Глава 4. ИЗВЕЩЕНИЯ И ВЫЗОВЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 24

 

  1. Для реализации своих прав, исполнения обязанностей лица, участвующие в исполнительном производстве, должны быть надлежащим образом извещены о месте и времени совершения исполнительных действий, о принятии мер принудительного исполнения. Это является гарантией соблюдения прав сторон в исполнительном производстве, обеспечивает законность процедур исполнения. С помощью извещений осуществляется уведомление лиц, участвующих в исполнительном производстве (ст. 48 ФЗИП), о месте и времени проведения отдельного исполнительного действия, мерах принудительного исполнения. Норма, обязывающая судебного пристава-исполнителя информировать всех участников исполнительного производства о проводимых им мероприятиях в рамках отдельного исполнительного производства, носит общий характер, распространяет свое действие на все стадии исполнительного производства и касается любых мер принудительного исполнения. Данная норма применяется, если иное прямо не предусмотрено комментируемым Законом, т.е. исключением из данного правила могут быть только указанные ФЗИП случаи, когда допускается возможность проведения мероприятий в рамках исполнительного производства без предварительного извещения участвующих в нем лиц.

В частности, это возможность совершения действий по принудительному исполнению исполнительных документов без извещения должника при невыполнении последним требований о выселении (ч. 1 ст. 107 ФЗИП) и о вселении (ч. 1 ст. 108 ФЗИП).

Комментируемый Закон не разграничивает случаи, когда судебный пристав-исполнитель должен использовать извещения, а когда вызовы. Извещения и вызовы применяются и в гражданском, и в арбитражном процессах, где данные понятия разграничиваются. Здесь можно принять правило, которому следует и гражданское процессуальное, и арбитражное процессуальное законодательство, в соответствии с которым извещения применяются лишь в отношении сторон (взыскателя и должника), а в отношении других лиц, участвующих в исполнительном производстве (лица, указанные в п. п. 2, 3 ст. 48 ФЗИП), целесообразнее применять вызовы.

Приказом ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства» утверждена форма извещений, применяемая для вызова должника, взыскателя, третьего лица (приложение N 41 к Приказу).

Действующий ФЗИП предусматривает следующие формы извещений и вызовов.

А. Поскольку повестка с уведомлением о вручении обеспечивает фиксацию ее получения адресатом, данная форма извещений и вызовов является предпочтительнее.

Б. Закон не предусматривает, в какой форме должна быть направлена телеграмма: простой или с уведомлением о вручении. В целях получения доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, целесообразнее извещения и вызовы направлять в форме телеграммы с уведомлением о вручении, в котором указывается, кто, когда и в какое время получил телеграмму.

В. При отправлении телефонограммы в материалах исполнительного производства должен быть текст направляемой телефонограммы, где указываются дата ее направления, номера телефонов, с которого и на который производится вызов или извещение, а также фамилия, имя, отчество и должность лица, принявшего телефонограмму.

Г. По поручению судебного пристава-исполнителя извещения и вызовы могут быть доставлены лицом, согласившимся известить лиц, участвующих в исполнительном производстве. Как правило, в качестве такого лица выступает одна из сторон в исполнительном производстве, которая согласна оказать содействие в извещении. Если лицо, участвующее в исполнительном производстве, не согласно доставить извещение, вызов, судебный пристав-исполнитель не вправе принуждать к совершению такого действия.

Д. Извещения и вызовы могут осуществляться с использованием электронной, иных видов связи и доставки. В частности, во многих европейских государствах извещения и вызовы отправляются с помощью СМС-сообщений. При использовании данных способов необходимо соблюдение правила об обязательной фиксации факта получения адресатом извещения или вызова.

В рамках гражданского процесса разработаны правила использования SMS-извещений, в арбитражном процессе информация о совершении процессуальных действий и движении дела размещается на официальном сайте арбитражного суда. Представляется допустимым использование современных информационно-коммуникационных систем для извещений и вызовов в исполнительном производстве.

