Государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара

Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1522

 

  1. Из п. 1 комментируемой статьи следует, что закон различает два вида заявок, связанных с получением исключительного права на наименование места происхождения товара. Заявка первого из указанных видов подается в тех случаях, когда наименование места происхождения товара еще не является охраняемым в Российской Федерации объектом. Испрашивая предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара, заявитель прежде всего ходатайствует (заявляет) о регистрации наименования определенного географического объекта в качестве наименования места происхождения товара или, иными словами, в качестве охраняемого законом индивидуализирующего обозначения. Заявка второго вида подается в тех случаях, когда индивидуализирующее обозначение, интересующее заявителя, уже зарегистрировано (охраняется) в Российской Федерации в качестве наименования места происхождения товара. В этом случае заявитель ограничивается испрашиванием на свое имя исключительного права на это наименование места происхождения товара.
  2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает возможность испрашивания правовой охраны и (или) предоставления исключительного права в одной заявке в отношении только одного наименования места происхождения товара. Такое требование представляется справедливым. Действительно, в границах одного географического объекта (например, г. Вологда) может производиться несколько видов товаров (например, масло, кружева). Очевидно, что у этих товаров разные особые свойства, на их формирование оказали влияние различные факторы: в одном случае это преимущественно природные условия, в другом — людские факторы. Имеются и другие различия.

Новый второй абзац этого пункта указывает, что заявка может быть подана как одним заявителем, так и несколькими.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в заявке на наименование места происхождения товара и которые необходимы для принятия решения о возможности или невозможности регистрации наименования места происхождения товара и (или) для принятия решения о возможности или невозможности предоставления исключительного права на наименование места происхождения товара.
  2. Помимо установления перечня сведений, которые должны содержаться в самой заявке, комментируемая статья указывает на необходимость представления вместе с заявкой и некоторых документов.
  3. Детализированы требования к заявке и к документам, которые представляются вместе с ней, в Административном регламенте исполнения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара (далее — заявка на наименование места происхождения товара), их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации. Сводятся они к следующему.

5.1. Предлагается заявку на наименование места происхождения товара представлять на типографском бланке или в виде компьютерной распечатки согласно образцам, приведенным в приложениях к Административному регламенту по НМПТ. Если заявка на наименование места происхождения товара представлена на типографском бланке, то ее графы заполняются машинописным способом.

5.2. Заявка на наименование места происхождения товара, прилагаемые к ней документы и их перевод на русский язык, если они составлены на другом языке, представляются в одном экземпляре. В заявлении имена, наименования и адреса могут быть указаны на другом языке для целей публикации сведений в официальном бюллетене Роспатента «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (далее — официальный бюллетень). Графы, расположенные над словом «заявление», предназначены для внесения реквизитов после поступления заявки на наименование места происхождения товара в Роспатент и заявителем не заполняются.

5.3. В заявлении в графе под кодом 750 приводятся адрес для переписки, имя или наименование адресата, которые должны удовлетворять обычным требованиям быстрой почтовой доставки, номера телефона, факса и адрес электронной почты (если они имеются). В качестве адреса для переписки могут быть указаны адрес места нахождения в Российской Федерации заявителя — юридического лица, либо адрес места жительства заявителя — физического лица, постоянно проживающего в Российской Федерации, либо адрес места нахождения представителя, в том числе патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, либо иной адрес на территории Российской Федерации.

В графе под кодом 731 приводятся сведения о заявителе: полное официальное наименование юридического лица (согласно учредительному документу) или фамилия, имя и отчество (если оно имеется) физического лица, полный адрес заявителя, который указывается под наименованием заявителя (место нахождения юридического лица или место жительства физического лица), включая официальное наименование государства, а также номера телефона, факса и адрес электронной почты (если они имеются). Фамилия физического лица указывается перед именем. Для заявителя — российского юридического лица указывается основной государственный регистрационный номер (ОГРН). Для заявителя — иностранного юридического лица или постоянно проживающего за пределами Российской Федерации физического лица указываются код государства, соответственно место нахождения или место жительства по стандарту Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) ST.3. Если заявка подается несколькими лицами совместно, то в этой графе заявления необходимо указать всех заявителей и их адреса.

5.4. Если ведение дел заявителем осуществляется через патентного поверенного или иного представителя, в графе под кодом 740 приводятся сведения о нем: фамилия, имя и отчество (если оно имеется), регистрационный номер патентного поверенного в Роспатенте, адрес места нахождения в Российской Федерации, номера телефона, факса и адрес электронной почты (если они имеются). Извещение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о назначении представителя осуществляется путем представления доверенности или соответствующего указания в заявлении, содержащемся в заявке на наименование места происхождения товара, подписанном заявителем.

5.5. В заявке имеется графа «Перечень прилагаемых документов», которая заполняется путем указания количества экземпляров и листов в каждом экземпляре прилагаемых документов. Для прилагаемых документов, указываемых в графе «Другой документ», указывается цель представления. Заявка должна быть подписана заявителем. От имени юридического лица заявка подписывается руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством РФ или учредительными документами юридического лица, с указанием его должности, подпись скрепляется печатью юридического лица.

В случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя заявка подписывается заявителем или его представителем. Подпись расшифровывается указанием фамилии и инициалов подписавшего лица.

5.6. Заявляемое обозначение приводится в обычном шрифтовом исполнении.

5.7. Указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, приводится в заявлении непосредственно под заявляемым обозначением.

5.8. В заявлении приводится описание особых свойств товара, для которого регистрируется обозначение, отличающих данный товар от аналогичных товаров. Из описания явным образом должна следовать обязательная, объективная зависимость особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов. Регламент требует, чтобы свойства товара были описаны четко и ясно в соответствии с общепринятой специальной терминологией (товароведческой, технической и т.д.). Само описание должно носить информационный характер. Оно должно, например, указывать на наличие в данном географическом объекте исходного сырья, соответствующих климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, людей (коллектива), способных изготавливать товар традиционным способом, и т.д. В случае подачи заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара описание особых свойств производимого заявителем товара должно совпадать с описанием основных особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано данное наименование места происхождения товара.

5.9. Заявление содержит такую графу, как «Место происхождения (производства) товара (границы географического объекта)». В этом разделе должно содержаться указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара. Границы географического объекта могут быть описаны с помощью координат, естественных границ местности: рек, гор, озер; административных границ; долговечных сооружений, коммуникаций и т.п.

