Использование наименования места происхождения товара

Статья 1519. Исключительное право на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1519

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит ссылку на ст. 1229 ГК РФ, в связи с чем представляется необходимым обратить внимание на содержание п. 2 указанной статьи, который устанавливает возможность принадлежности исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) одному или нескольким лицам совместно. Возможность сообладания исключительным правом на наименование места происхождения товара подтверждается и содержанием абз. 2 п. 1 ст. 1518 ГК РФ. Резонно предположить, что часть четвертая ГК РФ, вводя общее положение о возможности совместного обладания исключительным правом на средство индивидуализации, не только предоставила правообладателям серьезные преимущества по сравнению с традиционным индивидуальным владением правом на средство индивидуализации, но и учла интересы потребителей. Однако комплексное исследование норм гл. 69 и 76 Кодекса приводит к выводу, что сообладание исключительным правом на наименование места происхождения товара наряду с имеющейся возможностью признания исключительного права на такое наименование места происхождения товара за неограниченным по существу числом субъектов может вызвать, с одной стороны, проблемы, а с другой — затруднения при их практическом решении.
  2. Пункт 1 комментируемой статьи в общем виде указывает на содержание исключительного права использования наименования места происхождения товара. Так, следуя концепции построения разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» ГК РФ, эта норма отсылает к ст. 1229 «Исключительное право» гл. 69 «Общие положения» и устанавливает, что правообладатель вправе использовать рассматриваемое средство индивидуализации любым не противоречащим закону способом. При этом закон определяет, что под исключительным правом использования наименования места происхождения товара понимается исключительное право на наименование места происхождения товара. Вероятно, это сделано для единообразия в используемой терминологии. Хотя по существу полный термин — «исключительное право использования наименования места происхождения товара» (несмотря на свою небесспорность) — в большей мере отвечает правовой природе наименования места происхождения товара.
  3. Помимо предоставления возможности для правообладателя использовать принадлежащий ему товарный знак любым законным способом п. 2 комментируемой статьи устанавливает ряд специальных правомочий, входящих в исключительное право на наименование места происхождения товара. Внесенное в комментируемую норму изменение позволяет утверждать, что исключительное право может осуществляться многими способами, а не только путем его размещения на товарах, этикетках, упаковке товаров, при введении товаров в гражданский оборот.

Из приведенного в статье перечня способов использования очевидно, что правообладатель вправе использовать рассматриваемое средство индивидуализации при введении своего обладающего особыми свойствами товара в гражданский оборот в самых разных формах: при продаже товара и его хранении, выставлении для продажи, предложении к продаже, на бланках, в рекламе, при демонстрации на выставках или ярмарках и т.п. Данью времени является указание на возможность использования наименования места происхождения товара в сети Интернет. Следует отметить обширную мировую практику использования этого вида индивидуализирующих обозначений в наименованиях доменов, на страницах которых предлагаются к продаже товары, обладающие особыми свойствами.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи содержит перечень действий, которые могут быть квалифицированы как незаконное использование наименования места происхождения товара.

Запрет на использование зарегистрированного наименования места происхождения товара действует в отношении лиц, не имеющих свидетельства на право использования наименования места происхождения товара, даже если эти лица производят товар в границах того же географического объекта, название которого охраняется в качестве наименования места происхождения товара. При этом не принимается во внимание качество производимого ими товара — он может обладать такими же особыми свойствами, как и товар правообладателя. Не снимает ответственности и использование вместе с наименованием места происхождения товара слов, указывающих на подражательность товара. Незаконным использованием будет считаться и использование обозначения, которое, не будучи тождественным охраняемому наименованию места происхождения товара, является вместе с тем сходным с ним до такой степени, что может ввести потребителя в заблуждение. При этом заблуждение может иметь место как в отношении места производства товара, так и в отношении самих особых свойств товара, что наиболее опасно для потребителя, особенно если речь идет о продуктах питания.

