Глава 6. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве»

 

Статья 48. Лица, участвующие в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 48

 

  1. Значение комментируемой статьи заключается в классификации лиц, участвующих в исполнительном производстве, сообразно их функциям, процессуальному положению, полномочиям и связанными с этим возможностями воздействия на ход принудительного исполнения. Глава 6 содержит довольно большой круг участников исполнительного производства, занимающих различное правовое положение и наделенных неодинаковым кругом прав и обязанностей в зависимости от их правового статуса. Следует также обратить внимание на то, что правила о субъектах исполнительного производства сходны с аналогичными положениями гражданского и арбитражного процессуального права.

Не совсем точно, как это сделано в комментируемой статье, относить к числу участвующих в деле лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др.). Более точно выделять их в отдельную группу, как они и обозначены в данной статье, но не как лиц, участвующих в деле, а как участников исполнительного производства, содействующих исполнению требований исполнительных документов. Полномочия, степень юридической заинтересованности этих лиц и лиц, участвующих в деле, различны: первых характеризует прежде всего осуществление функций, возложенных на них судебным приставом-исполнителем, и исполнение перед ним обязанностей в ходе исполнительного производства.

  1. Взыскатель и должник как стороны исполнительного производства являются основными участниками исполнительного производства, поскольку именно в связи с их взаимоотношениями в соответствии с исполнительным документом и возникает необходимость принудительного исполнения. Правовому положению сторон исполнительного производства посвящены ст. ст. 49 — 52 ФЗИП, а правовому положению представителей сторон — ст. ст. 53 — 57 ФЗИП.

К лицам, непосредственно исполняющим требования, содержащиеся в исполнительном документе, относятся, например, банки, осуществляющие перечисление средств со счетов должника в пользу взыскателя, и другие субъекты (см. комментарий к ст. ст. 7 — 9 ФЗИП).

К иным лицам, содействующим исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, относятся переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др. (см. комментарий к ст. ст. 58 — 63 ФЗИП).

Лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа и содействующие исполнению, имеют в основном обязанности, которые возникают либо в связи с их компетенцией, например управления Федеральной регистрационной службы, либо в связи с теми функциями, которые они выполняют в исполнительном производстве, например переводчик или специалист. Их статус по ряду характеристик аналогичен статусу лиц, участвующих в деле, в гражданском и арбитражном процессе, либо лиц, содействующих осуществлению правосудия.

 

Статья 49. Стороны исполнительного производства

 

Комментарий к статье 49

 

  1. В отличие от правил гражданского и арбитражного процесса в исполнительном производстве основных сторон две: взыскатель и должник, которыми в основном становятся бывшие истец и ответчик (если исполняется исполнительный документ, выданный на основании судебного акта). Стороны являются основными участниками исполнительного производства как урегулированной законом разновидности юридического процесса. Отсюда и более детальное регулирование их правового положения и субъективных прав и обязанностей. Исполнительному производству в силу определенности подтвержденных исполнительным документом прав и обязанностей неизвестно понятие надлежащих и ненадлежащих сторон, их замены и т.п., поскольку спор уже разрешен до стадии исполнительного производства.

По смыслу закона правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнительном документе. Проверку правового статуса организации и ее возможностей исполнить соответствующую обязанность либо принадлежности ей какого-либо права должен был провести суд либо иной орган, выдавший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель не должен заниматься проверкой правового статуса организации как стороны исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель только проверяет идентичность названия организации в исполнительном документе с обратившейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации.

В отношении граждан правоспособность в исполнительном производстве признается с момента рождения, а полная дееспособность наступает по общему правилу с 18 лет (см. комментарий к ст. 51 ФЗИП). Поэтому судебный пристав-исполнитель должен проверить правовой статус лица, обратившегося к нему за получением присужденного, и при необходимости вправе привлечь надлежаще уполномоченного представителя.

  1. Взыскатель не всегда являлся ранее истцом в судебном процессе. Например, если в иске истцу было отказано, то ответчик при взыскании в свою пользу судебных расходов с истца в рамках исполнительного производства становится взыскателем, а бывший истец — должником. Поэтому в ч. 3 данной статьи и дается предельно широкое определение взыскателя: это гражданин либо организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный лист.

Кроме того, взыскателями являются не только бывшие участники судебных процессов. Поскольку ст. 12 комментируемого Закона называет довольно большое число разнообразных исполнительных документов, выдаваемых на основании актов несудебных органов, то предъявляющие их лица также являются взыскателями. По аналогии с правилами судебного процесса в ч. 3 комментируемой статьи под взыскателем понимается участник подтвержденного судом либо иным органом материального правоотношения, имеющий субъективное право требования от обязанного лица. Поэтому лицо, предъявляющее исполнительный документ, и сам взыскатель также могут не совпадать. В частности, в случаях, которые предусмотрены ч. 2 комментируемой статьи, взыскателями являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в интересах которых (в зависимости от уровня бюджета, в который происходит взыскание) выступают уполномоченные органы и должностные лица, в том числе и судебные приставы-исполнители, осуществляющие взыскание различных сумм в федеральный бюджет на основании исполнительных документов, указанных в п. п. 5 — 7 ч. 1 ст. 12 ФЗИП.