5.10. Заключение уполномоченного Правительством РФ органа, прилагаемое к заявке на наименование места происхождения товара (или запрошенное по инициативе федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности), должно содержать подтверждение того, что заявитель производит товар в границах указанного географического объекта, с приведенным описанием таких границ; указание производимого заявителем товара и описание его особых свойств; установление зависимости перечисленных особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов; подтверждение известности наименования (в связи с данным товаром в результате длительности его использования). Если речь идет о заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, то прилагаемое к ней заключение уполномоченного органа должно содержать подтверждение того, что заявитель производит товар в границах указанного географического объекта с приведенным описанием таких границ; указание производимого заявителем товара и описание его особых свойств, соответствующих основным особым свойствам, указанным в Государственном реестре наименований; установление зависимости перечисленных особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов; подтверждение известности наименования (в связи с данным товаром в результате его длительного использования).

В качестве документов, подтверждающих право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара, если географический объект находится за пределами Российской Федерации, могут быть представлены, например, свидетельство или сертификат на право пользования наименованием места происхождения товара, выданные компетентным органом страны происхождения товаров, в подлиннике или в виде копии, заверенной в установленном порядке.

5.11. Если документы, прилагаемые к заявке, представляются на иностранном языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык документов может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему уведомления о необходимости выполнения данного требования, в противном случае документы считаются представленными на дату поступления их перевода. Перевод на русский язык подписывается заявителем или его представителем или заверяется в установленном законодательством порядке.

5.12. Если заявка подается через патентного поверенного, то доверенность, удостоверяющая его полномочия (или ее копия, заверенная доверителем или патентным поверенным), представляется в Роспатент по желанию патентного поверенного. В случаях обоснованного сомнения Роспатента в достоверности сведений о наличии у патентного поверенного соответствующих полномочий или их действительности доверенность или ее нотариально заверенная копия представляется в Роспатент по его запросу. В случаях обоснованного сомнения Роспатента в соответствии содержания и оформления доверенности требованиям законодательства страны ее происхождения она должна быть легализована в консульском учреждении Российской Федерации, кроме случаев, когда легализация доверенности не требуется в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

В Административном регламенте по НМПТ особо отмечается, что в случае наделения представителя правом отзывать заявку в доверенности такое право особо оговаривается.

5.13. Пошлина за подачу заявки на наименование места происхождения товара и проведение экспертизы заявленного обозначения уплачивается в установленном порядке путем перевода соответствующих сумм на расчетный счет, сведения о котором размещаются на интернет-сайте федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Документ, подтверждающий уплату пошлины, должен относиться к одной заявке на наименование места происхождения товара и содержать наименование действия, за которое уплачена пошлина, и указание заявляемого обозначения.

5.14. Заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться по факсу при условии последующего представления их оригиналов с соблюдением требований Административного регламента по НМПТ. Заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться в электронном виде на машиночитаемом носителе (с одновременным представлением на бумажном носителе) и быть подписанными электронной цифровой подписью. Требования к заявке на наименование места происхождения товара, представляемой в электронном виде и подписанной электронной цифровой подписью, устанавливаются Роспатентом.

  1. Пункт 8 комментируемой статьи содержит указание на дату подачи заявки на наименование места происхождения товара. Эта дата не имеет такого значения для правовой охраны наименования места происхождения товара, как место в отношении товарного знака (напомним: с ней связана дата приоритета товарного знака). Вместе с тем эта дата необходима для исчисления срока действия свидетельства на исключительное право на наименование места происхождения товара (см. комментарий к ст. 1531 ГК).
  2. Пункт 9 комментируемой статьи впервые устанавливает обязанность федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности публиковать сведения о поданных заявках. При этом, что особенно важно, будут публиковаться сведения об особых свойствах товара. Обязанность ведомства по публикации сведений о заявках влечет право любого лица на обращение в федеральный орган с доводами против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара тому или иному лицу. На практике такие обращения имели место, однако отсутствовала обязанность экспертизы принимать их во внимание при принятии решений.

 

Статья 1523. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара и внесение изменений в документы заявки

 

Комментарий к статье 1523

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, во-первых, что экспертиза заявки (без которой невозможно решить вопрос о возможности или невозможности предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара, а также о возможности или невозможности предоставления исключительного права на наименование места происхождения товара) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности; во-вторых, что экспертиза заявки на наименование места происхождения товара состоит из двух этапов: формальной экспертизы и экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (далее — экспертиза заявленного обозначения). Из аналогичных этапов состоит экспертиза заявки на товарный знак (см. комментарий к ст. 1497 ГК).
  2. Комментируемая статья содержит ряд положений, применимых к отношениям, возникающим между заявителем и федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности на обоих этапах экспертизы (подробнее они рассмотрены в комментариях к ст. 1524 и 1525 ГК).
  3. Пунктом 2 комментируемой статьи заявителю предоставлено право дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. Например, заявитель может уточнить границы географического объекта, указать, что у него изменился адрес для переписки, и т.п. При этом следует иметь в виду, что такие материалы (называемые дополнительными) не могут менять заявку по существу. Однако изменение вида товара, для маркировки которого предназначено наименование места происхождения товара, будет рассматриваться как изменение заявки по существу.
  4. Помимо указания на право заявителя представлять дополнительные материалы комментируемая статья указывает и на его обязанность представлять дополнительные материалы. В этом случае инициатива исходит от федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющего экспертизу. Эта инициатива реализуется в тех случаях, когда отсутствие дополнительных разъяснений, уточнений или исправлений препятствует объективному проведению экспертизы.

Пунктом 3 комментируемой статьи определен срок, в течение которого заявитель обязан отреагировать на запрос по экспертизе. В ответ на такой запрос он должен представить недостающие сведения и (или) материалы. Если заявитель не успевает сделать это своевременно, ему предоставляется возможность ходатайствовать о продлении установленного срока (но соответствующее ходатайство обязательно должно быть подано до истечения установленного законом трехмесячного срока).

Последствия непредставления или несвоевременного представления ответа на запрос по экспертизе очень серьезны. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о признании соответствующей заявки отозванной, что в свою очередь означает прекращение делопроизводства по такой заявке без возможности его восстановления.

 

Статья 1524. Формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1524

 

  1. Основанием для начала формальной экспертизы является поступление заявки на наименование места происхождения товара. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого должен быть завершен первый этап экспертизы. При направлении запроса заявителю срок проведения формальной экспертизы заявки соответственно продлевается.
  2. Задачей формальной экспертизы заявки на наименование места происхождения товара является проверка содержания заявки, наличия необходимых документов и их соответствия установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. В случае положительного результата формальной экспертизы заявителю направляется соответствующее решение.
  3. На первом этапе экспертизы проверка осуществляется в отношении следующих сведений и документов:

— заявления о государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлении исключительного права на такое наименование или заявления о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

— указания наименования или имени заявителя, его адреса;

— имени и адреса представителя при наличии такового;

— заявляемого обозначения;

— указания товара, в отношении которого испрашивается регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

— указания места происхождения (производства) товара (границ географического объекта);

— описания особых свойств товара;

— документа об уплате пошлины за подачу заявки и экспертизу заявленного обозначения;

— доверенности, выданной представителю, или указания о назначении патентного поверенного в заявлении;

— заключения уполномоченного Правительством РФ органа о том, что в границах указанного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, либо заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ; о том, что в границах указанного географического объекта заявитель производит товар, обладающий основными особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров РФ;

— документа, подтверждающего право заявителя на заявленное им наименование места происхождения товара в стране происхождения товара, если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации;

— перевода документов, прилагаемых к заявке на наименование места происхождения товара, поданных не на русском языке.

