Глава 13. ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ

Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)

 

Комментарий к статье 105

 

  1. Данная статья регулирует правила исполнения исполнительных документов, содержащих требования, обязывающие должника совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий. Следует отметить, что действующая редакция комментируемой статьи не совсем четко называет предмет регулирования. Только из ее названия следует, что изложенный в ней порядок исполнения и санкции относятся именно к исполнению исполнительных документов, в соответствии с которыми должник обязан либо совершить определенные действия, не заключающиеся в передаче денежных средств и иного имущества, либо воздержаться от их совершения. Однако на практике судебные приставы-исполнители руководствуются положениями комментируемой статьи даже при исполнении некоторых требований имущественного характера. Например, если в исполнительном документе о передаче имущества содержатся конкретные действия, которые обязан совершить должник для исполнения имущественного требования <1>. В рамках данной статьи исполнению подлежат решения о присуждении.

———————————

<1> См.: Определение Свердловского областного суда от 12 декабря 2012 г. по делу N 33-15275/2012.

 

Вместе с тем правила, содержащиеся в комментируемой статье, носят общий характер и применяются при исполнении исполнительных документов по другим требованиям неимущественного характера, если правила их реализации не регламентируются специально. По общему правилу должник должен совершить определенные действия в срок, который установлен в исполнительном документе.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд может в том же решении указать, что если ответчик не выполнит эти действия в установленный в решении срок, то истец вправе совершить эти действия сам за счет ответчика с последующим взысканием с него необходимых расходов. Если же действия могут быть совершены только ответчиком, то суд в решении указывает срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия, должно быть исполнено руководителем в установленный срок. В случае неисполнения без уважительных причин в отношении руководителя или коллегиального органа могут применяться санкции. В таком случае судебный пристав-исполнитель обязан предупредить об этом должностных лиц, ответственных за исполнение требования, содержащегося в исполнительном документе, при возбуждении исполнительного производства (в частности, возможное наступление уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда). Такое предупреждение должно содержаться в постановлении о возбуждении исполнительного производства (см. приложение N 53 к Приказу ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).

Аналогичное правило содержится в ст. 174 АПК РФ.

Процедура исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия, как отмечает В.В. Ярков, «является достаточно многоступенчатой» <1>. Эта конструкция сохранена и в ст. 105 ФЗИП. Первый этап — добровольное исполнение требований должником в сроки, установленные в исполнительном документе. Далее, при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель также устанавливает срок для добровольного исполнения (второй этап), составляющий пять суток. Взыскатель может предъявить исполнительный документ в Службу судебных приставов до истечения срока на добровольное исполнение, установленного в соответствующем акте. Судебный пристав-исполнитель не имеет права отказать в возбуждении исполнительного производства на том основании, что этот срок еще не истек. В таком случае срок на добровольное исполнение в рамках возбужденного исполнительного производства будет определяться правилами ч. 13 ст. 30 ФЗИП. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то в нем вместо срока исполнения содержится указание на немедленность исполнения. В случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику меры имущественной ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и назначает новый срок для исполнения. При этом ФЗИП не устанавливает ограничений по продолжительности повторного срока на исполнение. На практике судебные приставы-исполнители определяют данную продолжительность в зависимости от существа предмета исполнения, длительности первоначально предоставленного срока, а также от поведения должника.

———————————

<1> Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и к Федеральному закону «О судебных приставах». М., 1999. С. 305.

 

Аналогичная процедура применяется, если должник не исполнил требование исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Ранее при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, на него налагался штраф в размере до 200 МРОТ, который удваивался при повторном неисполнении. Сейчас эти положения утратили силу и действуют правила ч. 2 комментируемой статьи.

  1. Если должник не исполняет требование судебного пристава-исполнителя и во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 либо ч. 2 ст. 5.35 (в случае неисполнения решения суда, связанного с воспитанием детей) КоАП РФ, после чего ему предоставляется новый срок для исполнения решения.

В соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 10000 до 20000; на юридические лица — от 30000 до 50000 руб.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 15000 до 20000; на юридические лица — от 50000 до 70000 руб. Ответственность за повторное нарушение требования исполнительного документа, связанного с воспитанием детей, установлена ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ. Признак повторности, формирующий состав данного правонарушения, должен иметь место в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Если требования, содержащиеся в исполнительном документе, могут быть исполнены без участия должника (например, действия могут быть совершены самим взыскателем, иными лицами), то судебный пристав-исполнитель организует исполнение. Формально данное положение предоставляет судебному приставу-исполнителю право самостоятельно организовать исполнение после однократного составления в отношении должника протокола об административном правонарушении. Однако практика исполнительного производства показывает, что в большинстве случаев приставы приступают к организации исполнения после трехкратного или более привлечения должника к административной ответственности. При этом все расходы, связанные с исполнением, возлагаются на должника. В таком случае возмещение данных расходов относится к требованиям первой очереди удовлетворения в рамках возбужденного исполнительного производства (п. 1 ч. 4 ст. 110 ФЗИП).

 

Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения

 

Комментарий к статье 106

 

  1. Комментируемая статья регламентирует порядок исполнения отдельных категорий дел, возникающих из трудовых отношений, а именно: 1) по делам о восстановлении на работе; 2) делам о незаконном переводе.

В соответствии со ст. 391 ТК РФ к исключительной подведомственности судов общей юрисдикции относится рассмотрение индивидуальных трудовых споров по заявлениям работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы и др. Дела о незаконном увольнении и переводе на другую работу рассматриваются районным судом.

Трудовой договор может быть прекращен по основаниям, перечисленным в ст. 77 ТК РФ, а также по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами.

Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. Днем прекращения трудового договора является последний день работы работника, в этот день работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.

В случае если работник считает, что расторжение трудового договора (увольнение работника) было произведено незаконно, он вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении на работе.

Судебное решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению (ст. 211 ГПК РФ; ст. 396 ТК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 36 ФЗИП содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов. В случае возбуждения исполнительного производства по делам о восстановлении на работе срок для добровольного исполнения не устанавливается (п. 5 ч. 14 ст. 30 ФЗИП). Поэтому на следующий день после поступления исполнительного документа судебный пристав-исполнитель направляет его для исполнения работодателю.

