Глава 12. ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФА, НАЗНАЧЕННОГО В КАЧЕСТВЕ НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА

Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве»

 

Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления

 

Комментарий к статье 103

 

  1. Штраф является наиболее мягким видом уголовного наказания. В качестве основного наказания он назначается, как правило, за преступления небольшой и средней тяжести, однако в некоторых случаях в виде такового может назначаться и за тяжкие преступления (ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 159 и др. УК РФ).

Как дополнительное наказание штраф может быть назначен или в качестве альтернативы (например, ч. 3 ст. 141, ч. 2 ст. 160 УК РФ), или в качестве обязательного дополнительного наказания (например, ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 175 УК РФ).

И в том и другом случае его исполнение производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства (работы) осужденного (ч. 1 ст. 16 УИК РФ).

Штраф устанавливается в размере от 5000 до 5000000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета, или сумме коммерческого подкупа, взятки, или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Наказание в виде штрафа должно назначаться, когда имеется реальная возможность его исполнения. Иначе смысл уголовного наказания в виде штрафа потеряет значение. В связи с этим законом расширены основания, которые должны быть выяснены судом и учтены при назначении штрафа. Размер штрафа, как указано в ч. 3 ст. 46 УК РФ, определяется с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

Исходя из этого, суду предоставлено право назначать штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.

По смыслу закона рассрочка может быть предоставлена осужденному как при постановлении приговора, так и в порядке исполнения данного наказания.

Не исключено, что осужденный выплатит штраф ранее установленного судом срока. В этом случае судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление об окончании исполнительного производства (ч. 15 комментируемой статьи). Для осужденного этот документ является важным, поскольку с момента исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, начинает исчисляться годичный срок для погашения судимости (п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ).

  1. Порядок исполнения наказания в виде штрафа определен комментируемой статьей и ст. ст. 31, 32 УИК РФ.

В ст. 103 ФЗИП законодатель попытался детально регламентировать процедуру взыскания штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Часть 1 данной статьи ограничивает нормативное регулирование порядка взыскания штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, положениями ФЗИП.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает специальные сроки предъявления исполнительного листа о взыскании штрафа за преступление для принудительного исполнения:

1) в течение двух лет при осуждении за преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет;

2) в течение шести лет при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет;

3) в течение шести лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет, но не более пяти лет;

4) в течение 10 лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не более 10 лет;

5) в течение 15 лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет или более строгое наказание.

Таким образом, законодатель при установлении сроков предъявления исполнительного листа о взыскании штрафа за преступление для принудительного исполнения учел характер и степень общественной опасности деяния, за совершение которого было назначено уголовное наказание в виде штрафа, увеличив срок предъявления исполнительного листа в зависимости от тяжести совершенного преступления (ст. 15 УК РФ).

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 390 УПК РФ суд (первой инстанции) должен обратить приговор к исполнению в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной инстанции.

Момент вступления приговора в законную силу связан с истечением срока его обжалования в апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы, представления в апелляционном порядке приговор вступает в законную силу в день вынесения решения судом апелляционной инстанции, если он не отменяется судом апелляционной инстанции с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство либо с возвращением уголовного дела прокурору.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи законодатель учел проблемы, возникающие в правоприменительной практике при направлении исполнительного документа о взыскании штрафа за совершение преступления. Действовавшее до вступления в законную силу ФЗИП законодательство не требовало от суда направления судебному приставу-исполнителю копии приговора. Это приводило к тому, что судебный пристав-исполнитель по исполнительному листу не всегда мог определить, является указанный штраф основным или дополнительным наказанием.

Часть 3 комментируемой статьи закрепляет необходимость направления в подразделение судебных приставов вместе с исполнительным листом о взыскании штрафа за преступление копии приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжения об исполнении приговора.

При этом ФЗИП устанавливает специальные сроки:

1) передачи указанных документов судебному приставу-исполнителю — они должны быть переданы в день их поступления в подразделение судебных приставов;

2) вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении — не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов.

Учитывая то, что уголовное наказание назначается только за совершение общественно опасного деяния и носит публичный характер, законодатель закрепил обязанность старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава утверждать постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства. Такое постановление направляется в суд, выдавший исполнительный документ, в день его вынесения.

Кроме постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства, старший судебный пристав, заместитель старшего судебного пристава утверждают заключение судебного пристава-исполнителя об исполнении штрафа за преступление, которое пристав-исполнитель обязан дать по заявлению должника или по требованию суда (ч. 8 ст. 103 ФЗИП).

