Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Комментарий к статье 34 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

 

  1. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, осуществляется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно указанному Закону иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. При этом в целях данного Закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

На сегодняшний день единого документа, предусматривающего условия страховой защиты иностранных граждан на территории России, не принято, не содержит таких положений и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Однако отсутствие подобного акта отнюдь не умаляет правового положения указанных лиц, поскольку условия страхования определяются нормами соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих отдельные виды страхования. В частности, речь идет об обязательном страховании: медицинском, пенсионном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон об ОМС допускает отнесение к застрахованным лицам иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах», при условии, что они относятся к одной их перечисленных в ст. 10 ФЗ об ОМС категорий (т.е. работают по трудовому договору, обучаются по очной форме обучения и т.д.).

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 19) право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.

Следует отметить, что определение понятий «постоянно проживающий» и «временно пребывающий» иностранный гражданин содержится в ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно данной статье к постоянно проживающим в России иностранным гражданам относятся лица, получившие вид на жительство. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В настоящее время в сфере медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства и предоставления им медицинской помощи являются действующими (с учетом соответствующих изменений, произошедших в законодательстве): Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»; Приказ Минздрава от 6 августа 1999 г. N 315 «О Минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации», а также ряд других документов.

В письме Минздравсоцразвития РФ от 26 января 2010 г. N 20-1/253427 содержатся исчерпывающие разъяснения о порядке обязательного медицинского страхования временно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 г. N 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» предусматривает, что постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис ОМС выдается без ограничения срока действия. Лицам, имеющим право на получение медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах», полис выдается на срок пребывания, установленный в соответствующих документах. Временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис выдается на срок действия разрешения на временное проживание.

Письмо ФСС РФ от 6 февраля 2003 г. N 02-18/07-832 содержит разъяснения в отношении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» действие этого Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Таким образом, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, помимо российских граждан, также иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие работу на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на территории Российской Федерации.

  1. Отдельного внимания заслуживает вопрос пенсионного страхования иностранных лиц и лиц без гражданства, временно пребывающих и постоянно проживающих на территории России. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, при условии, что они попадают под одну из указанных в ст. 7 данного Закона категорию (например, работают по трудовому или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, и т.д.).

Страхователи, указанные в ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному данным Законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц.

Страхователи, указанные в ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно проживающих на территории Российской Федерации или временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному данным Законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.

Таким образом, иностранный гражданин, работающий на территории Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории РФ (см. также письмо УФНС по г. Москве от 31 мая 2010 г. N 16-15/055015@).

  1. Применительно к комментируемой статье следует отметить Соглашение от 19 ноября 2010 г. «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» (ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 186-ФЗ), в ст. 11 которого предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Уместно рассмотреть в комментируемой статье также информацию ФСС РФ от 3 марта 2011 г., касающуюся вопроса о порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — решение) трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.

На основании п. 3 решения все виды пособий и выплат гражданам государства выезда, работающих на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Аналогичная норма содержится в ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенного 24 января 2006 г. в Санкт-Петербурге (далее — Договор). В соответствии с указанной статьей Договора пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространялось на застрахованного в период осуществления им трудовой деятельности.

Вместе с тем согласно названному Договору, который является более поздним нормативным правовым актом, чем решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 N 4, к застрахованным лицам в соответствии с ч. 1 ст. 2 Договора относятся лица, проживающие на территориях Договаривающихся Сторон и являющиеся их гражданами. При этом в соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 1 Договора место жительства (проживания): в Российской Федерации — место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации; в Республике Беларусь — постоянное место жительства на законных основаниях на территории Республики Беларусь.

Из изложенного следует, что право на обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию имеют только те граждане Республики Беларусь, которые постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации. Учитывая нормы, установленные Договором, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют право на пособия по временной нетрудоспособности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code