Поскольку работник был уволен или переведен на основании приказа работодателя, то исполнение судебного решения будет состоять в наличии совокупности обстоятельств: 1) отмене незаконного приказа (распоряжения) и 2) допуске работника к работе. Судебная практика и практика исполнительного производства исходят из позиции, что последовательность совершения действий может быть только такой <1>. Указанные действия должны быть совершены работодателем в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 ФЗИП). В случае неисполнения или неполного исполнения любого действия из совокупности этих требований к должнику применяются меры ответственности. На практике большинство проблем исполнения заключается именно в фактическом допуске работника к выполнению прежних трудовых обязанностей при наличии отмененного приказа об увольнении. В этом случае судебному приставу-исполнителю надлежит удостовериться в том, что работнику предоставлены все условия, необходимые для исполнения трудовых функций (обеспечение офисным местом, оргтехникой, расходными материалами, обеспечение допуска на территорию, где должны исполняться трудовые обязанности, и т.д.), а также фактический допуск к выполнению хотя бы части прежних обязанностей <2>.

———————————

<1> См.: Определения Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 795-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Онищенко Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 396 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 73 Федерального закона «Об исполнительном производстве», от 15 июля 2008 г. N 421-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Старухина Геннадия Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 396 Трудового кодекса Российской Федерации».

<2> См.: Обзор судебной практики Московского областного суда «Обзор судебной практики по делам по жалобам на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей».

 

После фактического допуска работника к работе и отмены незаконного приказа (распоряжения) продолжается действие трудового договора, который был прекращен изданием незаконного приказа (распоряжения), поскольку именно в трудовом договоре определяются права и обязанности работника и работодателя и он является основным документом, подтверждающим возникновение трудовых правоотношений.

Трудовое законодательство предоставляет работнику возможность одновременно с требованием о восстановлении на работе заявить требования о взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, о компенсации морального вреда. Поскольку эти требования связаны с обращением взыскания на имущество должника-организации, то порядок их исполнения должен регулироваться гл. 8, 10 ФЗИП. Если в качестве работодателя выступает физическое лицо либо индивидуальный предприниматель, то порядок исполнения этих требований регулируется гл. 8, 11 ФЗИП.

Хотя комментируемая статья регулирует правила исполнения исполнительных документов по требованиям о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением или переводом, которые сводятся к обеспечению допуска работника на место его прежней работы, и о восстановлении его правового статуса, представляется возможным распространить действие данной статьи и на другие категории дел, связанные с незаконным увольнением.

В ряде случаев при рассмотрении дел о незаконном увольнении требования работника не связаны с восстановлением на прежней работе.

Так, согласно ч. 4 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным суд по заявлению работника может принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В соответствии с ч. 5 ст. 394 ТК РФ, п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суды общей юрисдикции рассматривают споры об изменении даты и формулировки причины увольнения, которые не связаны с требованием о восстановлении на работе. Если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, то суд в резолютивной части судебного решения обязан в силу ч. 5 ст. 394 ТК РФ изменить ее и указать причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой ТК РФ.

Если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает его на прежней работе, а если на время рассмотрения спора судом срок трудового договора уже истек, — признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора (ч. 6 ст. 394 ТК РФ; п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

В этих случаях исполнение исполнительного документа сводится к вынесению приказа (распоряжения), в котором будут изменены дата и (или) формулировка причины увольнения, которые указаны в ранее вынесенном приказе (распоряжении). Представляется, что порядок исполнения исполнительных документов, предусмотренный ст. 106 ФЗИП, следует распространить и на эти категории дел.

На наш взгляд, процедуры исполнения исполнительных документов, урегулированные ст. 106 ФЗИП, следует распространить также на исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных актов, вынесенных по спорам об отказе в приеме на работу. Трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе, так как возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор (ч. 2 ст. 381, ч. 3 ст. 391 ТК РФ), а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях (абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2). Исполнение решения по данной категории дел имеет сходные черты с требованиями, исполняемыми в порядке ст. 106 ФЗИП: 1) требование о заключении трудового договора носит неимущественный характер; 2) его исполнение происходит по алгоритму, который аналогичен процедуре, закрепленной в ч. 1 ст. 106 ФЗИП (в случае удовлетворения требований будущего работника работодатель обязан заключить с ним трудовой договор, фактически допустить взыскателя к исполнению трудовых обязанностей, издать приказ о приеме на работу). Данные обстоятельства позволяют распространить нормы ст. 106 ФЗИП на случаи исполнения исполнительных документов по спорам об отказе в приеме на работу.

  1. В случае если должник не выполнил требование о восстановлении работника в течение суток с момента получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает срок для исполнения. При повторном нарушении применяются меры ответственности, указанные в ч. 2 ст. 105 ФЗИП.

В целях защиты прав работника ч. 2 комментируемой статьи, а также ст. 396 ТК РФ предоставляют ему право обратиться в суд, вынесший решение, с заявлением о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения судебного решения по день фактического его исполнения. Такое разъяснение является обязанностью судебного пристава-исполнителя, следовательно, оно должно быть облечено в письменную форму (см. приложение N 136 к Приказу ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).

 

Статья 107. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций

 

Комментарий к статье 107

 

  1. В соответствии со ст. 84 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке:

1) с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;

2) с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;

3) без предоставления других жилых помещений. При этом в резолютивной части судебного решения должны содержаться сведения о выселяемом гражданине, членах его семьи с указанием полностью фамилии, имени, отчества, даты рождения, должно быть точно обозначено жилое помещение, из которого производится выселение. По вступлении решения суда в законную силу оно может быть обращено к принудительному исполнению.

Согласно ч. 2 ст. 687 ГК РФ договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случаях: 1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа; 2) разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает. По решению суда нанимателю может быть предоставлен срок не более года для устранения им нарушений, послуживших основанием для расторжения договора найма жилого помещения. Если в течение определенного судом срока наниматель не устранит допущенных нарушений или не примет всех необходимых мер для их устранения, суд по повторному обращению наймодателя принимает решение о расторжении договора найма жилого помещения. При этом по просьбе нанимателя суд в решении о расторжении договора может отсрочить исполнение решения на срок не более года. Если суд предоставит нанимателю отсрочку в исполнении судебного решения, то меры по принудительному исполнению этого решения можно принимать по истечении срока отсрочки.