  1. Частью 4 рассматриваемой статьи установлены специальные, более короткие сроки исполнения требований исполнительного документа о взыскании штрафа за преступление, исполнительное производство по которому возбуждено через 45 календарных дней и более после вступления приговора в законную силу. Требования такого исполнительного документа должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в течение 15 календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства.

При этом следует учитывать, что 60-дневный срок исполнения требований исполнительного документа о взыскании штрафа за преступление начинает течь не со дня возбуждения исполнительного производства, а со дня вступления приговора в законную силу.

  1. Часть 5 комментируемой статьи дублирует положения ч. 1 ст. 31 УИК РФ, которая устанавливает, что для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливается 30 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу.

Если исполнительное производство возбуждается через 25 календарных дней и более после вступления приговора в законную силу, то максимальный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленный п. 12 ст. 30 ФЗИП, — пять календарных дней. При этом данный срок начинает течь не со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, а со дня возбуждения исполнительного производства.

Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

  1. Если штраф за преступление назначен в качестве основного наказания, то судебный пристав-исполнитель обязан предупредить (уведомить) должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания (ч. 6 ст. 103 ФЗИП).
  2. Следует учитывать, что ФЗИП устанавливает единственный возможный порядок вручения постановления о возбуждении исполнительного производства. Оно должно быть вручено должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения (ч. 7 ст. 103). Должник может быть вызван в подразделение судебных приставов для вручения ему постановления. Соблюдение порядка и сроков вручения указанного постановления вызывает трудности в правоприменительной практике.
  3. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи и ч. 2 ст. 32 УИК РФ по истечении 10 календарных дней со дня окончания срока добровольной уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, при отсутствии у судебного пристава-исполнителя сведений об уплате должником соответствующих денежных сумм он должен направить в суд, вынесший приговор, представление о замене судом штрафа другим видом наказания в порядке, установленном ч. 5 ст. 46 УК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 32 УИК РФ злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Этот срок может быть продлен судом до 30 суток.

  1. В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры принудительного исполнения штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, установленные законодательством об исполнительном производстве, когда штраф за преступление:

1) назначенный в качестве основного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения и суд отказал в замене штрафа другим видом наказания;

2) назначенный в качестве дополнительного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения;

3) совершенное несовершеннолетним, не уплачен лицом, на которое судом возложена обязанность его уплаты, в срок для добровольного исполнения.

  1. Новеллой ФЗИП является установление полномочий судебного пристава-исполнителя приостанавливать исполнительное производство. Общие правила обязательного и факультативного приостановления судебным приставом-исполнителем исполнительного производства регламентируются ст. 40 ФЗИП.

Часть 11 комментируемой статьи предусматривает три дополнительных основания обязательного приостановления исполнительного производства. Это случаи:

1) направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;

2) обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или о рассрочке выплаты штрафа;

3) нахождения должника в длительной служебной командировке.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель не обязан, а имеет право приостановить исполнительное производство при нахождении должника на лечении в стационарном лечебном учреждении; при розыске должника, его имущества или розыске ребенка; при просьбе должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; а в случае направления постановления о поручении — совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 ФЗИП.

Исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве дополнительного наказания, приостанавливается на общих основаниях, установленных ст. 40 ФЗИП.

  1. Одновременно с приостановлением исполнительного производства по основаниям, исключающим дальнейшее исполнение требований исполнительного документа о взыскании штрафа за преступление (п. 3 ч. 11 комментируемой статьи) либо препятствующим такому исполнению в связи с относительно длительным отсутствием должника в месте совершения исполнительных действий (п. п. 4 — 8 ч. 11 комментируемой статьи), судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление об определении порядка взыскания штрафа за преступление (ч. 12 ст. 103 ФЗИП).
  2. Часть 13 комментируемой статьи предусматривает возможность принятия судом решения об отказе в замене штрафа другим видом наказания. Причиной такого отказа может явиться, например, отсутствие злостности в действиях должника в уклонении от уплаты штрафа. В этом случае судебный пристав-исполнитель обязан возобновить исполнительное производство. Причем, если суд, отказывая в замене штрафа другим видом наказания, не признал причины неуплаты штрафа в срок уважительными, судебный пристав-исполнитель одновременно с возобновлением исполнительного производства взыскивает с должника исполнительский сбор.
  3. В ч. 14 комментируемой статьи дается исчерпывающий перечень оснований прекращения исполнительного производства по взысканию штрафа. В частности, таковыми будут являться: смерть должника-осужденного или объявление его умершим; замена наказания в виде штрафа другим видом наказания; освобождение от исполнения наказания в виде штрафа в порядке амнистии, помилования и в иных случаях, установленных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; отмена обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращение уголовного дела.

