Глава 15. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СБОР. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве»

 

Статья 112. Исполнительский сбор

 

Комментарий к статье 112

 

  1. Комментируемая статья детально регламентирует порядок взыскания исполнительского сбора. По смыслу ч. 1 этой статьи исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное ФЗИП денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в федеральный бюджет. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Это денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства <1>.

———————————

<1> См.: п. 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 23 декабря 2010 г. N 01-8.

 

В силу требований ФЗИП для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

— истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

— документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 ФЗИП;

— неисполнение требований исполнительного документа должником;

— непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника. Вместе с тем, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, судебный пристав обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля <1>.

———————————

<1> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 16310/12 по делу N А75-6483/2011.

 

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом <1>.

———————————

<1> См.: приложение N 46 к Приказу ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства».

 

  1. Предусмотренная в ч. 3 комментируемой статьи денежная сумма, исчисляемая в размере 7% взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и 10000 руб. с должника-организации <1> (при этом ч. 3.1 данной статьи конкретизирует, что в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников), а в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации — 50000 руб., относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства <2>. Данная мера не является правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий). Она представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства <3>.

———————————

<1> При исчислении долга в иностранной валюте судебный пристав-исполнитель устанавливает сумму исполнительского сбора в рублях в размере, рассчитанном исходя из установленного ЦБ РФ официального курса иностранной валюты на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (см., например, Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 2375/10 по делу N А40-59549/08-145-546).

<2> В проекте Федерального закона N 293486-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» указаны увеличение размера исполнительского сбора и установление особенностей принудительного исполнения ряда неимущественных требований. В частности, предусмотрено следующее.

Часть 3 ст. 112 ФЗИП изложить в новой редакции: «Исполнительский сбор устанавливается в размере десяти процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации, должника — индивидуального предпринимателя. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации, должника — индивидуального предпринимателя — пяти тысяч рублей».

Дополнить эту статью ч. 3.1: «В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого должников в размере десяти процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации, должника — индивидуального предпринимателя».

<3> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П.

 

По смыслу данной статьи эта норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный в ней размер взыскания (7% взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае, как указывал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1 — 3 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ недопустимо.

В частности, ч. 7 комментируемой статьи предусматривает, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть. Необходимо отметить, что на время рассмотрения в суде заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, исков об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения, а решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч. ч. 6, 8 ст. 112) <1>. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (ч. 9). При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7) <2>.

———————————

<1> Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 16 февраля 2010 г. N 15944/09 по делу N А40-14537/09-147-58, должник может реализовать свое право на отсрочку исполнения только после ее предоставления судом. В связи с этим само по себе обращение должника в суд с заявлением об отсрочке исполнения не освобождает его от обязанности совершить действия, указанные в исполнительном документе, в том числе в период рассмотрения этого заявления судом. Следовательно, такое обращение не может являться обстоятельством, исключающим ответственность должника за неисполнение исполнительного документа в установленный срок.

Данная правовая позиция в настоящее время активно поддерживается арбитражными судами (см., например, Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2013 г. N ВАС-6209/13 по делу N А65-14201/2012, от 16 мая 2013 г. N ВАС-5840/13 по делу N А20-4617/2012, от 12 апреля 2012 г. N ВАС-4199/12 по делу N А42-3568/2011).

<2> Следует обратить внимание на правовую позицию, содержащуюся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 14465/11 по делу N А47-10563/2010. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что должник может быть освобожден от ответственности в виде взыскания суммы исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа в срок:

— если в пределах срока для добровольного исполнения одновременно с обращением в суд с ходатайством о приостановлении исполнения судебных актов (во исполнение которых выдан исполнительный документ) должник перечислит на депозитный счет суда сумму, подлежащую взысканию с него на основании этих актов;

— если с момента отпадения оснований для приостановления исполнительного производства (с момента его возобновления) должник добровольно исполнит требования исполнительного документа путем перечисления взыскиваемой суммы на счет взыскателя и в тот же день известит об этом судебного пристава.