Комментируемая статья раскрывает порядок совершения действий по принудительному выселению граждан из жилого помещения. При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает нанимателю и членам его семьи срок для добровольного освобождения жилого помещения. При неисполнении требования судебного пристава-исполнителя добровольно с должника взыскивается исполнительский сбор, и судебный пристав-исполнитель устанавливает новый срок для исполнения. Если в соответствии с ч. 6 ст. 30 ФЗИП срок для добровольного исполнения исполнительного документа составляет пять дней, то повторно предоставляемый срок может быть назначен судебным приставом-исполнителем и свыше этого срока. В постановлении, помимо установления нового срока для исполнения, судебный пристав-исполнитель должен предупредить должника, что по истечении этого срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения.

Редакция комментируемой статьи от 28 декабря 2013 г. расширила сферу применения правил о выселении из жилых помещений также в отношении порядка исполнения требований о понуждении должников освободить нежилые помещения, земельные участки, снести любые сооружения, указанные в исполнительном документе, или отдельные конструкции. Несмотря на то что указанный в п. 1 настоящей статьи механизм исполнения непосредственно упоминает только жилые помещения, судебные приставы-исполнители вправе руководствоваться им при исполнении других требований, являющихся предметом регулирования данной статьи. Таким образом, как в рамках исполнительного производства по выселению должника из жилого помещения, так и по исполнительным производствам о понуждении должников освободить нежилое помещение, земельный участок, снести здание, строение, сооружение или отдельные конструкции после истечения срока на добровольное исполнение пристав вправе установить должнику новый срок и предупредить его, что по истечении этого срока принудительное исполнение будет осуществляться без дополнительного извещения.

  1. Если должник не выполняет требования судебного пристава-исполнителя по выселению или освобождению нежилого помещения в срок, повторно предоставленный для исполнения, то судебный пристав-исполнитель приступает к принудительному исполнению, которое состоит в принятии совокупности мер: во-первых, по освобождению помещения от выселяемого, его имущества, домашних животных, во-вторых, по запрещению выселяемому пользоваться помещением. Действия по выселению должника из жилого помещения или освобождению от него нежилого помещения могут быть совершены приставом без должника, участие которого в таких случаях не обязательно.

При производстве принудительного выселения судебный пристав-исполнитель должен убедиться, что выселяемым лицом действительно является должник, а не иные лица, не участвующие в исполнительном производстве. В противном случае будут нарушены их права, а действия судебного пристава-исполнителя будут являться незаконными.

Так, общество с ограниченной ответственностью «Консул М» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий судебных приставов-исполнителей второго Межрайонного отдела Службы судебных приставов по Центральному административному округу г. Москвы по выселению его из помещений, описи и изъятию его имущества. В ходе разбирательства дела было установлено, что ООО «Консул М» не было участником исполнительного производства, возможность обжалования действий судебного пристава ему не была предоставлена, так как срок для добровольного исполнения решений арбитражного суда ему не устанавливался, следовательно, оснований для принятия принудительных мер по выселению его из занимаемых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, не было.

Кроме того, сославшись на ст. 35 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ, ст. 75 ФЗИП, суд пришел к правильному выводу о том, что действия судебных приставов-исполнителей по изъятию принадлежащего ООО «Консул М» имущества незаконны и нарушают права заявителя как собственника имущества, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности <1>.

———————————

<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 августа 2004 г. N КА-А40/6843-04.

 

Если наниматель выселяется с предоставлением ему другого жилого помещения, то после освобождения жилого помещения его имущество должно быть перевезено в предоставляемое жилое помещение. При этом расходы по транспортировке будут отнесены за счет должника. При выселении с предоставлением другого жилого помещения, помимо акта о выселении, следует составить акт о вселении в другое жилое помещение.

  1. Требование освободить земельный участок состоит из обязательных и факультативных признаков. К обязательным признакам относятся освобождение указанного в исполнительном документе земельного участка от должника и его имущества (движимого и недвижимого) и объявление запрета должнику пользоваться освобожденным земельным участком, о чем делается соответствующая запись в составляемом приставом акте. К факультативным признакам относится снос строения, здания, сооружения или отдельных конструкций. Такие действия могут быть совершены только в случае, когда на это прямо указывается в исполнительном документе. При этом комментируемый пункт заключает некоторое противоречие. С одной стороны, требование о понуждении должника освободить земельный участок подразумевает удаление с этого участка недвижимых вещей. К недвижимым вещам относятся прежде всего объекты, прочно связанные с землей, передвижение которых невозможно без нанесения существенного ущерба их назначению (ст. 130 ГК РФ). С другой стороны, перемещение таких объектов, по существу, означает разрушение или демонтаж, что не может быть произведено, если на это прямо не указано в исполнительном документе. Думается, освобождение земельного участка от недвижимых вещей, принадлежащих должнику, может быть произведено только в том случае, если на это указано в исполнительном документе.

Для обеспечения порядка и безопасности при проведении принудительного выселения могут быть приглашены сотрудники органов внутренних дел. При выселении составляются опись имущества с указанием его стоимости, а также акт о выселении с указанием данных о выселяемых лицах, об освобождаемом жилом помещении (приложение N 6 к Приказу ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).

  1. Снос здания, строения, сооружения либо отдельных конструкций состоит из совокупности мероприятий.

Во-первых, объект недвижимости, поименованный в исполнительном документе, подлежит разборке или разрушению.

Разборка, или демонтаж, означает проведение технологической операции по полному удалению здания, строения, сооружения либо отдельной конструкции посредством разделения объекта на конструктивные части и разбора креплений без нарушения их целостности.

Разрушение предполагает полное удаление объекта недвижимости с земельного участка методами и способами, не нацеленными на сохранение целостности конструктивных частей и креплений этого объекта.

Во-вторых, надлежит провести мероприятия по уборке строительного мусора. Легального определения понятия «строительный мусор» в российском законодательстве не имеется. Фактически под ним понимаются все отходы, образующиеся в процессе демонтажа, ремонта или строительства зданий или сооружений (например, битый кирпич, куски металла и бетона, обломки штукатурки, дерева, остатки отделочных материалов). Вывоз строительного мусора предполагает его перемещение в специально отведенные для этих целей места, вследствие чего может возникнуть необходимость привлечения организаций, специализирующихся на такого рода услугах. Несанкционированный сброс бытового мусора может быть квалифицирован как административное правонарушение (например, по ст. 8.1 КоАП РФ).

