Статья 36. Международные договоры

Комментарий к статье 36 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

 

  1. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами устава Организации Объединенных Наций (далее — ООН). Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы. Международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией РФ, Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Международный договор Российской Федерации — международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее — иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Комментируемая статья, основываясь на положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», устанавливает приоритет норм международных договоров по сравнению с нормами национального законодательства о страховании: если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о страховании, то применяются правила международного договора.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что Российская Федерация является правопреемницей по международным договорам бывшего СССР. По крайней мере что касается заключенных СССР в период его существования международных договоров, не утративших своей силы на момент распада Союза ССР, то Министерством иностранных дел РФ было сделано заявление, в соответствии с которым Российская Федерация уведомила иностранные государства о своем правопреемстве в отношении международных договоров. В ноте, направленной Министерством иностранных дел РФ главам дипломатических представительств в Москве (от 13 января 1992 г.), и аналогичном письме N 11/Угп, датированном тем же числом, было сказано, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Исходя из этого, Правительство РФ будет выполнять функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам вместо Правительства Союза Советских Социалистических Республик. Министерство иностранных дел РФ также высказало просьбу рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР. Отсюда и возникло понятие «государство — продолжатель СССР». С такой концепцией согласилось и мировое сообщество, и участники Содружества Независимых Государств. Подобного рода заявление было продиктовано прежде всего тем, что традиционное правопреемство государств по отношению к России не вписывалось в систему международных отношений, затрагивающих такие важные проблемы, как безопасность, сокращение вооружения, участие в международных организациях. Обычный статус правопреемника не мог удовлетворить ни саму Россию, ни вновь образованные государства, ни международное сообщество. Кроме того, правопреемство не распространяется на членство в международных организациях (СССР на момент распада был и участником ООН, и членом СБСЕ), в связи с этим России пришлось бы вновь вступать в них. Сделанное Российской Федерацией заявление разрешило многие проблемные вопросы. Россия официально приняла на себя основные права и обязанности бывшего СССР, заняв тем самым его место в международной системе.

Помимо вышеуказанного заявления, Министерством иностранных дел РФ на имя Генерального Секретаря ООН была направлена нота от 26 декабря 1991 г. «О продолжении участия Российской Федерации вместо СССР в ООН, ее органах и международно-правовых документах» (см. ноту постоянного представительства Российской Федерации при ООН от 27 декабря 1991 г. N 1089/н). В этой ноте МИД России сообщил о том, что участие СССР в Организации Объединенных Наций, всех ее органах, а также во всех заключенных в ее рамках или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах, включая Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г., продолжается Российской Федерацией. В связи с этим в ООН вместо названия «Союз Советских Социалистических Республик» должно использоваться наименование «Российская Федерация». Далее было изложено, что Российская Федерация в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязанности СССР в ООН, включая финансовые обязательства. МИД России также уведомил, что настоящая нота является свидетельством полномочий представлять Российскую Федерацию в органах ООН всем лицам, имеющим в данное время полномочия представителей СССР в ООН.

В соответствии с Конституцией РФ заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

  1. С государствами — участниками СНГ в сфере пенсионного и медицинского страхования Россией заключены, в частности, такие международные договоры:

1) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Ташкент, 15 мая 1992 г.);

2) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Ташкент, 15 мая 1992 г.);

3) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Ашхабад, 24 декабря 1993 г.);

4) Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (г. Минск, 15 марта 2011 г.).

27 марта 1992 года в городе Алма-Ате (Республика Казахстан) в соответствии с Соглашением, подписанным главами парламентов-учредителей, была создана Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) — консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес. Основное внимание в своей деятельности МПА СНГ уделяет вопросам, связанным со сближением и гармонизацией законодательств государств — участников СНГ. Результатом этой работы являются принимаемые МПА СНГ модельные законодательные акты и рекомендации, при создании которых учитывается опыт парламентов стран Содружества и международных парламентских организаций.

Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ представляют собой адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. Поэтому принятие парламентами стран СНГ национальных законов на основе модельных актов МПА СНГ не только обеспечивает гармонизацию и сближение законодательств стран Содружества, но и содействует приведению этих национальных законодательств в соответствие с лучшими образцами европейского права.

В рамках деятельности МПА СНГ были разработаны, в частности:

1) Модельный закон о государственном социальном страховании (принят в г. Санкт-Петербурге 6 декабря 1997 г. Постановлением 10-4 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ), который в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права определяет правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, являющегося частью системы социального обеспечения, организованной государством в интересах застрахованных с целью обеспечения государственных гарантий от возможных последствий социальных и/или профессиональных рисков. Государственное социальное обеспечение заключается в материальном обеспечении застрахованных лиц, оказании им социальной, медицинской и реабилитационной помощи;

2) Модельный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (принят в г. Санкт-Петербурге 15 июня 1998 г. Постановлением 11-7 на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ), который устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных данным Законом случаях.