  1. Под должником согласно ч. 4 комментируемой статьи также понимается лицо (гражданин или организация), на котором в силу вынесенного судом либо иным органом акта лежит обязанность перед взыскателем. Она должна быть выполнена как посредством совершения должником активных действий, так и путем воздержания от определенных действий.
  2. Исполнительному производству известно и соучастие, необходимость которого возникает в силу сложности структуры материальных прав и обязанностей, подтвержденных исполнительными документами. Соучастие возможно активное (одновременное участие нескольких лиц на стороне взыскателя), пассивное (одновременное участие нескольких лиц на стороне должника) и смешанное (одновременное участие нескольких лиц как на стороне взыскателя, так и на стороне должника).

В отличие от правил судебного процесса в исполнительном производстве вряд ли возможно подразделение соучастия на обязательное и факультативное, поскольку оно всегда имеет обязательный характер в силу подтвержденности в исполнительном документе принадлежности права нескольким взыскателям либо возложение обязанности на нескольких должников. Согласно ч. 5 настоящей статьи каждый из соучастников по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве вполне самостоятельно. Помимо общих прав и обязанностей, которыми наделены соучастники в исполнительном производстве, у них есть дополнительное право (как и в судебном процессе) — они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников (см. о порядке оформления в комментарии к ст. 54 ФЗИП).

 

Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства

 

Комментарий к статье 50

 

  1. Перечень прав сторон, указанных в данной статье, не полон. Ряд прав сторон исполнительного производства установлен другими статьями ФЗИП. Например, взыскатель вправе отказаться от взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 43); отказаться от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю (п. 3 ч. 1 ст. 43); оставить за собой имущество должника, если оно не будет реализовано в двухмесячный срок (ч. ч. 11 — 13 ст. 87).
  2. Часть 2 комментируемой статьи не содержит указания на конкретный перечень обязанностей сторон исполнительного производства. Применительно к каждому виду исполнительных действий стороны имеют как права, так и обязанности. При этом если взыскатель является преимущественно управомоченной стороной, то должник — в основном обязанной. Самая общая и основная обязанность должника — исполнение требований исполнительного документа — конкретизируется по мере развития исполнительного производства. Например, согласно ч. 7 ст. 69 ФЗИП должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере его задолженности, определяемой согласно ч. 2 ст. 69 ФЗИП. В то же время должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь (ч. 5 ст. 69 ФЗИП).

 

Статья 51. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних

 

Комментарий к статье 51

 

  1. В отличие от организаций правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства должна проверяться судебным приставом-исполнителем. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) наступает по исполнительному законодательству с различного возраста и зависит от ряда юридических обстоятельств. В связи с этим комментируемый Закон устанавливает ряд специальных правил. При определении дееспособности граждан в исполнительном производстве следует исходить также из правил о дееспособности, установленных в ГК РФ, ТК РФ, СК РФ, КоАП РФ и других федеральных законах.

В ч. 1 комментируемой статьи содержится традиционное правило о том, что права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет осуществляются их законными представителями. При этом к полностью недееспособным гражданам в исполнительном производстве относятся несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 либо 16 лет (в зависимости от возраста наступления дееспособности в соответствующих материальных правоотношениях), а также признанные судом недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Права и обязанности указанных лиц осуществляются в исполнительном производстве их законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами и попечителями.

  1. В ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи речь идет о частичной дееспособности в исполнительном законодательстве, возраст наступления которой определяется правилами соответствующего материального законодательства. По общему правилу права несовершеннолетних защищаются их законными представителями. Вместе с тем если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то соответственно они наделяются возможностью самостоятельного участия в исполнительном производстве в целях защиты своих прав и интересов. Например, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» членами производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Аналогичное положение установлено и ст. 7 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах». Поэтому несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в исполнительном производстве при исполнении исполнительных документов по делам, вытекающим из членства в кооперативах.

На основании ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными. Следовательно, по спорам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, которые они могут осуществлять самостоятельно, несовершеннолетние вправе обращаться в суд за судебной защитой, например, если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, осуществлением авторских прав. Исходя из этого, по соответствующим исполнительным документам они могут выступать в качестве взыскателей в исполнительном производстве.

Согласно ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с 16 лет, а в некоторых случаях — с 15, 14 лет либо даже ранее. Поскольку несовершеннолетние лица наделяются трудовой правосубъектностью, то они обладают как процессуальной дееспособностью для защиты своих интересов в суде, так и дееспособностью в исполнительном производстве, но не ранее чем с 14 лет.

