Глава 3. СРОКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 15

 

  1. Срок в исполнительном производстве — это предусмотренный федеральным законом либо назначаемый судебным приставом-исполнителем промежуток времени или момент времени, в течение которого могут или должны быть совершены определенные действия. Нормы, регулирующие общие положения о сроках в исполнительном производстве, являются новеллой ФЗИП.

В исполнительном производстве сроки выступают в качестве юридических фактов и выполняют различные функции: 1) определяют основные этапы возникновения, развития и прекращения исполнительного производства; 2) способствуют реализации задачи по своевременному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в которые предусмотрены законодательством Российской Федерации случаях — исполнению иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; 3) дисциплинируют участников исполнительного производства.

В соответствии с международными стандартами право на своевременное исполнение судебного акта является одной из составляющих права на судебную защиту, в связи с чем нарушение сроков совершения исполнительных действий, затягивание процедуры исполнения является нарушением общепризнанных норм международного права. Так, Европейский суд по правам человека в постановлениях по конкретным делам <1> отметил, что право доступа в суд было бы иллюзорным, если бы внутригосударственное законодательство позволяло окончательному, имеющему обязательную силу судебному решению оставаться неисполненным в ущерб одной из сторон, поэтому исполнение судебного решения должно рассматриваться как неотъемлемая часть судебного разбирательства.

———————————

<1> См.: Постановления Европейского суда по правам человека от 7 мая 2002 г. «Дело Бурдов (Burdov) против России», от 6 октября 2005 г. «Дело Шиляев (Shilyayev) против Российской Федерации».

 

Аналогичную позицию занимает Конституционный Суд РФ. В частности, в Постановлении от 14 февраля 2002 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 140 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б. Фишер» Суд обратил внимание на следующее. Вступившее в законную силу судебное решение должно быть исполнено, в противном случае искажается суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов, что несовместимо с конституционным принципом справедливого правосудия и полной судебной защиты, отрицательно сказывается на авторитете судебной власти и порождает сомнения в эффективности правовых средств защиты.

На это же обращает внимание Верховный Суд РФ, который в п. 12 Постановления Пленума от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указал судам, что «в силу п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки и эти сроки исчисляются со времени поступления искового заявления и заканчиваются в момент исполнения судебного акта».

Сроки в исполнительном производстве устанавливаются комментируемым Законом (например, сроки для возбуждения исполнительного производства (ч. 8 ст. 30), для решения вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63), для проведения торгов (ч. 1 ст. 90)), а также другими федеральными законами (так, ст. 109 СК РФ устанавливает трехдневный срок, в который администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и уплачивать или переводить их лицу, получающему алименты) либо назначаются судебным приставом-исполнителем (например, для приглашения переводчика (ч. 3 ст. 58 ФЗИП), для совершения определенных действий, которые должник обязан совершить согласно судебному акту (ч. 1 ст. 105 ФЗИП)). В ряде случаев ФЗИП, предоставляя судебному приставу-исполнителю право устанавливать конкретный срок, ограничивает его определенным периодом. В таком случае судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать срок в которые предусмотрены комментируемым Законом пределах. В частности, судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок для добровольного исполнения исполнительного документа, и этот срок не может превышать пяти дней (ч. 12 ст. 30 ФЗИП).

В зависимости от того, кому адресованы сроки в исполнительном производстве, они устанавливаются: а) для лиц, участвующих в исполнительном производстве; б) судебного пристава-исполнителя; в) лиц, участвующих в исполнительном производстве, и судебного пристава-исполнителя.

Комментируемый Закон предусматривает три формы установления сроков:

1) определяемые календарной датой. Так, календарной датой определяются сроки отложения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 38), сроки проведения торгов (ч. 1 ст. 90) и др.;

2) определяемые указанием на событие, которое должно наступить. Например, указанием на событие определяются сроки окончания исполнительного производства (ч. 1 ст. 47), приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 40);

3) определяемые периодом, в течение которого действие может или должно быть совершено. В частности, жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней (ст. 122). Если срок определен периодом, участники исполнительного производства вправе совершить соответствующие действия только в этот период.

  1. Сроки в исполнительном производстве подлежат точному исчислению и в силу ч. 2 комментируемой статьи исчисляются годами, месяцами и днями.

Действующий ФЗИП предусматривает следующие виды сроков.

В течение 15 лет может быть предъявлен ко взысканию исполнительный лист о взыскании штрафа при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет или более строгое наказание (п. 5 ч. 2 ст. 103 ФЗИП).

В течение 10 лет может быть предъявлен ко взысканию исполнительный лист о взыскании штрафа при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более 5 лет, но не более 10 лет (п. 4 ч. 2 ст. 103 ФЗИП).

В течение шести лет может быть предъявлен ко взысканию исполнительный лист о взыскании штрафа при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет, а также при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет, но не более пяти лет (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 103 ФЗИП).

В силу ФЗИП в течение трех лет предъявляются к исполнению исполнительные документы, выданные на основании судебных актов (ч. 1 ст. 21), может быть предъявлен к исполнению судебный приказ (ч. 3 ст. 21), в течение этого периода хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов не востребованные должником денежные средства (ч. 5 ст. 107, ч. 2 ст. 110).

В течение двух лет может быть предъявлен к исполнению исполнительный лист о взыскании штрафа за преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет (п. 1 ч. 2 ст. 103 ФЗИП). Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу (ч. 7 ст. 21 ФЗИП).

В течение шести месяцев предъявляются к исполнению оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (ч. 6 ст. 21 ФЗИП).

В течение трех месяцев предъявляются к исполнению исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению (ч. 2 ст. 21 ФЗИП). В этот же период с момента выдачи предъявляются к исполнению удостоверения, выдаваемые КТС (ч. 5 ст. 21 ФЗИП).

Торги должны быть проведены в течение двух месяцев (ч. 1 ст. 90 ФЗИП).

В течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, перечисленного в ч. 2 ст. 85 ФЗИП.

По общему правилу в течение 15 дней должно быть исполнено постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке поручения (ч. 3 ст. 36 ФЗИП).

На срок не более 10 дней может быть отложено совершение исполнительных действий (ч. 1 ст. 38 ФЗИП).

Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют судебному приставу-исполнителю запрошенные сведения в течение семи дней (ч. 10 ст. 69 ФЗИП).