  1. При установлении на этапе формальной экспертизы фактов неправильного оформления и (или) отсутствия указанных сведений и (или) документов в материалах заявки заявитель уведомляется о необходимости их представления и (или) исправления в решении о принятии заявки к рассмотрению.
  2. Если в процессе формальной экспертизы заявки на наименование места происхождения товара установлено, что заявка на наименование места происхождения товара оформлена с нарушением требований, установленных настоящим Регламентом, заявителю направляется запрос с указанием выявленных нарушений и предложением представить недостающие или исправленные сведения и (или) документы в течение двух месяцев со дня его получения заявителем.

Основаниями для запроса являются, в частности:

— отсутствие в материалах заявки собственно заявления, указания заявителя, заявленного обозначения, указания товара;

— отсутствие в документе об уплате пошлины сведений о том, что пошлина уплачена на установленный счет уполномоченной организации;

— несоответствие суммы уплаченной пошлины установленным размерам.

Направление заявителю запроса с истребованием других сведений и (или) документов как единственного основания для запроса на этапе формальной экспертизы не производится.

  1. Если представленный заявителем ответ не содержит в полной мере запрошенных сведений и (или) документов, ему может быть направлен повторный запрос. Повторный запрос документа, подтверждающего уплату пошлины в установленном размере, не направляется. При оставлении запроса о представлении дополнительных материалов без ответа или нарушении срока для обращения с ходатайством о продлении срока заявка в соответствии с п. 3 ст. 1523 ГК РФ признается отозванной на основании решения Роспатента. Решение о признании заявки отозванной направляется заявителю в 10-дневный срок со дня принятия решения.
  2. При соответствии материалов заявки установленным требованиям, а также в случае своевременного представления заявителем запрошенных сведений и документов заявителю направляется решение о принятии заявки к рассмотрению с указанием установленной даты подачи заявки. В решении о принятии заявки к рассмотрению заявитель может быть также уведомлен о необходимости представления иных сведений и (или) документов, предусмотренных Кодексом и Административным регламентом по НМПТ, отсутствие которых не является основанием для отказа в принятии заявки к рассмотрению.
  3. Если представленный заявителем ответ на запрос не содержит запрошенных сведений и (или) документов, заявителю направляется решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению.

В решении об отказе в принятии заявки к рассмотрению приводятся основания, к числу которых относятся:

— отсутствие заявления о государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлении исключительного права на такое наименование или заявления о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

— отсутствие в заявке сведений о заявителе;

— несоответствие сведений о заявителе, указанных в заявке, требованиям, установленным настоящим Регламентом;

— отсутствие в заявке обозначения, предназначенного для регистрации в качестве наименования места происхождения товара и (или) в отношении которого испрашивается представление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

— отсутствие в заявке указания товара, для обозначения которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

— отсутствие в заявке указания места происхождения (производства) товара (границ географического объекта);

— отсутствие в заявке описания особых свойств товара;

— отсутствие документа об уплате пошлины в установленном размере.

 

Статья 1525. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1525

 

  1. Задачей экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара, является проверка соответствия обозначения требованиям, установленным ст. 1516 ГК РФ, а также обоснованности указания места происхождения (производства) товара на территории РФ.
  2. В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения осуществляется проверка:

— соответствия материалов заявки требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению заявки и прилагаемых к ней документов, за исключением материалов заявки, проверка которых осуществляется в ходе формальной экспертизы;

— соответствия заявленного обозначения условиям признания его наименованием места происхождения товара, установленным п. 2 ст. 1516 ГК РФ;

— обоснованности указания места происхождения (производства) товара на территории РФ в соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи;

— наличия и содержания заключения уполномоченного Правительством РФ органа либо заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, о том, что в границах указанного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами;

— соответствия описания основных особых свойств товара, для обозначения которого испрашивается предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара, данным, содержащимся в Государственном реестре наименований.

2.1. При определении соответствия заявленного обозначения требованиям к наименованию места происхождения товара, установленным ст. 1516 ГК РФ, проверяется следующее:

во-первых, представляет собой или содержит ли заявленное обозначение современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта. Обозначение, регистрируемое в качестве наименования места происхождения товара, может дополнительно содержать указание на видовое (родовое) обозначение товара, фантазийное обозначение, цифру или число, которые не имеют самостоятельной правовой охраны;

во-вторых, наличие сведений, подтверждающих нахождение географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, именно в границах, указанных в заявке;

в-третьих, существование наименования географического объекта на дату подачи заявки именно в качестве обозначения, используемого для индивидуализации товара, обладающего особыми свойствами, обусловленными природными условиями и (или) людскими факторами, характерными для данного географического объекта. Практика правоприменения исходит из того, что, в случае если наименование географического объекта применялось ранее для индивидуализации товара, но ко времени подачи заявки утратило свою первоначальную способность быть указанием на место действительного происхождения товара и особых свойств товара, это наименование считается обозначением, вошедшим в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства;

в-четвертых, наличие указания товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, с указанием места происхождения (производства) товара (границ географического объекта);

в-пятых, наличие описания особых свойств товара и их соответствие заключению компетентного органа.

2.2. При проверке содержания заключения уполномоченного Правительством РФ органа либо заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, устанавливается наличие сведений, подтверждающих следующее:

во-первых, производство заявителем товара, указанного в заявке, в границах указанного географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара;

во-вторых, производство заявителем в границах указанного географического объекта товара, обладающего особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований;

в-третьих, наличие у производимого заявителем товара особых свойств, определяемых исключительно или главным образом характерными для указанного в заявке географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, и установление такой зависимости;

в-четвертых, известность обозначения в связи с данным товаром в результате длительности его использования.

  1. Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства не направляется в случае, когда по результатам экспертизы не выявлено оснований для отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара.
  2. Запрос дополнительных материалов в соответствии с п. 3 ст. 1523 ГК РФ направляется заявителю только в том случае, если без таких материалов невозможно проведение экспертизы заявленного обозначения. Основанием для запроса может являться, в частности, необходимость уточнения следующих обстоятельств:

— заявленного обозначения;

— представления документов, предусмотренных Административным регламентом по НМПТ;

— товара, для обозначения которого испрашивается государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

— места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), для обозначения которого испрашивается государственная регистрация и предоставление исключительного права на использование наименования места происхождения товара или предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара;

— описания особых свойств товара, указанного в заявке;

— сведений, содержащихся в заключении уполномоченного Правительством РФ органа или компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, в частности сведений, подтверждающих фактическое осуществление заявителем производственной деятельности в границах указанного географического объекта, наличие в товаре особых свойств, их зависимость от природных условий и (или) людских факторов, характерных для указанного в заявке географического объекта;

— подтверждения известности обозначения в связи с указанным товаром.