  1. Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу по достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет. С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно ч. 4 комментируемой статьи в ряде случаев.

Во-первых, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным (эмансипация). В соответствии со ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — судом.

Во-вторых, в случае вступления в брак до достижения 18 лет с разрешения местной администрации (ст. 13 СК РФ). Граждане, заключившие брак, начиная с 16 лет являются полностью дееспособными и в исполнительном производстве. Согласно ст. 21 ГК РФ приобретенная в результате заключения брака гражданская дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет; это положение также действует в исполнительном производстве.

 

Статья 52. Правопреемство в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 52

 

  1. Права и обязанности во время исполнительного производства по конкретному исполнительному документу могут переходить от одних лиц, являвшихся стороной в исполнительном производстве, к другим лицам. Поэтому правопреемство — это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее в нем не участвовавшему. В соответствии с настоящей статьей правопреемство возможно в течение всего исполнительного производства: с момента его возбуждения до его окончания по основаниям ст. 47 комментируемого Закона.

В качестве основания правопреемства в исполнительном производстве выступает переход материальных прав и обязанностей от стороны к другим лицам. Такими основаниями могут быть следующие юридические факты. Во-первых, смерть гражданина, бывшего стороной. Во-вторых, прекращение существования юридического лица в форме реорганизации (ст. ст. 57, 58 ГК РФ). Если же юридическое лицо ликвидируется, то его деятельность в соответствии со ст. 61 ГК РФ прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В-третьих, уступка требования. В-четвертых, перевод долга. Возможны и другие основания, поскольку их перечень является открытым, например в публичных правоотношениях.

Правопреемство возможно не по всем исполнительным документам, а только по тем, по которым оно имеет место в материальном праве. Так, согласно ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества, в связи с чем правопреемство допустимо.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи основания для правопреемства определяются судебным приставом-исполнителем в соответствии с судебным актом, а также на основании иных правоустанавливающих документов, например свидетельства о праве на наследство, выданного нотариусом.

Тем самым расширен круг оснований для правопреемства в исполнительном производстве, которое может происходить по самым разным основаниям, и актов различных органов и лиц, которые установили соответствующие юридические факты правопреемства в материальном праве.

В частности, правопреемство по исполнительным документам, выданным судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возможно только после вынесения соответствующего определения компетентного суда о правопреемстве. Согласно п. 4 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» замена стороны ее правопреемником в исполнительном производстве осуществляется на основании судебного акта арбитражного суда.

Аналогичное разъяснение было дано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г. В нем отмечено, что порядок процессуального правопреемства определен ст. 44 ГПК РФ. Согласно данной норме правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Следовательно, оно может иметь место и на стадии исполнения решения. Вопрос о замене стороны правопреемником рассматривается судом по заявлению заинтересованного лица или судебного пристава-исполнителя в судебном заседании, о времени и месте которого извещаются стороны и судебный пристав-исполнитель. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба. В случае признания судом правопреемства судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену соответствующей стороны в исполнительном производстве правопреемником. Таким образом, замена стороны в исполнительном производстве осуществляется судебным приставом-исполнителем на основании определения суда.

  1. В случае решения вопроса о правопреемстве судебный пристав-исполнитель, исходя из ст. 14 ФЗИП и части 3 комментируемой статьи, должен вынести по данному вопросу постановление. При этом он обязан установить наличие соответствующих фактических обстоятельств материального права, являющихся основанием для правопреемства. В этом плане правопреемство основывается на юридических фактах гражданского права и отражает взаимосвязь материального и исполнительного законодательства. Например, реорганизация юридического лица (ст. ст. 57 — 60 ГК РФ) связана с правопреемством реорганизованного юридического лица и необходимостью его соответствующего надлежащего правового оформления (наличие передаточного акта и разделительного баланса, государственная регистрация вновь возникшего юридического лица либо внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц и т.д.).

Уступка требования регулируется ст. ст. 382 — 390 ГК РФ, а перевод долга — ст. ст. 391, 392 ГК РФ. При этом необходимо соблюдение правил оформления уступки требования и перевода долга. Уступка требования, основанная на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге (п. 3 ст. 146 ГК РФ).

Поскольку речь идет об уступке требования по исполнительному документу в рамках исполнительного производства, то теперь возможно создание своеобразного рынка исполнительных документов, что, скорее всего, оживит исполнительное производство, позволит взыскателям получать определенные результаты, не ожидая длительное время.

Смерть гражданина влечет процессуальное правопреемство по обязательствам имущественного характера, связанным с его предпринимательской деятельностью.