Помимо этого, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отметил, что такие действия должника являются реализацией им своего права на применение процессуальной меры защиты в виде приостановления исполнения судебного акта, в связи с чем они не могут оцениваться как умышленное уклонение от исполнения исполнительного документа в срок, назначенный судебным приставом.

Арбитражные суды, поддерживающие данную правовую позицию, исходят из ее буквального толкования (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 августа 2012 г. N ВАС-10237/12 по делу N А47-5111/2011; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2013 г. по делу N А10-3941/2012; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 мая 2013 г. N Ф09-3235/13 по делу N А47-10619/2010).

 

  1. Новеллой ФЗИП является установление исчерпывающего перечня случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается при наличии на исполнении исполнительного производства (ч. 5 комментируемой статьи). Например, на основании п. 1 ч. 5 и в соответствии с ч. 6 ст. 33 ФЗИП при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. В этом случае судебный пристав-исполнитель, на исполнение которого поступило соответствующее поручение (постановление судебного пристава-исполнителя, утверждаемое старшим судебным приставом), возбуждает исполнительное производство с соблюдением требований, установленных ст. 30 ФЗИП. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.

Исполнительский сбор не подлежит взысканию также при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.

  1. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Исполнительский сбор также возвращается должнику частично в размере излишне взысканной с него суммы при вынесении судом решения об уменьшении размера исполнительского сбора (ч. ч. 9, 10 комментируемой статьи).

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в соответствии с Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550, и в силу письма ФССП России от 6 октября 2008 г. N 12/01-13177-НВ «О разъяснении Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора».

Согласно п. 3 этих Правил возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделение почтовой связи. К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора. В случае представления указанных документов представителем должника прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя должника.

По общему правилу, установленному ст. 160.1 БК РФ, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ, отнесены к полномочиям администратора доходов бюджета.

Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные п. 4 указанных Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа ФССП России) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства <1>.

———————————

<1> Надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган ФССП России. См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г.

 

Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа ФССП России) не может превышать 10 дней с даты принятия вышеназванного заявления структурным подразделением территориального органа ФССП России, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 5 Правил).

Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления структурным подразделением территориального органа ФССП России, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 6 Правил).

 

Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 113

 

  1. Комментируемая статья устанавливает общие правила об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

Действия субъектов исполнительного производства и в особенности должника во многом определяются наличием мер ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Ответственность состоит в обязанности субъекта исполнительного производства претерпевать неблагоприятные последствия в случае нарушения им императивных предписаний норм, регулирующих исполнительное производство.

По структуре норма ст. 113 ФЗИП является бланкетной и отсылает к ответственности, установленной законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы по составам административных правонарушений, отнесенным КоАП РФ к подведомственности ФССП России, составляют должностные лица ФССП России, Перечень которых утвержден Приказом Министерства юстиции РФ от 31 августа 2012 г. N 173 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Производство по делу об административном правонарушении возбуждается должностным лицом ФССП России путем составления протокола об административном правонарушении (приложение N 1 к Методическим рекомендациям по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России, утвержденным ФССП России 4 июня 2012 г. (далее — Методические рекомендации)).

Согласно п. 4.1.2 Методических рекомендаций составы административных правонарушений, отнесенные КоАП РФ к подведомственности ФССП России, можно разделить на две категории:

1) по которым должностные лица ФССП России наделены полномочиями возбуждать и рассматривать административные дела (ст. ст. 13.26, 17.8.1, ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ);

2) по которым должностные лица ФССП России наделены полномочиями только возбуждать административные дела (ч. ч. 2 и 3 ст. 5.35, ст. ст. 17.3 — 17.9, ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14, ст. 17.16, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом ФССП России, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, которые предусмотрены ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Такими поводами являются:

— непосредственное установление должностными лицами ФССП России факта административного правонарушения;

— поступившие к ним материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения;

— сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении (далее — протокол) составляется должностным лицом ФССП России немедленно после выявления совершения административного правонарушения, т.е. с момента установления должностным лицом факта административного проступка (ст. 28.5 КоАП РФ).

В случае если должностному лицу ФССП России для составления протокола необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (п. 4.1.4 Методических рекомендаций).