По решению Совета глав правительств СНГ были созданы: Межгосударственный координационный совет руководителей органов страхового надзора государств — участников СНГ (решение принято в г. Тбилиси 3 июня 2005 г.). Основными задачами Совета являются:

1) реализация Концепции координации страховой политики государств — участников Содружества, утвержденной решением Экономического совета СНГ от имени Совета глав правительств СНГ от 19 декабря 2003 года;

2) принятие мер по гармонизации страхового законодательства в государствах — участниках СНГ согласно принципам и стандартам Международной ассоциации страховых надзоров;

3) активизация взаимодействия и взаимопомощи органов страхового надзора государств — участников СНГ;

4) подготовка предложений по совершенствованию страховых систем государств — участников СНГ;

5) определение приоритетов создания общего страхового пространства на территории Содружества, гармонизированного в соответствии с рекомендациями международных финансовых организаций и требованиями межгосударственных соглашений, принятых в рамках Содружества;

6) разработка мер по обеспечению обмена опытом, информацией и эффективного контроля за страховыми рынками государств — участников СНГ;

7) содействие установлению взаимовыгодных связей между страховыми организациями государств — участников СНГ и формирование механизмов сотрудничества;

8) координация действий по формированию механизма противодействия страховому мошенничеству, недобросовестной конкуренции, умышленному банкротству страховщиков.

Совет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

— разрабатывает предложения по совершенствованию национального законодательства государств — участников СНГ в страховой сфере с учетом рекомендаций Международной ассоциации страховых надзоров и других международных организаций;

— принимает участие в подготовке межведомственных соглашений, относящихся к компетенции Совета;

— разрабатывает предложения по основным направлениям страховой политики государств — участников СНГ;

— подготавливает предложения и организует реализацию мер по созданию и развитию страхового рынка Содружества;

— разрабатывает и принимает в установленном порядке решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

— рассматривает позиции и предложения государств — участников СНГ и национальных объединений страховщиков и страховых организаций и компаний по вопросам страховой политики;

— осуществляет взаимодействие с органами СНГ, ведомствами и организациями государств — участников СНГ в пределах своей компетенции;

— проводит анализ состояния страховых рынков государств — участников СНГ;

— содействует формированию инфраструктуры страхового рынка;

— участвует в подготовке проектов международных договоров в страховой сфере.

Протокольное решение Экономического совета СНГ от 15 марта 2013 г.

О развитии рынка страховых услуг в государствах — участниках СНГ см. информационно-аналитический обзор состояния и перспектив развития рынка страховых услуг, подготовленный на основе материалов, представленных государствами — участниками СНГ в соответствии с решением четвертого заседания Межгосударственного координационного совета руководителей органов страхового надзора государств — участников СНГ, состоявшегося в г. Москве 22 ноября 2011 г. (одобрен протокольным решением Экономического совета СНГ от 15 марта 2013 г.).

  1. 27 ноября 2009 г. в г. Минске государства — члены Евразийского экономического сообщества (далее также — ЕврАзЭС) (в т.ч. и Россия как одна из его участниц) подписали Протокол о создании общего страхового рынка государств — членов Евразийского экономического сообщества. Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 83 данный Протокол одобрен и представлен Президенту РФ для внесения на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 89-ФЗ указанный Протокол был ратифицирован Российской Федерацией.

Целями данного Протокола являются создание общего страхового рынка сторон, разработка и принятие в рамках ЕврАзЭС мер по защите прав и интересов участников общего страхового рынка.

В целях указанного Протокола общий страховой рынок — часть экономического пространства, ограниченная территорией сторон, где законодательством сторон гарантируются соблюдение и защита прав и интересов всех участников страховых рынков сторон; участники общего страхового рынка — страховые (перестраховочные) организации, страховые агенты и брокеры, актуарии, страхователи, а также иные лица, определенные в соответствии с законодательством каждой из сторон; потребитель страховой услуги — страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, страховой интерес которых выступает объектом страховой защиты.

В соответствии с положениями Протокола стороны принимают согласованные меры по созданию общего страхового рынка, регламентируют деятельность органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности, внедряют единые подходы к системе перестрахования рисков страховыми организациями сторон, гармонизируют законодательство сторон, регулирующее страховую деятельность. Создание общего страхового рынка осуществляется поэтапно с учетом сложившихся макроэкономических условий каждой из сторон. Перечень приоритетных задач каждого этапа и сроки их реализации устанавливаются по согласованию сторон.

В целях создания общего страхового рынка стороны реализуют комплекс задач, направленных на гармонизацию законодательства сторон, регулирующего страховую деятельность, формирование общей системы страховой защиты прав и интересов участников общего страхового рынка сторон, а также разработку единых требований к проводимой сторонами государственной политике в области регулирования страховых рынков и надзора за страховой деятельностью. В этих целях стороны:

1) приводят положения законодательства сторон, регулирующего страховую деятельность, в соответствие с требованиями международных стандартов и международной практики страхового надзора;

2) координируют свои действия, в том числе посредством совместных действий по надзору за деятельностью расположенных на территории одной стороны дочерних страховых (перестраховочных) организаций, учрежденных страховыми (перестраховочными) организациями другой стороны;

3) устанавливают:

— общие принципы лицензирования страховых (перестраховочных) организаций;

— общие подходы к осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— единые требования к порядку формирования уставного капитала страховых (перестраховочных) организаций;

— единые требования к формированию страховых резервов;

— единые требования к классификации видов (классов) страхования;

— единые требования по защите прав и интересов потребителей страховых услуг;

— единые принципы определения требований к платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций;

— единые требования к порядку передачи рисков в перестрахование нерезидентам сторон.