Расходы по хранению имущества подлежат возмещению за счет должника. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает допустимый срок хранения имущества, который составляет два месяца. Если по истечении этого срока должник не забрал свое имущество, судебный пристав-исполнитель предупреждает его в письменной форме о возможной реализации этого имущества. Помимо такого предупреждения, целесообразно установить новый срок для того, чтобы должник забрал свое имущество. Если и после этого предупреждения должник не забрал имущество, судебный пристав-исполнитель передает его на реализацию, которая осуществляется в порядке, установленном ФЗИП. Утративший силу Закон предусматривал процедуру реализации такого имущества с применением положений о реализации бесхозяйного имущества. В соответствии с действующим ФЗИП реализация имущества производится по правилам ст. 87.

  1. В целях соблюдения прав должника при принудительном выселении, освобождении нежилого помещения, земельного участка, сносе здания, строения, сооружения, конструкций к участию в проведении исполнительных действий приглашаются понятые. Для обеспечения порядка и безопасности при проведении мероприятий по реализации данных требований могут быть приглашены сотрудники органов внутренних дел. При выселении составляется опись имущества с указанием его стоимости, а также акт о выселении с указанием данных о выселяемых лицах, об освобождаемом жилом помещении (см. приложение N 6 к Приказу ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).

Принудительная реализация требований об освобождении нежилого помещения или земельного участка, сносе здания, строения, сооружения, конструкций также оформляется составлением соответствующего акта об этом. В указанном документе должник под роспись предупреждается о запрете пользоваться соответствующим помещением или участком.

  1. При реализации требований о выселении, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе здания, строения, сооружения, иной конструкции судебный пристав-исполнитель обязан принять необходимые меры, обеспечивающие сохранность имущества должника. Передача имущества под охрану или на хранение осуществляется в порядке ст. 86 ФЗИП с составлением акта описи этого имущества. Расходы, понесенные в результате передачи имущества на хранение или под охрану, возмещаются за счет средств должника.

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает допустимый срок хранения имущества, который составляет два месяца. Если по истечении этого срока должник не забрал свое имущество, судебный пристав-исполнитель предупреждает его в письменной форме о возможной реализации этого имущества. Помимо такого предупреждения, целесообразно установить новый срок для того, чтобы должник забрал свое имущество. Если и после этого предупреждения должник не забрал имущество, судебный пристав-исполнитель передает его на реализацию, которая осуществляется в порядке, установленном ФЗИП. Утративший силу ФЗИП 1997 г. предусматривал процедуру реализации такого имущества с применением положений о реализации бесхозяйного имущества. В соответствии с действующим ФЗИП реализация имущества производится по правилам ст. 87.

  1. Если после реализации имущества должника остались денежные средства, они идут на покрытие расходов по исполнению. Оставшиеся денежные средства зачисляются на депозитный счет службы судебных приставов. Если должник не потребовал возврата денежных средств в течение трех лет с момента их зачисления на депозитный счет, то по истечении этого срока они перечисляются в федеральный бюджет.
  2. Пункт 8 комментируемой статьи наделяет судебного пристава-исполнителя правом привлекать специализированные организации по принудительному исполнению требований о выселении, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе зданий, сооружений, иных конструкций. Речь идет в первую очередь о строительных подрядчиках и об организациях, специализирующихся на переездах. Специализированные организации (ст. 61 ФЗИП) могут быть привлечены также для производства отдельных исполнительных действий (вскрытие жилого помещения, вынос имущества должника из помещения, освобождение помещения от домашних животных и т.п.). Кроме того, в рамках процедур по выселению и прочим требованиям могут принимать участие специалисты в различных областях знаний. Например, при выселении несовершеннолетних к участию в исполнительном производстве привлекаются органы опеки и попечительства.
  3. Поскольку принудительное исполнение требований о выселении, об освобождении нежилого помещения, о сносе зданий, строений, сооружений или отдельных конструкций заключается в приглашении субъектов, которые специализируются на выполнении таких работ (специализированные организации), на гражданско-правовых началах (посредством заключения соответствующих договоров), оплата произведенных работ и услуг должна осуществляться за счет имущества должника. Вместе с тем далеко не во всех случаях к моменту исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, пристав имеет реальную возможность взыскать с должника причитающиеся денежные средства. Поэтому п. 9 комментируемой статьи закреплена возможность авансирования взыскателем затрат на меры принудительного исполнения, что также корреспондирует интересам самого взыскателя. В таких случаях пристав может предложить взыскателю оплатить услуги подрядчика. В последующем потраченные денежные средства подлежат возмещению взыскателю за счет средств должника. В случае отказа взыскателя авансировать затраты на меры принудительного исполнения указанные меры финансируются из средств федерального бюджета.
  4. Возмещение расходов взыскателю или федеральному бюджету производится по правилам гл. 16 ФЗИП. Возмещение оформляется соответствующим постановлением судебного пристава-исполнителя, подлежащим утверждению старшим судебным приставом.

 

Статья 108. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя

 

Комментарий к статье 108

 

  1. Комментируемая статья регулирует порядок исполнения требований о вселении. Ранее этот порядок регулировался ст. 76 ФЗИП 1997 г. В резолютивной части судебного решения по делам о вселении должны указываться данные о вселяемом лице (фамилия, имя, отчество, год рождения), характеристика помещения, в которое вселяется взыскатель. Требование о вселении, как правило, обращено к лицам, препятствующим вселению взыскателя, в связи с чем последний не может реализовать свое право на жилище. Процедура исполнения требований о вселении взыскателя сходна с правилами реализации требований о выселении должника. При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предоставляет лицам, препятствующим вселению, срок для добровольного исполнения. Если в этот срок вселяемому лицу не были обеспечены беспрепятственный вход и пользование помещением, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и предупреждает должника о том, что вселение будет производиться принудительно без дополнительного извещения должника. При этом ФЗИП не обязывает пристава предоставлять новый срок должнику для исполнения требований (как в случае выселения), а позволяет сразу совершать мероприятия по вселению.
  2. Лицо считается вселенным, если ему обеспечены беспрепятственный вход в указанное в исполнительном документе помещение и проживание (пребывание) в нем, что может выражаться в конкретных действиях, например в передаче ключей от помещения, в нечинении препятствий в размещении личных вещей взыскателя, в обеспечении допуска к местам общего пользования (вспомогательным и хозяйственным помещениям). Если лицо вселяется в жилое помещение, то ему должно быть обеспечено проживание, если вселение производится в нежилое помещение, то принудительное исполнение требования о вселении должно включать обеспечение пребывания лица во вселяемом помещении.
  3. О вселении лица в помещение судебный пристав-исполнитель составляет в присутствии понятых акт о вселении. В случае необходимости обеспечения беспрепятственного входа в помещение судебный пристав-исполнитель может пригласить сотрудников органов внутренних дел. Акт о вселении является основанием для вынесения постановления об окончании исполнительного производства.
  4. Оконченное исполнительное производство о вселении может быть возобновлено, если в течение трех лет после вселения должник вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе помещении. В отличие от общих положений о возобновлении оконченного исполнительного производства (ч. 9 ст. 47 ФЗИП), в исполнительных производствах о вселении только взыскателю предоставлено право инициировать процедуру возобновления этого производства. Взыскатель в этом случае вправе снова обратиться в службу судебных приставов с заявлением о том, что должник вновь создает препятствия в пользовании помещением. На основании этого заявления старший судебный пристав отменяет постановление об окончании исполнительного производства, и исполнительное производство по вселению возобновляется.

