статье 1540

 

Комментируемой статьей предусмотрено, что исключительное право на коммерческое обозначение возникает и действует в отношении тех предприятий, которые расположены на территории нашей страны. При этом использование коммерческого обозначения должно осуществляться правообладателем непрерывно, поскольку в противном случае исключительное право прекращается, если правообладатель не использует его в течение года.

Необходимость такого срока объясняется обоснованными причинами неиспользования коммерческого обозначения (например, в результате ремонта). В то же время неиспользование коммерческого обозначения более указанного срока приводит к выводу о необходимости прекращения исключительного права на него ввиду отсутствия разумности и обоснованности такого сравнительно продолжительного неиспользования коммерческого обозначения.

 

Статья 1541. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак

 

Комментарий к статье 1541

 

Ограничительный характер исключительного права на коммерческое обозначение не лишает данное право самостоятельности и независимости от исключительных прав на другие средства индивидуализации.

В соответствии с комментируемой статьей исключительное право на коммерческое обозначение, «включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование».

Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, принадлежащий правообладателю, также охраняется независимо от охраны товарного знака.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code