Вопросы иного характера, а также замечания и предложения, возникающие при рассмотрении заявки, могут быть также включены в запрос, направляемый на указанных выше основаниях. В том случае, когда вышеперечисленных оснований для направления запроса нет, о возникших замечаниях, предложениях и т.п. заявитель уведомляется в письме.

В случае возникновения в ходе проведения экспертизы обоснованных сомнений в отношении достоверности любого представленного заявителем документа или сведений, содержащихся в материалах заявки, Роспатент вправе запросить у заявителя дополнительные материалы. В запросе в обоснование сомнений указываются соответствующие положения ГК РФ, Административного регламента по НМПТ и других нормативных правовых актов. При непредставлении заявителем дополнительных материалов в течение трех месяцев с даты направления ему соответствующего запроса принимается решение о признании заявки отозванной. Решение о признании заявки отозванной направляется заявителю в 10-дневный срок со дня принятия решения.

  1. Административным регламентом по НМПТ допускается рассмотрение заявки на наименование места происхождения товара с участием заявителя. Рассмотрение вопросов, связанных с заявкой, с участием непосредственно заявителя или его представителя проводится, как правило, при возникновении необходимости в получении в ходе проведения экспертизы дополнительных разъяснений относительно заявленного обозначения, товара, для которого предназначено обозначение, особых свойств товара, их зависимости от природных условий и (или) людских факторов для данного географического объекта и в целях уяснения позиций экспертов заявленного обозначения и заявителя по вопросу соответствия заявленного обозначения условиям регистрации его в качестве наименования места происхождения товара и возможности предоставления исключительного права на указанное наименование. Такое рассмотрение проводится по предложению Роспатента или по просьбе заявителя. В запросе федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть изложены вопросы, связанные с заявкой, и предложение о встрече с заявителем. Вопросы заявителя, связанные с заявкой, и просьба о проведении встречи излагаются в письме заявителя. В случае запроса ответ на него представляется заявителем в установленный срок независимо от того, намерен ли заявитель принять участие в рассмотрении заявки. Дата и время рассмотрения заявки предварительно согласовываются. В случае изменения обстоятельств сторона, не имеющая возможности участвовать в рассмотрении заявки в назначенное время, немедленно извещает об этом другую сторону. Просьба заявителя может быть отклонена, если ведомство сочтет совместное рассмотрение заявки преждевременным или нецелесообразным. Если заявитель считает совместное рассмотрение заявки преждевременным или нецелесообразным, он может представить свое мнение об этом. При прибытии заявителя или его представителя с целью участия в рассмотрении заявки без предварительного согласования в удовлетворении его просьбы о рассмотрении заявки с его участием может быть отказано.

Рассмотрение заявки с участием заявителя осуществляется путем переговоров или на экспертном совещании. Переговоры проводятся в случае, если вопросы могут быть разрешены непосредственно лицом, уполномоченным осуществлять функции экспертизы заявленного обозначения, и заявителем, экспертное совещание — если для разрешения вопросов требуется участие со стороны экспертизы заявленного обозначения ряда специалистов. По результатам переговоров или экспертного совещания составляется протокол по установленной форме в двух экземплярах, содержащий сведения об участниках, доводы и предложения, приводимые сторонами, и выводы о дальнейшем делопроизводстве. В протоколе могут быть приведены исправленный перечень товаров и услуг, заявление об отзыве заявки, изложены вопросы экспертизы, требующие письменных разъяснений, и т.п. Протокол подписывается всеми участниками рассмотрения. Один экземпляр протокола приобщается к материалам заявки, другой передается заявителю. При отсутствии согласия по обсуждаемым вопросам в протоколе могут быть зафиксированы особые мнения участников рассмотрения. Экземпляр протокола, передаваемый заявителю, содержащий соответствующие выводы, может заменить уведомление о прекращении производства (в случае отзыва заявки) или запрос экспертизы, что оформляется соответствующей записью в нем. Протокол может заменить ответ заявителя на запрос по экспертизе (если при этом не нарушаются установленные сроки для представления ответа). В этом случае в протокол вносится соответствующая запись.

  1. При поступлении дополнительных материалов, поданных заявителем по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проверяется соблюдение заявителем установленных сроков их представления. При поступлении дополнительных материалов, представленных заявителем по собственной инициативе или по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и принятых к рассмотрению, проверяется, не изменяют ли они заявку по существу. Дополнительные материалы признаются изменяющими заявку по существу, если они содержат, в частности, указания на основные свойства товара, которыми этот товар не обладает, исходя в соответствующих случаях из заключения уполномоченного Правительством РФ органа либо из заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ; на иной (иные) товар(ы), если заявленное обозначение содержит название самого товара, для которого предназначено наименование места происхождения товара.

В случае признания дополнительных материалов изменяющими заявку по существу заявителю до принятия решений о государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) о предоставлении исключительного права на такое наименование; о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование; об отказе в предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара сообщается (в очередном направляемом ему документе экспертизы) о том, какие из включенных в дополнительные материалы сведений послужили основанием для такого вывода экспертизы. Иные сведения учитываются при проведении экспертизы.

  1. В соответствии с п. 3 ст. 1523 ГК РФ срок представления заявителем запрашиваемых материалов может быть продлен по ходатайству заявителя. Вместе с ходатайством представляется документ, подтверждающий уплату пошлины за продление срока в установленном размере. Ходатайство о продлении срока представления запрашиваемых материалов направляется заявителем в Роспатент до истечения двух месяцев со дня получения заявителем запроса. Ходатайство о продлении срока рассматривается в течение месяца со дня его поступления. При рассмотрении поступившего ходатайства проводится проверка соответствия ходатайства установленным требованиям. Если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о продлении срока представления запрашиваемых материалов на срок, указанный в ходатайстве и исчисляемый со дня истечения установленного срока представления запрашиваемых материалов, но не более чем на шесть месяцев. Если в ходатайстве такой срок не указан, срок представления запрашиваемых материалов продлевается на один месяц, в том числе и в случае, если ходатайство подавалось неоднократно.

Продления срока ответа на запрос экспертизы на срок свыше шести месяцев со дня истечения установленного срока представления дополнительных материалов по запросу экспертизы не допускается. Если ходатайство оформлено с нарушением установленных требований, или документ, подтверждающий уплату пошлины за продление срока в установленном размере, к ходатайству не приложен, или сумма уплаченной пошлины не соответствует установленному размеру, продление срока представления запрашиваемых материалов не производится, о чем заявитель уведомляется.