  1. Для правопреемника согласно ч. 4 комментируемой статьи все действия, совершенные в исполнительном производстве до вступления в него, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Например, он не вправе оспорить принадлежность должнику имущества, которое тот передал в порядке исполнения требований исполнительного документа взыскателю.
  2. На период до вступления в исполнительное производство правопреемника в случае смерти гражданина оно подлежит обязательному приостановлению на основании определения соответствующего суда (п. 1 ч. 1 ст. 40 ФЗИП). Что касается процессуально-правовых последствий при установлении других оснований для правопреемства (уступка требования, перевод долга), поскольку комментируемый Закон не содержит оснований для приостановления производства по делу в подобных случаях, то по заявлению правопреемника возможно отложение исполнительных действий (ст. 38 Закона), для того чтобы он ознакомился с материалами дела и подготовился к участию в исполнительном производстве.

 

Статья 53. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства

 

Комментарий к статье 53

 

  1. К числу участников исполнительного производства относятся и представители. Граждане вправе участвовать в исполнительном производстве лично либо через представителя. Вместе с тем согласно ч. 1 комментируемой статьи имеется ограничение возможностей использования представительства граждан в процессе исполнения, когда исполнительным документом на гражданина возложена обязанность (например, опровержение порочащих сведений), которая может быть исполнена только лично. В подобном случае гражданин обязан лично совершать соответствующие исполнительные действия в целях реализации требований исполнительного документа.
  2. Дела организаций ведут в исполнительном производстве их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо их представители.

Следует иметь в виду, что указание в комментируемой статье на руководителей организаций как представителей достаточно условно. Руководители организаций представляют интересы своих организаций, однако при этом не являются представителями в том смысле, в котором термин «представитель» употребляется в данной статье, а выступают в качестве органов юридического лица (ст. 53 ГК РФ). Соответственно, у них в отличие от представителей иной порядок подтверждения своих правового статуса и полномочий в исполнительном производстве.

Представительство следует отличать от представления в исполнительном производстве интересов организаций их органами. Согласно ст. 53 ГК РФ юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Поэтому руководители организаций, другие лица в соответствии с учредительными документами представляют судебному приставу-исполнителю документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия, например протокол об избрании либо приказ о назначении на должность генерального директора.

При проверке в исполнительном производстве полномочий руководителей филиалов и представительств юридического лица следует иметь в виду разъяснения, содержащиеся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В нем применительно к гражданско-правовому представительству говорится, что соответствующие полномочия руководителя филиала или представительства должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

 

Статья 54. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства

 

Комментарий к статье 54

 

  1. Комментируемая статья определяет порядок удостоверения полномочий органов юридических лиц, а также представителей граждан и организаций. По общему правилу полномочия представителя выражаются в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.

Основные правила совершения доверенностей содержатся в ст. ст. 185 — 189 ГК РФ. В частности, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в силу закона и учредительных документов.

  1. В ч. 3 определена форма удостоверения полномочий законных представителей. Так, родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт. Усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении (оформленное в соответствии с ранее действовавшим Кодексом о браке и семье 1969 г. или СК РФ). Опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.
  2. В ч. 4 определена форма удостоверения полномочий представителя соучастника в исполнительном производстве. В случае подачи представляемым соучастником соответствующего заявления лично судебному приставу-исполнителю они указываются в этом заявлении и, таким образом, оформляются в простой письменной форме.

Однако если соучастник подает это заявление не лично судебному приставу-исполнителю, а через уполномоченного им соучастника, то такое выражение волеизъявления должно быть нотариально удостоверено. Возникает вопрос о выборе надлежащего нотариального порядка совершения данного нотариального действия — свидетельствование подлинности подписи на документе или удостоверение доверенности.

Согласно ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации. Свидетельствуя подлинность подписи, нотариус не удостоверяет факты, изложенные в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

Но передача полномочий одним из соучастников другому фактически представляет собой передачу полномочий на представительство интересов данного соучастника другим соучастником, в связи с чем такая передача полномочий должна быть оформлена путем выдачи доверенности, а не посредством подачи заявления, как того требует ч. 4 данной статьи. В этом случае доверенность для надлежащей проверки и подтверждения полномочий соучастников подлежит нотариальному удостоверению.

  1. В ч. 5 данной статьи вопрос о форме доверенности для совершения юридических действий в исполнительном производстве прямо законодательством не решен. При этом полномочия по предъявлению исполнительного документа к взысканию, получению присужденного имущества или денег (ст. 54 ГПК РФ), по получению присужденных денежных средств или иного имущества (ст. 62 АПК РФ) являются специальными и должны быть особо оговорены в доверенности. Гораздо детальнее специальные полномочия раскрываются в ч. 3 ст. 57 ФЗИП. Поэтому правильнее требования к содержанию специальных полномочий в исполнительном производстве определять исходя именно из ст. 57 ФЗИП, а не из ГПК РФ и АПК РФ независимо от доктринальных толкований вопросов о том, является исполнение стадией судебного процесса либо нет и, соответственно, насколько на него распространяются правила, установленные АПК РФ и ГПК РФ.