До пяти дней предоставляется срок должнику для добровольного исполнения (ч. 12 ст. 30 ФЗИП).

В силу ФЗИП три дня предусмотрено для передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа, поступивших в службу судебных приставов (ч. 7 ст. 30) для вынесения постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30); рассмотрения заявления об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63), переводчика, понятого, специалиста (ч. 4 ст. 63); исполнения банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, требований, содержащихся в исполнительном документе, о взыскании денежных средств (ч. 5 ст. 70).

В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Это означает, что если в период срока, исчисляемого днями, попадают нерабочие дни, то срок увеличивается на количество нерабочих дней. Действующий ФЗИП не содержит понятия «нерабочий день».

В трудовом законодательстве используются термины «выходные дни» (ст. 111 ТК РФ) и «нерабочие праздничные дни» (ст. 112 ТК РФ). Исходя из этого, в срок, исчисляемый днями, не следует включать ни выходные, ни нерабочие праздничные дни. При этом необходимо также учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 112 ТК РФ при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни. Такой перенос осуществляется на основании федерального закона или нормативного правового акта Правительства РФ. Принятие и опубликование соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ осуществляются в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 112 ТК РФ.

Так, ежегодно Правительство РФ принимает постановление, в котором указывается график переноса выходных дней. Перенос выходных дней должен учитываться при определении срока, исчисляемого днями.

Нерабочие дни в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи не включаются только при определении сроков, исчисляемых днями. Это правило не распространяется на определение сроков, исчисляемых месяцами и годами, поэтому выходные и нерабочие праздничные дни должны включаться в эти сроки.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи закрепляются правила определения начала течения срока.

По общему правилу течение срока, исчисляемого годами, месяцами, днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало течения срока. Так, трехдневный срок, в течение которого судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении, начинает течь на следующий день после поступления судебному приставу-исполнителю исполнительного документа (ч. 8 ст. 30 ФЗИП); 10-дневный срок для рассмотрения судебным приставом-исполнителем заявления о приостановлении, прекращении исполнительного производства начинает течь на следующий день после получения соответствующего заявления; двухмесячный срок для назначения торгов начинает исчисляться на следующий день после получения организатором торгов имущества для реализации (ч. 1 ст. 90 ФЗИП); трехгодичный срок для предъявления к исполнению судебного приказа начинает течь на следующий день после даты выдачи судебного приказа (ч. 3 ст. 21 ФЗИП) и т.д.

Из данного общего правила ФЗИП могут быть сделаны исключения, которые по-иному определяют момент начала течения срока. О таких исключениях прямо указывается в этом Законе. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 36 ФЗИП, если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

 

Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 16

 

  1. Комментируемая статья регламентирует вопрос об окончании сроков в исполнительном производстве. Правила исчисления начала течения срока регулируются ч. 3 ст. 15 ФЗИП. Если срок исчисляется годами, то он оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.

Например, в силу ч. 5 ст. 107 ФЗИП судебный пристав-исполнитель обязан не востребованные должником денежные средства хранить на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет. Если, например, судебный пристав-исполнитель оставшиеся после реализации имущества и покрытия всех необходимых расходов по исполнению денежные средства перечислил на депозитный счет службы судебного пристава-исполнителя 5 февраля 2013 г., то последний день хранения этих денежных средств — 5 февраля 2016 г. На следующий рабочий день судебный пристав-исполнитель перечисляет эти денежные средства в федеральный бюджет.

При решении вопроса об исчислении трехлетнего срока на предъявление исполнительного листа ко взысканию судебная практика справедливо исходит из того, что окончание трехлетнего срока следует исчислять исходя из момента поступления исполнительного документа в службу судебных приставов-исполнителей. Законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности для взыскателя при предъявлении исполнительного листа учитывать срок, который проходит между подачей исполнительного документа в соответствующий орган и передачей его из канцелярии непосредственно исполнителю <1>.

———————————

<1> См.: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2011 г. по делу N А41-20666/11.

 

  1. Если срок исчисляется месяцами, то его окончание будет определяться соответствующим месяцем и днем последнего месяца.

Так, в силу ч. 10 ст. 87 ФЗИП, если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%. Если, например, имущество было передано на реализацию 28 февраля 2014 г., то месячный срок его реализации истекает 28 марта 2014 г., и после этого судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о снижении цены реализуемого имущества на 15%.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника, перечисленного в ч. 2 ст. 85 ФЗИП, привлечь оценщика для оценки. Так, если указанное имущество было обнаружено 31 марта 2014 г., то месячный срок для привлечения оценщика будет истекать 30 апреля 2014 г.

  1. Если срок в исполнительном производстве исчисляется днями, то окончание этого срока приходится на последний день. Например, должник получил 15 февраля 2013 г. (пятница) постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором указано, что для добровольного исполнения предоставляется срок в пять дней. При определении дня окончания срока необходимо принимать во внимание положение ч. 2 ст. 15 ФЗИП о том, что в такой срок не включаются нерабочие дни (16 февраля 2013 г. — суббота, 17 февраля 2013 г. — воскресенье). Пятидневный срок для добровольного исполнения начинает течь с 18 февраля 2013 г., последний день срока для добровольного исполнения будет приходиться на 22 февраля 2013 г. В судебной практике неоднократно обращается внимание на правильность исчисления пятидневного срока для добровольного исполнения. В частности, Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 марта 2010 г. по делу N А27-16239/2009 было признано недействительным постановление о взыскании исполнительного сбора, вынесенное судебным приставом-исполнителем, так как оспариваемое постановление вынесено до истечения установленного срока для добровольного исполнения исполнительного документа.
  2. По общему правилу, если последний день срока, исчисляемого годами, месяцами, днями, приходится на нерабочий день, то днем окончания срока будет считаться первый следующий за ним рабочий день. Например, заявление об отводе судебного пристава-исполнителя поступило 20 февраля 2014 г. Старший судебный пристав должен разрешить этот вопрос в трехдневный срок (ч. 3 ст. 64.1 ФЗИП). Поскольку 22, 23 февраля 2014 г. <1> — нерабочие дни, трехдневный срок будет истекать 25 февраля 2014 г. Это последний день, в который должно быть вынесено постановление об отводе судебного пристава-исполнителя или отказе в удовлетворении заявления.