 

Статья 1526. Решение, принятое по результатам экспертизы заявленного обозначения

 

Комментарий к статье 1526

 

  1. Комментируемая статья посвящена видам решений, которые принимаются по результатам экспертизы заявленного обозначения. Отметим, что решениям, принимаемым по результатам формальной экспертизы, посвящено лишь небольшое положение статьи, посвященной формальной экспертизе.
  2. Все решения принимаются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Принимаемые решения разделены на две группы. Основанием такого деления является вид заявки на наименование места происхождения товара. Внутри каждой группы решения делятся на две подгруппы: положительные решения и отрицательные. Последствия принятия разных видов решений также существенно разнятся.
  3. При установлении соответствия заявленного обозначения требованиям, установленным ст. 1516 ГК РФ, в случае отсутствия государственной регистрации этого наименования в Государственном реестре наименований принимается решение о государственной регистрации наименования места происхождения товаров и о предоставлении исключительного права на использование такого наименования.
  4. При установлении соответствия заявленного обозначения требованиям, установленным ст. 1516 ГК РФ, в случае наличия государственной регистрации этого наименования в Государственном реестре наименований принимается решение о предоставлении исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара.
  5. В решении о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование и в решении о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара приводятся следующие сведения:

— регистрируемое в качестве наименования места происхождения товара обозначение или ранее зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара обозначение;

— наименование(я) или имя (имена) заявителя(ей) и его (их) место(а) нахождения или место(а) жительства;

— дата подачи заявки и ее номер;

— указание товара, для которого зарегистрировано наименование места происхождения товара и (или) предоставлено исключительное право на наименование места происхождения товара;

— описание особых свойств товара, для которого зарегистрировано наименование места происхождения товара и (или) предоставлено исключительное право на наименование места происхождения товара;

— указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта);

— номер государственной регистрации ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара.

  1. Если в результате экспертизы установлено, что обозначение не соответствует по крайней мере одному из установленных требований, принимается решение об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и в предоставлении исключительного права на такое наименование с приложением заключения экспертизы, содержащего мотивы отказа в государственной регистрации и в предоставлении исключительного права на такое наименование.

Если в результате экспертизы установлено, что обозначение не соответствует по крайней мере одному из установленных требований, в случае наличия государственной регистрации этого обозначения в Государственном реестре наименований принимается решение об отказе в предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование с приложением заключения экспертизы, содержащего мотивы отказа в предоставлении исключительного права на такое наименование.

  1. В решении об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование и в решении об отказе в предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование приводятся мотивы отказа в государственной регистрации и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование.
  2. В решении об отказе в принятии заявки на наименование места происхождения товара к рассмотрению, о государственной регистрации наименования места происхождения товара, о предоставлении исключительного права на наименование места происхождения товара, о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на наименование места происхождения товара, об отказе в предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, о признании заявки на наименование места происхождения товара отозванной заявителю сообщается о том, что в соответствии с п. 1 ст. 1528 ГК РФ он может оспорить решение путем подачи возражения в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение четырех месяцев со дня направления соответствующего решения.

 

Статья 1527. Отзыв заявки на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1527

 

  1. Комментируемая статья не содержит установления о форме, в какой должен быть сделан отзыв заявки, но представляется, что в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности должно быть представлено письменное заявление.
  2. Такое заявление не может быть принято, если соответствующее волеизъявление было сделано заявителем после внесения соответствующей записи в Государственный реестр наименований.
  3. Административным регламентом по НМПТ установлено, что при поступлении от заявителя просьбы об отзыве заявки ему, не позднее месяца со дня поступления просьбы, направляется письмо с разъяснением того, что заявка будет признана отозванной со дня направления уведомления о принятии данного заявления к сведению в течение месяца со дня направления такого письма. Заявителю также сообщается о последствиях неприятия уведомления о принятии заявления к сведению.

В случае отсутствия возражений заявителя в отношении удовлетворения его просьбы об отзыве заявка признается отозванной со дня направления заявителю уведомления о принятии этого заявления к сведению.

  1. По отозванной заявке юридически значимые действия не могут быть совершены, в частности, экспертиза такой заявки не проводится; регистрация соответствующего наименования места происхождения товара и (или) предоставление исключительного права на такое наименование, а также предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование не производятся.
  2. Просьба заявителя считать недействительным его заявление об отзыве заявки, поступившая после направления заявителю уведомления о принятии этого заявления к сведению, не является основанием для отмены указанных выше результатов отзыва заявки.
  3. Вышеуказанные правила действуют также и в отношении заявок, признанных отозванными. Датой, начиная с которой заявка признается отозванной, является дата направления заявителю решения о том, что заявка признается отозванной. В решении указываются соответствующие основания.

 

Статья 1528. Оспаривание решений по заявке на наименование места происхождения товара. Восстановление пропущенных сроков

 

Комментарий к статье 1528

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет принятые по результатам формальной экспертизы и экспертизы заявленного обозначения виды решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, которые могут быть оспорены заявителем в случае его несогласия с этими решениями.

Этим же положением установлен срок, в течение которого может быть реализовано право заявителя на оспаривание решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Определено, что согласно данной статье, в отличие от ранее действовавшей редакции, соответствующее возражение — обращение, в котором заявитель выражает и мотивирует свое несогласие с решением федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, подается в сам этот орган.

  1. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен вопросу восстановления некоторых сроков, установленных законом и пропущенных заявителем. К числу таких сроков отнесены срок ответа на запрос экспертизы и срок для подачи заявителем возражения против решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Специально оговаривается срок, в течение которого должны подаваться ходатайства о восстановлении пропущенных сроков. В ходатайстве не только должны быть указаны причины пропуска установленных сроков, они должны быть документально подтверждены. Еще одно условие — уплата пошлины. Комментируемая норма содержит также установление о том, что действие, которое не было выполнено в срок, должно быть выполнено одновременно с подачей ходатайства о восстановлении пропущенного срока. При рассмотрении поступившего ходатайства проводится проверка соответствия ходатайства установленным требованиям. Если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, то срок восстанавливается на основании принятого федеральным органом решения об отмене решения о признании заявки отозванной и о восстановлении пропущенного срока. Если ходатайство о восстановлении пропущенного срока оформлено с нарушением установленных требований или требуемые документы не представлены, заявитель уведомляется об этом, а также о том, что эти недостатки могут быть устранены в течение трех месяцев со дня истечения срока представления запрашиваемых материалов. Если устранены недостатки, указанные в уведомлении, заявитель уведомляется о восстановлении пропущенного срока в месячный срок со дня представления запрашиваемых материалов. В противном случае ходатайство о восстановлении пропущенного срока не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, поданное по истечении установленного срока, не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется.