После этого судебный пристав-исполнитель вновь проводит процедуру вселения, указанную в ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи. Помимо этого, должник привлекается к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ.

  1. Судебный пристав-исполнитель вправе применять меры принуждения и ответственности только к лицам, участвующим в исполнительном производстве. Поэтому если проживанию (пребыванию) взыскателя в жилом помещении препятствует лицо, которое проживает (зарегистрировано) в указанном помещении, но не является должником, вопрос о вселении взыскателя должен решаться в судебном порядке. В данном случае вселение затрагивает права лиц, не участвовавших в исполнительном производстве, в связи с чем только судебный порядок может обеспечить соблюдение прав ранее не участвовавших в процессе лиц. При воспрепятствовании процедуре вселения иных лиц и вызванной в связи с этим невозможности произвести исполнение требования о вселении судебному приставу-исполнителю надлежит вернуть исполнительный документ взыскателю на основании п. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗИП и окончить исполнительное производство <1>.

———————————

<1> См.: Определение Пермского краевого суда от 2 апреля 2012 г. по делу N 33-2673.

 

Статья 109. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника

 

Комментарий к статье 109

 

  1. Комментируемая статья является новеллой ФЗИП. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, которые предусмотрены статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение его цели.

При назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, которые необходимы для того, чтобы обеспечить его исполнение. Данные мероприятия представляют собой виды этого наказания и состоят: 1) в запрете деятельности определенных субъектов — лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков; 2) запрете эксплуатации отдельных объектов — агрегатов, объектов, зданий или сооружений; 3) запрете осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, решается также вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам (абз. 2 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения. Соответственно, исполнение этого требования судебным приставом-исполнителем должно быть начато не позднее первого рабочего дня после поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 5 ст. 36 ФЗИП).

От административного приостановления деятельности как меры административного наказания следует отличать временный запрет деятельности как меру обеспечения производства по административному правонарушению.

В соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности состоит из такого же комплекса мероприятий, что и административное приостановление деятельности, вместе с тем эти мероприятия характеризуются кратковременностью наложения.

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Действующий ФЗИП не предусматривает процедуры исполнения исполнительного документа по требованиям о временном запрете деятельности. Представляется возможным положения ч. ч. 2 — 4 комментируемой статьи распространить и на исполнение исполнительных документов о временном запрете деятельности. Такую возможность допускает и Верховный Суд РФ. В Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2005 года от 1 марта 2006 г. он указал, что, поскольку временный запрет деятельности по своим последствиям аналогичен ее административному приостановлению (первый ограничен более коротким сроком — пять дней), а также исходя из того, что в соответствии с ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ срок временного запрета деятельности засчитывается в срок ее административного приостановления, совершение мероприятий по осуществлению временного запрета деятельности производится по правилам административного приостановления деятельности.

  1. При возбуждении исполнительного производства по исполнению исполнительного документа об административном приостановлении деятельности должника срок для добровольного исполнения не предоставляется (п. 5 ч. 14 ст. 30 ФЗИП). Однако на практике судебные приставы-исполнители руководствуются общими положениями исполнения требований неимущественного характера (ч. 1 ст. 105 ФЗИП) и предоставляют должникам срок на приостановление деятельности, равный одним суткам. Вместе с тем, даже если должником будет приостановлена соответствующая деятельность в течение этого периода, такое обстоятельство не означает, что пристав не обязан совершить необходимые для исполнения данного требования мероприятия. Исполнение требования об административном приостановлении деятельности должника заключается в наложении пломб, опечатывании помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника, а также в применении других мер.

Моментом фактического приостановления деятельности следует считать момент произведения этих действий (п. 23 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г. от 1 марта 2006 г.).

При исполнении требований по административному приостановлению деятельности должника судебный пристав-исполнитель не должен применять меры, которые влекут необратимые последствия для производственного процесса, функционирования и сохранности объектов жизнедеятельности. В связи с этим при производстве мероприятий по приостановлению деятельности для целей консультирования может быть целесообразным присутствие должника (его представителя), а также специалистов, в том числе представителей государственных органов (Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной миграционной службы и др.), обладающих властными полномочиями в соответствующих сферах.

  1. Процедура исполнения требования об административном приостановлении осуществляется с участием понятых, а в необходимых случаях — и с привлечением сотрудников органов внутренних дел. О приведении в исполнение требования об административном приостановлении деятельности должника судебный пристав-исполнитель составляет акт. Существенным является то обстоятельство, что принесение протеста на постановление об административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления (ч. 2 ст. 31.6 КоАП РФ).
  2. Срок административного приостановления указывается в постановлении о привлечении к административной ответственности и не должен превышать 90 суток. В этот срок засчитывается срок временной остановки деятельности должника. Следовательно, на момент вынесения постановления суда о применении к лицу наказания в виде административного приостановления деятельности эта деятельность фактически может быть уже приостановлена. Если должник возобновляет деятельность до окончания срока приостановления, судебный пристав-исполнитель вправе составить протокол о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 КоАП РФ, и применить меры принудительного исполнения, указанные во ФЗИП. По истечении срока административного приостановления деятельности, указанного в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель обязан совершить мероприятия по обеспечению возможности дальнейшего функционирования объектов и осуществления деятельности должником вне зависимости от того, были ли устранены нарушения, повлекшие применение к нему этого вида наказания.