———————————

<1> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2013 г. N 444 выходной день с 24 февраля 2014 г. (понедельник) ввиду того, что 23 февраля выпадал на воскресенье, был перенесен на 3 ноября. Поэтому 24 февраля был рабочим днем.

 

Из данного правила ФЗИП могут быть сделаны исключения. Они касаются прежде всего тех случаев, когда определенные исполнительные действия должны быть совершены немедленно (ч. 5 ст. 36), незамедлительно (ч. ч. 3, 5 ст. 81). Например, в соответствии с ч. 6 ст. 36 ФЗИП требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечения иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по независящим от судебного пристава-исполнителя причинам, то не позднее следующего дня. Аналогичная процедура предусматривается для исполнения поручения (ч. 6 ст. 36 ФЗИП).

Согласно ч. 3 ст. 35 ФЗИП совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни допускается в случаях, не терпящих отлагательств: 1) при угрозе жизни и здоровью граждан; 2) когда исполнение требований в исполнительном документе связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3) для исполнения требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, за исключением требований о взыскании алиментов, выплате заработной платы, восстановлении на работе; 4) при обращении взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче; 5) для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Совершение исполнительных действий в праздничные и выходные дни возможно и в случаях, которые предусмотрены иными федеральными законами. В частности, такие ситуации возможны при исполнении судебных актов по делам об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ), когда суд устанавливает определенный график встреч ребенка с родителем, проживающим отдельно, в который включаются праздничные и выходные дни.

  1. В ч. 5 комментируемой статьи содержится правило исчисления окончания срока, определенного в исполнительном документе календарной датой. В данном случае срок, определяемый календарной датой, может быть установлен двояко: 1) действия должны быть совершены до установленной судебным приставом-исполнителем даты; 2) действия должны быть совершены в конкретный день, указанный в исполнительном документе.

В зависимости от этого будут различны и сроки окончания совершения исполнительных действий.

В первом варианте окончание срока будет приходиться на день, предшествующий дню, определенному судебным приставом-исполнителем. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 103 ФЗИП, если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей. Если в постановлении будет указано, что должник должен вносить платежи до определенных календарных дат, например до 25-го числа каждого месяца, то последний день внесения платежей будет приходиться на 24-е число каждого месяца. Если платеж будет внесен 25-го числа, это будет расцениваться как нарушение сроков совершения исполнительных действий.

Если же в постановлении судебный пристав-исполнитель указывает, что действия должны быть совершены в конкретный день, то исполнительные действия должны быть совершены в срок, который истекает в указанный день. Например, судебный пристав-исполнитель на основании ч. 3 ст. 58 ФЗИП в постановлении о назначении переводчика может указать, что должник или взыскатель обязаны обеспечить участие переводчика в совершении исполнительных действий 27 февраля 2014 г. Срок, предоставляемый сторонам исполнительного производства для приглашения переводчика, будет истекать в указанную в постановлении календарную дату. Если в этот срок стороны не обеспечат участие переводчика, то они лишаются возможности самим выбрать и пригласить переводчика, а судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.

  1. В ч. 6 комментируемой статьи конкретизируется время окончания срока. В частности, действие, для совершения которого законом или судебным приставом-исполнителем установлен определенный срок, например передача должником имущества взыскателю, будет считаться совершенным вовремя, если оно выполнено до 24 часов последнего дня установленного срока. Данная норма является общим правилом, которое конкретизируется в ч. ч. 7 и 8 данной статьи.
  2. В ч. 7 комментируемой статьи содержится специальное правило, регламентирующее определение окончания срока при подаче заявления, жалобы, других документов либо денежных сумм. Так, если необходимые документы либо денежные суммы сданы в соответствующий орган, уполномоченному лицу либо в органы почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, установленный срок не считается пропущенным. Нужно отметить, что участники исполнительного производства вправе воспользоваться предоставляемой возможностью при условии, что соответствующие орган, уполномоченное лицо либо отделение почтовой связи работают круглосуточно.

При подаче документов, сдаче денежных средств в соответствующие органы и организации участнику исполнительного производства выдаются документы, подтверждающие дату совершения этого действия. В частности, подтверждением сдачи документов на почту будут являться штемпель на конверте, почтовая квитанция, выписка из реестра почтовых отправлений, опись вложенных документов, на которых проставляется дата отправления.

  1. В ч. 8 комментируемой статьи содержится специальная норма по отношению к общему правилу, закрепленному в ч. 6 данной статьи. При совершении исполнительных действий участники исполнительного производства должны учитывать режим работы соответствующих организаций, учреждений, через которые осуществляются исполнительные действия. Если действия совершаются в день окончания срока, то необходимо иметь в виду, что подразделение судебных приставов, банки, другие организации заканчивают работу в установленные часы. Поэтому участникам исполнительного производства, которым необходимо совершить процессуальное действие, обязывающее представить документы, денежные средства, совершить иные действия к определенному сроку, следует учитывать, что данный срок истекает в тот час, когда в соответствующей организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции. В частности, согласно правилам ведения банковских операций банк определяет время их совершения. Исходя из этого, поручение о перечислении денежных средств участник исполнительного производства должен сделать до истечения часа окончания совершения банковских операций, в противном случае он станет нарушителем установленных сроков. При совершении исполнительных действий необходимо также иметь в виду, что режим работы соответствующих предприятий, учреждений, организаций накануне праздничных и выходных дней может отличаться от обычного, поскольку в эти дни рабочий день, как правило, сокращен.

 

Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 17

 

  1. В соответствии со ст. 6 ФЗИП законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению. Это правило распространяется и на случаи выполнения требований судебного пристава-исполнителя о совершении действия по исполнению исполнительного документа в определенный срок. Комментируемая статья регулирует последствия пропуска сроков в исполнительном производстве. В случае пропуска срока, который установлен комментируемым Законом, иными федеральными законами, или в случае пропуска срока, определенного судебным приставом-исполнителем, в отношении виновного лица применяются меры ответственности. Они заключаются в претерпевании определенных неблагоприятных последствий. Ответственность за нарушение сроков предусматривается как ФЗИП, так и иными федеральными законами. В частности, ч. 2 ст. 115 СК РФ устанавливает ответственность лица за несвоевременную уплату алиментов. Так, при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере 50% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов обязанного лица все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.