 

Статья 1529. Порядок государственной регистрации наименования места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1529

 

  1. Принятие положительного решения по заявке на наименование места происхождения товара федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности влечет следующее важное действие со стороны этого органа. Он осуществляет необходимые записи в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации — так называемую государственную регистрацию.
  2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет перечень сведений, которые должны вноситься в Государственный реестр наименований в связи с предоставлением правовой охраны наименованию места происхождения товара, а также в связи с предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара. Кроме того, установлено, что все последующие изменения изначально внесенных в Государственный реестр наименований сведений также должны вноситься в этот Государственный реестр.
  3. Детально порядок государственной регистрации наименования места происхождения товара определяется Административным регламентом исполнения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 декабря 2007 г. N 346, зарегистрированным Минюстом России 30 мая 2008 г. за N 11785, опубликованным 25 июня 2008 г. в «Российской газете» (Федеральный выпуск N 4691) (далее — Административный регламент ведения реестров).

В соответствии с Административным регламентом ведения реестров основанием для внесения в Государственный реестр наименований сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара является решение о государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлении исключительного права на такое наименование, принятое федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в установленном законодательством порядке, а основанием для внесения в Государственный реестр наименований сведений о предоставлении исключительного права на наименование места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара являются принятые федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в установленном порядке соответственно решение о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, решение о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара.

Административным регламентом ведения реестров установлено, что если заявителем не представлен в установленном порядке документ, подтверждающий уплату пошлины за выдачу свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, то внесение в Государственный реестр наименований сведений, относящихся к предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара, не производится, о чем заявитель уведомляется. Если же пошлина будет уплачена, а соответствующий документ будет представлен в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, то в Государственный реестр наименований при регистрации наименования места происхождения товара вносятся следующие сведения:

— регистрационный номер наименования места происхождения товара, присвоенный ему Роспатентом;

— наименование места происхождения товара;

— номер заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование;

— дата подачи заявки;

— указание товара, для индивидуализации которого зарегистрировано наименование места происхождения товара;

— описание особых свойств товара;

— место происхождения (производства) товара (границы географического объекта);

— другие сведения, в частности о неохраняемых элементах, относящихся к регистрации наименования места происхождения товара;

— дата государственной регистрации наименования места происхождения товара;

— дата публикации сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара.

При внесении сведений о предоставлении исключительного права на наименование места происхождения товара или сведений о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара в Государственном реестре наименований указываются также:

— номер свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара;

— наименование места происхождения товара;

— дата истечения срока действия свидетельства;

— номер заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

— дата подачи заявки;

— сведения об обладателе свидетельства: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его (их) место нахождения или место жительства с указанием кода страны согласно стандарту ВОИС ST.3;

— указание товара, для индивидуализации которого зарегистрировано наименование места происхождения товара;

— описание особых свойств товара;

— место происхождения (производства) товара (границы географического объекта);

— дата внесения сведений о выдаче свидетельства;

— дата публикации сведений о предоставлении исключительного права на наименование места происхождения товара;

— адрес для переписки;

— другие сведения (при необходимости, если имеются), относящиеся к предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара.

 

Статья 1530. Выдача свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1530

 

  1. Государственная регистрация наименования места происхождения товара в Государственном реестре наименований не влечет автоматической выдачи свидетельства об исключительном праве на это наименование лицу, которое подавало соответствующую заявку. Для того чтобы Роспатент выдал заявителю по заявке свидетельство, необходимо, чтобы этот заявитель уплатил пошлину за выдачу свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

Следует отметить, что пошлина за выдачу свидетельства, как и другие упоминавшиеся выше пошлины, связанные с наименованиями мест происхождения товаров, устанавливается специальным нормативным правовым актом. Таким нормативным правовым актом является Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941. Указанным Положением устанавливаются вид пошлины, ее размер, сроки, в которые она должна быть уплачена, вид документа, который подтверждает, что она действительно была уплачена, срок, в течение которого такой документ признается действительным, и т.д.

  1. Комментируемая норма не содержит никаких требований или установлений в отношении формы свидетельства или сведений, которые должны в нем содержаться. Она предоставляет соответствующие полномочия (по установлению формы и перечня сведений) федеральному органу, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Такое полномочие было реализовано путем издания Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2008 г. N 328 <1>.

———————————

<1> Зарегистрирован в Минюсте России 16 февраля 2009 г. N 13356, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 20 апреля 2009 г. (N 16).

 

  1. Пунктом 14.3 Административного регламента по НМПТ установлено, что в свидетельстве об исключительном праве на наименование места происхождения товара указываются следующие сведения:

— номер свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара;

— место размещения обозначения — наименование места происхождения товара;

— обладатель (обладатели) свидетельства;

— номер заявки;

— дата подачи заявки;

— дата государственной регистрации в Государственном реестре наименований;

— дата истечения срока действия свидетельства;

— сведения о товаре и описание его особых свойств;

— сведения о месте происхождения (производства) товара (границы географического объекта).

  1. Свидетельство в соответствии с п. 14.4 Административного регламента по НМПТ выдается правообладателю (при наличии нескольких лиц — одному из правообладателей) или его уполномоченному представителю при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих полномочия, под роспись в реестре передачи свидетельства с расшифровкой фамилии получившего и указанием даты получения свидетельства. По просьбе правообладателя (правообладателей), а также в случае неполучения им (ими) по каким-либо причинам лично или через своего уполномоченного представителя оформленного свидетельства в пятидневный срок после его оформления свидетельство направляется правообладателю (при наличии нескольких лиц — одному из правообладателей) заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 14.5 Административного регламента по НМПТ).

 

Статья 1531. Срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1531

 

  1. Как уже отмечалось (см. комментарий к ст. 1521 ГК), срок действия правовой охраны зарегистрированного наименования места происхождения товара и срок действия свидетельства об исключительном праве пользования таким наименованием места происхождения товара могут не совпадать. Правовая охрана наименования места происхождения товара может продолжаться бесконечно долго (пример тому — вековая охрана различных наименований мест происхождения товаров, предназначенных для маркировки алкогольных напитков, во Франции). Очевидно, что срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара не может быть больше, чем срок действия правовой охраны наименования места происхождения товара. Комментируемым положением продолжительность его действия ограничена 10-летним периодом.