При направлении извещений и вызовов судебный пристав-исполнитель обязан учитывать время, необходимое для их получения (например, время прохождения почтовой корреспонденции), а также для подготовки и совершения исполнительного действия.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи содержится специальная норма, которая регулирует случаи совершения исполнительных действий без предварительного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве. Данная норма является изъятием из общего правила и применяется только в случаях, прямо перечисленных в комментируемой статье. Это специальное правило имеет целью обеспечение прав взыскателя и предусматривает исключительные случаи, требующие немедленного исполнения. Так, без предварительного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, осуществляются следующие действия.

А. Исполнение исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, решение по делам о восстановлении на работе, о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ решения суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению. При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 24 июля 2003 г. N 73 «О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указал следующее. Если заявитель предъявляет в суд требование о признании незаконным бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную сумму, и названное требование удовлетворяется, такое решение суда приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 182 АПК РФ, т.е. после вступления его в законную силу.

Обращение решения суда к немедленному исполнению может осуществляться и по усмотрению суда общей юрисдикции, арбитражного суда по правилам, предусмотренным ст. 212 ГПК РФ, ч. ч. 3 — 6 ст. 201 АПК РФ.

Б. Наложение ареста на имущество и принятие иных обеспечительных мер.

Принятие обеспечительных мер в гражданском процессе регулируется ст. ст. 139 — 146 ГПК РФ. Мерами по обеспечению иска в гражданском процессе могут быть:

— наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц;

— запрещение ответчику совершать определенные действия;

— запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

— приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

— приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.

В необходимых случаях судья или суд может принять и иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в ст. 139 ГПК РФ. Судьей или судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.

В арбитражном процессе принятие обеспечительных мер регулируется ст. ст. 90 — 100 АПК РФ. При этом в отличие от гражданского процесса АПК РФ предусматривает возможность принятия предварительных обеспечительных мер, исполнение которых также должно производиться без предварительного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 91 АПК РФ обеспечительными мерами в арбитражном процессе могут быть:

— наложение ареста на денежные средства или иное имущество, которые принадлежат ответчику и находятся у него или других лиц;

— запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

— возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

— передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

— приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

— приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Арбитражным судом могут быть приняты и иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.

В соответствии с ч. 3 ст. 90 АПК РФ допускается принятие арбитражным судом обеспечительных мер, направленных на обеспечение исполнения будущего решения третейского суда. На это обращается внимание и в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 2004 г. N 78 «Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер». Поэтому правило ч. 2 комментируемой статьи распространяется и на исполнение определения арбитражного суда по обеспечению исковых требований, которые являются предметом третейского разбирательства.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» законодатель ввел правило, обязывающее судебного пристава-исполнителя уведомлять лиц, участвующих в исполнительном производстве, о совершенных без уведомления исполнительных действиях или о примененных мерах принудительного исполнения. Такое уведомление должно быть сделано не позднее следующего рабочего дня после дня совершения соответствующих действий. Данное правило является новацией. Оно направлено на обеспечение прав участников исполнительного производства.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи содержится норма об адресе направления извещений для граждан, участвующих в исполнительном производстве. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗИП в исполнительном документе обязательно должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе, в том числе о месте жительства или месте пребывания граждан. По общему правилу извещения направляются по адресу, который указан в исполнительном документе. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет судебному приставу-исполнителю право направлять извещения по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

В судебной практике обращается внимание на то, что если судебный пристав-исполнитель направляет извещения о совершении исполнительных действий по ошибочно указанному им адресу, то такие исполнительные действия впоследствии могут быть признаны судом незаконными, а принятые постановления — недействительными <1>.

———————————

<1> См.: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2012 г. по делу N А43-25498/2011.

 

Если участником исполнительного производства является юридическое лицо, то все извещения направляются по месту нахождения организации. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Поэтому извещения, адресованные организации, должны направляться по месту ее нахождения, которое указано в учредительных документах.

Поскольку филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, допускается возможность направления извещений, адресованных юридическому лицу, по месту нахождения его филиала или представительства. Данное полномочие целесообразно применять в случае, если исполнение исполнительного документа связано с деятельностью филиала или представительства. В иных случаях, поскольку по обязательствам юридического лица ответственность несет само юридическое лицо, целесообразно направлять извещения по месту нахождения самого юридического лица.