Действующий ФЗИП разграничивает ответственность в зависимости от статуса участника исполнительного производства. В частности, если установленный срок нарушает сторона исполнительного производства, неблагоприятные последствия в отношении ее могут наступить в виде невозможности совершить определенное действие (ч. 3 ст. 58), в виде наложения штрафа (ч. 1 ст. 113), взыскания исполнительского сбора с должника при неисполнении им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (ст. 112).

К лицам, непосредственно исполняющим требования, содержащиеся в исполнительных документах, в случае нарушения сроков исполнения могут быть применены штрафные санкции. Так, при неисполнении банком или иной кредитной организацией требования судебного пристава-исполнителя о взыскании в установленный срок денежных средств должника к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 114 ФЗИП.

За неоднократное нарушение установленных ФЗИП или судебным приставом-исполнителем сроков виновные лица могут быть привлечены к административной, уголовной ответственности (ст. 113 ФЗИП).

Пропуск установленного срока не освобождает лицо от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом за каждый факт нарушения срока может налагаться штраф и оплата штрафа не освобождает от исполнения обязанностей.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи содержится специальное правило, регулирующее последствия пропуска срока на обжалование вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Данная норма распространяется и на случаи пропуска срока на обжалование вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) иных должностных лиц службы судебных приставов (старшего судебного пристава и его заместителя, заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ и его заместителя). В соответствии со ст. 122 ФЗИП жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия. Если лицо не было извещено о месте и времени совершения действий, то 10-дневный срок для обжалования истекает со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действия, выявлении бездействия. Поступление вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов-исполнителей жалобы по истечении 10-дневного срока влечет возврат ее заявителю без рассмотрения по существу (п. 2 ч. 1 ст. 125 ФЗИП). Такая жалоба не рассматривается и считается неподанной. Данное правило применяется в случае, если заявитель нарушил сроки на обжалование и не подал заявления о восстановлении пропущенного срока на обжалование либо заявление было подано, но в его удовлетворении отказано. Порядок подачи заявления о восстановлении пропущенного срока на обжалование и процедура его рассмотрения регулируются ст. 18 ФЗИП.

Установленное в ч. 2 комментируемой статьи правило о последствиях пропуска срока на обжалование вышестоящему должностному лицу ФССП России не относится к срокам на судебное обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. На это также обращается внимание и в судебной практике. Так, Кассационным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28 февраля 2012 г. по делу N 33-1030/2012 дело по заявлению об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора передано на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей, поскольку суд неправомерно оставил указанное заявление без рассмотрения, сославшись на положения ч. 2 ст. 17, ч. ч. 1, 2 ст. 18 ФЗИП; иных оснований, которые предусмотрены ст. 222 ГПК РФ для оставления заявления без рассмотрения, не имелось.

Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 18

 

  1. Настоящая статья регулирует порядок восстановления сроков в исполнительном производстве. Восстановлению подлежат сроки, которые устанавливаются ФЗИП, другими федеральными законами. Срок, назначенный судебным приставом-исполнителем, восстановлению не подлежит, но может быть продлен. В комментируемой статье воспринята конструкция восстановления сроков, существующая в действующем гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном праве.

В ч. 1 комментируемой статьи регламентируется порядок восстановления срока на подачу жалобы вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов. При пропуске срока на обжалование лицо, участвующее в исполнительном производстве, должно подать ходатайство о восстановлении срока. Оно составляется в письменной форме и состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части указываются данные вышестоящего должностного лица службы судебных приставов, которому адресуется ходатайство, данные лица, участвующего в исполнительном производстве (статус, фамилия, имя, отчество, адрес места жительства — для граждан, наименование и местонахождение — для организаций). Если ходатайство подается представителем, то указываются и его данные, а также его местонахождение. Описательная часть должна содержать сведения об исполнительном производстве, в рамках которого подается жалоба, сведения об объекте обжалования, указывается факт пропуска срока на обжалование. В мотивировочной части приводятся причины пропуска срока на обжалование, указываются доказательства, подтверждающие, что пропуск срока произошел по уважительным причинам и после пропуска срока ходатайство о его восстановлении подано в разумный срок. Ходатайство должно быть подписано лицом, участвующим в исполнительном производстве. Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 57 ФЗИП право на подписание ходатайства о восстановлении срока не отнесено к специальным полномочиям представителя, такое действие представитель может осуществлять без специальной оговорки об этом в доверенности. Но право на обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, его постановлений относится к специальным правомочиям представителя, поэтому такое право должно быть отражено в доверенности.

Ходатайство подается должностному лицу службы судебных приставов, уполномоченному на разрешение жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя. Оно должно подаваться одновременно с жалобой. Если ходатайство подается отдельно от жалобы, то оно не рассматривается. Если же жалоба подана с нарушением срока без соответствующего ходатайства, то в соответствии с ч. 2 ст. 17 ФЗИП она возвращается без рассмотрения по существу. Таким образом, для решения вопроса о восстановлении срока необходимо наличие двух документов: ходатайства о восстановлении срока на обжалование и самой жалобы.

Должностное лицо службы судебных приставов при принятии решения о восстановлении срока на обжалование должно установить наличие уважительности причин пропуска срока и подачи жалобы и ходатайства о восстановлении срока в разумный срок.

Разумность срока и уважительность причин пропуска срока на обжалование оценивает в каждом конкретном случае само вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов с учетом конкретных обстоятельств (например, жалоба была подана в краткие сроки после возвращения лица из командировки либо когда гражданин выписался из больницы). Не относятся к уважительным причинам пропуска срока ошибки лиц, участвующих в исполнительном производстве, в определении сроков на обжалование <1>.

———————————

<1> См., например: Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 17855/07 по делу N А67-2699/06.

 

При решении вопроса о восстановлении срока на обжалование, если ходатайство подано организацией, не следует относить к уважительным причинам пропуска срока болезнь представителя, невозможность подачи жалобы из-за кадровых перестановок либо в связи с необходимостью согласования с вышестоящим органом вопроса об обжаловании, ремонт в офисе <1>.

———————————

<1> См., например: решения Арбитражного суда Свердловской области от 17 июля 2007 г. и от 18 июля 2007 г. по делу N А60-12662/2007-С8.