При этом следует учитывать, что административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено по постановлению суда, принятому по заявлению взыскателя (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ). Досрочное прекращение административного приостановления деятельности возможно, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. В таком случае исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 2 ст. 43 ФЗИП.

Статья 109.1. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

 

Комментарий к статье 109.1

 

  1. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» компетенция судебных приставов-исполнителей в части исполнения административных наказаний неимущественного характера была расширена. Административное выдворение лиц за пределы Российской Федерации в административном праве не является новым. В частности, такой вид ответственности был предусмотрен еще Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и подлежал исполнению пограничными войсками. Цель наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации — удаление иностранных граждан и лиц без гражданства, допустивших нарушения российского миграционного законодательства, с территории РФ. В настоящее время административное законодательство под административным выдворением иностранного гражданина или лица без гражданства понимает:

1) контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан или лиц без гражданства из Российской Федерации;

2) принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

При этом только вторая форма является принудительным выдворением лица за пределы Российской Федерации и реализуется судебными приставами-исполнителями. Немаловажным является тот факт, что административное выдворение за пределы Российской Федерации может быть не только основным видом наказания, но и дополнительным (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ). Следовательно, если выдворение назначено в качестве дополнительного наказания к основному (например, административному штрафу), оно может быть произведено только после применения в отношении субъекта ответственности указанного в постановлении основного наказания. В таком случае в исполнительном документе должно содержаться указание на исполнение основного наказания в отношении должника.

  1. Требование о принудительном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации подлежит исполнению после вступления постановления судьи в законную силу (ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ). Реализация требования о принудительном выдворении должника за пределы Российской Федерации состоит из нескольких этапов: 1) приобретение проездного документа для должника, 2) препровождение должника до пункта пропуска через Государственную границу, 3) официальная передача этого лица пограничным органам. Указанная последовательность является императивной, в связи с чем изменение порядка исполнения по таким требованиям недопустимо. Исполнительный документ может не содержать указание на государство, на территорию которого должник подлежит выдворению. В этом случае определение места выдворения должно быть осуществлено с участием пограничных органов.
  2. Для реализации требования о выдворении должника за пределы Российской Федерации судебный пристав-исполнитель должен получить необходимые документы (например, документ, удостоверяющий личность, визу, миграционную карту, свидетельство о возвращении в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания) в случае их отсутствия или истечения срока действия. Для этих целей приставам надлежит взаимодействовать с органами внутренних дел, органами, уполномоченными на осуществление функций в сфере миграции, ведающими вопросами иностранных дел, вопросами безопасности, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями гражданства (подданства) лица, подлежащего выдворению. Запрос соответствующих документов осуществляется в письменном виде <1>.

———————————

<1> См.: приложение N 31 к Приказу ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства».

 

  1. Исполнительное производство по требованиям об административном выдворении должника за пределы Российской Федерации возбуждается по общим правилам ст. 30 ФЗИП. Однако постановление о возбуждении исполнительного производства может быть вынесено приставом в течение трех дней со дня поступления к нему исполнительного документа, что не согласуется с сокращенным сроком вынесения постановления о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу РФ <1>, которое должно быть вынесено не позднее дня, следующего за днем поступления к приставу документов. Безусловно, постановление о препровождении должника может быть вынесено только после возбуждения исполнительного производства в соответствующем порядке. При возбуждении исполнительного производства должнику не предоставляется срок на добровольное исполнение требования о выбытии с территории РФ (п. 6 ч. 14 ст. 30 ФЗИП). Поэтому с должника в данном случае не может быть взыскан исполнительский сбор (п. 5 ч. 5 ст. 112 ФЗИП).

———————————

<1> См.: приложение N 80 к Приказу ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318.

 

  1. Именно после вынесения постановления о препровождении и его утверждения старшим судебным приставом (либо его заместителем), как правило, осуществляются иные мероприятия по реализации требования о выдворении (сбор документов, приобретение проездного билета и т.д.). Пункты пропуска через Государственную границу РФ определяются приставами по согласованию с органами, ведающими вопросами в сфере иностранных дел (при наличии международного договора), либо пограничными органами (ч. ч. 2, 3 ст. 32.10 КоАП РФ).

Для выбытия с территории РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства приобретается проездной документ. Средства, потраченные на приобретение этого документа, относятся к расходам по совершению исполнительных действий. Финансирование указанного действия осуществляется за счет средств федерального бюджета <1>. Действующий ФЗИП не содержит положений о возмещении должником стоимости приобретенного документа. Согласно ч. 6 ст. 3.10 КоАП РФ приобретение билета для выезда за пределы Российской Федерации осуществляется за счет выдворяемого лица, пригласившего это лицо органа и других только при осуществлении выдворения в форме самостоятельного контролируемого выезда за территорию РФ. Следовательно, в рамках исполнительного производства по выдворению компенсации таких расходов может и не быть.

———————————

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769 «Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны».

 

Фактическое выдворение должника за пределы Российской Федерации осуществляет пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (п. 1 ст. 11 Закона о судебных приставах), для чего этому субъекту передается утвержденное постановление о препровождении должника до пункта пропуска через Государственную границу РФ. Действующий ФЗИП не устанавливает сроков передачи данного постановления приставу, обеспечивающему установленный порядок деятельности судов. Представляется, что судебный пристав-исполнитель обязан передать приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов также и другие документы в отношении должника (проездной документ, миграционную карту и т.п.).

  1. Осуществление мероприятий по выдворению должника за пределы Российской Федерации может иметь место в выходные, нерабочие праздничные дни, а также в рабочие дни с 22 до 6 часов. Однако для совершения исполнительных действий и применения мер принуждения в указанное время судебный пристав-исполнитель обязан получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава, который, в свою очередь, незамедлительно уведомляет об этом главного судебного пристава субъекта РФ (ч. 4 ст. 35 ФЗИП).

Как правило, свобода передвижения лиц, подлежащих выдворению, на момент исполнительного производства уже ограничена. Суд может постановить об их помещении в специальные учреждения <1> до проведения мероприятий по пересечению ими Государственной границы РФ (ст. 27.6, ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ) — в центры временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, помещения органов внутренних дел <2> (например, специальные приемники административно арестованных управлений внутренних дел <3>), специальные учреждения пограничных органов и др.