Хотя в ст. 53 ГПК РФ и ст. 61 АПК РФ определен круг лиц, которые могут удостоверять доверенности, выданные гражданами, полагаем, что более предпочтительным является удостоверение доверенности нотариусом, что придает ей большую юридическую силу. Признавать представительство в исполнительном производстве, связанном с получением имущества и денежных средств, на основании доверенности, совершенной в простой письменной форме, вряд ли возможно, поскольку в таком случае существенно снижаются правовые гарантии для участников исполнительных отношений. Исходя из этого, считаем необходимым признать общим правилом нотариальное удостоверение доверенностей для участия в исполнительном производстве.

Согласно п. 2 ст. 185.1 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются доверенности:

1) военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и иных военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;

2) военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на лечении.

В том случае, если представитель действует на основании доверенности в порядке передоверия, она обязательно должна быть нотариально удостоверена (п. 3 ст. 187 ГК РФ). Исключением из данного правила является передоверие по доверенностям, совершенным юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц. Однако в этом случае может возникнуть вопрос о достоверности как основной доверенности, так и доверенности, выданной в порядке передоверия, особенно в отношении небольших организаций. Поэтому нотариальное удостоверение доверенностей в порядке передоверия будет повышать доказательственную силу таких документов.

 

Статья 55. Законные представители граждан, участвующих в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 55

 

  1. Комментируемая статья содержит правила относительно законного представительства в исполнительном производстве в развитие положений ст. 51 ФЗИП. Правила о порядке и об условиях законного представительства в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан содержатся в ГК РФ, СК РФ и других законодательных актах.

Родители в качестве законных представителей своих детей представляют в подтверждение собственных полномочий паспорт и свидетельство о рождении детей, где они записаны в качестве родителей. Усыновители подтверждают свои права такими же документами, поскольку после усыновления в них вносятся соответствующие изменения. Кроме того, может быть представлен и документ об усыновлении — вступившее в законную силу решение суда (гл. 19 СК РФ).

Опекуны представляют в подтверждение своих полномочий решение о назначении их опекунами и опекунское удостоверение, выдаваемое органами местного самоуправления.

Признание граждан ограниченно дееспособными возможно только в судебном порядке и при условии, если они злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами. Эти граждане ограничиваются в дееспособности в части совершения сделок, за исключением мелких бытовых, при получении и распоряжении заработком, пенсией, иными доходами (ст. ст. 30, 33 ГК РФ), и, соответственно, их интересы в исполнительном производстве представляют попечители.

Полагаем, что если исполнительное производство носит по содержанию неимущественный характер, то, поскольку такие граждане в этой части являются полностью дееспособными, они могут без всяких ограничений выступать в качестве стороны исполнительного производства, например при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка при совершении действий, связанных с обеспечением контакта родителя и ребенка.

Интересы признанного безвестно отсутствующим гражданина представляют лица, которым передано в управление имущество безвестно отсутствующего лица. Такая передача осуществляется на основании решения суда лицом, которое определено органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного между таким лицом и органом опеки и попечительства (ст. 43 ГК РФ).

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи законные представители вправе поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя, например адвокату на основании договора поручения.

 

Статья 56. Лица, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства

 

Комментарий к статье 56

 

  1. Комментируемая статья определяет круг лиц, которые не могут выступать в качестве представителей в исполнительном производстве. Прежде всего представителями не могут быть лица, которые не обладают полной дееспособностью либо состоят под опекой или попечительством. Вместе с тем данное ограничение не должно распространяться на граждан, признанных полностью дееспособными вследствие эмансипации (ст. 27 ГК РФ), а также в связи с заключением брака до достижения 18-летнего возраста (ст. 13 СК РФ).

Находящимися под опекой признаются малолетние лица, а также граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи представителями в исполнительном производстве не могут быть судьи, следователи, прокуроры и работники (сотрудники) ФССП России и аппаратов судов. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в процессе в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратуры или как законные представители.

 

Статья 57. Полномочия представителей сторон исполнительного производства

 

Комментарий к статье 57

 

  1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи законные представители должны соблюдать ограничения, установленные законом, при совершении действий в интересах представляемых лиц в исполнительном производстве. Так, согласно п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного. Поэтому в исполнительном производстве законные представители не могут без согласия органов опеки и попечительства заключать мировое соглашение, а суды — утверждать такие соглашения, если они будут влечь указанные выше правовые последствия.
  2. Представитель совершает различные юридические действия, обусловленные необходимостью защиты представляемого им лица в исполнительном производстве. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в исполнительном производстве, и не вправе совершать действия, выходящие за их пределы. Субъектом исполнительного производства (взыскателем или должником) остается доверитель.