  1. В отличие от аналогичных положений, относящихся к товарным знакам, комментируемая норма не содержит указания на такой признак незаконности использования, как отсутствие разрешения правообладателя. Это может объясняться и повышенным интересом государства к охране такого уникального объекта интеллектуальной собственности (в частности, речь может идти о бессрочной правовой охране наименования места происхождения товара), и возможностью принадлежности исключительных прав на одно и то же наименование места происхождения товара большому числу субъектов.
  2. В отличие от положений Кодекса, относящихся к товарным знакам, где определение контрафактных товаров, этикеток и упаковок товаров применительно к товарным знакам содержится в ст. 1515 ГК РФ, посвященной ответственности за незаконное использование товарного знака, соответствующее определение контрафактных товаров, этикеток и упаковок товаров применительно к наименованиям мест происхождения товаров дает заключительный пункт комментируемой статьи.
  3. Пункт 4 комментируемой статьи демонстрирует особенность исключительного права на наименование места происхождения товара по сравнению, например, с исключительным правом на товарный знак. Кодекс устанавливает прямой запрет на распоряжение исключительным правом. Правообладатель не вправе его отчуждать и даже не вправе предоставлять лицензии на его использование. Такой подход к исключительному праву опять-таки объясняется правовой природой наименования места происхождения товара. При этом следует иметь в виду законодательные установления о возможности предоставления исключительного права использования одного и того же наименования места происхождения товара многим субъектам. Иными словами, мы не видим какой-то неоправданной монополии ограниченного круга лиц в отношении наименования места происхождения товара. Кроме того, рассматриваемое положение в совокупности с положениями п. 3 ст. 1488 и п. 3 ст. 1489 ГК РФ отвечает концепции правовой охраны наименования места происхождения товара в Российской Федерации и наиболее полно защищает потребителя от введения в заблуждение относительно товара, который маркируется охраняемым наименованием места происхождения товара.

Вместе с тем, на наш взгляд, возможно осуществление правомочия распоряжения исключительным правом на наименование места происхождения товара некоторыми способами: путем принятия решения о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве (см. комментарий к ст. 1531 ГК), путем принятия решения о внесении изменений в сведения, относящиеся к государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на него (см. комментарий к ст. 1532 ГК), путем принятия решения о регистрации охраняемого в Российской Федерации наименования места происхождения товара в иностранном государстве (см. комментарий к ст. 1534 ГК), путем отказа от исключительного права на наименование места происхождения товара (см. комментарий к ст. 1536 ГК). По нашему мнению, правообладателю исключительного права на наименование места происхождения товара должна быть предоставлена возможность определять юридическую судьбу своего исключительного права хотя бы ограниченным числом способов.

 

Статья 1520. Знак охраны наименования места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1520

 

  1. Норма комментируемой статьи не является новеллой, ранее она была предусмотрена ст. 41 Закона о товарных знаках и рассматривалась в качестве предупредительной маркировки. Данную терминологию по-прежнему использует Уголовный кодекс РФ. Знак охраны проставляется рядом с наименованием места происхождения товара и представляет собой указанные словесные обозначения (как в полной, так и в сокращенной форме).

Проставление знака охраны является правом, а не обязанностью правообладателя. Этот знак наносится исключительно по его собственному усмотрению и в любой момент может быть снят. При этом знак выполняет следующие функции:

— рекламную;

— информационную;

— установления факта регистрации наименования места происхождения товара.

  1. В случае незаконного размещения предупредительной маркировки лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации наименованию места происхождения товара, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ, в частности ст. 1537 ГК РФ, ч. 2, 3 ст. 180 УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 180 УК РФ незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

 

Статья 1521. Действие правовой охраны наименования места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1521

 

  1. В пункте 1 комментируемой статьи закон справедливо определяет зависимость срока действия правовой охраны наименования места происхождения товара от существования условий, обусловивших предоставление охраны этому наименованию места происхождения товара. Для сравнения — ранее действовавшее законодательство в сфере правовой охраны наименований мест происхождения товаров содержало установление о бессрочном действии регистрации наименования места происхождения товара. Прекращение ее действия закон связывал с исчезновением характерных для того или иного географического объекта условий и невозможностью производства товара, обладающего указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров РФ свойствами. При этом соответствующие установления содержались в разных статьях (ст. 31 и 41) одного законодательного акта — Закона о товарных знаках.
  2. Пункт 2 комментируемой статьи еще раз подчеркивает независимость правовой охраны наименования места происхождения товара от действия свидетельства об исключительном праве на это наименование. Срок действия правовой охраны наименования места происхождения товара по существу неограничен (см. комментарий к п. 1). Последствиями регистрации и соответственно предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара могут воспользоваться многие субъекты (при условии соблюдения установленных законом требований к ним и к производимому им товару). Свидетельство же выдается только одному субъекту — заявителю, подавшему соответствующую заявку. Срок действия свидетельства зависит и от действия правовой охраны наименования места происхождения товара, и от сохранения исключительного права за субъектом — правообладателем (см. комментарий к ст. 1531 ГК).

3. Следует отметить, что к моменту написания настоящего комментария в Российской Федерации было зарегистрировано 134 наименования мест происхождения товаров. Однако к настоящему времени исключительное право на многие из них либо не действует вообще, либо утрачено некоторыми правообладателями. Среди наименований мест происхождения товаров, в отношении которых исключительное право не действует, такие, как Красносельская скань, Рязанские узоры, Златоустовская гравюра, Холуй, Уфалейский мрамор, Михайловское кружево, Кусинское литье, Мстера, Тверская кукла, Скопинская керамика, Жостово, и др.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code