Координация работы по реализации настоящего Протокола возлагается на совет руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности при Интеграционном комитете ЕврАзЭС.

В рамках Евразийского экономического сообщества Россией также подписаны:

1) Соглашение о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского экономического сообщества (г. Душанбе, 27 апреля 2003 г.). В соответствии с данным Соглашением стороны, обладая полной независимостью в вопросах реализации государственной политики в области страхования, принимают совместные меры по:

— гармонизации нормативно-правовой базы сторон, регулирующей и обеспечивающей деятельность страховых организаций с учетом интересов страхователей и иных заинтересованных лиц;

— установлению и развитию деловых контактов и взаимодействию между страховыми организациями сторон;

— оказанию помощи страховым организациям в создании межгосударственных и национальных объединений страховщиков;

— совместной выработке и обеспечению эффективной деятельности механизмов проведения сострахования и перестрахования в рамках Евразийского экономического сообщества;

— разработке форм и методов взаимодействия между органами страхового надзора и регулирования страховой деятельности;

— совершенствованию порядка лицензирования деятельности, осуществляемой страховыми организациями;

— сотрудничеству в области создания единой информационно-статистической базы для органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности, обмену опытом в области создания и функционирования информационных систем, используемых в деятельности этих органов, страховых организаций и объединений страховщиков;

— сотрудничеству и обмену опытом в области обучения, переподготовки и повышению квалификации кадров органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности государств — членов ЕврАзЭС на базе учебных заведений, научно-исследовательских и учебных центров сторон, а также проведению совместных научных исследований, научно-практических конференций и семинаров по актуальным вопросам страховой деятельности.

Для координации взаимодействия по реализации указанного Соглашения стороны создают при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества совет руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности;

2) Соглашение об обмене информацией между органами страхового надзора и регулирования страховой деятельности государств — членов ЕврАзЭС (г. Бишкек, 30 сентября 2004 г.) (см. URL: http://www.evrazes.com/docs/view/228, а также URL: http://www.evrazes.com/i/data/item7228-1.doc). По данному Соглашению стороны оказывают друг другу в соответствии с законодательством их государств всемерное содействие в исполнении ими их контрольных и надзорных функций и гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС, регулирующих деятельность на рынках страховых услуг. В соответствии с данным Соглашением запрашиваемая сторона предоставляет доступ к имеющейся в ее распоряжении информации запрашивающей стороне. В содействии стороне может быть отказано в случае:

а) если исполнение запроса противоречит государственному суверенитету, безопасности, экономическим интересам запрашиваемой стороны;

б) если запрос или его исполнение противоречит условиям настоящего Соглашения;

в) если в отношении лиц, по которым направлен запрос, возбуждено уголовное дело или они привлечены к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны по тем же основаниям, которые указаны в запросе;

г) если исполнение запроса противоречит законодательству запрашиваемой стороны в части раскрытия охраняемой законом тайны.

В случае запроса информации о конкретных лицах или в случае, когда процессуальные нормы не позволяют передавать информацию о совершенных правонарушениях, запрашиваемая сторона предпримет все необходимые шаги в целях оказания содействия запрашивающей стороне. В случае наличия препятствий для предоставления соответствующей информации стороны будут проводить консультации.

По любому запросу о содействии информация будет предоставляться в соответствии с законодательством государства запрашиваемой стороны. Отказ в содействии не отменяет права сторон на проведение консультаций. Стороны без направления запроса передают друг другу имеющуюся у них информацию, которую считают полезной для исполнения другой стороной своих функций и в целях, указанных в сообщении, сопровождающем предоставление этой информации. Положения указанного Соглашения применяются, если сторона, предоставляющая информацию, указывает, что она предоставляется в соответствии с этим Соглашением. Информационный обмен в рамках данного Соглашения осуществляется в письменной форме, а также в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством государств — членов ЕврАзЭС.

Международной организацией труда (МОТ) в области социального страхования принято солидное количество конвенций, например, Конвенция N 24 МОТ «О страховании по болезни трудящихся промышленных и торговых предприятий и домашней прислуги» (принята в г. Женеве 15 июня 1927 г. на 10-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 25 МОТ «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве» (принята в г. Женеве 15 июня 1927 г. на 10-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 35 Международной организации труда «Об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги» (принята в г. Женеве 29 июня 1933 г. на 17-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 48 МОТ «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (принята в г. Женеве 22 июня 1935 г. на 19-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 56 Международной организации труда «О страховании моряков по болезни» (принята в г. Женеве 24 октября 1936 г. на 21-ой сессии Генеральной конференции МОТ) и другие, однако Российская Федерация не является их участницей.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code