Поскольку представители в исполнительном производстве совершают юридические действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц, то соответственно объем полномочий представителя определяется и тем, какие именно из имеющихся у доверителя полномочий ему были переданы. Таким образом, объем полномочий представителя зависит от двух фактических обстоятельств: объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.

  1. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи полномочия представителя по содержанию делятся на общие и специальные. К общим полномочиям относятся такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. Это полномочия по знакомству с материалами исполнительного производства, по снятию копий с материалов дела, по заявлению отводов, по представлению дополнительных материалов и иные, связанные с возможностью участия в исполнительном производстве, перечисленные в ч. 1 ст. 50 ФЗИП.

Специальными являются полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании об этом в доверенности. К числу специальных полномочий относятся перечисленные в ч. 3 комментируемой статьи. Полномочия представителя на совершение каждого из указанных действий должны быть специально оговорены в доверенности, выданной представляемым.

 

Статья 58. Участие в исполнительном производстве переводчика

 

Комментарий к статье 58

 

  1. Комментируемая статья раскрывает правила об обеспечении участия в исполнительном производстве переводчика. Закон не устанавливает специальных квалификационных требований к переводчику (наличие специального образования, сертификата подтверждения либо лицензии). Российскому праву не известна категория так называемых присяжных переводчиков. Необходимы только достижение 18-летнего возраста и владение соответствующим языком на уровне, обеспечивающем точный и достоверный перевод при совершении исполнительных действий. Поэтому, когда приглашение переводчика осуществляется по инициативе стороны, она вправе выбрать в этом качестве любое лицо, способное обеспечить перевод. Полагаем, что при назначении переводчика на основании постановления судебного пристава-исполнителя такой отбор должен производиться преимущественно из лиц, имеющих специальное образование и участвовавших ранее в подобном переводе.
  2. Оплата услуг переводчика осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 16 ФЗИП. По смыслу этого Закона возмещение расходов по оплате переводчика и его привлечение в интересах взыскателя должны производиться за счет должника, что вытекает из ст. 117 ФЗИП.
  3. В ч. 5 комментируемой статьи речь идет об ответственности переводчика в соответствии с законодательством Российской Федерации за заведомо неправильный перевод. Однако ст. 307 УК РФ устанавливает уголовную ответственность лишь за заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования. Поскольку исполнительное производство в настоящее время не является в основном частью судебного процесса, то соответственно уголовная ответственность в отношении переводчика может применяться только при совершении таких исполнительных действий, которые связаны с деятельностью суда, например при разрешении судом вопроса об отсрочке или о рассрочке исполнения. Если же заведомо неправильный перевод имел место при совершении других исполнительных действий, например при описи имущества, то по смыслу ст. 307 УК РФ уголовная ответственность не наступает.

 

Статья 59. Участие в исполнительном производстве понятых

 

Комментарий к статье 59

 

  1. Цель участия понятых — обеспечить беспристрастность и последующую подконтрольность действий судебного пристава-исполнителя при совершении ряда важных и затрагивающих имущественные права сторон исполнительных действий. В дальнейшем при возникновении спора относительно правомерности действий судебного пристава-исполнителя понятые могут подтвердить или опровергнуть соответствующие фактические данные и их показания в качестве свидетелей будут учитываться при разрешении спора.

В соответствии с комментируемой статьей участие понятых в исполнительном производстве является либо обязательным, либо факультативным. Случаи обязательного участия понятых установлены в ч. 1 этой статьи. Это совершение исполнительных действий, связанных с: 1) вскрытием нежилых помещений, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам; 2) вскрытием жилых помещений, занимаемых должником; 3) осмотром имущества должника; 4) наложением на него ареста; 5) изъятием и передачей указанного имущества.

В ряде статей ФЗИП приведенные положения конкретизированы. В частности, выселение должника производится с участием понятых (ч. 3 ст. 107), вселение взыскателя также осуществляется с участием понятых (ч. 3 ст. 108), с участием понятых осуществляется конфискация имущества (ч. 6 ст. 104). Кроме того, с обязательным участием понятых производится административное приостановление деятельности должника (ч. 3 ст. 109).

В остальных случаях участие понятых является факультативным и определяется усмотрением судебного пристава-исполнителя, например, необязательно участие понятых при составлении акта об отсутствии у должника имущества. Если сторона исполнительного производства заинтересована в участии понятых в целях более высокой удостоверительной силы соответствующего документа, составляемого при совершении исполнительного действия, она вправе ходатайствовать об этом перед судебным приставом-исполнителем. По смыслу Закона судебный пристав-исполнитель в случае отказа в привлечении понятых для совершения соответствующего исполнительного действия должен вынести мотивированное постановление.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи отражены минимальные требования к лицу, которое привлекается к участию в совершении исполнительных действий в качестве понятого. Понятой должен быть полностью дееспособным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, не заинтересованным в исходе исполнительного производства, не состоящим в родстве или свойстве, подчиненности или подконтрольности с другим понятым или с участниками исполнительного производства. Кроме того, общее количество понятых при совершении исполнительного действия должно быть не менее двух.