———————————

<1> См.: п. 5 ст. 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

<2> См.: п. 4 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

<3> См.: Постановление Абаканского городского суда по делу N 5-553/2012.

 

Исполнение приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов требования о выдворении состоит в совокупности действий: 1) препровождение лица до пункта пропуска через Государственную границу РФ; 2) официальная передача должника пограничным органам; 3) оформление этой передачи составлением двустороннего акта. Представляется, что время проведения этих мероприятий должно определяться в зависимости от сведений, указанных в проездном документе.

  1. Властными полномочиями по исполнению требований об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории РФ обладают различные органы государственной власти. Поэтому судебным приставам-исполнителям при реализации требований о выдворении необходимо взаимодействовать с этими органами. В рамках взаимодействия ФССП России и соответствующие органы власти принимают совместные правовые акты (например, Приказ ФССП России и Федеральной службы безопасности РФ от 10 апреля 2009 г. N 100/157 «Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации»; Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной миграционной службы при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений судов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов от 4 марта 2010 г. N 12/01-2/КР-1/4-3155). Представляется, что с увеличением количества исполнительных производств по требованиям об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации ФССП России будут разработаны соглашения с другими органами власти.
  2. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к материалам исполнительного производства. Исполнительное производство по требованию об административном выдворении лица за пределы Российской Федерации подлежит окончанию фактическим исполнением только после пересечения должником Государственной границы РФ и получения судебным приставом-исполнителем подтверждающего это обстоятельство акта пограничных органов. В силу того что в настоящее время в данной сфере Российской Федерацией не заключены международные договоры, исполнение требования о выдворении может осуществляться как в форме передачи лица представителю властей государства, на территорию которого это лицо выдворяется (ч. 1 ст. 32.10 КоАП РФ), так и в форме препровождения через пункт пропуска Государственной границы РФ к соответствующему транспортному средству. Срок вынесения постановления об окончании исполнительного производства ФЗИП не установлен, однако для окончания производства не имеет правового значения факт принятия этого лица представителями государства, на территорию которого должник был выдворен.
  3. Действующий ФЗИП обязывает судебного пристава-исполнителя направить копии постановления об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за вынесением этого постановления, в территориальные подразделения миграционной службы и Министерства иностранных дел РФ, а также в суд, вынесший постановление о привлечении лица к этому виду наказания. Указанные сведения свидетельствуют о произведенном исполнении и позволяют вести миграционный учет иностранных граждан и апатридов.

 

Статья 109.2. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ

 

Комментарий к статье 109.2

 

  1. Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в КоАП РФ были внесены изменения, заключающиеся в дополнении системы наказаний за правонарушения, совершаемые во время демонстраций, пикетирований, митингов и тому подобных мероприятий. За нарушение порядка во время указанных собраний в качестве меры ответственности установлено отбывание виновными лицами обязательных работ. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ). Исполнение этого вида требования осуществляется судебными приставами-исполнителями. Исполнение обязательных работ заключается: 1) в направлении лица, привлеченного к этому виду административной ответственности в организации для выполнения назначенных работ; 2) осуществлении контроля за выполнением должником этих работ. Кроме того, в процессе исполнения пристав ведет учет отработанного лицами времени; согласовывает с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лицо может отбывать обязательные работы; определяет порядок отбытия лицом этого административного наказания; составляет протоколы в отношении должника при нарушении правил отбытия обязательных работ и в отношении иных лиц в случаях невыполнения ими законных требований пристава. Для оптимизации процедуры исполнения этого вида наказания ФССП России были разработаны Методические рекомендации от 15 января 2013 г. N 12/01-491-ТИ «О порядке исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ».

Обязательные работы представляют собой физический, общественно полезный неквалифицированный труд <1> (уборка мусора, покраска уличной мебели, благоустройство и озеленение улиц, уход за больными и проч.), для выполнения которого не требуется наличие специального образования. Обязательные работы выполняются лицом, привлеченным к этому виду наказания, на безвозмездной основе. Таким образом, исполнение этих обязанностей не регулируется трудовым законодательством. Отбытие обязательных работ исчисляется в часах и может составлять от 20 до 200 часов. Особенность этого вида наказания состоит в том, что обязательные работы могут отбываться лицом только в свободное от работы, службы, учебы время. Поэтому судебному приставу-исполнителю перед определением порядка отбывания этого наказания надлежит установить расписание трудовой или учебной деятельности лица. В связи с этим целесообразно от организации, в которой лицо работает или учится, получить сведения о режиме работы или об учебном расписании должника.

———————————

<1> См.: ч. 1 ст. 24 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

 

  1. Частью 2 комментируемой статьи установлено императивное правило о месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и, как следствие, о месте возбуждения исполнительного производства.

Место возбуждения исполнительного производства может отличаться от места рассмотрения дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Постановление о назначении лицу обязательных работ должно быть направлено по месту жительства этого лица.

Местом жительства лица является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ). При этом следует учитывать, что фактическое место жительства может отличаться от места регистрации <1>. Поэтому судебному приставу-исполнителю надлежит истребовать у лица, привлеченного к ответственности, сведения о его месте жительства, регистрации, а также о месте работы, учебы, контактные сведения.

———————————

<1> Правила регистрации по месту жительства установлены Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

 

  1. Исполнительное производство по реализации требований о выполнении лицом обязательных работ подлежит возбуждению в общем порядке (ст. 30 ФЗИП). Однако лицу, привлеченному к этому виду ответственности, срок на добровольное исполнение требований не устанавливается (п. 4 ч. 14 ст. 30 ФЗИП). В постановлении о возбуждении исполнительного производства, помимо общих сведений, должны дополнительно содержаться:

1) вид обязательных работ и организация, в которой лицо, подвергнутое этому наказанию, будет его отбывать. Перечень этих организаций обязаны предоставлять органы местного самоуправления в соответствии с заключенными соглашениями между территориальными органами ФССП России и органами местного самоуправления. Представляется, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства могут быть указаны несколько видов работ и организаций, в которых должнику предстоит отбывать наказание, поскольку назначенный размер этого наказания может быть довольно продолжительным, в то время как объем предлагаемых организациями работ — краткосрочным и недостаточным для полного отбытия наказания;

2) общий порядок отбывания обязательных работ с учетом нормирования и дисциплины труда, время и место явки к отбыванию наказания;