Закон не содержит нормы об адресе направления извещений, если лицом, участвующим в исполнительном производстве, является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. В таких случаях с учетом положений подп. «в» п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗИП извещения должны направляться по месту нахождения органа, уполномоченного осуществлять права и обязанности в исполнительном производстве соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

  1. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель вправе указать иной адрес (в том числе адрес электронной почты) для направления вызовов и извещений, а также иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования. Данную просьбу необходимо оформить в письменной форме в виде ходатайства и приобщить к материалам исполнительного производства. В этом случае все извещения и вызовы судебный пристав-исполнитель обязан направлять по указанному в ходатайстве адресу.
  2. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает санкции за неявку по вызову судебного пристава-исполнителя. В этом случае неявившееся лицо может быть подвергнуто принудительному приводу, который оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, утверждаемым старшим судебным приставом или его заместителем. Приказом ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства» утверждена форма постановления о приводе (см. приложение N 81 к Приказу).

Также ФССП России разработала Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, Алгоритм взаимодействия судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ходе совершения исполнительных действий, осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, а также обеспечения безопасности должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей от 17 июня 2011 г. N 12/03-14263-ТИ, в которых подробно регламентируется процедура привода. С учетом принципа диспозитивности в исполнительном производстве принудительный привод недопустим в отношении взыскателя. Поскольку принудительный привод является санкцией за неявку по требованию судебного пристава-исполнителя, при применении этой санкции необходимо выяснить: были ли ранее надлежащим образом оформлены вызов или извещение; имеются ли данные о получении извещения или вызова вызываемым лицом; не поступало ли от вызываемого лица сведений, подтверждающих невозможность явки в силу уважительных причин. При наличии этих обстоятельств отсутствуют основания для применения принудительного привода, в этом случае следует повторно вызвать лицо, участвующее в исполнительном производстве.

Статья 25. Содержание повестки, иного извещения

 

Комментарий к статье 25

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи перечисляются обязательные сведения, которые должны быть указаны в повестке, ином извещении, вызове. Обязательными реквизитами судебных извещений, вызовов являются данные о наименовании и об адресе подразделения судебных приставов (адрес официального сайта в сети Интернет), контактные номера телефонов подразделения судебных приставов); наименование адресата — лица, участвующего в исполнительном производстве; его статус в исполнительном производстве (должник, специалист и т.д.); наименование или номер исполнительного производства, в рамках которого вызывается лицо; дата (число, месяц, год), место и время совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения. Все эти сведения обеспечивают исполнение требования судебного пристава-исполнителя и информируют лицо, участвующее в исполнительном производстве, о процедуре исполнения. В настоящее время на практике применяется форма извещения, утвержденная Приказом ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства» (приложение N 41 к Приказу).
  2. Часть 2 предоставляет судебному приставу-исполнителю право направлять сокращенный вариант судебной повестки, иного извещения при условии, что с таким извещением, повесткой одновременно направляется копия постановления судебного пристава-исполнителя. В этом случае в извещении могут не указываться номер исполнительного производства, а также дата, место и время совершения исполнительных действий. Данная норма является диспозитивной и не исключает возможность направления постановления, извещения, повестки с указанием всех данных.
  3. Помимо сведений, содержащихся в ч. 1 комментируемой статьи, ч. 3 закрепляет правило, обязывающее судебного пристава-исполнителя указывать в повестке, ином извещении на последствия неявки, а именно на возможность принудительного привода.

В целях своевременного оповещения судебного пристава-исполнителя о наличии уважительных причин, препятствующих явке вызываемого лица к судебному приставу или препятствующих его участию в совершении исполнительного действия, применении мер принудительного исполнения, целесообразно указывать в извещении, повестке контактный телефон судебного пристава-исполнителя, который ведет исполнительное производство, его фамилию, инициалы.

 

Статья 26. Доставка повестки, иного извещения

 

Комментарий к статье 26

 

  1. Комментируемая статья определяет порядок фиксации доставки повесток и иных извещений. По общему правилу если повестка доставляется по почте или через лицо, которому поручено доставить извещение, то при получении повестки ставится отметка о дате и времени получения. Данные сведения указываются в документе, который возвращается судебному приставу-исполнителю и приобщается к материалам исполнительного производства. Соответствующие отметки могут проставляться в уведомлении о вручении, которое также должно быть возвращено в подразделение судебных приставов и приобщено к материалам исполнительного производства.
  2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится правило о доставке повесток, извещений иными способами. В частности, если извещение направляется телеграммой, то доставление адресату фиксируется в уведомлении о вручении телеграммы, которое подтверждает факт вручения повестки, извещения. Данные уведомления также необходимо приобщать к материалам дела.