 

Действующий ФЗИП не устанавливает предельных сроков для подачи ходатайства. Поэтому разумность срока на обжалование необходимо оценивать с учетом того, в каких временных пределах оно подано.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи закреплено правило о порядке оформления решения должностного лица службы судебных приставов о восстановлении пропущенного срока на обжалование. Отдельного постановления о восстановлении этого срока судебный пристав-исполнитель не выносит. При удовлетворении ходатайства он принимает жалобу к рассмотрению. К сожалению, действующий ФЗИП ни в комментируемой статье, ни в ч. 2 ст. 126 не указывает, какой документ должен быть вынесен при принятии жалобы к рассмотрению. Представляется верным выносить в таком случае постановление, где говорится о восстановлении срока на обжалование и о принятии жалобы к рассмотрению, поскольку на основании этого процессуального документа у вышестоящего должностного лица службы судебных приставов возбуждается производство по жалобе.
  2. Если вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов находит ходатайство о восстановлении срока на обжалование не подлежащим удовлетворению, такой отказ оформляется постановлением. В нем следует указать причины отказа в удовлетворении ходатайства, а также разъяснить сроки и порядок обжалования данного постановления. Должностное лицо службы судебных приставов обязано направить копию такого постановления обратившемуся лицу не позднее следующего дня после его вынесения.
  3. Постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока является самостоятельным объектом обжалования. Жалоба может быть подана как вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности.
  4. В ч. 5 комментируемой статьи содержится правило о восстановлении сроков для обращения в суд. Это бланкетная норма, отсылающая к правилам, установленным гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством.

Восстановление сроков обращения в суд общей юрисдикции производится по правилам ст. 112 ГПК РФ. Заявление о восстановлении срока подается в суд, в котором будет рассматриваться жалоба на действия (бездействие), постановление судебного пристава-исполнителя. Заявление о восстановлении срока подается одновременно с жалобой, рассматривается в судебном заседании с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса. О восстановлении срока на обжалование или об отказе в его восстановлении суд выносит определение, которое также может быть обжаловано.

Восстановление сроков обращения в арбитражный суд производится по правилам ст. 117 АПК РФ. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подается в арбитражный суд одновременно с жалобой. Оно рассматривается арбитражным судом в пятидневный срок со дня его поступления в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле. По итогам рассмотрения ходатайства арбитражный суд выносит определение, которое обжалованию не подлежит.

 

Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 19

 

  1. Действие сроков в исполнительном производстве может быть приостановлено в связи с приостановлением исполнительного производства. Приостановление — это временная и полная остановка всех исполнительных действий, вызванная наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему осуществлению исполнительного производства. Течение сроков приостанавливается с момента возникновения обстоятельств, указанных в ст. ст. 39, 40 ФЗИП. Сроки прерывают свое действие на весь период приостановления исполнительного производства.
  2. После устранения обстоятельств, вызвавших приостановление, исполнительное производство продолжается. На следующий день после вынесения постановления о возобновлении исполнительного производства течение сроков продолжается. При исчислении сроков в исполнительном производстве необходимо учитывать тот промежуток времени, который истек до приостановления. Поэтому исполнительные действия, меры принудительного исполнения должны осуществляться в сроки с учетом прошедшего периода.

 

Статья 20. Продление сроков в исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 20

 

  1. Действующий ФЗИП предусматривает возможность продления сроков, установленных судебным приставом-исполнителем.

Продление сроков производится судебным приставом-исполнителем, который их установил. С заявлением о продлении сроков могут обратиться лица, участвующие в исполнительном производстве. Заявление должно быть подано до истечения срока. Действующее законодательство не предусматривает последствий обращения лица с заявлением о продлении по истечении срока.

Заявление о продлении срока рассматривается судебным приставом-исполнителем. Оно подлежит удовлетворению, если лицо, ходатайствующее о продлении срока, представит доказательства, что действия не могут быть выполнены в установленный срок по уважительным причинам. По итогам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление либо об удовлетворении заявления и о продлении срока, либо об отказе в продлении срока.

В постановлении о продлении срока должен быть указан конкретный временной период, исчисляемый днями, месяцами, на который продляется этот срок.

  1. Постановление о продлении или об отказе в продлении сроков, которые установлены судебным приставом-исполнителем, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов либо в суд в соответствии с правилами подведомственности.

 

Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

 

Комментарий к статье 21

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи указываются сроки предъявления к исполнению исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов. По общему правилу такие исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗИП исполнительные листы выдаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. Следует отметить различные наименования и порядок вступления в законную силу судебных актов в рамках гражданского и арбитражного процессов.

Согласно ч. 1 ст. 13 ГПК РФ суды общей юрисдикции, рассматривающие гражданские дела, выносят следующие виды судебных актов: судебные приказы, решения суда, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции.

Судебный приказ — это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. Судебные приказы выносятся мировыми судьями.

Судебный приказ имеет силу исполнительного листа, в соответствии со ст. 12 ФЗИП является самостоятельным видом исполнительного документа, сроки предъявления его к исполнению указаны в ч. 3 комментируемой статьи.

Судебное решение — это судебный акт, который выносится при разрешении гражданского дела по существу. Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

По общему правилу исполнительные листы выдаются после вступления решения суда первой инстанции в законную силу. Однако если решение выносится по делам о взыскании алиментов, о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, о восстановлении на работе, о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума (ст. 211 ГПК РФ), то оно подлежит обязательному немедленному исполнению, и исполнительные листы выдаются до вступления такого решения в законную силу. В этом случае исполнительное производство также должно быть возбуждено до вступления решения в законную силу. Кроме того, решение может быть обращено к немедленному исполнению по усмотрению суда (ст. 212 ГПК РФ), тогда исполнительный лист выдается ранее вступления решения в законную силу.

Определениями в гражданском процессе оформляются следующие действия суда: а) решение промежуточных вопросов; б) принятие мер по обеспечению иска; в) заключительные судебные акты в суде апелляционной, кассационной, надзорной инстанций (если в качестве суда надзорной инстанции выступает не президиум суда надзорной инстанции); г) заключительные судебные акты суда первой инстанции при окончании производства по делу без вынесения судебного решения; д) заключительные судебные акты суда первой инстанции в случаях, указанных в ст. ст. 413, 422, 427 ГПК РФ.