Об отводах понятым см. комментарий к ст. 63 ФЗИП.

 

Статья 60. Обязанности и права понятых

 

Комментарий к статье 60

 

  1. Комментируемая статья устанавливает круг обязанностей и прав понятых.

Обязанности понятого следующие: 1) участвует в совершении соответствующего исполнительного действия с момента его начала до его окончания; 2) удостоверяет подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал.

  1. Права понятого заключаются в следующем: 1) понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются; 2) перед началом совершения исполнительных действий, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему его права и обязанности; соответственно, понятой вправе требовать совершения данного действия; 3) понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых действий; при этом его замечания подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия (по желанию понятого замечания могут заноситься им собственноручно); 4) понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
  2. В соответствии с ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи понятые имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или на денежную компенсацию в связи с потерей времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий. Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен определяться Правительством РФ. В связи с этим принято Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 516 «О размерах компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц».

Расходы, связанные с реализацией данного Постановления Правительства РФ, осуществляются в пределах средств, которые предусмотрены в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание ФССП России.

Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 516 утверждено Положение о размерах компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Согласно Положению расходы, понесенные понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включают расходы, связанные с оплатой проезда, наймом жилого помещения и выплатой суточных.

Компенсация расходов, связанных с оплатой проезда понятого (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями), осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

— железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

— водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

— воздушным транспортом — в салоне экономического класса;

— автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

Компенсация расходов, связанных с наймом жилого помещения и выплатой суточных понятому, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Суточные не выплачиваются, если у понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

За лицом, привлеченным в качестве понятого, за время его отсутствия на работе в связи с исполнением обязанностей понятого сохраняется место работы (должность).

Лицу, привлеченному в качестве понятого, возмещается недополученная заработная плата за время его отсутствия в связи с исполнением обязанностей понятого.

Неработающим, а также работающим лицам, привлеченным в качестве понятых в нерабочее время, выплачивается компенсация в связи с потерей времени в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории РФ.

 

Статья 61. Участие в исполнительном производстве специалиста

 

Комментарий к статье 61

 

  1. Комментируемая статья устанавливает порядок и условия привлечения к участию в исполнительном производстве специалистов как одной из форм использования специальных познаний. На наш взгляд, профессиональный оценщик также относится к числу специалистов, что прямо вытекает из п. 9 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 4 ст. 85 ФЗИП.

Специалисты помогают судебному приставу-исполнителю принять правильное решение при разрешении определенных фактических вопросов, например установления стоимости и характеристик описываемого имущества (можно ли отнести имеющиеся у должника цветные камни к драгоценным, представляет ли описываемая картина произведение художественной ценности). Так, согласно ч. 2 ст. 85 ФЗИП оценка имущества должника производится специалистом (см. комментарий к названной статье).

Кроме того, привлечение специалистов возможно для совершения определенных исполнительных действий, когда их участие позволяет обеспечить точное исполнение требований исполнительного документа. В частности, в качестве специалиста могут привлекаться сотрудники земельных органов, например для выделения земельного участка в натуре, для его раздела. При исполнении исполнительных документов по делам о воспитании детей в качестве специалистов целесообразно привлечение работников органов опеки и попечительства, педагогов школ и других образовательных учреждений.

Специалист в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи назначается постановлением судебного пристава-исполнителя. Привлечение специалиста возможно как по просьбе сторон, так и по инициативе судебного пристава-исполнителя. В случае необходимости возможно привлечение нескольких специалистов, например при оценке имущества, разнородного по составу (автомобили, художественные ценности, ювелирные изделия), либо для проведения в натуре раздела значительного по размеру земельного участка.

  1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи для лица, которое привлекается в качестве специалиста, не устанавливаются по общему правилу специальные квалификационные и иные требования, за исключением случаев, которые предусмотрены специальным федеральным законом. В частности, в ст. 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного Закона. Названный Закон подробно регламентирует правовой статус оценщика, процедуры и требования к результатам его работы.

В целом относительно специалистов можно говорить о наличии двух групп требований к ним: объективного и субъективного характера. Требование объективного характера: соответствующее лицо должно иметь необходимые специальные познания, что может подтверждаться наличием образования, занимаемой должностью, опытом работы, другими обстоятельствами, характеризующими квалификацию специалиста. Поскольку из смысла комментируемой статьи вытекает, что в качестве специалиста привлекается гражданин, то соответственно в качестве специалиста не может быть привлечена организация, например бюро судебно-технической экспертизы. В любом случае в исполнительном производстве должен участвовать конкретный гражданин — специалист.