 

Статья 27. Вручение повестки, иного извещения

 

Комментарий к статье 27

 

  1. Комментируемая статья содержит правила вручения повесток, иных извещений. По общему правилу повестка должна быть вручена лично гражданину, которому она адресована. При получении повестки это лицо должно поставить подпись, дату и время получения повестки в уведомлении о вручении. Если повестка направляется организации, то в извещении расписывается сотрудник организации, указывая свои должность, фамилию, инициалы. Закон не уточняет, сотрудники какого уровня могут получать повестки, адресованные организации. Чтобы информация о получении повестки, иного извещения оперативно доходила до руководства организации, целесообразнее вручать повестки должностным лицам организации или в специальные отделы, занимающиеся регистрацией входящей корреспонденции.
  2. Часть 2 комментируемой статьи регламентирует ситуации, когда гражданин, которому адресована повестка, не находится по месту своего жительства в момент вручения повестки. В этом случае повестка может быть передана кому-либо из совместно с ним проживающих совершеннолетних членов семьи. Вручение повестки адресату через совершеннолетних членов его семьи допускается только при их согласии. При этом члены семьи должны быть согласны не только получить, но и вручить ее адресату. Если они возражают, то повестка или извещение должны быть доставлены повторно или могут быть доставлены по месту работы гражданина. Если повестка вручается совершеннолетним членам семьи адресата, то презюмируется, что адресат извещен надлежащим образом.
  3. Если при вручении повестки адресат по указанному адресу отсутствует или не проживает, то в корешке повестки делается отметка о том, когда ожидается его возвращение, куда он выбыл, или делается отметка об отсутствии таких сведений. Соответствующая информация может быть получена от соседей, иных лиц, проживающих по указанному адресу.

Статья 28. Перемена адреса во время ведения исполнительного производства

 

Комментарий к статье 28

 

Лица, участвующие в исполнительном производстве, обязаны сообщать в подразделение службы судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет повестки, иные извещения по адресу, имеющемуся в материалах исполнительного производства. В случае несоблюдения лицами, участвующими в исполнительном производстве, своей обязанности по уведомлению судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, о перемене адреса, повестка или извещение направляется по последнему известному адресу.

При этом законодатель установил правовую презумпцию: лицо считается надлежащим образом извещенным, если даже по этому адресу оно более не проживает или не находится. Следовательно, в таком случае судебный пристав-исполнитель вправе продолжать проведение исполнительных действий и повторного извещения не требуется. Ссылки неявившегося лица на то, что он не был надлежащим образом извещен о месте и времени проведения исполнительных действий, или на то, что он несвоевременно получил постановление судебного пристава, в связи с чем пропустил сроки обжалования, не являются основанием для восстановления срока, а также для отложения совершения исполнительных действий, мер принудительного исполнения.

 

Статья 29. Последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением

 

Комментарий к статье 29

 

  1. Если лицо, которому направлены повестка, иное извещение, отказывается их принять, доставляющее их лицо делает на повестке, ином извещении соответствующую отметку и направляет их обратно в подразделение судебных приставов. Данное правило распространяется как на граждан, так и на должностных лиц организаций.
  2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает презумпцию надлежащего извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, будет считаться извещенным о совершаемом исполнительном действии или принимаемых мерах исполнения, если:

1) оно отказалось от получения повестки или извещения;

2) оно не явилось на почту для получения извещения или повестки;

3) повестка или извещение были направлены судебным приставом-исполнителем по указанному лицом адресу (на основании письменного заявления лица, выполненного в порядке ч. 4 ст. 25 ФЗИП) или по последнему известному месту жительства, но лицо не получило их.

Наличие перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи обстоятельств не является препятствием для совершения исполнительных действий, принятия мер принудительного исполнения.

Правила настоящей статьи не могут быть распространены на случай отказа в принятии повестки, судебного извещения совершеннолетними членами семьи адресата. В этих случаях необходимо руководствоваться правилами ст. 27 ФЗИП.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code