Исполнительные листы на основании определений суда могут быть выданы не во всех случаях. Так, они не выдаются на исполнение промежуточных определений (например, о возбуждении производства по делу, о возвращении искового заявления, о приостановлении производства по делу, об оставлении искового заявления, жалобы без движения). Данными определениями оформляется процессуальная деятельность суда и других участников процесса, они исполняются либо немедленно в ходе производства по гражданскому делу, либо по истечении срока на обжалование.

Исполнительный лист выдается на основании определения суда о взыскании штрафа (ст. 105 ГПК РФ).

Исполнительный лист выдается также на основании определений о принятии мер по обеспечению иска (ст. 142 ГПК РФ), определения о замене одних мер обеспечения другими (ст. 143 ГПК РФ). При принятии мер по обеспечению иска исполнительный лист выдается до вступления определения в законную силу, поскольку согласно ч. 1 ст. 142 ГПК такое определение подлежит немедленному исполнению. Сторонам предоставляется право принести частную жалобу на определение о принятии мер по обеспечению иска в 15-дневный срок с момента получения копии определения, но это не приостанавливает действия обеспечительных мер.

Определение выносится по итогам рассмотрения апелляционной, кассационной, надзорной жалобы (если она рассматривалась не президиумом суда надзорной инстанции). Такое определение вступает в законную силу немедленно, и на его основании выдается исполнительный лист, который может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет.

Если производство по делу заканчивается без вынесения судебного решения (прекращение производства по делу (ст. 220 ГПК РФ), оставление заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ)), суд выносит определение, на основании которого исполнительный лист не выдается. Исключение составляют случаи принудительного исполнения определения о прекращении производства по делу в связи с заключением мирового соглашения. Если мировое соглашение не исполняется сторонами добровольно, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение (за исключением мировых соглашений, заключенных по искам о признании, по которым исполнительные листы не выдаются).

В соответствии с ГПК РФ при рассмотрении вопросов о признании решений иностранных судов (ч. 4 ст. 413), о признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей) (ст. 416), при отмене решения третейского суда (ст. 422), при рассмотрении вопроса о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 427) суд общей юрисдикции выносит определения, которые вступают в законную силу по истечении одного месяца на обжалование. Исполнительный лист выдается только при вынесении определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. На основании иных определений исполнительные листы не выдаются.

Постановления суда надзорной инстанции вступают в законную силу немедленно со дня их вынесения, на основании этого вида судебных актов могут быть выданы исполнительные листы, которые предъявляются к исполнению в течение трех лет.

Согласно ч. 1 ст. 15 АПК РФ арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения.

Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на обжалование в суд апелляционной инстанции. Исполнительный лист выдается после вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением случаев, когда решение обращается к немедленному исполнению (ч. ч. 2, 3 ст. 182 АПК РФ). Действующий ФЗИП увеличил срок предъявления исполнительных листов, выданных на основании судебных актов арбитражных судов, с шести месяцев до трех лет.

Судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора, именуются постановлениями. Постановления вступают в законную силу немедленно, и на основании этих видов судебных актов могут быть выданы исполнительные листы, которые предъявляются к исполнению в течение трех лет.

Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями. Как и в гражданском процессе, исполнительные листы согласно АПК РФ выдаются только на основании определений о принятии мер по обеспечению иска (ст. 93), замене одного вида обеспечения другим (ст. 95), встречном обеспечении (ст. 94), принятии предварительных обеспечительных мер (ст. 99), выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения (ч. 2 ст. 142), выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 240).

В соответствии со ст. 120 АПК РФ по результатам рассмотрения арбитражным судом вопроса о наложении штрафа выносится определение. Данное определение приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решения арбитражного суда. Исполнительный лист направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю по месту жительства или месту нахождения лица, на которое наложен штраф.

В иных, не которые предусмотрены АПК РФ случаях исполнительные листы на основании определений арбитражного суда не выдаются.

Гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство предусматривает возможность предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта (ст. 434 ГПК РФ; ст. 324 АПК РФ). Если судом общей юрисдикции или арбитражным судом было вынесено определение о рассрочке или об отсрочке исполнения судебного акта, то трехлетний срок предъявления исполнительного листа к исполнению начинает течь со дня окончания отсрочки или рассрочки исполнения.

В гражданском и арбитражном процессе существует возможность исправления судебного акта судом, его вынесшим (исправление описок, разъяснение судебного акта, изменение способа исполнения, вынесение дополнительного решения), в связи с чем в судебной практике возникает вопрос о возможности влияния этих действий на исчисление трехлетнего срока предъявления к исполнению исполнительного листа, выданного судом на основании принятого им судебного акта. Верховный Суд РФ указал, что, поскольку определение о разъяснении судебного акта, об исправлении описок либо изменении способа исполнения судебного акта не изменяет существа вынесенного судебного акта и направлено на его исполнение, трехлетний срок должен исчисляться с момента вступления в силу судебного акта, во исполнение которого были вынесены указанные определения, а не с момента вступления указанных определений в законную силу <1>.

———————————

<1> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года от 30 мая 2007 г.

 