При этом ФЗИП конкретизирует, что отмена обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращения уголовного дела возможна только по следующим основаниям:

— непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

— прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1 — 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (например, в связи с отсутствием события преступления, с отсутствием в деянии состава преступления, с истечением сроков давности уголовного преследования) (п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

Только в случае прекращения исполнительного производства по взысканию штрафа в связи с отменой обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и с прекращением уголовного дела по вышеназванным основаниям должнику возвращаются денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения соответствующего исполнительного документа.

  1. Часть 15 комментируемой статьи предусматривает два основания окончания исполнительного производства по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление: выплата штрафа в полном объеме и возвращение исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ.

 

Статья 104. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества

 

Комментарий к статье 104

 

  1. В соответствии с комментируемой статьей конфискация:

1) представляет собой безвозмездное изъятие;

2) осуществляется, как правило, в судебном порядке;

3) носит не временный, а постоянный характер;

4) служит одним из оснований прекращения права собственности лица на конфискованное имущество.

При конфискации имущество передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством РФ.

Следует учитывать, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» уголовное наказание в виде конфискации было исключено из системы уголовных наказаний, установленной ст. 44 УК РФ.

По действующему законодательству применение конфискации допускается за совершение административных правонарушений.

Подлежат конфискации орудие совершения или предмет административного правонарушения (за исключением охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства у лиц, для которых охота и рыболовство являются основными законными источниками средств к существованию (п. 2 ст. 3.7 КоАП РФ)).

Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. В случае признания конфискации незаконной собственник имеет право требовать не только возврата изъятого имущества, но и возмещения причиненных ему убытков.

Это подтверждается также позицией Конституционного Суда РФ в отношении применения отдельных норм, предусматривающих конфискацию имущества в административном порядке <1>.

———————————

<1> См., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 1997 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда».

 

  1. Комментируемая статья устанавливает порядок действий судебного пристава-исполнителя при поступлении к нему исполнительного документа о конфискации имущества. В этом случае судебный пристав-исполнитель должен составить акт описи и изъятия конфискованного имущества (за исключением денежных средств должника, находящихся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумаг и денежных средств должника, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг). В описи указываются полное и точное наименование каждого предмета, его отличительные признаки, в том числе цвет, размер, степень изношенности и индивидуальные характеристики. В целях дополнительных гарантий соблюдения процедуры конфискации имущества ФЗИП установил обязанность составления указанного акта описи и изъятия имущества в присутствии понятых. В ходе исполнения исполнительного документа о конфискации имущества судебный пристав-исполнитель вправе предоставить должнику срок не более пяти дней для отделения конфискуемого имущества от имущества, не подлежащего конфискации (ч. 5 комментируемой статьи), в целях недопущения нарушения прав должника. Для обращения конфискованного имущества в доход государства судебный пристав-исполнитель передает конфискованное имущество по акту приема-передачи государственному органу или организации в соответствии с их компетенцией.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом <1>.

———————————

<1> См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

 

На Агентство возложена обязанность по осуществлению в установленном порядке реализации конфискованного имущества, обращенного в собственность государства <1>.

———————————

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

 

При передаче имущества судебный пристав-исполнитель снимает наложенный им арест на указанное имущество без снятия ареста, наложенного иными органами. Следует учитывать, что ч. 4 комментируемой статьи устанавливает ответственность за отказ от получения государственным органом или организацией конфискованного имущества.

  1. Часть 3 комментируемой статьи наделяет государственный орган или организацию, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, правами взыскателя. Однако последний не может отказаться от получения конфискованного имущества, отозвать исполнительный документ или заключить мировое соглашение с должником.
  2. При конфискации денежных средств судебный пристав-исполнитель направляет постановление о конфискации в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг (ч. 7 комментируемой статьи). Так как денежные средства перечисляются непосредственно в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в постановлении о конфискации судебный пристав-исполнитель обязательно должен указать реквизиты счета соответствующего бюджета, на который должны быть перечислены денежные средства.

5. При конфискации бездокументарных ценных бумаг судебный пристав-исполнитель направляет постановление о конфискации лицу, осуществляющему учет прав на эти ценные бумаги, с поручением о списании конфискованных ценных бумаг со счета должника и зачислении их непосредственно, минуя депозитный счет подразделения территориального органа ФССП России, на счет государственного органа или организации в соответствии с их компетенцией.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code