3) отметка о разъяснении приставом должнику порядка и условий отбывания административного наказания. Кроме того, разъясняется, что лица, привлеченные к отбыванию обязательных работ, должны добросовестно работать на определенных им объектах, соблюдать правила внутреннего распорядка этих организаций, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, являться по его вызовам (ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ);

4) отметка о предупреждении лица, которому назначены обязательные работы, об обязанности не позднее 10 дней со дня возбуждения исполнительного производства приступить к отбыванию наказания, т.е. явиться в обозначенные дату и время в организацию, установленную приставом;

5) отметка о разъяснении лицу права обратиться к судебному приставу-исполнителю с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которой лицо обязано отбывать административное наказание, либо об уменьшении недельной отработки наказания. Порядок обращения с ходатайствами регламентирован ст. 64.1 ФЗИП. Судебный пристав-исполнитель обязан рассмотреть ходатайство в течение трех дней и вынести постановление об удовлетворении ходатайства либо об отказе в его удовлетворении. Копия этого постановления направляется лицу, подавшему ходатайство, а также в суд, вынесший постановление о назначении обязательных работ. Замена места отбывания или деятельности, недельная норма выработки могут быть уменьшены судебным приставом-исполнителем только при наличии уважительных причин (болезнь, направление в командировку, семейные обстоятельства и т.д.). Кроме того, представляется, что лицу также должно быть разъяснено право обратиться в случае наступления определенных обстоятельств (признание должника инвалидом I или II группы, наступление беременности либо тяжелой болезни, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания) в суд с ходатайством об освобождении его от отбывания обязательных работ;

6) отметка о предупреждении об ответственности (административный штраф и административный арест) за уклонение от отбывания наказания лица, привлеченного к отбыванию обязательных работ.

  1. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется: 1) должнику; 2) в суд, принявший постановление о назначении обязательных работ; 3) в организацию, в которую должник должен быть направлен для отбывания наказания. Если должнику предстоит отбывать обязательные работы в нескольких местах, то копия данного постановления должна направляться во все организации, куда должник впоследствии будет направлен.
  2. Нормирование труда лица, привлеченного к обязательным работам, осуществляется не только в соответствии с комментируемым пунктом, но и на основании ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ. Законодательством установлен недельный минимум отбывания наказания — 12 часов, который может быть уменьшен постановлением судебного пристава-исполнителя на основании ходатайства должника только при наличии уважительных причин. В дни, когда должник занят на основном месте работы или учебы, отбывание обязательных работ не может превышать двух часов. В выходные дни и дни, когда должник не работает (не учится), а также, если он согласен, в дни его занятости дневная норма отработки может достигать четырех часов. В соответствии со ст. 111 ТК РФ общим выходным днем (вид времени отдыха) является воскресенье, при пятидневной рабочей неделе предоставляется еще один день; в организациях, в которых приостановка работы невозможна, каждой группе работников предоставляются выходные в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. Поэтому приставу надлежит заранее установить, какие дни для должника являются нерабочими. В дни, когда должник работает (учится), отбывание обязательных работ может иметь место только после окончания им работы, службы, учебы. При совершении исполнительных действий и применении мер принуждения в нерабочие дни действуют правила ст. 35 ФЗИП, поэтому судебному приставу-исполнителю необходимо получать разрешение старшего судебного пристава на производство соответствующих действий.

Немаловажен тот факт, что в отличие от общих правил (п. 2 ч. 2 ст. 39 ФЗИП) принесение протеста на постановление, которым должнику назначено отбывание обязательных работ, не приостанавливает исполнение этого постановления (ч. 2 ст. 31.6 КоАП РФ).

  1. На судебного пристава-исполнителя возложены обязанности: 1) контроля поведения должника при отбывании обязательных работ; 2) контроля соблюдения должником правил трудовой дисциплины; 3) учета часов, отработанных должником. Контроль осуществляется путем получения (с использованием различных средств связи) информации из организаций, где должник отбывает работы, либо путем посещения этих организаций. В соответствии с названными выше методическими рекомендациями ФССП России контроль в форме посещения организаций приставом должен иметь место не реже двух раз в месяц. По результатам проверки судебным приставом-исполнителем составляется акт, содержащий сведения об обязательных работах, которые выполняет должник, а также об иных данных, связанных с отбыванием этого наказания.

В структурных подразделениях территориальных органов ФССП России составляются графики проверок организаций, в которых должники отбывают обязательные работы. Эти графики утверждаются старшими судебными приставами.

Контроль поведения должника также ведется со стороны организации, в которой должник выполняет работы. В частности, проверке подлежат факты исполнения работ и их качества, соблюдения должником трудовой дисциплины, а также факты уклонения лица от отбывания наказания. Организацией ведется учет отработанного должником времени. Указанные данные предоставляются судебному приставу-исполнителю, который приобщает их к материалам исполнительного производства.

  1. Судебный пристав-исполнитель обязан вести учет лиц, отбывающих обязательные работы, а также вести суммарный учет отработанного должниками времени. Общая продолжительность обязательных работ определена в исполнительном документе о назначении этого вида наказания. Должник может отработать необходимое количество часов в одной организации. Однако если имело место перенаправление лица, то суммарный учет отработанного времени будет состоять из часов, отработанных на каждом объекте, в котором должник отбывал обязательные работы. Суммарный учет отработанного времени должен содержаться в материалах исполнительного производства.
  2. Комментируемый пункт понимает уклонение должника от отбывания обязательных работ иначе, чем установлено КоАП РФ. Так, согласно ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ под уклонением понимаются: 1) неоднократный отказ от выполнения работ, и (или) 2) неоднократный невыход на обязательные работы без уважительных причин, и (или) 3) неоднократное нарушение трудовой дисциплины. А ФЗИП устанавливает, что уклонением от отбывания наказания являются: 1) невыход на объект без уважительных причин и 2) нарушение трудовой дисциплины. Условие же неоднократности для формирования состава правонарушения не имеет значения. Представляется, что разрешение конкуренции норм должно быть в пользу КоАП РФ.

Факты уклонения должны быть подтверждены документами, составленными в организации, в которой должник отбывает работы. При наличии фактов уклонения лица от отбывания обязательных работ судебный пристав-исполнитель обязан составить в отношении его протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ. Привлечение должника к ответственности за уклонение не прекращает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code