Прекращение правовой охраны наименования места происхождения товара и исключительного права на наименование места происхождения товара

Статья 1535. Основания оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара и исключительного права на такое наименование

 

Комментарий к статье 1535

 

  1. Абзацы 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи раскрывают два понятия, в которых использован термин «оспаривание». Наличие в комментируемой статье двух различных понятий обусловлено наличием двух законодательно установленных процедур получения исключительного права на использование зарегистрированного наименования места происхождения товара.

В силу положений абз. 1 данного пункта оспаривается предоставление правовой охраны наименованию места происхождения товара, а в силу положений абз. 2 оспаривается предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара. Согласно названным положениям оспаривание осуществляется в отношении соответствующих решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Исходя из положений ст. 1526 ГК РФ (см. комментарий к названной статье), можно вести речь о двух видах решений: 1) о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование; 2) о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара.

  1. Абзацы 3 и 4 п. 1 комментируемой статьи устанавливают негативные последствия оспаривания. В обоих случаях происходят, во-первых, отмена соответствующих решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности; во-вторых, аннулирование соответствующих записей в Государственном реестре наименований; в-третьих, аннулирование свидетельства об исключительном праве.
  2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что действительность правовой охраны наименования места происхождения товара может быть оспорена в течение всего периода ее действия, если она была предоставлена с нарушением установленных требований (см. комментарии к ст. 1516, 1518, 1529 ГК). Действительность предоставления исключительного права на наименование места происхождения товара также может быть оспорена в течение всего срока действия свидетельства (см. комментарий к ст. 1531 ГК). При этом, однако, закон не указывает на основания для оспаривания предоставления исключительного права. Вероятно, такая возможность связана с оспариванием предоставления правовой охраны самому наименованию места происхождения товара.
  3. Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи устанавливает еще одно основание для оспаривания предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара и признания его недействительным. Оно связано с возможной коллизией с правом на товарный знак, имеющий более ранний приоритет. При этом комментируемая норма не содержит указания ни на тождественность или сходство до степени смешения между таким товарным знаком и наименованием места происхождения товара, ни на однородность маркируемых товаров. Условием является лишь способность введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя вследствие использования наименования места происхождения товара. Указанное установление представляется не очень конкретным и не очень справедливым.
  4. Указав в качестве квалифицирующего признака субъекта, подающего возражение, его заинтересованность, законодатель не раскрыл этот признак. В ГК РФ отсутствуют какие-либо положения, косвенным образом указывающие, в чем может проявляться такая заинтересованность. Исходя из особенностей правового режима наименований мест происхождения товаров к числу заинтересованных лиц может быть отнесен достаточно широкий круг лиц. Вероятно, в качестве заинтересованного лица могут выступать правообладатели ранее зарегистрированных товарных знаков, в состав которых входит наименование места происхождения товара, а также все правообладатели исключительного права на такое наименование места происхождения товара, потребители соответствующего товара, общественные организации, защищающие права потребителей, и др. Следует отметить, что комментируемое положение не регламентирует порядок и условия рассмотрения возражений в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Очевидно, что эти вопросы будут урегулированы в соответствующем административном регламенте.

 

Статья 1536. Прекращение правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства об исключительном праве на такое наименование

 

Комментарий к статье 1536

 

  1. Положения п. 1 комментируемой статьи устанавливают основания прекращения правовой охраны самого наименования места происхождения товара. При этом они делятся на две группы: одна относится к наименованиям мест происхождения товаров отечественных правообладателей, вторая — к наименованиям мест происхождения товаров иностранных правообладателей.

Заявление о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара по основанию, установленному подп. 1 или 2 п. 1 комментируемой статьи, может быть подано любым лицом (закон не содержит указания на его заинтересованность). Такое заявление подается и рассматривается в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Следует отметить, что комментируемое положение не регламентирует порядок и условия подачи, рассмотрения заявлений и принятия по ним решений в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Очевидно, что эти вопросы будут урегулированы в соответствующем административном регламенте.

  1. Пунктом 2 комментируемой статьи установлены основания прекращения действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара. Круг этих оснований достаточно широк. Два из них связаны с самим наименованием места происхождения товара: в первом случае речь идет об утрате особых свойств товаром, маркируемым наименованием места происхождения товара, во втором прекращение действия свидетельства является следствием прекращения правовой охраны самого наименования места происхождения товара (см. п. 1 настоящего комментария). Инициатива прекращения действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара может исходить от любого лица (указание на заинтересованность отсутствует). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, этот же орган принимает соответствующее решение.

Третье основание связано с обладателем исключительного права на наименование места происхождения товара. В зависимости от его статуса действие свидетельства прекращается вследствие либо прекращения юридического лица, либо регистрации прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, либо смерти гражданина, осуществлявшего такую деятельность. Следует отметить, что комментируемое положение не регламентирует вопрос действительности свидетельства, выданного на имя «обычного» гражданина, — гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Четвертое основание связано с истечением установленного 10-летнего срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара. Представляется очевидным, что решение о прекращении действия свидетельства будет приниматься спустя некоторое время после истечения упомянутого 10-летнего срока, поскольку для его продления может быть предоставлен дополнительный шестимесячный срок (см. комментарий к ст. 1531 ГК).

Пятое основание связано с инициативой самого правообладателя. Определяя юридическую судьбу своего исключительного права на наименование места происхождения товара, он может подать соответствующее заявление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в любое время в период действия свидетельства.

3. Второй абзац п. 3 комментируемой статьи содержит установление о том, что правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства (свидетельств) об исключительном праве на наименование места происхождения товара прекращаются на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, однако ни п. 2, ни п. 3 комментируемой статьи не регламентируют порядок и условия подачи, рассмотрения заявлений и принятия по ним решений в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Очевидно, что эти вопросы будут урегулированы в соответствующем административном регламенте.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code