Действующий ФЗИП прямо не указывает сроки предъявления к исполнению исполнительных листов, выдаваемых негосударственными судами (Международным коммерческим арбитражным судом, третейскими судами). Несмотря на то что в ч. 1 комментируемой статьи установлен трехгодичный срок для предъявления исполнительных листов, выдаваемых судами общей юрисдикции, арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, этот срок следует распространить и на случаи предъявления к исполнению исполнительных листов, выдаваемых на основании решений негосударственных судов. По общему правилу решения Международного коммерческого арбитражного суда, третейских судов подлежат исполнению добровольно. В случае неисполнения одна из сторон вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение. Производство по данным заявлениям регулируется ст. ст. 423 — 427 ГПК РФ, ст. ст. 236 — 240 АПК РФ. По результатам рассмотрения заявления суд общей юрисдикции, арбитражный суд выносят определение. Если заявление удовлетворено, то на основании определения суд общей юрисдикции или арбитражный суд выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решения. Несмотря на то что исполнительный лист выдается после вынесения судебного акта — определения, тем не менее исполнению подлежит не само определение, а решение Международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда. Поскольку выдача исполнительных листов осуществляется в судебном порядке, уместно по аналогии применять трехгодичный срок предъявления к исполнению таких исполнительных листов. Единый срок предъявления исполнительных документов государственных судов и судов негосударственной юрисдикции обеспечивает единообразие в защите прав участников гражданского оборота. Установление единого срока для исполнения решений государственных судов и третейских судов повышает привлекательность третейской формы разрешения споров, поскольку обеспечивает единые стандарты для исполнения решений этих органов.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи содержится специальная норма, регулирующая сроки предъявления к исполнению исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражного суда в случае, если арбитражным судом был восстановлен срок предъявления исполнительного листа к исполнению. Указывается пресекательный срок, в течение которого могут быть предъявлены к исполнению такие исполнительные листы. В отличие от общего правила, содержащегося в ч. 1 комментируемой статьи, этот срок составляет три месяца.
  2. Поскольку на основании судебных приказов исполнительные листы не выдаются, срок предъявления их к исполнению начинает течь с момента их выдачи и составляет три года.
  3. Особое правило установлено в отношении сроков предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании периодических платежей (например, исполнительные документы по делам о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей). Такие исполнительные документы (решения, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов) могут предъявляться к исполнению в течение всего срока, на который эти платежи взысканы, а также в течение трех лет после окончания срока взыскания.
  4. Для удостоверений, выдаваемых КТС, предусмотрен сокращенный срок предъявления к исполнению, составляющий три месяца.
  5. В ч. 6 комментируемой статьи законодатель устанавливает сроки предъявления к исполнению актов органов, осуществляющих контрольные функции (налоговые, таможенные органы), о взыскании денежных средств, если банк или иная кредитная организация не имеет возможности исполнить такой акт по причине отсутствия на расчетном счете должника денежных средств. После того как кредитная организация или банк, поставив на акте отметку о невозможности его исполнения, возвращает его в орган, осуществляющий контрольные функции, последнему предоставляется шестимесячный срок для предъявления акта к исполнению вновь.

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды» в комментируемую статью была добавлена ч. 6.1, в которой введена специальная норма относительно определения исполнительного срока в отношении актов органов, осуществляющих контрольные функции. Если соответствующие органы принимают акт о взыскании денежных средств без приложения указанных в ч. 6 ст. 21 ФЗИП документов, то такие акты могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

  1. Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» увеличен срок предъявления к исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях с одного года до двух лет. Двухгодичный срок начинает течь со дня вступления соответствующих актов в законную силу.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» обратил внимание, что согласно ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта. С учетом изложенного по делу о привлечении к административной ответственности изготавливается экземпляр судебного акта, который приобщается к делу, а также экземпляры судебного акта, на основании которых осуществляется принудительное исполнение. Судам следует учитывать, что в случае, если по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании ст. 32.2 КоАП РФ названный судебный акт должен быть направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из ст. 33 ФЗИП (п. 15.3 названного Постановления).

  1. В ч. 8 комментируемой статьи содержится бланкетная норма. Все остальные виды исполнительных документов, которые прямо не указаны в комментируемой статье, предъявляются к исполнению в сроки, устанавливаемые федеральными законами.

В частности, в ст. 21 ФЗИП прямо не указаны сроки предъявления к исполнению нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов или их нотариально удостоверенных копий. Поскольку алименты являются периодическими платежами, то в данном случае следует применять ч. 4 комментируемой статьи и предъявлять такие документы к исполнению в течение всего срока, на который они присуждены, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Согласно ст. 94 Основ законодательства РФ о нотариате исполнительная надпись, если взыскателем или должником является гражданин, может быть предъявлена к принудительному исполнению в течение трех лет со дня ее совершения, а если и взыскателем, и должником являются предприятия, учреждения, организации, — в течение одного года, если законодательством Российской Федерации не установлены иные сроки.

Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительной надписи производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению

 

Комментарий к статье 22

 

  1. Установленные в ст. 21 ФЗИП сроки предъявления исполнительных документов ко взысканию могут быть прерваны. Закон приводит следующие основания для прерывания срока.

1.1. Предъявление исполнительного документа к исполнению.

Исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению непосредственно в службу судебных приставов, и в таком случае выносится постановление о возбуждении исполнительного производства, а также в иные организации. В соответствии со ст. 8 ФЗИП исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Исполнительный лист о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25000 руб., может быть направлен непосредственно взыскателем в организацию или иному лицу, которые выплачивают должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 ФЗИП). Срок предъявления исполнительного документа будет прерываться, если взыскатель обратился в один из органов, уполномоченных в соответствии с ФЗИП осуществлять принудительное взыскание. Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой.

В случае если взыскатель предъявляет исполнительный лист в банк должника, который впоследствии возвращает его ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете должника, исполнительский срок прерывается и начинает исчисляться с момента возвращения банком исполнительного листа <1>.

———————————

<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2004 г. N Ф09-4120/04-ГК.

 

1.2. Частичное исполнение исполнительного документа должником.

В соответствии со ст. 46 ФЗИП исполнительный документ, по которому произведено частичное исполнение, ввиду невозможности дальнейшего исполнения возвращается взыскателю, при этом судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства. Возвращение исполнительного документа по данному основанию не является препятствием для повторного его предъявления. После частичного исполнения исполнительного документа у взыскателя имеется право на повторное его предъявление к исполнению в пределах сроков, установленных ст. 21 ФЗИП. Поскольку в результате частичного исполнения прерывается срок предъявления исполнительного документа к исполнению, новый срок предъявления его ко взысканию начинает течь с момента возвращения исполнительного документа. Если по одному исполнительному документу было несколько частичных исполнений, то он может предъявляться к исполнению неоднократно, до полного взыскания задолженности. После каждого возвращения исполнительного документа взыскатель может предъявить его к исполнению в течение срока, указанного в ст. 21 ФЗИП.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи содержится правило о возобновлении срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Это означает, что после перерыва взыскателю предоставляется новый срок в полном объеме, который указан в ст. 21 ФЗИП для исполнения соответствующего вида исполнительных документов. Например, если исполнительный лист, выданный на основании решения арбитражного суда, возвращен в связи с частичным исполнением, то после возвращения исполнительного листа взыскателю вновь предоставляется трехгодичный срок предъявления этого исполнительного листа к исполнению. При этом новый срок предоставляется в полном объеме, без учета времени, прошедшего до прерывания срока. Период до прерывания срока не влечет уменьшения нового срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
  2. Исполнительный документ в соответствии со ст. 46 ФЗИП может быть возвращен взыскателю в случае невозможности его исполнения. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что в такой ситуации новый срок для предъявления исполнительного документа к исполнению будет исчисляться со дня возвращения исполнительного документа взыскателю. Данный подход подтверждается и судебной практикой. В частности, в п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» обращается внимание на то, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отметил, что трехлетний срок на повторное предъявление исполнительного листа следует исчислять со дня возвращения исполнительного листа, который определяется датой вынесения соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя, а не со дня фактического получения взыскателем постановления о возвращении исполнительного документа взыскателю и окончании исполнительного производства, как полагал взыскатель <1>.