Исчисление срока действия свидетельства осуществляется со дня подачи соответствующей (о регистрации и предоставлении права использования либо о предоставлении права использования) заявки на наименование места происхождения товара в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Необходимо отметить использование в комментируемой статье термина «день подачи заявки», хотя в ст. 1522 ГК РФ используется термин «дата подачи заявки». Но представляется, что эта небольшая неточность не повлечет каких-либо негативных последствий при исчислении срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

  1. Как было указано выше, срок действия свидетельства составляет по общему правилу 10 лет. Вместе с тем исходя из длительности использования практически каждого наименования места происхождения товара, устойчивости природных условий и людских факторов, влияющих на формирование особых свойств товара, законодатель предусмотрел возможность продления срока действия свидетельства. Пункт 2 комментируемой статьи прямо не указывает на количественную неограниченность реализации этой возможности. Исходя из отсутствия ограничения можно сделать вывод о том, что правообладатель может подавать соответствующее заявление неоднократно. Представляется оправданным требование закона о представлении заявления о продлении в течение последнего года действия свидетельства. Исключительное право на наименование места происхождения товара должно быть действующим, не прекратившим свое действие. Только в этом случае можно говорить о его продлении. Вслед за Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г. российский закон устанавливает возможность подачи заявления о продлении срока действия свидетельства за пределами последнего года его действия. Правообладателю предоставляется так называемый льготный срок, продолжительность которого составляет шесть месяцев.
  2. Основным условием продления срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара является представление правообладателем заключения, подтверждающего, что он продолжает производить в границах соответствующего географического объекта товар с особыми свойствами. Эти особые свойства должны совпадать с теми свойствами, которые указаны в Государственном реестре наименований.

Закон не указывает, но представляется очевидным, что требуемое заключение должно выдаваться тем же компетентным органом, который уполномочен выдавать заключения, предоставляемые при подаче заявки на наименование места происхождения товара (см. комментарий к ст. 1522 ГК). Закон содержит специальное указание на то, что порядок определения компетентных органов устанавливается Правительством РФ <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 481 «О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или к заявке на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 38. Ст. 3806 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 845).

 

Обновленная редакция комментируемой нормы указывает на возможность запрашивания вышеуказанного заключения или содержащихся в нем сведений самим федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такое нововведение, безусловно, облегчит положение правообладателя.

В отношении иностранных правообладателей установлены иные требования. Они аналогичны тем, которые действуют при подаче заявки иностранным заявителем (см. комментарий к ст. 1522 ГК). Иностранный правообладатель должен представить документ из страны происхождения товара и соответственно страны происхождения наименования места происхождения товара. Этот документ должен подтверждать наличие у обладателя исключительного права на использование наименования места происхождения товара, охраняемого в Российской Федерации, основополагающего, базового права на это наименование места происхождения товара в стране происхождения товара. Такое документальное подтверждение имеет временные ограничения: право должно быть действующим в стране происхождения на момент подачи в России заявления о продлении срока действия свидетельства.

  1. Детально порядок и условия продления срока действия свидетельства определяются Административным регламентом исполнения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению в установленном порядке продления срока действия патента на изобретение, относящееся к средствам, для применения которых требуется получение разрешения уполномоченного на это органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, срока действия патента на промышленный образец, свидетельства (патента) на полезную модель, свидетельства о регистрации товарного знака, знака обслуживания, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, а также восстановления действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, прекращенного в связи с неуплатой в установленный срок пошлины за поддержание его в силе (далее — Административный регламент продления).

Указанный Регламент подчеркивает, что срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Административный регламент продления содержит указание на то, что срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара может быть продлен Роспатентом по заявлению правообладателя на срок, указанный в заявлении, но не более чем на 10 лет. Однако с таким утверждением нельзя согласиться, поскольку никакое положение в комментируемой статье не дает оснований считать, что испрашиваемый срок продления может быть менее 10 лет. Более того, заключительный абзац п. 2 комментируемой статьи говорит о том, что срок действия свидетельства продлевается каждый раз на 10 лет (а не на срок, испрашиваемый правообладателем).

Административный регламент продления также указывает на необходимость представления заключения компетентного органа, а в отношении наименования, которое является наименованием географического объекта, находящегося за пределами Российской Федерации, — также на необходимость представления правоподтверждающего документа. По ходатайству обладателя свидетельства, предусмотренному п. 2 комментируемой статьи, по истечении срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара ему может быть предоставлено шесть месяцев для подачи указанного заявления.

Заявление о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара оформляется согласно образцу, приведенному в приложении к Административному регламенту продления. Заявление подписывается правообладателем или его представителем с расшифровкой имени и указанием даты его подписания. При подписании заявления руководителем юридического лица указывается его должность, подпись расшифровывается и скрепляется печатью.

Административным регламентом продления установлено, что к заявлению прилагаются:

— заключение компетентного органа, установленного Правительством РФ, о том, что правообладатель свидетельства производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (например, заключение Минздравсоцразвития России в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заключение Минпромэнерго России в отношении изделий народных художественных промыслов, заключение Минсельхоза России в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов);

— документ, подтверждающий право на наименование места происхождения товара в стране происхождения товара на дату подачи заявления (например, сертификационное удостоверение, выписка из реестра зарегистрированных наименований мест происхождения товаров страны происхождения товара, судебный акт);

— документ, подтверждающий уплату пошлины за продление срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара;

— доверенность (если заявление подается представителем) или копия доверенности, заверенная в установленном порядке.

Определено, что в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление и прилагаемые к нему документы, поданные непосредственно или поступившие по почте, рассматриваются в двухмесячный срок с даты их поступления. Срок рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов, переданных по факсу, исчисляется с даты поступления их оригиналов. При отсутствии или неправильном оформлении какого-либо из необходимых документов по адресу для переписки, указанному в заявлении, лицу, подавшему заявление, направляется запрос с предложением в трехмесячный срок с даты направления запроса представить отсутствующие и (или) исправленные документы. При этом установленный Регламентом срок рассмотрения заявления исчисляется с даты поступления последнего из недостающих или исправленных документов. Если в установленный срок все необходимые правильно оформленные документы не представлены, срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара не продлевается. О таком решении уведомляется правообладатель или его представитель (т.е. лицо, подавшее заявление). Если соблюдены все установленные условия, то срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара продлевается. В этом случае лицу, подавшему заявление, направляется приложение к свидетельству с записью о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара. Сведения о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара незамедлительно передаются для внесения в Государственный реестр наименований и публикуются в официальном бюллетене Роспатента «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров».

 

Статья 1532. Внесение изменений в Государственный реестр наименований и свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1532

 

  1. Сведения, относящиеся к государственной регистрации наименования места происхождения товара, с течением времени по тем или иным причинам могут меняться. В отличие от ранее действовавшей редакции комментируемой статьи закон не указывает на обязанность правообладателя информировать федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обо всех изменениях, относящихся к регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению права использования наименования места происхождения товара. Вместе с тем из содержания нормы следует, что изменения вносятся федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности на основании заявления правообладателя. Такой же порядок установлен и в отношении изменений для исправления очевидных и технических ошибок.
  2. Учитывая особую важность такого признака наименования места происхождения товара, как наличие у индивидуализируемого товара особых свойств, закон указывает на необходимость представления заключения уполномоченного органа, если правообладатель испрашивает внесение изменений в описание особых свойств товара. Заключение, как и на этапе подачи заявки, может быть представлено по инициативе правообладателя либо запрошено (в полном объеме или в части отдельных сведений) федеральным органом исполнительной власти у соответствующего уполномоченного органа.
  3. Детально порядок и условия внесения изменений в Государственный реестр наименований и в свидетельство определяется Административным регламентом по ведению реестров, который прежде всего определяет, какие именно изменения или дополнения могут вноситься в государственный реестр. К ним, в частности, относятся следующие записи:

— о признании предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара и исключительного права на такое наименование недействительным, в том числе на основании судебных актов или постановлений судебных приставов;

— об аннулировании записи в Государственном реестре наименований, в том числе на основании судебных актов или постановлений судебных приставов;

— о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара, в том числе на основании судебных актов или постановлений судебных приставов;

— о других изменениях, относящихся к государственной регистрации наименования места происхождения товара;

— об исправлении очевидных и технических ошибок в записях Государственного реестра наименований;

— о дате публикации изменения или дополнения.