Требование субъективного характера заключается в отсутствии оснований для отвода специалиста, указанных в ч. 1 ст. 63 комментируемого Закона. Специалист должен сам заявить самоотвод при наличии соответствующих обстоятельств.

  1. Заключение специалиста должно быть дано и изложено в письменной форме, что обеспечивает возможность его фиксации, последующую проверку в случае оспаривания самого заключения либо действий судебного пристава-исполнителя. Особенно подробно регламентируются содержание и форма заключения профессионального оценщика в вышеуказанном Законе.
  2. В ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи изложены обязанности и права специалиста. Его обязанности сводятся к следующему. Специалист обязан: 1) являться по вызову судебного пристава-исполнителя; 2) давать объективное заключение по поставленным вопросам в устной или письменной форме; 3) давать пояснения по поводу выполняемых им действий; 4) оказывать техническую помощь. Кроме того, при наличии оснований для отвода специалист обязан заявлять самоотвод (ч. 2 ст. 63 ФЗИП).

Специалист вправе получать доступ к необходимым для заключения материалам, а также имеет право на вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий.

  1. В ч. 4 комментируемой статьи речь идет об ответственности, предусмотренной законом за отказ или уклонение от дачи заключения либо дачу заведомо ложного отчета или заключения. В ст. 307 УК РФ установлена ответственность только за заведомо ложное показание специалиста. Кроме того, в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» особо урегулированы вопросы имущественной ответственности оценщиков.

 

Статья 62. Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел

 

Комментарий к статье 62

 

  1. Комментируемая статья устанавливает общий порядок взаимодействия судебных приставов-исполнителей и органов внутренних дел. Возможно обязательное либо факультативное участие работников органов внутренних дел в исполнительном производстве.

В частности, согласно п. 10 ч. 1 ст. 64 ФЗИП в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел. Кроме того, в силу ФЗИП в необходимых случаях при содействии сотрудников органов внутренних дел производятся выселение (ч. 3 ст. 107) и вселение (ч. 3 ст. 108), а также административное приостановление деятельности (ч. 3 ст. 109 ФЗИП).

  1. В случаях, когда имеются препятствия к совершению исполнительных действий, угроза правопорядку или угроза жизни или здоровью судебных приставов-исполнителей, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться за содействием к органам внутренних дел в соответствии с установленным порядком организационного взаимодействия данных органов Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ.
  2. Полномочия и порядок деятельности органов полиции отражены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», в рамках которого органы полиции осуществляют свои полномочия и при обеспечении совершения конкретных исполнительных действий.

 

Статья 63. Отводы в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 63

 

  1. Комментируемая статья раскрывает порядок заявления и разрешения ходатайств об отводе, а также самоотводов. Отводы могут быть заявлены судебному приставу-исполнителю, переводчику, специалисту, понятому. Основаниями для отвода являются различные фактические обстоятельства, во многом имеющие оценочный характер: 1) родственные или свойственные связи со сторонами исполнительного производства, либо их представителями, либо другими лицами, участвующими в исполнительном производстве; 2) подчиненность или подконтрольность указанным лицам; 3) заинтересованность в исходе исполнительного производства.

Право оценки юридической значимости указанных обстоятельств и заявления отвода принадлежит сторонам исполнительного производства, а также самому отводимому лицу. Обстоятельства, определяющие косвенную заинтересованность в исходе исполнительного производства, могут быть самыми разными, например, переводчик или специалист может быть акционером компании, в отношении которой производятся исполнительные действия по взысканию денежных средств.

  1. В ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи установлен порядок разрешения ходатайств об отводе. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом либо его заместителем, а в отношении других участников исполнительного производства, указанных в комментируемой статье, — судебным приставом-исполнителем.
  2. В комментируемой статье (ч. ч. 1 — 3) понятые не указаны в числе лиц, которым может быть заявлен отвод, а также не оговорено их право заявить самоотвод. О понятых речь идет только в ч. 4 комментируемой статьи в связи с тем, что вопрос об их отводе разрешается судебным приставом-исполнителем.

На наш взгляд, установление той либо иной степени заинтересованности понятого в совершении исполнительного действия должно рассматриваться в качестве основания для их устранения из числа понятых. По смыслу закона заинтересованный участник исполнительного производства должен заявить о том, что ему известно о такой заинтересованности, фактах родства, подчиненности или подконтрольности до совершения соответствующего исполнительного действия. Поэтому понятой вправе заявить самоотвод.

Из комментируемой статьи вытекает, что в качестве понятых не могут выступать сотрудники службы судебных приставов, в том числе технический персонал. Поэтому лицо, привлекаемое в качестве понятого, но имеющее к этому «противопоказания», например вследствие родственных отношений со взыскателем, должно сразу поставить об этом в известность судебного пристава-исполнителя.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code