Если протокол будет составлен за пределами сроков, установленных ст. 28.5 КоАП РФ, это не будет существенным недостатком, так как данные сроки не являются пресекательными <1>.

———————————

<1> См.: п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Вместе с тем существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола).

Согласно п. 4.2.1 Методических рекомендаций в случае составления протокола по ст. ст. 13.26, 17.8.1, ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ судебным приставом-исполнителем либо судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов указанный протокол в течение трех суток с момента его составления передается на рассмотрение начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России — старшему судебному приставу либо заместителю начальника структурного подразделения территориального органа ФССП России — старшего судебного пристава, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

Протокол по ст. ст. 17.3, 17.9, 17.16, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ в течение трех суток с момента его составления направляется на рассмотрение мировому судье по месту нахождения должностного лица ФССП России, составившего соответствующий протокол.

Согласно ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ протокол в течение трех суток с момента его составления направляется на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних, к территориальности которой относится место совершения правонарушения.

По ч. ч. 2, 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ протокол в течение трех суток с момента его составления направляется на рассмотрение судье арбитражного суда по месту нахождения банка или иной кредитной организации.

Кроме того, поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.35, ч. 1 ст. 17.3, ч. 3 ст. 17.16, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, может повлечь административный арест, протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение мировому судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

  1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы ФССП России. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ к подследственности дознавателей ФССП России отнесены следующие составы преступлений:

— злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ) <1>;

———————————

<1> См.: Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, которые предусмотрены ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), утвержденные ФССП России.

 

— злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ) <1>;

———————————

<1> См.: Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, которые предусмотрены ст. 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), утвержденные ФССП России.

 

— воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ч. 1 ст. 294 УК РФ);

— неуважение к суду (ст. 297 УК РФ);

— разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ);

— незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ) <1>;

———————————

<1> См.: Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, которые предусмотрены ст. 312 «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации» УК РФ, утвержденные ФССП России 25 апреля 2012 г. N 04-7.

 

— неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ) <1>.

———————————

<1> В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденными ФССП России 19 июня 2012 г. N 01-16, в случае установления со стороны руководителя организации (предприятия), производящей удержания, признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, который с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела — старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.

 

Большинство преступлений, подследственных органам дознания ФССП России, совершается непосредственно лицом, в отношении которого судом вынесено решение обязывающего характера. Однако на практике возможны случаи, когда преступление фактически совершается не одним, а двумя и большим количеством лиц. Этому необходимо давать юридическую оценку <1>.

———————————

<1> См.: Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, подследственных органам дознания ФССП России, совершенных в соучастии, утвержденные ФССП России 1 апреля 2010 г. N 12/04-5906-АП.

 

Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа

 

Комментарий к статье 114

 

  1. Комментируемая статья весьма детально регламентирует порядок привлечения банков и иных кредитных организаций к ответственности за неисполнение законодательства об исполнительном производстве. Данная статья наделяет судебного пристава-исполнителя полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении в отношении банков и иных кредитных организаций, не исполняющих установленные законодательством об исполнительном производстве законные требования о списании денежных средств со счета должника для погашения его задолженности <1>.

———————————

<1> См.: письмо ФССП России от 18 марта 2011 г. N 12/04-5833-ВВ «О практике применения судебными приставами-исполнителями части 2 и части 21 статьи 17.14 КоАП РФ».

 

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; место, время совершения и событие административного правонарушения; требования ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника; объяснение законного представителя банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Законному представителю банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются.

В случае неявки законного представителя банка или иной кредитной организации, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа законного представителя банка или иной кредитной организации от подписания протокола, а также в случае его неявки в протоколе делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

  1. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. Части 2, 4 комментируемой статьи устанавливают обязательные реквизиты, которые должно содержать такое заявление.

Часть 3 рассматриваемой статьи устанавливает обязанность судебного пристава-исполнителя по направлению копии заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями <1>.

———————————

<1> См.: п. 4.13 Методических рекомендаций по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России, утвержденных ФССП России 4 июня 2012 г.

 

Статья 115. Утратила силу. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 225-ФЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code