В Государственный реестр наименований, содержащий сведения о предоставлении исключительного права на наименование места происхождения товара, вносятся записи о следующих изменениях и дополнениях:

— о признании предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара и исключительного права на такое наименование недействительным, в том числе на основании судебных актов или постановлений судебных приставов;

— о прекращении действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара;

— о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара;

— об изменении наименования или фамилии, имени, отчества обладателя свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара и (или) об изменении его места нахождения или места жительства;

— об изменении адреса для переписки;

— о других изменениях, относящихся к предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара;

— об исправлении очевидных и технических ошибок в записях Государственного реестра наименований;

— о выдаче дубликата свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара (свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара);

— о дате публикации изменения или дополнения.

Запись об изменениях и дополнениях в сведения Государственного реестра наименований вносится лицом, уполномоченным Роспатентом.

 

Статья 1533. Публикация сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1533

 

  1. Комментируемая статья устанавливает обязательность публикации в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности сведений, относящихся к государственной регистрации самого наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на него.
  2. Публикации подлежат только те сведения, которые внесены в Государственный реестр наименований. Кроме того, из этого правила сделано одно существенное исключение: публикации не подлежит описание особых свойств товара (хотя в Государственный реестр наименований оно внесено) (см. комментарий к ст. 1529 ГК). Как представляется, делается это во избежание недобросовестности со стороны лиц, желающих получить исключительное право на использование охраняемого наименования места происхождения товара.
  3. Публикация любых сведений (начальных или последующих) осуществляется незамедлительно после их внесения в Государственный реестр наименований. Очевидно, сведения публикуются в ближайшем номере официального бюллетеня. Указание на незамедлительность публикации введено по аналогии с соответствующим положением, относящимся к товарным знакам, которое в свою очередь основано на положениях Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
  4. Административным регламентом ведения реестров установлено, что Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет публикацию сведений, в том числе о государственной регистрации наименования места происхождения товара, о предоставлении исключительного права на наименование места происхождения товара, о прекращении действия правовой охраны наименований мест происхождения товаров и о других изменениях. Официальные бюллетени выпускаются на электронном носителе с информационно-поисковой системой. Периодичность их выпуска — не реже двух раз в месяц. Указанные официальные издания выпускаются на бумажных носителях с периодичностью выпуска соответствующих официальных бюллетеней и идентичны публикациям на электронных носителях. Требования к оформлению официальных изданий Роспатента устанавливаются Роспатентом.

Пункт 27.1 Административного регламента по ведению реестров, основываясь на положениях комментируемой статьи, определяет, что сведения, относящиеся к государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, внесенные в Государственный реестр наименований (наименование места происхождения товара, сведения об обладателе свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, другие сведения, относящиеся к государственной регистрации и предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара), за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара, публикуются Роспатентом в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в упомянутый Реестр.

При публикации в официальном бюллетене в соответствии с п. 27.2 Административного регламента по ведению реестров указываются следующие сведения о государственной регистрации наименования места происхождения товара:

— регистрационный номер наименования места происхождения товара, присвоенный ему Роспатентом;

— наименование места происхождения товара;

— номер заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование;

— дата подачи заявки;

— указание товара, для индивидуализации которого зарегистрировано наименование места происхождения товара;

— место происхождения (производства) товара (границы географического объекта);

— другие сведения, в частности неохраняемые элементы, относящиеся к регистрации наименования места происхождения товара;

— дата государственной регистрации наименования места происхождения товара;

— дата публикации сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара.

На основании п. 27.3 Административного регламента по ведению реестров при публикации указываются внесенные в Государственный реестр наименований следующие сведения о предоставлении исключительного права на зарегистрированное наименование (о выдаче свидетельства об исключительном праве использования наименования места происхождения товара):

— номер свидетельства об исключительном праве использования наименования места происхождения товара, присвоенный Роспатентом;

— зарегистрированное наименование места происхождения товара;

— дата истечения срока действия свидетельства;

— номер заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

— дата подачи заявки;

— сведения, касающиеся обладателя свидетельства: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его (их) место нахождения или место жительства с указанием кода страны согласно стандарту ВОИС ST.3;

— указание товара, для индивидуализации которого зарегистрировано наименование места происхождения товара;

— место происхождения (производства) товара (границы географического объекта);

— дата внесения сведений о выдаче свидетельства;

— дата публикации сведений о предоставлении исключительного права использования наименования места происхождения товара;

— адрес для переписки;

— другие сведения (при необходимости, если имеются), относящиеся к предоставлению исключительного права использования наименования места происхождения товара.

В соответствии с п. 29 Административного регламента по ведению реестров осуществляется публикация сведений об изменениях и дополнениях, внесенных в Государственный реестр наименований. К числу таких сведений относятся сведения, касающиеся прекращения действия правовой охраны наименований мест происхождения товаров, свидетельства об исключительном праве использования наименования места происхождения товара, а также других изменений, внесенных в Государственный реестр наименований. Эти сведения публикуются в официальном бюллетене незамедлительно после внесения записи об изменении или дополнении в указанный Реестр.

 

Статья 1534. Регистрация наименования места происхождения товара в иностранных государствах

 

Комментарий к статье 1534

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает для российских юридических лиц и граждан России возможность получения правовой охраны в качестве наименований мест происхождения товаров для используемых ими индивидуализирующих обозначений в иностранных государствах. Иные лица, например, лица без гражданства, такой возможности не имеют.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет условия, при которых может быть реализована установленная п. 1 возможность получения правовой охраны наименования места происхождения товара за рубежом. Эти условия в значительной степени аналогичны условиям испрашивания правовой охраны товарного знака в рамках процедуры, предусмотренной Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. (см. комментарий к ст. 1507). Сходство заключается в том, что испрашивание за рубежом правовой охраны возможно только после регистрации и (или) получения исключительного права на использование наименования места происхождения товара в России. Различие заключается в том, что заявка в уполномоченное ведомство иностранного государства подается минуя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code