———————————

<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2010 г. по делу N А75-3611/2010.

 

  1. Законодательство предусматривает возможность приостановления или отсрочки исполнения судебного акта, акта иного органа или должностного лица.

В соответствии со ст. 37 ФЗИП взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица. Приостановление исполнения судебного акта, акта иного органа или должностного лица в рамках исполнительного производства производится по основаниям и в порядке, которые определяются ст. ст. 39, 40, 42 ФЗИП.

Судебный акт, акт другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении могут быть приостановлены судом, другим органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ (ст. 41 ФЗИП).

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить исполнение судебного акта. Заявление об отсрочке рассматривается арбитражным судом по правилам ст. 324 АПК РФ. По результатам рассмотрения выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта арбитражный суд вправе по заявлению взыскателя принять меры по обеспечению исполнения судебного акта.

В соответствии со ст. ст. 283, 298 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции, Высший Арбитражный Суд РФ вправе приостановить исполнение судебных актов по ходатайству лиц, участвующих в деле.

Согласно ч. 1 ст. 283 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции вправе приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, при условии, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение, предусмотренное в ч. 2 ст. 283. При принятии решения исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.

Исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено Высшим Арбитражным Судом РФ по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, при условии, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил другой стороне по делу встречное обеспечение возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Исполнение судебного акта может быть приостановлено до окончания надзорного производства, если судом не установлен иной срок.

Суд общей юрисдикции при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, также вправе принять судебный акт об отсрочке исполнения судебного акта или постановления иных органов (ст. 434 ГПК РФ).

Часть 3 ст. 54 Закона об ипотеке предоставляет суду право при рассмотрении дела об обращении взыскания на заложенное имущество отсрочить реализацию имущества на срок до одного года, если: а) залогодателем является гражданин независимо от того, какое имущество заложено им по договору об ипотеке, при условии, что залог не связан с осуществлением этим гражданином предпринимательской деятельности; б) предметом ипотеки является земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Определяя срок, на который предоставляется отсрочка реализации заложенного имущества, суд учитывает в числе прочего то, что сумма требований залогодержателя, подлежащих удовлетворению из стоимости заложенного имущества на момент истечения отсрочки, не должна превышать стоимость заложенного имущества по оценке, указанной в отчете независимого оценщика или решении суда на момент реализации такого имущества.

Отсрочка реализации заложенного имущества не допускается, если: она может повлечь существенное ухудшение финансового положения залогодержателя; в отношении залогодателя или залогодержателя возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом).

В случае отсрочки исполнения, приостановления исполнения судебного акта, акта иного органа или должностного лица течение срока возобновляется со дня возобновления исполнения.

  1. При рассрочке исполнения исполнительного документа в отличие от отсрочки, приостановления исполнения судебного акта, акта иного органа, должностного лица течение срока не возобновляется, а продлевается на срок рассрочки. Например, суд общей юрисдикции вынес определение о рассрочке исполнения судебного решения по взысканию долга, указав, что должник обязан вернуть долг равными частями в течение трех месяцев. Последняя часть долга должна быть возвращена через три месяца со дня первого исполнения. Трехгодичный срок исполнения исполнительного листа, выданного на основании этого судебного решения, начинает течь с момента вступления решения в законную силу, но продляется на три месяца — на срок рассрочки. Таким образом, исполнительный лист в этом случае может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет трех месяцев.

Рассрочка исполнения судебного акта допускается ст. 434 ГПК РФ, ст. 324 АПК РФ.

  1. Часть 6 комментируемой статьи содержит правило, ограничивающее действие ч. ч. 1 — 4 данной статьи в отношении судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административном правонарушении.

В отношении судебных и иных актов, выданных по делам об административных правонарушениях, действует лишь правило о рассрочке исполнения, в соответствии с которым двухгодичный срок предъявления судебного акта, акта иного органа или должностного лица, выданного по делу об административном правонарушении, увеличивается на срок рассрочки.

Согласно ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Вместе с тем следует отметить, что ч. 6 ст. 22 ФЗИП вступает в противоречие со ст. 41 ФЗИП, которая допускает приостановление исполнения судебного акта. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.

Согласно ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

Представляется возможным при отсрочке, приостановлении исполнения постановления в случаях, указанных в ч. 1 ст. 31.5, ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ, продлевать срок предъявления постановления к исполнению.

 

Статья 23. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению

 

Комментарий к статье 23

 

  1. Комментируемая статья содержит правило о порядке восстановления предусмотренного ст. 21 ФЗИП пропущенного срока предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению. Заявление о восстановлении срока принимается судом, принявшим судебный акт.

Часть 2 ст. 432 ГПК РФ закрепляет возможность восстановления срока предъявления исполнительного документа к исполнению, если причины пропуска срока были уважительными.

В соответствии со ст. 322 АПК РФ взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о восстановлении пропущенного срока. Заявление рассматривается арбитражным судом в пятидневный срок без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения выносится определение, которое может быть обжаловано. Если арбитражный суд восстановил сроки предъявления исполнительного документа к исполнению, такие документы должны быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев (ч. 2 ст. 21 ФЗИП).

2. Восстановление пропущенных сроков предъявления исполнительных документов возможно только в отношении судебных приказов и исполнительных листов, выданных судами общей юрисдикции, арбитражными судами. В случае пропуска сроков предъявления к исполнению иных исполнительных документов ФЗИП не допускает возможности их восстановления.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code